Технологическая карта по русскому языку 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта по русскому языку 4 класс " правописание окончаний 2-го лица глаголов настоящего и будущего времени"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_salamova_v.b.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Учитель: Саламова Виктория Борисовна
Класс: 4 класс
УМК: «Школа России»
Тема: Правописание окончаний 2-ого лица глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: формирование навыка написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.
Задачи:
- познакомить с правописанием окончаний глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени;
- закрепить понятие глагола как части речи;
- способствовать формированию навыка правописания окончаний глаголов 2-го лица настоящего и будущего времени;
- способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, мышления через комментированное письмо, письмо с пропуском орфограмм, составление алгоритма работы с орфограммой;
- способствовать развитию речи детей через работу со словарем, работу над предложением, работу над связанной речью.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится правильно писать окончания глаголов 2-го лица настоящего и будущего времени единственного числа.
Личностные: положительная мотивация к учебной деятельности, ценностное отношение к русскому языку.
Метапредметные:
Коммуникативные: умеет слушать и понимать других, строит речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, работает в паре.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, осуществляет самоконтроль учебных действий в соответствии с поставленной задачей
ПознавательныеУУД: пользуется учебником как источником информации, учится наблюдать, анализировать, классифицировать, обобщать языковой материал.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, в парах.
Оборудование и дидактический материал: раздаточный материал , учебник, тетрадь рабочая, мультимедийный проектор.
Технологическая карта урока
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающихся. | Формирование УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Организационный этап. | Добрый день, добрый час! Откройте тетради. Запишите число и классная работа. | Подготовка обучающихся к работе Записывают число и работу. | Л: положительная мотивация к учебной деятельности, формирование ценностного отношения к русскому языку. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Словарная работа. Прочитайте слова на доске. Косм…навт, г…реть, с…лют. Как вы думаете, что это за слова? Это словарные слова. В них пропущены буквы. Для уточнения правильного написания слов, в которых мы сомневаемся, куда мы можем обратиться? Найдите их в словаре (в конце учебника стр.152) учебника и запишите их правильно. Поставьте в них ударение и подчеркните опасное место. Запомните написание этих слов. Какое слово лишнее среди словарных слов? Что вы уже знаете о глаголе? Поиграем в игру "Да-нет" Внимательно слушайте моё утверждение. Если вы согласны с моим утверждением – поднимите руку. Глагол – это самостоятельная часть речи. (да) Глаголы изменяются по падежам. (нет) В прошедшем времени глаголы изменяются по лицам (нет). Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением (да) Лицо и число глагола можно определить по личному окончанию (да) | Учащиеся самостоятельно ищут в словаре слова, записывают их в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограмму в словах. Учащиеся высказывают мнения, выслушиваются все мнения, останавливаемся на глаголе (гореть). Учащиеся высказываются о глаголе. Учащиеся показывают согласие/несогласие | П: анализ объектов с целью выделения признаков. - умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, - умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав.операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. - умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: самоконтроль и самооценка результатов выполненных действий. |
III. Постановка учебной проблемы. | Чтобы узнать , о чём именно будем говорить сегодня, я вам предлагаю поработать в парах. У вас на столе лежат карточки со словами. Прочитайте эти слова. Что общего у этих слов? Разбейте на группы. Вьюга, слушаешь, кольцо, воробьи, дождь, поздравишь. Вспомним, какую роль выполняет Ь в этих словах? Какую цель мы поставим перед собой на наш урок? (узнать в каких еще случаях пишется Ь, упражняться в написании) Какой частью речи являются слова слушаешь, поздравишь? Какие грамматические признаки можем определить у глаголов? Запишите глаголы, работая в паре, определите у глаголов время, лицо, число. Проверим выполненную работу. | Обучающиеся работают в парах. Надо разбить эти сова на группы. На карточках: Объединить слова по признакам. (Могут ребята предложить разбить слова по частям речи: существительное и глаголы - 1 способ, по роли ь в словах – 2 способ. Во втором способе объяснить написание ь знака в словах) упражняться в написании - глаголов 2 лица настоящего и будущего времени в единственном числе Глагол. Время, число, лицо. Учащиеся выполняют в парах работу.. | Р: умение формулировать познавательную цель, учебную проблему, П: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником , умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав.операции: анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. К: умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Л: формирование умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, способность к самооценке |
Какой вывод можно сделать из проделанной работы? Что общего вы заметили в написании окончаний глагола 2-го лица единственного числа? Служит ли Ь для обозначения мягкости согласного? Предположите, какую роль он выполняет? Какой вывод сделаем? | Это глаголы 2-го лица ед. числа (к данным глаголам можно подставить местоимениеТЫ) наст.и буд. времени. В окончании на конце слов написан Ь Нет, т.к. буква Ш обозначает непарный твердый согласный звук[Ш]. Для оформления грамматических форм глагола - у глаголов 2 л., ед., ч. является грамматическим показателем. Это орфограмма. | П: проводить на основе наблюдения мыслит. операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; - умение переводить текст на знаково-символический язык -схему, - расширить представления детей о роли мягкого знака; К.: умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |
IV. Открытие нового знания. | Ребята, а к какому источнику необходимо обратиться, чтобы удостовериться в наших выводах? Откроем учебник на с.85. Прочитайте правило. Сверим: можно ли проверить написание мягкого знака в личных окончаниях глаголов 2-го лице единственного числа настоящего и будущего времени? Какие этапы при написании изученной орфограммы можно выделить? 1. Определить часть речи. 2.Определить лицо, число и время глагола. 3.Если это глагол 2 лица, ед.ч., наст или буд. времени, то после Ш пишется ь, показатель грамматической формы глагола.) | В учебник. Учащиеся работают с правилом в учебника. Нет, это орфограмма. Её нужно запомнить. Учащиеся выделяют этапы изученной орфограммы. | Р: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять контроль, самоконтроль П: формулировать проблему,умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, умение наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдения познав. операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, умение переводить текст на знаково-символический язык –схему. |
V. Физкультминутка | Если это глаголы настоящего времени – руки вверх; Если это глаголы прошедшего времени – присядьте; Если это глагол будущего времени – ходьба на месте. Танцевал, танцует , будет танцевать; Спал, спит, будет спать; Читает ,прочитал ,будет читать. | Ученики слушают и выполняют действия. | |
VI. Первичное закрепление | Продолжаем работу. С. 86 упр. 173. Прочитайте задание. Что нужно помнить при выполнении задания? (алгоритм) (ученик у доски с комментированием) - Звонить – звонишь, спать – спишь, цвести – цветёшь, стучать – стучишь, плыть – плывёшь, лететь – летишь. Что пишется в окончании глаголов 2 лица ,ед.ч., наст. и буд. времени? | Задание: от глаголов неопределённой формы образуйте форму 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени. Объясняют по алгоритму: 1. Читаю гл. в н.ф.; 2.Образую гл. 2л., ед.ч.;выделяют окончания. | П: умение правильно писать окончания глаголов 2-го лица единственного числа. умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с данным источником информации, умение наблюдать за языковым материалом |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Прочитайте пословицу. Поспешить – людей насмешить. Объясните смыл этого выражения. (пословица о том, что не стоит торопиться, иначе можно попасть в глупую ситуацию.) Назовите глаголы. Что вы можете сказать о них? Запишите пословицу, заменяя глаголы неопределенной формы на глаголы во 2-ом лице настоящего времени единственного числа. Выделите окончание глаголов. Проверим ,что у вас получилось. (1-3 ученика). Поднимите руку кто написал пословицу так же? Что вы написали в окончании глаголов ? Что нужно помнить при написании данной орфограммы? Давайте повторим этапы написания изученной орфограммы. | Учащиеся читают пословицу, называют глаголы. Поспешить, насмешишь. Стоят в неопределенной форме. Учащиеся записывают пословицу. (Поспешишь, насмешишь.) Алгоритм. | Р: контроль, коррекция К: работа индивидуальная |
VIII. Рефлексия деятельности (Итог урока) | Какую цель мы ставили перед собой на наш урок? (узнать в каких еще случаях пишется Ь, упражняться в написании) Достигли мы своей цели? Что пишется на конце глаголов 2-го лица наст. и буд. времени единственного числа? Что мы должны помнить при написании глаголов 2 – го лица настоящего и будущего времени единственного числа? Выставление отметок за работу на уроке. | Узнать роль ь в глаголах. Да. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р: Самоконтроль, самооценка |
IX. Информация о домашнем задании | Откройте дневники, запишите домашнее задание. С.85 правило, упр.175 или 177 по выбору. - Молодцы, хорошо поработали! Наш урок окончен! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...