Тема « Правильные действия-правильная буква»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Разработка урока по русскому языку по УМК "Гармония"
Цель: Закрепить изученный материал по теме «Безударные личные окончания глаголов»
Задачи:
1.Формирование умения грамотно писать безударные личные окончания глаголов; развивать орфографическую зоркость;
2.Отрабатывать правильный способ действия для подбора неопределенной формы глагола нужного вида;
3.Развитие умения обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okonchanie_glagolov_garmoniya.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 4
Учебник: Соловейчик М.С.
Тема « Правильные действия-правильная буква»
Цель: Закрепить изученный материал по теме «Безударные личные окончания глаголов»
Задачи:
1.Формирование умения грамотно писать безударные личные окончания глаголов; развивать орфографическую зоркость;
2.Отрабатывать правильный способ действия для подбора неопределенной формы глагола нужного вида;
3.Развитие умения обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. | -Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!» -А чему вы учитесь на уроках русского языка? | Ответы детей Грамотно выражать свои мысли не только устно, но и письменно. |
II. Актуализация опорных знаний. | На доске запись «Обращаться с языком кое-как - значит и мысл…ть кое-как: приблизительно, неточно, неверно» А.Н.Толстой -Как вы понимаете смысл данных слов? -Что вы можете сказать о правописании глагола в этом выражении? -Как же быть в этом случае? | Ответы детей -Пропущена буква безударного гласного звука. Он находится в слабой позиции, поэтому является опасным местом на письме. -Нужно определить часть слова, в которой находится орфограмма. В данном слове орфограмма находится в суффиксе глагола, стоящего в начальной форме. Мы знаем, что эти суффиксы нужно запомнить. |
III. Словарная работа. | -Что делать если вы не знаете, какой суффикс в этом слове? (Верная буква пишется на доске) -Запишите высказывание А.Н.Толстого, вставив букву, обозначив суффикс в данном слове. Работа в ТСО Упр.433 -Прочитайте рассуждение мальчика и объясните, из-за чего возникли его ошибки. -Найдите ошибки, исправьте их и впишите в предложения правильные буквы. Дети в случае затруднения опять обращаются к словарику на стр.80. Устно разбираем, проговариваем. (В рабочих тетрадках - работа по вариантам. I вариант- записывают первое предложение, II вариант записывают второе предложение | -Обратиться к словарю. Дети работают со словарем. -Здесь пишем суффикс И. Дети записывают высказывание. -Ошибки возникли из-за незнания буквы на месте суффикса глагола в неопределенной форме. |
IV. Сообщение темы, цели урока. | На доске запись «Думать», «Наблюдать», «Слушать», «Доказывать», «Рассуждать» -Как вы думаете, какова сегодня тема урока? -Какую цель на уроке поставим? | -Правописание глаголов. -Повторять правописание безударных личных окончаний глаголов. |
V. Работа по теме урока «Правильные действия-правильная буква» | -Вспомните алгоритм правописания личных окончаний глаголов. -Как называется действие, когда меняют место посадки растений? --Поставьте этот глагол во 2 лицо, мн.ч. (Н доске открывается слово) Пересад…м -Пользуясь алгоритмом правописания личных окончаний глаголов, что нужно делать? -Посмотрите, какой вариант записи предложил мальчик- иностранец. Пересадем-нач.ф., пересаживать, глагол оканчивается на –ать, глагол-не исключение, значит 1 спряжение, пишем в окончании Е. (На доске записаны два варианта постановки слова в начальную форму и в зависимости от того, какое слово будет предложено детьми, открывается нужный вариант) -Какая из этих форм подойдет, кто прав? - Задайте вопрос к слову «пересадим»? -Задайте вопросы к словам «пересадить» «пересаживать». Что замечаете? -Кто же был прав? Какой вывод можно делать? | -Ставим глагол в неопределенную форму. Если оканчивается на -ить, то это 2 спряжение и нужно писать гласную второго спряжения. Если же слово оканчивается не на –ить, то рассуждаем следующим образом: вспоминаем глаголы-исключения, если глагол-исключение, то 2 спряжение и пишем гласную 2 спряжения. Если глагол не исключение, то он относится к 1 спряжению и пишем гласную 1 спряжения. -Пересаживают. -Поставить глагол в неопределенную форму. -Пересадить -Глагол оканчивается на -ить, это глагол не исключение, значит он 2 спряжения, пишем букву И. -Что сделаем? -Пересадить - что сделать? -Пересаживать – что делать? Глаголы отвечают на разные вопросы. Вывод: -При постановке вопроса необходимо обращать внимание на приставку, т.к. есть опасность неправильно указать спряжение глагола, а это приведет к ошибке в его окончании, как это произошло в данном случае. |
VI.Первичное закрепление | -Запишем слово «пересадим» в тетрадь. В тетради запись имеет следующий вид: Пересадим-н.ф. пересадить, +(т.е. на –ить), -(т.е. не исключение) Далее работа продолжается в ТСО №2 с.35 в графе для записи под диктовку, на примере видовых пар для повторного привлечения внимания к тому, что приставка в вопросах личной и неопределенной форм играет важную роль т.к. существует опасность неправильного определения спряжения. Ты обижаешь, ты обидел, ты слышишь, ты слушаешь, ты успокоишь, ты успокаиваешь, ты уступаешь, ты уступишь. | У доски работает ученик и проговаривает все действия, объясняя правописание безударного гласного в окончании. Ученики с проговариванием каждого действия заполняют таблицу, делают выводы. Проверка в парах. |
VII.Развитие речи. Работа с текстом. | -Давайте вспомним, какое назначение имеют глаголы 2-го лица. (На примере глаголов см. выше) -Отгадайте загадку и узнайте, о ком пойдет речь. За деревьями, кустами Промелькнуло будто пламя. Промелькнуло и пропало Упр.458. Читая текст, найди секреты речи, которыми воспользовался автор. В наших краях в зимн.. время нет-нет да и встрет.шь рыж.. плутовк. Выйд.шь на лесн.. опушку и вдруг увид.шь лисицу, которая кувырка. [ца] в снегу. Средь хрустальн.й белизны будто пламя на снег брос.ли! До чего же красива её огненная шуба! ( По А.Дорохову ) -Какую картину вы представили? -Назови чем, автор нам помог. -Реши орфографические задачи и отметь все другие орфограммы; устно объясняя выбор букв. -Какими секретами речи воспользовался автор? -Над глаголами надпишите формы, в которых они употреблены. -Можно ли сказать, что здесь есть диалог? -Для чего автор употребляет 2-го лица ед.числа? После высказываний учащихся рассматривается упр.459, где дано разъяснение данного вопроса. -Из данного текста выпишите 2-е и последнее предложения. Поможет вам памятка на стр.125 в учебнике. | -Они называют действия собеседника. - О лисе. -Сравнение лисы с рыжей плутовкой, описание её шубы - огненная, пламя на снегу. Много слов называющих цвет. Слово вдруг-передаёт неожиданность. Снег сравнивает с хрусталем. Ответы детей. -Для того, что бы читатель чувствовал себя участником, свидетелем того, о чем пишет автор. |
VIII.Закрепление изученного. | -Как узнать букву в безударном личном окончании глагола? -Что нам может помочь? -Посмотрите на следующие рассуждения и определите, к какому спряжению вы бы отнесли глаголы с этими записями. Почему? На доске: - + + - - - -В каком случае используется данный способ определения спряжения? -Прочитайте слова на доске Жить Шуметь Звенеть -Предположите, какого спряжения первый глагол? -Какого спряжения глаголы шуметь и звенеть? Проверяем. В ТСО упр.450 образуйте формы 2-го лица ед.ч, 2-го лица и 3-го лица мн.числа. Что получаем? -Как вы определяли спряжение? -А что нужно помнить, чтобы не было таких ошибок? -В каком случае поможет неопределенная форма? -Наш вывод сравним с выводом в учебнике. | -Памятка в учебнике. -В первом случае глагол не на –ить, и исключение, II спр. Во втором случае глагол на –ить, не исключение, II спр. Третья запись - глагол не на –ить, не исключение, I спр. -Когда окончание безударное. -II спр. т. к. оканчивается на –ить. - I спр. т.к. оканчиваются не на –ить. -Живешь, живете, живут-I спр. Шумишь, шумите, шумят-II спр. Звенишь, звените, звенят-II спр. -По ударным личным окончаниям. Значит, наши предположения были неверны, потому что мы приняли во внимание только неопределенную форму. -По начальной форме, не поставив глагол в личную форму его спряжение определить нельзя. -Если личное окончание безударное. Дети сравнивают выводы. |
IX. Итог урока. Рефлексия. | -Продолжи фразы Теперь я знаю… Теперь я умею … -О чем дома расскажете родителям? - Оцените свою работу. -Ставим волшебную палочку. На ней, если вы высоко оцениваете свою работу-вверху рисуем звезду, если были трудности, но они разрешились- звезда в центре, если вы не справились – звезда внизу. | Определяют уровень своего положения в достижении цели. Анализируют процесс и результаты осуществляемой деятельности. |
X. Домашнее задание. | Упр.460 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правильные действия - правильная буква" (Написание безударных личных окончаний глаголов) УМК "Гармония"
Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Учителю приходится много работать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им н...
Урок русского языка. 4 класс. Тема: Правильные действия - правильная буква.
Цель урока:Совершенствование навыка правильного написания безударных окончаний глаголов, прилагательных, существительных;ü развивать мышление, память, речь, внимание; мотивацию к усвоению учебного мат...
Конспект урока русского языка по теме "Правильные действия - правильная буква", 4 класс УМК Гармония
Конспект урока с презентацией составлен по учебнику М.С. Соловейчик для 4 класса УМК Гармония. Урок - закрепление изученных способов действий при написании личных окончаний глаголов....
ДЕКАБРЬ 2016 г. Как правильно писать прописные буквы в 1 классе
Учимся писать буквы...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА в 4 классе по теме «Правильные действия – правильная буква. Спряжения глаголов».
Урок разработан в свете ФГОС НОО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 4 классе. УМК «Гармония». Тип урока: урок – открытия новых знаний. Место данного урока в системе уроков п...
Правильное написание всех букв алфавита
Презентация с правильным написанием букв алфавита...