рабочая программа по русскому языку 1 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена с учётом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_1_klass_fgos.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Корыхновская начальная общеобразовательная школа»
Согласовано заместитель директора по УВР: Максюта Е.Г.___ (____________) «____» _____________ 2011 г. | Утверждаю от «___»___________ 2011г. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Русский язык»
1 класс
Разработана:
Федоровой Н.В. (Ф.И.О.)
учителем (руководителем) __________нач. классов__ ____
(наименование предмета, кружка, секции)
______второй _______(высшей, первой, второй)
квалификационной категории
Д. Корыхново, 2011 г.
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкий В.Г. (программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1–4). – М.: Просвещение, 2011 ) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2010).
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа.
Используется учебно-методический комплект:
Канакиной В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 1 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2011.
Канакиной В.П., Горецкий В.Г. Русский язык в начальной школе: 1 класс. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Программа по изучению русского языка в 1 классе предусматривает два взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса:
- Обучение грамоте, чтению и развитие речи.
2 .Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи. Назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Начальным этапом курса русского языка является курс «Обучение грамоте». Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. В основе курса лежит позиционный принцип , который осуществляется звуковым аналитико – синтетическим методом . Он слагается из двух взаимосвязанных процессов:1) обучение первоначальному чтению и 2) обучение письму – и закрепляется работой по развитию речи на основных её уровнях: звук (звуковая культура), слово ( словарная работа), предложение, связное высказывание( текст).
В курс обучения грамоте входит развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению.
Основой курса «Русский язык» является формирование представления детей о родном языке как предмете изучения; пробуждение интереса и стремления к его изучению. При обучении русскому языку идёт освоение культуры речи ,формирование коммуникативных навыков и умений общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами. Часть уроков посвящена упражнениям различных видов и форм: это упражнения, обеспечивающие совершенствование чтения, говорения, правильное произношение слов, слогов и звуков, использование таблиц, схем, моделей, рисунков. Процесс обучения построен таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного. Осознание нового языкового материала происходит в процессе наблюдения над языковыми понятиями и их признаками с последующими обобщениями и выводами.
Программа ориентирована на собственно лингвистическое и речевое развитие учащихся. Для достижения целей и задач программы используется системно – деятельностный и личностно – ориентированный подходы через индивидуальную, групповую, коллективную формы работы и дифферинцированный подход. А также используются такие принципы как научности, доступности, наглядности, учёта возрастных и психологических особенностей, принцип оптимального соотношения теоретического и практического материала и принцип учёта перспектив учёбы учащихся через мониторинг и диагностику.
Целью программы является: формирование первоначальных представлений о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
Задачи:
Сформировать действия чтения на слоговом и орфоэпическом уровне.
Научить технологии начертания всех письменных букв и их соединений.
Формировать приём фонематического анализа слов с последующей их записью.
Научить приёмам правильного списывания, письма на слух и по памяти.
Сформировать первоначальные орфографические навыки письма.
Развивать логическое мышление, воображение, связную и правильную речь, память, внимание, наблюдательность.
Воспитывать интерес к русскому языку.
Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.
Курс русского языка ориентирован на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать и рассуждать. Он построен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся начальных классов. Основу курса составляет базовая программа. Вместе с тем курс отличается более высоким теоретическим уровнем, поэтапностью, непрерывностью.
тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип | Элементы содержания | Требования | Вид | Элементы | Дата | ||
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Наша речь (3 часа) | ||||||||||
1-3 | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Речь устная и письменная. Русский язык – родной язык русского народа. | 3 | Комбинированный | Различие слова, словосочетания и предложения. Восприятие и понимание звучащей речи. Речь устная и письменная. Словарные слова: язык, русский язык. | Значение языка в жизни людей, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. | Текущий | ||||
Текст, предложение, диалог. (4 часа) | ||||||||||
4 | Текст. Общее представление. Смысловая связь предложений в тексте. | 1 | Комбинированный | Разновидности предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. Восприятие и понимание звучащей речи. Речь устная и письменная. Словарные слова: воробей, ворона. | Различать предложение и текст. Подбирать заголовок к тексту. Составлять тексты по рисунку. | Текущий | Рифма |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
5-6 | Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Выделение предложения из текста. Установление связи слов в предложении. | 1 | Комбинированный | Различие слова, словосочетания и предложения. Знаки препинания в конце предложения | Уметь вычленять слова из предложения, отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте. | Текущий | Устаревшие слова | ||
7 | Диалог. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Комбинированный | Различие слова, словосочетания и предложения. Знаки препинания в конце предложения. Употребление прописной буквы в начале предложения. | Уметь устно составлять 3–5 предложений на определённую тему. Уметь передавать различную интонацию предложения в устной речи. Тире в диалоговой речи. | Выборочное списывание | Рифма | ||
Слова, слова, слова…. (4 часа) | |||||||||
8 | Слово. Роль слов в речи. | 1 | Комбинированный | Определять количество слов в предложении. | Определять количество слов в предложении. | Текущий | Рифма |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
9 | Слова-названия предметов и явлений, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов. | 1 | Комбинированный | Различие слов-названий предметов и явлений, слов-названий действий предметов. | Приобретать опыт в различении слов-названий предметов и явлений, слов-названий действий предметов. | Восстановление деформированного текста | Слова-антонимы. Рифмы | ||
10 | «Вежливые слова». | 1 | Комбинированный | Употребление «вежливых слов» в письменной речи. | Уметь оформлять предложения с «вежливыми словами». | Текущий | Присказки. Архаизмы | ||
11 | Слова однозначные и многозначные. Слова близкие и противоположные по значению. Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. | 1 | Комбинированный | Однозначные и многозначные слова (общее представление). Слова-антонимы. Словарные слова: пенал, карандаш. | Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов. Уметь работать со словарями. | Текущий | Ребусы | ||
Слово и слог. Ударение. (8 часов) | |||||||||
12-14 | Слово и слог. Деление слов на слоги. | 3 | Комбинированный | Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Словарные слова: лисица (лисичка) | Уметь различать слово и слог. Определять количество в слове слогов. Составлять слова из слогов. | Текущий | Составление и запись предложений из групп слов | ||
15-17 | Перенос слов. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. | 3 | Комбинированный | Правила переноса слов. | Уметь переносить слова по слогам. | Текущий | Словарное богатство русского языка | ||
18-19 | Ударение. Развитие речи. Коллективное составление основной части сказки. | 1 | Комбинированный | Способы выделения ударения. Зависимость значения слов от ударения. Орфоэпический словарь. Словарные слова: сорока, собака. | Определять ударение в слове. Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения. Различать ударные и безударные слоги. | Текущий |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Звуки и буквы. (50 часов) | |||||||||
20-21 | Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 2 | Комбинированный | Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Словарные слова: пальто, весело. | Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. | Текущий | |||
22-23 | Русский алфавит, или Азбука. | 2 | Комбинированный | Значение алфавита. Знание алфавита. Словарные слова: хорошо, учитель, ученик, ученица. | Называть правильно буквы в алфавитном порядке. Располагать слова в алфавитном порядке. | Текущий | |||
24-26 | Гласные звуки. Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопрос. | 3 | Комбинированный | Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. Словарные слова: деревня. | Составлять развернутый ответ на вопрос. Определять характеристику гласного звука. | Выборочное списывание | Паронимы | ||
27-30 | Ударные и безударные гласные звуки. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. | 4 | Комбинированный | Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение на письме. Словарные слова: заяц, петух, корова, молоко. | Качественная характеристика гласного звука. Различать проверочное и проверяемое слово. | Индивидуальный | Устаревшие слова | ||
31 | Проверочный диктант. | 1 | Комбинированный | Запись под диктовку. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных. | Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв | Диктант | |||
32-34 | Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы Й - И. | 3 | Комбинированный | Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки. Словарные слова: класс, классный, дежурный. | Определять путем наблюдения способы переноса слов с буквой Й. Перенос слов с двойными согласными. | Текущий |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||||
35-38 | Твердые и мягкие согласные звуки. | 4 | Комбинированный | Согласные парные и непарные по твердости-мягкости. Роль букв и, е, ё, ю, я, ь в смягчении согласного. Словарные слова: ребята. | Различать твердые и мягкие согл., парные и непарные. Роль букв и, е, ё, ю, я, ь в смягчении согласного. | Текущий | ||||||||||||
39-41 | Ь как показатель мягкости согласного звука. Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. | 3 | Комбинированный | Использование на письме Ь как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и середине слова перед согласным. | Соотносить количество звуков и букв в словах с Ь. обозначать мягкость согл в середине и конце слова перед согл. | Текущий | Анаграммы. | |||||||||||
42-45 | Согласные звонкие и глухие. Развитие речи. Работа с текстом (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор нужных предложений) | 1 | Комбинированный урок | зв и глух согл звуки на конце слов. Различать проверочное и проверяемое слово. Словарные слова: тетрадь, медведь. | Различать зв и глух согл, парные и непарные. Различать проверочное и проверяемое слово. | Текущий | Порядок слов в предложении | |||||||||||
46 | Проверочный диктант. | 1 | Контрольный урок | Списывание текста. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных | Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах | Диктант. | Звуко-буквенный анализ слов | |||||||||||
47-48 | Шипящие согласные звуки. | 2 | Комбинированный | Буквы Ж, Ш, Ч, Щ. Словарные слова: работа (работать). | Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | Текущий |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
49 | Проект «Скороговорки» | 1 | Комбинированный | Составление сборника «Веселые скороговорки». | Создавать совместно со сверстниками и взрослыми собственный информационный объект. | Тематический | |||
50-51 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. | 2 | Комбинированный | Правило написания сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ. Словарные слова: девочка | Уметь произносить слова с сочетаниями чн, чт. Писать слова с сочетаниями. | Текущий | |||
52-53 | Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща; жи, ши; чу, щу. Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания сказки. | 2 | Комбинированный | Правило написания сочетаний ча, ща; жи, ши; чу, щу. Словарные слова: машина. | Уметь устно составлять 3–5 предложений на определённую тему. Уметь различать произношение и написание слов с сочетаниями. | Текущий | Рифма | ||
54 | Проверочный диктант. | 1 | Контрольный урок | Списывание текста. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных, сочетаний. | Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах | Диктант. | Звуко-буквенный анализ слов | ||
55-57 | Заглавная буква в словах. Развитие речи. Составление ответов на вопросы, составление рассказа по рисунку. | 3 | Комбинированный | Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. | Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. | Текущий | |||
58 | Проект «Сказочная страничка» | 1 | Комбинированный | Изученные правила письма в названиях сказок. | Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. | Запись слов с пропущенными буквами | Рифма |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
59 | Повторение изученного. | 1 | Комбинированный | Повторение изученного за 1 класс. | Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах. | Словарный диктант (5 мин) | |||
60 | Контрольное списывание. | 1 | Контрольный урок | Списывание текста. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных, сочетаний. | Уметь различать произношение и написание слов с сочетаниями чу, щу | Проверочное списывание | Многозначные | ||
61 | Повторение изученного. | 1 | Комбинированный | Повторение изученного за 1 класс. | Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах. | Текущий | |||
62 | Итоговый диктант. | 1 | Контрольный урок | Списывание текста. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных, сочетаний. | Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах. Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | Картинный диктант | |||
63-68 | Повторение изученного. | 1 | Комбинированный | Повторение изученного за 1 класс. | Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание. Уметь делить слова на слоги; соотносить количество звуков с числом букв в словах. | Текущий | Рифма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабоая программа для национальных школ где рус. яз 3 часа в неделю...
Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...
Рабочая программа по русскому языку Канакина. ФГОС. 4 класс. Школа России.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку ПНШ ФГОС 1-4 классы
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 5 класс Ладыженская
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.Программа составлена на основе Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 1 класс...