Русский язык 1 класс. Тема: "Предложение"
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)
формировать представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль; дать понятие текста; развивать умение списывать, диктуя себе по слогам и проверять свою запись по книге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_1_klass_predlozhenie.doc | 614.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1 «Б» классе. Учитель: Хренова О.Д.
Тема: «Предложение»
Цели:
1 Образовательные: формировать представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль; дать понятие текста; развивать умение списывать, диктуя себе по слогам и проверять свою запись по книге.
2 Развивающие: развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, речи, фонематического слуха, мышления.
3 Воспитательные: воспитание аккуратности, культуры поведения и общения на уроке, положительной мотивации к учебе.
4 Здоровьесберегающие: индивидуальный подход к ученикам, создание ситуации успеха, игровая форма работы, работа около конторок, двигательная активность в ходе урока, использование физкультминуток в ходе урока, пальчиковая гимнастика. Проветривание помещения в ходе физкультпаузы, самоконтроль и контроль учителя за осанкой детей на уроке.
5 Исследовательские: исследование звукового состава слов, исследование понятия речь, предложение.
Тип урока: Изучение новой темы
Технические средства обучения (ТСО):
- Компьютер,
- мультимедийный проектор.
Этапы | Содержание | Примечание |
Организационный момент. | 1) Вставайте дружно каждый раз, Когда к нам взрослый входит в класс, Парта- это не кровать И нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. На уроке не болтай, Как говорящий попугай. Ответить хочешь- не шуми, А только руку подними. | |
2) Повторение. | Сегодня мы с вами на грамматическом поезде отправимся в путешествие по стране «Грамматика». Но нам предстоит строить наш поезд самим. И начнем мы с загадки: Эй, скажите мне друзья, Что увидеть нам нельзя? Стук калитки, шум дождя Разве видите, друзья? Кто увидел пенье птиц, Шелестение страниц, Звон трамвая, бой часов, Как шуршат под полом мыши- Это всё мы только слышим. Ну-ка, глазки закрывайте, Ушки, ушки навострите, Мы по честному играем, Своих глаз не отворите! Если мы в ладоши хлопнем, Или мы ногою топнем, Догадайся, милый друг, Значит, мы услышим …(звук). На экране появляется 1 вагон «Звуки». -А что мы знаем о звуках? (Бывают гласные – воздух проходит свободно , и согласные- воздух встречает преграду, согласные парные и непарные, глухие и звонкие, гласные ударные и безударные, Гласные ЕЁЮЯ дают два звука в начале слова, после гласного , после Ъ и Ь, всегда твердые согласные Ж Ш Ц, всегда мягкие Й Щ Ч.) -Ь и Ъ не дают звука и разделяют согласный с гласным. Ь смягчает согласный. А теперь еще загадка: Сели на странички Тридцать три сестрички. Сели рядом – не молчат, Нам загадки говорят? (Буквы). На экране появляется 2 вагончик «Буквы». -А что мы знаем о буквах? ( их 33 в алфавите, они бывают гласные и согласные, гласные на письме обозначают гласный звук, согласные-согласный, буквы на письме обозначают звуки). -А что получится, если буквы встанут рядом – согласная с гласной: Дружат гласная с согласной, составляя вместе…(слог). На экране 3 вагон «Слоги». Слайд 3 -А как мы умеем делить слово на слоги? (Хлопаем и кричим как на стадионе) Если слоги станут рядом- Получаются…(слова). На экране 4 вагон «Слова». А какие бывают слова по обозначению? (слова-предметы, действия, признаки). | |
3) Изучение нового. | А что получается, если слова встанут в ряд по смыслу? (Предложение). На экране 5 вагон «Предложение». Слайд 6. -А что такое предложение? ( Слова, связанные по смыслу , законченная мысль. В предложении всегда о чём-то или о ком-то говорится и что-то говорится). На экране: на, ёжик, шуршит, тропке -Это предложение? Почему нет? -Поставим слова по смыслу. На тропке шуршит ёжик. Слайд 8 -А как ещё можно составить ?Ёжик шуршит на тропке. -Найдите в словах этого предложения орфограммы -опасные места.(ШИ пиши с буквой И).Подчеркнем в предложении на экране . Начало предложения с большой буквы.. Точка в конце предложения. -А как мы показываем конец предложения в устной речи, когда читаем? ( Пауза). ВЫВОД: -Что такое предложение? Что еще сейчас мы сказали о предложении? (Слова, связанные по смыслу, законченная мысль, начало с большой буквы, в конце точка, знак вопроса или восклицательный в зависимости от интонации. В устной речи пауза в конце предложения). На экране: Ты пойдёшь сегодня гулять… - Как можно прочитать, если мы спокойно сообщаем информацию? Если мы спрашиваем? Если мы приказываем! -От чего зависит знак в конце предложения? ( От интонации). ВЫВОД: - Так что же мы знаем о предложении? О знаках препинания? Проверим наши выводы по учебнику страница 5 и 6. На экране по ходу чтения появляется правило: В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой ( остановкой). В письменной речи одно предложение отделяется от другого точкой (.), восклицательным знаком (!) или вопросительным знаком (?). Договоримся: точка, тире, вопросительный и восклицательный знаки – знаки препинания. | |
4) Чистописание. | - А теперь, чтобы наше путешествие продолжалось, нам надо взять тетради. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Ребята повторяют все движения. Я, друзья, от вас не скрою- Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Записываем число, классная работа. ( На доске элементы чистописания) -Посмотрите на первую строку. Какие это элементы? -Какие буквы, заглавные или строчные, могут состоять из этих элементов? -А какие строчные буквы могут состоять из этих элементов? -Какое правило можно составить из этих букв? Прописать элементы строчку до конца, буквы по одному разу. Загадка: Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле, А на лбу у ребятишек Никому не нужно…(шишек). Записали в тетрадь, а учитель на доске ШИШКА -Какая орфограмма - опасное место спрятано в этом слове? Подчеркнуть ШИ. | |
5)ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | «Пчёлы» Пчелки в ульях сидят и в окошечко глядят, порезвиться захотели – прямо к небу полетели. | |
6) Закрепление через проблемную ситуацию. | В учебнике стр.6 Упражнение 4 Стихотворение читаем Ветер , листьями шурша, Провожает лето. Вовка – добрая душа Громко крикнул ветру: -Ты зачем ребят подвел… Как теперь играть в футбол… Ты бы сам листву подмел… -Ребята, Агния Львовна Барто написала для вас стихотворение, но подул сильный ветер и унес знаки препинания в конце предложений. -Давайте поможем Вовке и вставим знаки. (Дети встают и объясняют знаки) Откроем учебники на странице 4. -Прочитайте 1 предложение. Ярко светит солнышко. О чем говорится в предложении? Почему я спросила о чем? Что говорится о солнышке? С какой интонацией произносим это предложение? Как показан конец предложения? Начало предложения? Записали в тетрадь.(1 ученик на доске) Найдем основу предложения – главный герой (Подчеркиваем одной чертой), что он делает – двумя чертами. Найдите 3 предложение. С какой интонацией мы его произносим? Как в устной речи показали конец предложения? На письме как показали конец предложения? Скоро побегут ручейки! О чем предложение? Что о них говорится? Записали в тетрадь (1 ученик у доски). Найдем основу: главный герой – одной чертой, что сделают – двумя чертами. | |
7) ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА | Руки сложены в шалаш, Между ними – карандаш, Повторяем 2 раза. Мы закончили едва- Появилась буква А. | |
8)Закрепление | По классу развешены карточки с деформированными предложениями. Дети выходят, находят карточки, составляют предложения, прикрепляют карточки к доске, объясняют знак в конце предложения. солнышко, ярко, светит, весеннее на, почки, деревьях. набухли что, по, громко, журчит, дорожке ручей, это, шумит, весело хорошо, как, на, весной, улице Получаем: Ярко светит весеннее солнышко. На деревьях набухли почки. Что громко журчит по дорожке? Это весело шумит ручей. Как хорошо весной на улице! -Как называется данная запись? (текст). Что такое текст? (Предложения, связанные по смыслу на одну тему). Где выражена тема текста? ( в названии) Дадим название нашему тексту. ( «Весна»). | |
9) Проверка знаний. Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Чтобы наш поезд поехать смог, надо выполнить еще одно задание На партах лежат карточки с предложениями. Вы читаете предложения, догадайтесь про интонацию и знак препинания в конце. Знаки ручкой вставляете в конце предложения. 1 вариант -Что ж ты, Ёж, такой колючий… -Это я на всякий случай… -Знаешь, кто мои соседи… -Лисы, волки и медведи… 2 вариант -Заяц, заяц, чем ты занят… -Кочерыжку разгрызаю… -А чему ты, заяц, рад… -Рад, что зубы не болят… Проверяем парами друг друга карандашом и исправляем, если есть ошибки. ИТОГ -Какие открытия мы делали сегодня на уроке? -Что такое предложение? -Как в устной речи при произношении отделяется одно предложение от другого? -Какие знаки препинания ставятся на письме в конце предложения? -С какой буквы на письме начинается предложение? А теперь внимание!!! Чтобы наш поезд поехал, нам нужен главный вагон, который будет управлять нашим поездом. -Посмотрите на наш поезд на экране, что же будет главным вагоном в поезде? Мы сегодня много общались, говорили, писали, каким одним понятием-словом называется вся наша деятельность? (РЕЧЬ). На экране появляется 1 главный вагон «Речь». Ура! Наш поезд отправляется! Сегодня все молодцы, хорошо работали. Но особенно хочется отметить работу …. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по русскому языку по теме "Предложение" 3 класс
Тест (презентация) по русскому языку для любой системы учебников с самопроверкой...
Карточки по русскому языку по теме "Предложение, текст". 4 класс.
Дидактический материал по теме "Предложение, текст" используется для подготовки к итоговой аттестации за курс начальной школы. Задания выполняются непосредственно на карточках. Задания составлен...
Урок русского языка по теме:"Предложения с прямой речью" 4 класс
Урок русского языка с презентацией в 4 классе по теме "Предложения с прямой речью" по программе "Школа 2100". Цели и задачи урока : формирование знаний, умений...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Предложение" 2 класс
Проверочная работа по русскому языку по теме "Предложение" УМК "Школа России" 2 класс...
Презентация к уроку русского языка по теме "Предложение" в 3 классе (Школа 2100)
Данную презентацию можно использовать к любому УМК, так как нет привязки к конкретному учебнику. Презентация была использована на уроке закрепления по теме "Предложение. Главные члены предложения"...
Разработка по русскому языку по теме "Предложение. Второстепенные члены предложения"
Урок русского языка во втором классе по УМК "Школа России", по учебнику В.П. Канакиной....
Тест по русскому языку по теме " Предложение. Члены предложения" 2 класс по программе " Школа России"
Тест по русскому языку по теме "Предложение. Члены предложения" 2 класс по программе "Школа России"....