Разработка по русскому языку по теме "Предложение. Второстепенные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ынаалай Светлана Иргитовна

Урок русского  языка во втором классе по УМК "Школа России", по учебнику В.П. Канакиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

16.11.2015                     Учитель: Ынаалай С.И.

Введение

Соберите слоги и узнайте тему урока.  

Для общения друг с другом нам нужна речь. Наша речь состоит из предложений.

Тема нашего урока:  «Предложение».  И работать мы будем под таким девизом

Не ленись, не зевай,
А по теме «Предложение»
Всё, что знаешь, вспоминай!

Что же такое предложение?

Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

Из чего оно состоит?

Дополните предложения под рисунками.

Буратино пишет. В этом предложении два слова.

Мальвина читает книгу. А в этом предложении три слова.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

  1. Актуализация знаний

Объяснение материала

Слова похожи на рассыпанные бусинки. Давайте попробуем соединить бусинки в бусы. При этом следует помнить, что бусинки связаны между собой ниточкой. Если их нанизать на нитку, то  получится предложение: ~

У дома рос старый дуб.

Обратите внимание! Когда вы составляли предложение, вы должны были объединить слова по смыслу.

Педложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.

Послушайте стихотворение.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет. 

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Из какой сказки этот отрывок и кто её автор?

Сколько в нём предложений?

О чём в них говорится?

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

Выделяя голосом слово ветер, мы сообщаем, о чём говорится в предложении.

Выделяя голосом  слова гуляет и подгоняет,  мы сообщаем, что именно делает ветер.

Обратите внимание, как пишется слово ветер. 

Ве-тер. Запомните написание буквы е на месте безударного гласного звука.  

А в родственном слове ве-те-рок пишутся две буквы е, обозначающие безударные гласные звуки. Эти слова - словарные, их написание надо запомнить.

Какое значение имеет слово ветер? ~

Ветер – это движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

Подберём слова, близкие по значению или синонимы: ~ ветер, вихрь, ураган.

Чистописание.

Пропишите букву в и слоги с этой буквой.

На второй строчке запишите новые словарные слова ветер, ветерок.

Как вы понимаете значение выражения: Бросать слова на ветер? 

Некоторые люди любят давать обещания, не думая о возможности их выполнения. Такие люди тратят усилия попусту, так как их слова ничего не значат.

И наоборот, говорят: ~ «Не бросать слова на ветер».

Это означает быть хозяином своего слова, выполнять данные обещания.

Запишите это выражение на отдельной строчке. Объясните написание выделенных букв.

Каждое предложение имеет свои границы.

В устной речи границы предложения мы обозначаем особой интонацией. 

Например: Как быстро пролетело лето. Уже наступила осень. 

В конце предложения голос понижается. Одно предложение от другого отделяется небольшой паузой.

В письменной речи конец предложения обозначается знаками препинания.

Какие же знаки препинания ставятся в конце предложения?

Точка (.), восклицательный (!) и вопросительный знаки – это знаки препинания, которые ставятся в конце предложения. 

Всех главней, конечно, точка.
Без неё ведь никуда.
Ей заканчивают строчку,
Она в тексте есть всегда.

Восклицательный знак стоит для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу,  торжество!

Когда вопросительный знак
На строке встаёт,

Непременно он тогда

Всем вопросы задаёт.
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?

Изогнулся коромыслом -

Это видно всем.

Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка. Например: Мы гуляли в осеннем лесу.

Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак. Например: До чего красиво здесь!

Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак. Например: А вы были в осеннем лесу?

Запишите эти предложения. В конце предложений ставьте соответствующие знаки препинания.

Послушайте стихотворные строки Алексея Плещеева.

Обратите внимание на интонацию.

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!

Запишите одно четверостишие.

Объясните расстановку знаков препинания в конце предложений.

Физкультминутка-игра.  

 Дети сопровождают  стихотворение соответствующими движениями.

«ДОЖДИК»

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Объяснение материала (2)

Сравните предложения:

Журавли улетают.

Осенью журавли улетают.

Осенью журавли улетают на юг.

О ком  говорится в каждом предложении? ~

Вы заметили, что в каждом предложении говорится о журавлях.

Журавли (что делают?) улетают.

Эти слова повторяются в каждом предложении и являются главными членами каждого предложения.

В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения: журавли улетают. ~

Слова ~ осенью и на юг не составляют основу предложения и являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Улетают (когда?) осенью. Улетают (куда?) на юг.

Закончите предложения. Вставьте в них подходящие слова из правого столбика.

Кто как голос подаёт: 

Кошка (что делает?)  мяукает

Мышь (что делает?)  пищит

Ворона (что делает?)  каркает

Волк (что делает?)  воет

Лягушка (что делает?)  квакает

К каждому предложению подойдёт схема:

Кто? ~ Что делает?

Слова, из которых состоит каждое предложение, являются главными членами.

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.  

Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что? и подчёркивается одной чертой. ~

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.

Сказуемое отвечает на вопросы: что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают?

Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Запишите данные предложения. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое – двумя чертами.

Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

Понаблюдайте за предложением:

Шла по лесу осень.

В этом предложении говорится об осени.

(Что?) осень – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой.

Осень (что делала?) шла. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами.  

Осень шла – это грамматическая основа предложения. ~

В этом предложении помимо главных членов предложения есть второстепенные члены.

Шла (по чему? где?) по лесу.

Если предложение состоит из главных и второстепенных членов, оно называется распространённым.

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов предложения. ~ Например: Наступило утро. Запели птицы.

Послушайте предложение:

Меж берёзок паучок

Сплёл красивый гамачок.

Объясните значение слова «гамачок».

Докажите, что это предложение распространённое.

Найдите главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.  

Обратите внимание! Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

Их связь устанавливается по вопросам, которые мы задаём от слова к слову.

Сплёл (где?) меж берёзок, сплёл (что?) гамачок, гамачок (какой?) красивый.

Спишите сначала предложение, а затем по образцу –  словосочетания.

Подчеркните подлежащее и сказуемое –грамматическую основу предложения.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Игра «Поставьте знак!»

Условия игры:

Если в конце предложения надо поставить точку, вы хлопаете в ладоши 1 раз.

Если надо поставить вопросительный знак – хлопаете 2 раза.

Если надо поставить восклицательный знак – хлопаете 3 раза.

Это ядовитая змея… !

На улице идёт дождь ….

В субботу мы пойдём на экскурсию… ?

Ребята, идите сюда… .

Перестаньте дразнить собаку…!

Кто разбил стекло мячом… ?

Восстановите смысл предложений, поставив слова на место.

ЕРАЛАШ
Злой кабан сидел на ветке.
Пароход томился в клетке.
Соловей точил клыки.
Дикобраз давал гудки.

Исправленные предложения: 

Злой кабан точил клыки.
Пароход давал гудки.
Соловей сидел на ветке.
Дикобраз томился в клетке.

Учитель: В каждом предложении найдите главные члены – подлежащее и сказуемое.

Словарная работа

Вспомните и запишите словарные слова, ~ вставьте пропущенные  буквы:

Ветер,  ~  быстро,  ~ скоро , ~ родина, ~  прощай,  ~  сентябрь,  ~ здравствуй.

Вет_ р,  ~ ~ быстр_ ,  ~ ~ скор_ , ~ ~  род_на, ~ ~  пр_ щай,  ~ ~ с_нтябрь, здра_ ствуй.

Придумайте к тексту заголовок:

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.  

- Определите, в какие две группы можно распределить предложения? (Распространённые и нераспространённые).

Назовите и запишите нераспространённые предложения.

Мальчик-иностранец записал предложения:

Жила человек рассеянная на улицу Бассейная.

Мёд ест медвежонка.

Гриб нашёл мальчика.

Связаны ли в предложениях слова друг с другом по вопросам? 

Связаны ли они по смыслу? 

Исправьте ошибки мальчика-иностранца.

Правильно составьте предложения и запишите их.

Проверьте себя:

Жил человек рассеянный на улице Бассейной.

Медвежонок ест мёд.

Мальчик нашёл гриб.

Прочитайте текст и найдите границы предложений. ~

Запишите предложения, правильно оформляя их в письменной речи.

Начало предложений обозначьте заглавной буквой. В конце предложений поставьте точки.

Подчеркните главные члены предложений (грамматическую основу).

Муравьи ушли в землю грибы исчезли с полянки белка утащила их в свой тайник готовится к зиме ёж он таскает в норку сухую траву

Проверьте себя!

        Муравьи ушли в землю. Грибы исчезли с полянки. Белка утащила их в свой тайник. Готовится к зиме ёж. Он таскает в норку сухую траву.

ИТОГ УРОКА

Рассмотрите схему. ~

Расскажите по схеме:

Какие члены предложения называются главными?

Что они обозначают?

На какие вопросы отвечают?

Как они подчёркиваются в предложении?

Приведите примеры предложений. Найдите в них грамматическую основу. Обоснуйте свой ответ.

Выберите рисунок, который соответствует вашему настроению после урока. 

Спасибо за отличную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение" для 3 класса по системе Л.Занкова

Конспект урока по русскому языку в 3 «А» классе по теме «Второстепенные члены предложения. Определение»Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)Цели:-  дать понятие об определе...

Урок русского языка по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"

Урок разработан по программе "Начальная школа 21 века" в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре урока. Включает в себя элементы решения проблемных задач, групповую форму работы, сомооценку р...

Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения"

Цель:организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний о  главных и второстепенных членах предложения, их видах; совершенствовать умение находить главные и второстепенные...

Разработка урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения". Программа "Школа России". 4 класс.

Урок  "Главные и второстепенные члены предложения" проводится в теме "Синтаксис и пунктуация. Предложение."...

Конспект урока русского языка по теме: Второстепенный член предложения- определение. Его роль в предложении". УМК " Система Л.В. Занкова" 3 класс

Урок русского языка по теме: "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении" УМК "Система Л.В.Занкова" 3 класс...

Разработка урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения" (3 класс)

Методический материал   «Теории развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников посредством развивающей системы учебных заданий на уроке русского языка&ra...