Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Екатерина Юрьевна Субботина

Разработка урока русского языка в 4 классе "Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи". УМК "Школа России", учебник русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока24.21 КБ
Файл Презентация 279.46 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

УМК "Школа России"

Дата: 14.03.2020

Учитель: Субботина Е.Ю.

Тема урока: Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи

Цели:

  • Повторить, что такое местоимение, что называют личными местоимениями; разъяснить, почему они так называются.
  • Определить роль местоимений в речи.

Предметные УУД: научиться находить местоимения в речи и использовать их для редактирования текстов.

Метапредметные:

Познавательные УУД: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, развивать умение проводить наблюдения и самостоятельно делать выводы; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.   

коммуникативные: формировать умение работать в коллективе и  в паре, проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач

регулятивные: учить самостоятельно принимать решения, применять полученные знания, учить контролировать свои мысли и высказывания при выражении своей точки зрения.

Личностные: развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.

Оборудование: Русский язык: УМК «Школа России», 4 класс, презентация, тетради у учащихся

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент:

- Ребята, здравствуйте. Садитесь.  Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

- (слайд 2) Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: "Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык". Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка. Готовы ли вы к дальнейшим открытиям? А вот какое открытие сделает каждый из вас - поделитесь в конце урока.

- Откройте свои рабочие тетради и запишите число, классная работа. Пропишите буквосочетания красиво и аккуратно.

II. Актуализация знаний:

- (слайд 3) Перед вами предложения. Вам необходимо их списать, подчеркнуть главные члены и сверху над каждым словом написать какой частью речи оно является.

Мы с другом гуляли в лесу.  Я увидел необычное растение. Оно имело приятный запах.

- Чем выражено подлежащее? (местоимение) 

- Что вы знаете о местоимениях? (ответы учащихся)

III. Введение в тему урока

- Послушайте стихотворение А. Барто

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат, он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая! Я пойму.  И вот он начал свой рассказ:

- Они ползут, а он им - раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Они ей - раз! Она им - раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно...Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала: я ничего не поняла.                                                         

- Почему девочка ничего не поняла?  (Брат не называл имена героев, а заменял их словами он, она (местоимениями))

- Кто уже понял, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О местоимениях.)

- Вспомним, что же такое местоимение? (ответы учащихся)

- С какими местоимениями вы уже знакомы?  (С личными)

- Итак, тема сегодняшнего урока? (личные местоимения) (слайд 4)

- Сформулируйте цель урока? (слайд 5)

(Вспомнить, что такое местоимение и какую роль играет в речи)

- А теперь попробуйте сформулировать задачи урока. (слайд 6)

(Уточнить особенности личных местоимений, научиться находить их в тексте и использовать для редактирования текста)

Послушайте стихотворение

Я и Мы, Ты и Вы,

Он, Она, Оно, Они –

Все слова отличные,

Важные и личные

Это без сомнения

Все местоимения.

- Какие местоимения я назвала? (ответы учащихся)

- В русском языке много местоимений. Самая распространенная группа местоимений – личные местоимения. Их всего 8. Эта великолепная восьмерка перед вами. (учебник с.52 правило)

- Перед вами текст. Ваша задача найти местоимения и выписать их. (слайд 7)

Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».

(Проверка по слайду 8)

- А сейчас упражнение на вашу внимательность. (слайд 9). Найдите местоимения, которые спрятались в данных словах.

семья, агроном, тыква, телефон,  ворона,  выбор, любимый, кони.

(Проверка слайд 10)

IV. Физкультминутка

А сейчас мы отдохнём. Выполняя движения, старайтесь услышать местоимения

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

V.Работа по теме урока

- Как вы думаете, какую роль играют местоимения в речи? (ответы учащихся)

Работа в паре на карточках

- Ребята, я раздала вам карточки с текстом. Вам нужно познакомиться с текстом и ответить на вопрос – что здесь не так? (чтение текста учащимися. Ученики определяют, что в каждом предложении повторяется существительное лиса, которое нужно заменить подходящими местоимениями).

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

- Какие недостатки вы обнаружили в этом тексте? (Повтор существительного лиса)

- Измените текст так, чтобы повторов не было. Слова какой части речи придут вам на помощь? (ответы учащихся)

- Так какова же роль местоимений в речи?     (Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они - как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.)

VI. Закрепление изученного

Работа по учебнику

С. 53 упр.110

- Прочитайте загадки, отгадайте их.

- Выпишите местоимения, а рядом запишите имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.

- Звуко-буквенный разбор слов глазки змейка.

(Самостоятельная работа. Коллективная проверка)

VII. Итог урока. Рефлексия

-Какова была тема нашего урока?

-Достигли ли мы поставленных целей?

-Какие трудности возникли? 

-Что обозначает местоимение?

-Для чего нужны местоимения в нашей речи?

-Можно ли обойтись без них?  

-Какие местоимения вы запомнили?

- Что мы узнали сегодня на уроке?

- За что вы можете похвалить себя?

- Что осталось для вас непонятным?

- Оцените свою работу на уроке (слайд 11) (смайлики у учащихся)

VIII. Домашнее задание

С. 52 учить правило, с.53 упр.111

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе редко это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи» Подготовила: Учитель начальных классов Субботина Е.Ю.

Слайд 2

"Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык« Константин Паустовский

Слайд 3

С пишите предложения, подчеркните главные члены и сверху над каждым словом напишите какой частью речи оно является . Мы с другом гуляли в лесу. Я увидел необычное растение. Оно имело приятный запах.

Слайд 4

Тема урока: Личные местоимения. Роль местоимений в речи.

Слайд 5

Цель урока: Вспомнить, что такое местоимение и какую роль играет в речи.

Слайд 6

Задачи урока: - Уточнить особенности личных местоимений, - научиться находить их в тексте и использовать для редактирования текста.

Слайд 7

Найдите местоимения и выпишите их Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» – спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение – багульник».

Слайд 8

Проверка Мы я оно ты он она вы

Слайд 9

Найдите в словах местоимения семья, агроном, тыква, телефон, ворона, выбор, любимый, кони.

Слайд 10

Проверка семь я , агр оно м, ты ква, телеф он , вор она , вы бор, люби мы й, кони.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 4 классе на тему: «Личные местоимения. Роль местоимений в речи»

Этот урок был дан на городском семинаре. Технологическая карта урока составлена по требованиям ФГОС....

Урок по русскому языку "Личные местоимения. Роль местоимений в речи"

Личные местоимения. Роль местоимений в речи. Урок изучения новых знаний и первичного закрепления....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....

Методическая разработка к уроку русского языка в 4 классе " Личные местоимения. Повторение.Роль местоимений в речи".

Методическая разработка по русскому языку для учащихся четвёртого коррекционного класса (дети с тяжёлыми нарушениями речи).В методической разработке показана пальчиковая гимнастика для развития мелкой...