Ι. Актуализация знаний.
II. Формулирование проблемы.
III. Развитие умений.
| - Здравствуйте! -Меня зовут… - Ребята сейчас у нас урок русского языка. - Мы продолжаем открывать его тайны.
Глазки крепко закрываем. Дружно до 5 считаем, 1-2-3-4-5. Открываем, поморгаем. И работать начинаем. - Открываем тетради, записываем дату. - Ребята, а над какой частью речи вы сейчас работаете? (над им.сущ.) на доску ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - В этом четверостишье спряталось имя существительное. Кто нашёл? (глазки)
- Давайте вспомним состав слова. Для этого выполним графический диктант. Карточка №1. Я задаю вопрос, вы ответ запишите схематически. Задание для пар. Карточка №1. Графический диктант.
1.
2.
3.
4.
5.
|
- Изменяемая часть слова – это…
- Часть слова без окончания – это…
- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов – это…
- Общая часть родственных слов – это…
- Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это…
Взаимопроверка. Интерактивная доска, СРАЗУ. Поднимите руки вверх.
- Что же такое, суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).
На доску СУФФИКСЫ
- Посмотрим, как же с помощью суффиксов образуются новые слова.
- Что вы видите на картинке?
(ДОМ а сейчас – ДОМИК, Это ПОМИДОР, а это ПОМИДОРЧИК) - Изменилось ли значение слова? (да)
- С помощью чего образовались новые слова? (с помощью суффиксов) - Что сделали эти суффиксы с этими словами? (уменьшили, сделали ласковыми) НА ДОСКУ (УМЕНЬШИТЕЛЬНО_ ЛАСКАТЕЛЬНОЕ) - На доске у нас появились ключевые слова к уроку. - Кто может сказать, какова будет цель нашего урока? (будем наблюдать с помощью…..) - А кто, попробует назвать тему нашего урока. (Существительные с уменьшительно-ласкательным значением) - Понаблюдаем за этими суффиксами. - Возьмите карточку №2, прочитайте задание. - Какая цель… -Выполняйте. Карточка №2
Прочитайте. Подчеркните имена существительные. Выделите в них суффикс.
Курочка с цыплёнком На полюшко пришли. Травушку поели, Червячка нашли.
|
- Какая цель, стояла перед вами? (Найти им. сущ., подчеркнуть, выделить в них суффиксы). - Проверим, как вы достигли …. - Назовите сущ. которые вы подчеркнули. (курочка, цыплёнком, полюшко, травушку, червячка) - Какие суффиксы вы выделили? (-очк, -ёнок, -юшк, -ушк, -ячк) - Что же сделали эти суффиксы со словами? (сделали их ласковыми)
- А какие ещё суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением вы знаете? (-еньк, -ок, -ушк, -ышк, -чик, -ёнк, -онк, -юшк)
А хотите узнать ещё? - Откройте учебник на странице 44 и прочитайте правило в серой рамке. - Кто узнал что-то новое для себя? (….)
- Ох, устала я, да и вы наверно тоже, отдохнём …. ФИЗМИНУТКА. Хомка, хомка, хомячёк Полосатенький бочёк, Хомка раненько встаёт Щёчки моет, шейку трёт. Хомка зёрнышки грызёт И водичку сладко пьёт. Подметает хомка хатку Будет дом его в порядке. А когда он устаёт Он садится и поёт.
- Мы с вами петь не будет, а продолжим работу. Проверяю, кто внимательный.
- Какие ласковые имена существительные вы встретили в этом стихотворении? - Вы очень внимательные ребятки.
- А сейчас вы сами будете составлять такие существительные. - А работать вы будете в группах. ОБРАЗУЮ ГРУППЫ. РАССКАЗЫВАЮ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППАХ. Мы в нашей группе не молчим, Мы шепчем тихо, не кричим. Решенья дружно принимаем, И все заданья выполняем. - Возьмите карточку №3 и выполните задание. Карточка №3 Соедини линиями слова с подходящими суффиксами, чтобы получилось, как можно больше слов.
| - ОК |
| - ИШК |
| ГРИБ |
| - ИК |
| - ОЧЕК |
| ЛИСТ |
|
|
|
|
|
|
|
- А сейчас проверим, как вы справились с этим заданием. (На интерактивной доске, запись по желанию) - Составлять им. сущ с помощью суффиксов с уменьшительно ласкательным значением вы умеете. - А сможете ли вы работать редакторами. - Кто такие редакторы? (правят текст) Карточка №4, вы работаете самостоятельно.
Карточка №4 Прочитай текст. Замени слова в скобках, словами с уменьшительно-ласкательным значением.
Весной станут тёплыми и светлыми __________(дни). На полянах распустятся первые _____________ (цветы). И запоёт от радости ______________ (скворец).
|
- Какая цель стояла пред вами? - Проверим, смогли ли вы выполнить её. (Интерактивная доска запись слов в тетрадь) ОРФОГРАММЫ. Скажите мне, а зачем нам нужно в своей речи применять такие суффиксы? (чтобы делать нашу речь ласковой)
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |