Урок русского языка в 4 классе по теме:"Словообразование имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе по теме:"Словообразование имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №19

Урок русского языка в 4 классе по теме:

«СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ».

Составитель: Кузнецова И. В.

учитель начальных классов

Кисловодск

2019 г.

Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением:

 – развитие умений устанавливать способ образования имён существительных, определять значение суффиксов, образовывать имена существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением;

 – развитие чувства языка на основе анализа структуры слов.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

II. Формулирование проблемы.

 III. Развитие умений.

- Здравствуйте!

-Меня зовут…

- Ребята сейчас у нас урок русского языка.

- Мы продолжаем открывать его тайны.

Глазки крепко закрываем.

Дружно до 5 считаем, 1-2-3-4-5.

Открываем, поморгаем.

И работать начинаем.

- Открываем тетради, записываем дату.

- Ребята, а над какой частью речи вы сейчас работаете? (над им.сущ.) на доску ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 -  В этом четверостишье спряталось имя существительное.

       Кто нашёл?       (глазки)

- Давайте вспомним состав слова.  Для этого выполним графический диктант. Карточка №1. Я задаю вопрос, вы ответ запишите схематически.

Задание для пар.

Карточка №1.

       Графический диктант.

    1.

    2.                  

              3.

              4.

    5.

  1. Изменяемая часть слова – это…
  2. Часть слова без окончания – это…
  3. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов – это…
  4. Общая часть родственных слов – это…
  5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это…

Взаимопроверка. Интерактивная доска, СРАЗУ. Поднимите руки вверх.

- Что же такое, суффикс? (Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов).

На доску СУФФИКСЫ

- Посмотрим, как же с помощью суффиксов образуются новые слова.

- Что вы видите на картинке?

(ДОМ а сейчас – ДОМИК, Это ПОМИДОР, а это ПОМИДОРЧИК)

- Изменилось ли значение слова?      (да)

- С помощью чего образовались новые слова? (с помощью суффиксов)

- Что сделали эти суффиксы с этими словами? (уменьшили, сделали ласковыми)   НА ДОСКУ (УМЕНЬШИТЕЛЬНО_ ЛАСКАТЕЛЬНОЕ)

-  На доске у нас появились ключевые слова к уроку.

- Кто может сказать, какова будет цель нашего урока?

           (будем наблюдать с помощью…..)

- А кто, попробует назвать тему нашего урока. (Существительные с уменьшительно-ласкательным значением)

- Понаблюдаем за этими суффиксами.

-  Возьмите карточку №2, прочитайте задание.

- Какая цель…

-Выполняйте.

   

Карточка №2

           Прочитайте. Подчеркните имена существительные. Выделите в них суффикс.

Курочка с цыплёнком

На полюшко пришли.

Травушку поели,

Червячка нашли.

- Какая цель, стояла перед вами? (Найти им. сущ., подчеркнуть, выделить в них суффиксы).

- Проверим, как вы достигли ….

- Назовите сущ. которые вы подчеркнули.  (курочка, цыплёнком, полюшко, травушку, червячка)

- Какие суффиксы вы выделили? (-очк, -ёнок, -юшк, -ушк, -ячк)

- Что же сделали эти суффиксы со словами? (сделали их ласковыми)

- А какие ещё суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением вы знаете?

(-еньк, -ок, -ушк, -ышк, -чик, -ёнк, -онк, -юшк)

А хотите узнать ещё?

- Откройте учебник на странице 44 и прочитайте правило в серой рамке.

- Кто узнал что-то новое для себя? (….)    

- Ох, устала я, да и вы наверно тоже, отдохнём     ….

ФИЗМИНУТКА.

Хомка, хомка, хомячёк

Полосатенький бочёк,

Хомка раненько встаёт

Щёчки моет, шейку трёт.

Хомка зёрнышки грызёт

И водичку сладко пьёт.

Подметает хомка хатку

Будет дом его в порядке.

А когда он устаёт

Он садится и поёт.

- Мы с вами петь не будет, а продолжим работу.

Проверяю, кто внимательный.

- Какие ласковые имена существительные вы встретили в этом стихотворении?

- Вы очень внимательные ребятки.

- А сейчас вы сами будете составлять такие существительные.

 - А работать вы будете в группах.

ОБРАЗУЮ ГРУППЫ. РАССКАЗЫВАЮ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ В ГРУППАХ.

 Мы в нашей группе не молчим,

Мы шепчем тихо, не кричим.

Решенья дружно принимаем,

И все заданья выполняем.

- Возьмите карточку №3  и выполните задание.

 

Карточка №3

                 Соедини линиями слова с подходящими суффиксами, чтобы получилось, как можно больше слов.

- ОК

- ИШК

ГРИБ

-  ИК

- ОЧЕК

ЛИСТ

- А сейчас проверим, как вы справились с этим заданием.

(На интерактивной доске, запись по желанию)

- Составлять им. сущ с помощью суффиксов с уменьшительно ласкательным значением вы умеете.

- А сможете ли вы работать редакторами.

- Кто такие редакторы?  (правят текст)

Карточка №4, вы работаете самостоятельно.

Карточка №4

            Прочитай текст. Замени слова в скобках, словами с уменьшительно-ласкательным значением.

           Весной станут тёплыми и светлыми  __________(дни). На полянах распустятся первые _____________ (цветы).    И запоёт от радости ______________ (скворец).

   - Какая цель стояла пред вами?

- Проверим, смогли ли вы выполнить её.

(Интерактивная доска запись слов в тетрадь)

ОРФОГРАММЫ.

Скажите мне, а зачем нам нужно в своей речи применять такие суффиксы? (чтобы делать нашу речь ласковой)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

IV. Итог урока.

Рефлексия:

Я активно работал на уроке?

Мы вместе выполняли задание, работая в группе и парами?

Дело. Я понял, что существительные могут образовываться с помощью….

Дело. Я узнал много суффиксов с …… значением.

- А вас дома наверняка называют ласково, а как?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительных".

Тест состоит из  12 заданий, которые выявляют степень усвоения материала  данной темы....

урок русского языка УМК "Планета Знаний" тема "Род имён существительных" 3 класс

В презентации дана словарная работа, закрепление по теме  "Род имён существительных"...

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"

Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении  по теме " Три склонения имён существительных"....

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа Перспектива. Тема "Падежи имен существительных"...

Урок русского языка 3 класс на тему «Падежи имён существительных»

Цель урока: закрепить знания о системе падежей русского языка.Задачи– отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.– развивать внимание, монологическую ре...