На сцене гласные
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Занимательный русский язык 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_stsene_glasnye.pptx273.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На сцене гласные Занимательный русский ∙ 3 класс

Слайд 2

Буквы – « актёры » Поговорим немного о буквах е, ё, ю , я. Они играют две роли. В некоторых словах их роль – подсказывать мягкость согласной и обозначать гласные фонемы < э > , < о > , < у > , < а > , которые идут после этих мягких согласных. Например: т е нь, м ё д, т ю ль, пол я на. В других словах они « йотоносители ». Например: е здить, ё ж, ю бка, я рость, шь ё т, рь я ный. Перепишите, подчёркивая буквы-йотонисители . Юра принёс друзьям оладьи с яблоками.

Слайд 3

Ещё одна буква Вошла в наш алфавит ещё одна буква – ы . Звук, который она передаёт, слышится в словах ясно. И слова этот звук различает: пышка от пушки отличается только [ ы ] и [у]. И всё-таки [ ы ] не является гласной фонемой. Помните, гласных фонем всего 5: < а > , < о > , < и > , < э > , < у > . Они обозначаются соответствующими буквами: а, о, и, э, у . Почему же [ ы ] - не фонема? Она не справляется со всеми нагрузками, которые несут гласные фонемы: в русском языке нет слов, которые бы начинались с [ ы ]. А все остальные фонемы прекрасно себя чувствуют в начале слова. Придумайте сами слова, начинающиеся с гласных фонем. ы грушка кран ероглиф

Слайд 4

Добрый « волшебник » - ударение О том, как живут в словах согласные, вы уже много знаете. Теперь займёмся гласными. Прочитайте два предложения, в которых пропущены все гласные. Л_б_п_тн_й сл_н_н_к спр_с_л кр_к_д_л_ з_ _б_д_м . Кр_к_д_л схв_т_л сл_н_нк_ з_ н_с . Вы уже вспомнили, из какой это сказки? Нелёгкое, наверное, было чтение! Трудно без гласных звуков! Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь. А в орфографии они работают «волшебниками». Вспомните, в чём их волшебство.

Слайд 5

«Волшебники» - гласные Сами по себе гласные очень опасны. Но по отношению к согласным это настоящие добрые «волшебники»: стоит сомнительному согласному стать перед любым гласным, как он попадает в сильную позицию. Произнесите, например, слово капитаны . Здесь все согласные отчётливо слышатся и произносятся, а помогают им в этом гласные. А теперь … вперёд! На поиски «волшебников»! Поверяем правописание согласных. гру_ фла _ шка_ гру зы фла ги шка фы з г ф у_кий ро _ кий гла_кий у зо к ро бо к гла ди ть з б д

Слайд 6

Добрый « волшебник » - ударение Гласные – это добрые «волшебники» для согласных. Но сами они очень опасные! Из-за гласных звуков в слабой позиции мы часто бродим по « ошибкоопасным » местам. Почему? Потому что у гласных в слове есть только одна сильная позиция – Гласных в слове может быть много, а ударение одно. Напишите слово овощерезка и вы увидите, что опасных гласных в слабой позиции здесь много, а в сильной – только один. Посчитайте, сколько « ошибкоопасных » мест для гласных в словах: барабан, переполох, разговорчивость, самооборона, водонепроницаемость. под ударЕнием (2, 3, 4, 5, 7)

Слайд 7

Нет хлопот! Среди гласных есть такой, с которым при письме нет никаких хлопот, если только он не окажется после шипящих. Сравните два слова водокачка и кукуруза . В каждом из этих слов по четыре гласных, но в лове кукуруза орфографических трудностей нет, а в слове водокачка могут «вырасти» две ошибки. Подсчитайте, сколько ошибок можно сделать в гласных следующих слов Подсолнух, подснежник, шиповник, гладиолус. в.д.качка кукуруза 2 2 2

Слайд 8

Преодоление трудностей Выполняя задание, не берите слова, в которых гласные идут после шипящих. А теперь подсчитайте в уме: Сколько трудностей может быть в гласных звуках, если в слове только один слог? А если два? А в слове их трёх слогов? А из четырёх? Из пяти? Из шести? Играем вместе: придумайте сами слова с одной, двумя и тремя трудностями в гласных звуках. 0 1 2 3 4 5

Слайд 9

Выходим на «главное» правило Ответьте на вопросы: Какие позиции есть у звуков? Что мы записываем с помощью букв? Когда звонкие и глухие согласные звуки занимают сильную позицию? А когда гласные? Буквой мы записываем фонему в сильной позиции. Чтобы согласная (глухая или звонкая) фонема оказалась в сильной позиции, надо поставить её перед звуками-волшебниками: сонорными ( [м], [ н ], [л], [ р ]), или [в], или гласными . Чтобы гласная фонема оказалась в сильной позиции, нужно поставить её под ударением.

Слайд 10

Добрый « волшебник » - ударение А теперь запишем предложения из сказки Р.Киплинга «Слонёнок», установим, сколько опасностей встретилось при написании гласных. Л_б_п_тн_й сл_н_н_к спр_с_л кр_к_д_л_ з_ _б_д_м . Кр_к_д_л схв_т_л сл_н_нк_ з_ н_с . ю о ы ы 2 о ё о 2 о и 1 о о и 3 а а 0 о е о 2 о о и 2 а и 1 о ё а 2 а 0 о 0

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 12

Интернет-ресурсы http ://k36.kn3.net/taringa/6/5/2/1/3/1/4/b2kcarolina/012.jpg?1231 http://img11.nnm.me/3/3/5/4/9/ad7eff7cc6b71fc45b78ba2a9bb.jpg http://kira-scrap.ru/KATALOG/RAZNOE/1/0_8c982_d29b58b9_M.png http://kira-scrap.ru/KATALOG/RAZNOE/1/0_8c985_9e8be42e_M.png Для презентации: Занавес http://s58.radikal.ru/i161/1006/dc/dc855aec2310.jpg Информация – Г.Г.Граник , С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая «Секреты орфографии» М:Просвещение, 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по внеурочной деятельности "Искусство сцены"

Курс кружка«Искусство сцены»введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности. Содержание программы реализуется в пре...

Методическая разработка проекта "Книга на сцене"

В материале представлен опыт работы педагогов ГБОУ НОШ № 689 Невского района Санкт-Петербурга - учителя начальных классов Шепелевой В.А. и воспитателя ГПД Галкиной Е.А.  по разработке и осуществл...

мини - сцена "Свеча памяти"

Мини - сцена "Свеча памяти", посвященная 9 мая...

мини-сцена "Свеча памяти"

Мини - сцена к 9 мая "Свеча памяти"...

Презентация к играм на сцене.

Презентация является средством наглядности к русской игре "Русская баня", к татарской игре "Кто быстрее", к башкирской игре "Юрта"....

Сценарий спектакля по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев" . К сценарию прилагается презентация для экрана на сцене.

Сценарий создан по пьесе С.Маршака ( в сокращении) для постановки спектакля с учениками 2-4 классов....