Конспект урока родного руссоко языка в 1 классе "Вежливые слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Данный конспект предназначен для учителей начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivye_slova.docx | 254.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
5 слайд
Описание слайда:
РАССМОТРИ ФОТОГРАФИИ. ПОДУМАЙ: КАК ВЕЖЛИВО ОБРАТИТЬСЯ К ВЗРОСЛОМУ? К РОВЕСТНИКУ ИЛИ К ТОМУ, КТО МЛАДШЕ ТЕБЯ? КОМУ МОЖНО СКАЗАТЬ «ТЫ», А КОМУ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ «ВЫ»? ВЫ ТЫ
6 слайд
Описание слайда:
РАССМОТРИ РИСУНКИ. РАССКАЖИ, ГДЕ ПРОИСХОДЯТ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ НА НИХ ИЗОБРАЖЕНЫ. КТО В НИХ УЧАСТВУЕТ? ПРЕДСТАВЬ, ЧТО МОГУТ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ ЭТИ ЛЮДИ. КАКИЕ СЛОВА ПОМОГАЮТ ВЕЖЛИВО ПОПРОСИТЬ, ИЗВИНИТЬСЯ, ПОБЛАГОДАРИТЬ?
7 слайд
Описание слайда:
Разыграйте ситуации, изображённые на рисунках.
8 слайд
Описание слайда:
Из истории языка. Слово благодарить (благодарю) произошло от двух слов: от слова благо, которое означает «добро», и слова дарить. Благодарить – значит выражать признательность за помощь, внимание или добрый поступок. Слово спасибо произошло от выражения спаси Бог. Когда так говорили, то не просто благодарили, а просили Бога спасти человека за добро, которое он сделал.
9 слайд
Описание слайда:
Из истории языка
10 слайд
Описание слайда:
Мудрость в пословицах. Как вы понимаете это выражение? Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди.
11 слайд
Описание слайда:
Расскажи, что делают люди, которые изображены на рисунках. Представь, что могут говорить эти люди. Какие слова помогают похвалить, утешить? Какие слова было бы приятно услышать тебе в похожих ситуациях?
12 слайд
Описание слайда:
Что случится, если исчезнут все вежливые слова?
13 слайд
Описание слайда:
Как вы думаете, какие слова больше «весят»? Назовите вежливые слова и раскрасьте коробку с соответствующим названием.
14 слайд
Описание слайда:
Рассмотрите рисунки и придумайте по ним правила общения с друзьями. Раскрасьте картинки, где дети поступают правильно.
15 слайд
Описание слайда:
Подберите по рифме вежливое слово или выражение.
16 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА УРОК!
Урок родного языка.
Тема: Вежливые слова.
Цель урока:
-формировать у детей нравственное представление о “вежливости”.
-воспитывать умение использовать вежливые формы обращения в общении с людьми.
-воспитывать умение сопоставлять собственное мнение о своих качествах с мнением окружающих людей.
-привитие детям потребности культурного поведения.
Задачи:
-Развивать навыки культурного поведения в общественных местах.
-Формировать положительные моральные качества.
-Формировать умение давать само - и взаимооценку поступкам, высказывать свое мнение по теме.
Планируемые результаты:
Предметные: ученики познакомятся с понятиями «вежливые слова», на основе предыдущего жизненного опыта научатся различать слова приветствия, прощания, извинения, благодарности.
Личностные: развитие самопознания, осознание себя и своего места в окружающем мире; формирование внутренней позиции на основе положительного отношения к окружающим людям; культуры поведения; развитие навыков сотрудничества со сверстниками; этических чувств ( доброжелательности и эмоциональной отзывчивости).
УУД:
Регулятивные: научатся правильно употреблять вежливые слова в соответствии с ситуацией.
Познавательные: узнают правила поведения в отношениях с окружающими людьми, секрет общения, помогающий устанавливать дружеские отношения;
Коммуникативные: уметь слушать и слышать другого человека; участвовать в беседе, быть внимательным к самому себе и окружающим; понимать чувства и настроение другого, осмысливать свои поступки и поступки другого человека.
Ход урока
- Организационный момент
- Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Возле парт вам нужно встать
И урок пора начать.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
-Дети, поздоровайтесь с гостями,садитесь.Сейчас вы сказали гостям здравствуйте
2.Формулирование темы урока
-Прочитает стихотворение про это замечательное слово (Быковская Т.)
Читает ребёнок
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь- повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повторить пора.
-Так что мы пожелали гостям, когда здоровались?(Здоровья) Раньше наши предки говорили «здравия тебе желаю», «здравствуйте же многие лета» ,«доброго здоровья» и при прощании тоже желали здоровья: «Будь здоров». Этим пожеланием русские люди отличались от многих европейцев, у которых смысл приветствия заключался в пожелании радости, счастья и добра. Русский человек все это видел в здоровье.
-Есть еще немало слов, которые приятно слышать каждому человеку.
-Послушайте внимательно стихотворение, запомните слова, о которых в нём говориться.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим “спасибо”?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы –
Кому сказали, сколько раз?
Отменить,
что ли, слово “пожалуйста” -
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что, без “пожалуйста”
Нам становится неуютно.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
Стихи о вежливых словах А.Кондратьева.
-Назовите эти чудесные слова,которые вы запомнили.(Добрый день,здравствуйте,спасибо,пожалуйста).Как ещё их
называют? Назовите одним словом(Вежливые)
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока .Какие слова мы будем изучать?
Тема:вежливые слова
Цель:узнаем,что такое в.с.;
познакомимся с вежливыми словами;
узнаем,когда их употребляют .
- Изучение нового материала
1)-И сегодня мы с вами отправимся в страну «Вежливых слов».
Чтобы открылисьворо́та вы должны ответить на вопросы:
- Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые» слова? Вежливый).
-Сможете ли вы ответить на вопрос, какого человека считают вежливым?
-А более точно поможет нам ответить на этот вопрос мудрая книга,которая называется «Толковый словарь» Ожегова?
(Толковым его называют потому что он нам толкует,т.е. объясняет значение слова)
Давайте обратимся к толковому словарю:
"Вежливый " — от древнерусского "вежа" — «знаток», знающий, сведущий; ученый, образованный тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.
- ВЕЖЛИВЫЙ, -ая, -ое; -ив. Соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Невежа – это грубый человек с плохими манерами, не умеющий себя вести в обществе. Это производное от слова «невежливый».
- Невежда – это малообразованный человек, не сведущий в какой-либо области, обладающий поверхностными знаниями, профан, неуч. Это производное от слова«не ведает» (не знает).
- Про вежливого человека говорят, что он внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, воспитанный, любезный, обязательный, приветливый. Вежливый человек уважительно относится к людям, он всегда может оказать помощь каждому, кто в ней нуждается.
2)-Нам предстоит далёкая дорога,и мы отправляемся чтобы помочь зацвести цветку вежливых слов.Псмотрите,какой он грустный и на нём нет ни одного лепестка.
-Вот мы очутились в стране вежливых слов.
И встречает нас кот в сапогах.Почему он снял шляпу?Он нас приветствует.
-Сейчас вы прослушайте стихотворение и скажите,какие
слова приветствия может говорить вежливый человек. Добрый день!
Добрый вечер!
Я вас рада видеть очень!
Мы не виделись сто лет
Как дела?
Здравствуйте!
Этими словами мы украсим аллею приветливых слов.
-Посмотрите,а на нашем цветке появился лепесток.
Вы узнали слова приветствия.
-А рядом находится озеро Прощания
-Какие слова из стихотворения может сказать кот при прощании
До свидания
До встречи
Прощай
Всем пока
Будь здоров!
-О,вот ещё один лепесток появился у цветка
3)-А мы идёт дальше.И оказываемся в доме Благодарностей .
-Когда мы благодарим? Слово «благодарю» произошло от двух слов:от слова благо,которое означает добро,и слова дарить.Благодарить-значит выражать признательность за помощь,внимание или добрый поступок.
Какие слова благодарности мы знаем
Большое спасибо
Благодарю
Спасибо
Я рад
Я признателен
Своя история у слова благодарности спасибо. Вначале при встрече говорили «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говорить «спаси – бо».
-Посмотрите,у нашего цветка появился ещё один лепесток.
4) -Рядом с домом есть замок Извинений
-Когда мы просим прощение? Слово «извините» по происхождению связано со словом вина.Мы произносим это слово ,когда признаём свою вину и просим простить нас за проступок.
Послушаем стихотворение «Простите»
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
- Почему мама с бабушкай быстро простили папу?
Он попросил прощения.Как он это сделал?
- Какие слова живут в этом замке?
Простите
Извините
Прошу прощения
Виноват
Мне очень жаль
-Посмотрите,а у цветка появился ещё один лепесток.
5)Гора Просьбы
Пожалуйста
Будьте добры
Будьте любезны
Вывод:
-Какие слова называют вежливыми?Слова,которые произносит воспитанный человек.
-Но среди людей встречаются и невежливые люди, которые не умеют себя вести.
-Сейчас давайте с вами попробуем понять умеете ли вы отличать поступки вежливых и невежливых людей
Физминутка
Условия игры:
Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.
Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Помочь поднять упавшую вещь.
- Громко разговаривать в общественных местах.
- Обозвать обидным словом одноклассника.
- Не уступить место пожилому человеку.
- Отвечать на телефонный звонок во время урока.
- Помочь донести сумку незнакомой старушке.
- Рассказать доверенную тебе тайну.
- Стараться говорить громче собеседника.
- Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.
-Значит,вы понимаете как себя ведут вежливые и невежливые люди.
- Почему некоторые слова называют волшебными? Тому, кто говорит их, никогда не откажут в просьбе и в помощи, простят нечаянный проступок и даже обиду. Культурный человек всегда говорит такие слова, общаясь с родными и друзьями, с незнакомыми людьми. Знаешь ли ты такие слова?Сейчас проверим
4.Работа с учебником.
Составление кластера
1)-Сегодня мы с вами попробуем вырастить цветок. Но он необычный. Это цветок вежливых слов. Каждый его лепесток будет появляться, после того, как вы будете называть ситуации,в которых могут употребляться вежливые слова.
-Откройте учебник на стр.11.
1)-Что изображено на рисунке слева?(Мышонок здоровается с котом.Видно,что они хорошие друзья,они улыбаются др.другу)
-Какие слова должны они сказать друг другу?(Здравствуй,привет)
-Как называют такие слова?(Слова приветствия)
2)Мышонок подарил коту подарок,и к. говорит «спасибо» м-ку.Слова благодарности
3)М.просит сыр.»Дай, пожалуйста» Слова просьбы
4)К.наступил м.на хвост.Слова извинения
5)К.говорит мышонку «не огорчайся,не расстраивайся» Слова утешения
6)К.прощается с мышонком.Слова прощания
2)Слова надо уметь произносить.Их говорять спокойным голосом,глядя человеку,которому они адресованы,прямо в глаза.
- А ещё слова нужно говорить,учитывая возраст человека,с которым вы говорите.
5.Работа в тетради
1)Соедените фото с нужным словом
На доске две карточки ТЫ и ВЫ и фото людей
Давайте распределим на группы эти фото.
-К кому вы будете обращаться на вы?А кому скажете ты?
Сверстникам и младше себя говорим «ты», а взрослым «Вы»
Послушайте стихотворение и скажите,кому и когда вы будете говорить эти слова?
2)Найди где изображены поступки вежливого человека ,обведи эти рисунки.
6.Закрепление изученного материала
1)Работа в парах
Раздать карточки с различными ситуациями,изображёнными на рисунках.Дети должны их разыграть.(Приготовить карточки).
-Представьте,что люди могут говорить друг другу
VII. Рефлексия
( На доске записаны слова).
Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.
- Найдите лишнее слово.
- Как называются все остальные слова?
- Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?
- Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова? Как приятно видеть улыбающееся лицо, слышать ласковые, обращенные к тебе слова. И тогда твое настроение становится приподнятым, веселым. Так же и людям приятно услышать от тебя ласковые, добрые слова.
- Как называют грубого, невоспитанного человека?
- А кто такой невежда и невежа?
А сейчас почитаем и стихотворение и вставим пропущенные слова.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…» (Доброго пути!)
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…» (Благодарю!)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…» (Спокойной ночи!)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…» (Добрый день!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
-Как ты понимаешь пословицу
Своего «спасибо» не жалей, а чужого не жди.
VIII. Подведение итогов урока
-Для чего же нужны вежливые слова?
(Помогают найти друзей; помогают дружить, помогают мириться)
-Какие вежливые слова бывают?
Обратиться к кластеру
В конце урока раздать детям «Памятку вежливого человека»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока родного (татарского) языка в 4 классе по теме "Кимлек дәрәҗәсендәге сыйфатлар".
Башкортстан республикасының татар мәктәпләре өчен дәрес конспекты...
Конспект урока родного (нанайского) языка по теме "Жилища животных" в 3 классе
Материалы урока родного (нанайского) языка по теме "Жилища животных" в 3 классе, в помощь учителям родного (нанайского) языка...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС)
Конспект урока родного (русского) языка на тему "ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ИМЕНА " (1 КЛАСС).ЦЕЛЬ: на примерах показать, зачем людям имена, познакомить с именами, которые могут носить и девочк...
Конспект урока родного(татарского) языка в 4 классе по теме "Кушма сүзләр"
Конспект урока татарского языка в 4 классе по теме "Кушма сүзләр"....
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Конспект урока родного руссоко языка в 1 классе "Как люди общаются друг с другом"
Данная разработка предназначена для учителей 1 класса....