Рабочая программа по родному языку (русскому). 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 92 г. Воронежа с учетом Примерной программы начального общего образования по русскому родному языку и рабочей авторской программы О.М. Александровой и др. "Русский родной язык".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_predmetu_rodnoy_russkiy_yazyk._4_klass.docx | 52.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету родной русский язык
4 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому родному языку составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 92 с учетом Примерной программы начального общего образования по русскому родному языку и Рабочей авторской программы «Русский родной язык» О. М. Александровой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой, Л. А. Рябининой, О. В. Соколовой (О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 1 - 4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020.)
Учебник: О.М. Александрова и др. Русский родной язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, Учебная литература, 2020 г.
Описание места предмета в учебном плане
Срок реализации рабочей программы – один год.
Авторская программа рассчитана на 34 ч, 1 ч в неделю. Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 92 на изучение курса отводится по 0,5 ч в неделю, 17 ч в год. Из них:
Количество часов | 17 |
Проверочные работы | 2 |
Тесты | 2 |
Проекты | 2 |
Творческие работы (сочинения) | 1 |
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.
Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Целевыми установками данного курса являются:
• совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
• изучение исторических фактов развития языка;
• расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
• включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
Первый блок — «Русский язык: прошлое и настоящее»;
Второй блок — «Язык в действии»;
Третий блок — «Секреты речи и текста.
Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать решение следующих задач:
• воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка;
• приобщение к литературному наследию русского народа;
• обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
• расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
2.1. Требования к планируемым результатам
Изучение предмета «Русский родной язык» в 4 классе должно обеспечивать достижение планируемых результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с опорой на целевой раздел примерной ООП и авторскую рабочую программу.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе.
Личностные результаты
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе у обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению родного русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
- осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
- восприятие родного русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
- этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
- навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
- установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках);
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
- владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные УУД
- слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:
1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике.
3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета.
В конце четвёртого года изучения курса русского родного языка в начальной школе обучающийся научится:
- при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
- распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);
- распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
- осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;
- использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами;
- осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
- использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
- соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
- выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
- проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
- заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;
- пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
- пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
- пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
- при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
- различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
- владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
- использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
- анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
- составлять план текста, не разделённого на абзацы;
- пересказывать текст с изменением лица; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- приводить объяснения заголовка текста.
2.2. Виды деятельности, направленные на достижение результата
При изучении курса по родному русскому языку используются:
- четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо;
- наблюдение за употреблением языковых единиц, над языковыми особенностями различных текстов и т.п.;
- практические упражнения, направленные на овладение нормами русского литературного языка и приобретении опыта использования языковых норм в речевой практике;
- объяснение смысла пословиц, поговорок, фразеологизмов и составление предложений, текстов с их применением;
- работа с различными видами словарей;
- работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать, редактировать предлагаемые тексты;
- создание собственных мини-текстов разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности;
- подбор материала для выполнения проектов;
- оформление и представление сообщений;
- выполнение тестовых, проверочных и проектных работ;
- оценивание собственных речевых высказываний и высказываний своих одноклассников, представленных в устной и письменной форме.
2.3. Система оценки достижений планируемых результатов и инструменты оценивания
Процесс контроля и оценки в курсе «Русский родной язык» имеет особенности, которые связаны с целями изучения этого курса. Курс не направлен на заучивание каких-либо фактов из истории языка — приоритетной целью является формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре.
- В ходе текущей проверки знаний целесообразно использовать критериальное оценивание на основе критериев, которые заранее согласованы с учениками. Объектом оценки является письменное или устное высказывание (сообщение) отдельного ученика или группы учеников.
Для оценки устного сообщения ученика определен следующий набор критериев:
- полнота изложения (учитываются полный (без пропусков) ответ по теме сообщения, полнота передачи существенных моментов – соблюдение последовательности изложения, причинно-следственной зависимости основных фактов),
- точность (вся информация передана без искажения),
- ясность (говорить так, чтобы тебя понимали одноклассники),
- чёткость (не торопиться, не «съедать окончания», без запинок),
- уверенность.
Для оперативного оценивания по критериям создана форма их краткой записи, что позволяет обучающимся быстро делать пометы в тетради или на оценочном листе (приложение 1).
№ п/п | Критерий | Краткая запись |
1. | Полнота изложения | П |
2. | Точность | Т |
3. | Ясность | Я |
4. | Четкость | Ч |
5. | Уверенность | У |
К выставлению баллов необходимо использовать такой подход:
Уровень | Количество баллов |
Высокий уровень | 2 |
Средний уровень | 1 |
Низкий уровень | 0 |
Далее баллы суммируются, и выставляется общий балл за представленное сообщение.
- Для организации текущего контроля можно использовать и разнообразные проверочные задания, в том числе в тестовой форме. Важно, чтобы эти задания не носили слишком формальный характер и не приводили к заучиванию.
- Основным видом промежуточного и итогового контроля является представление учащимися подготовленных ими проектных заданий. Оценивается и качество выполнения проектного задания, и представление его перед классом.
Оценивать выполнение представленных проектных заданий также целесообразно по критериям, которые обсуждены с учениками и понятны им.
Критерии для оценивания проектных заданий:
1) глубина раскрытия темы проектного задания, использование знаний из других областей;
2) доказательность представленного материала, обоснованность выводов;
3) качество оформления проектного задания, если оно выполнено письменно;
4) чёткость и ясность представления проектного задания перед классом;
5) содержательность и аргументированность ответов на вопросы одноклассников.
К выставлению баллов за выполнение проектного задания используется подход, аналогичный оцениванию устного или письменного высказывания (сообщения). При необходимости перевода балла в школьную отметку педагог самостоятельно разрабатывает шкалу перевода.
Уровень | Количество баллов |
Высокий уровень | 2 |
Средний уровень | 1 |
Низкий уровень | 0 |
Наряду с педагогической оценкой работы обучающегося на уроках родного русского языка используется взаимооценка при работе в паре, группе (этап подготовки) и при предъявлении результатов классу — неотъемлемый элемент каждого урока, ученики достаточно быстро овладевают содержанием критериев и умеют их применять. Через некоторое время эти критерии становятся опорой для самооценки собственных действий.
Введение критериального оценивания на уроках русского родного языка в начальной школе — один из ключевых факторов, влияющих не только на формирование устной и письменной речи младшего школьника, но и на становление учебной самостоятельности.
Темы тестовых, проверочных и проектных работ даны в приложении 3.
- Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее – 7 ч
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями, занятиями людей (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.
Раздел 2. Язык в действии – 3 ч
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста – 7 ч
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Особенности озаглавливания сообщения.
Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
- Тематическое планирование
Тематическое планирование по родному русскому языку для 4 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
№ п/п | Наименование раздела, темы | Общее кол-во часов | Кол-во часов, отведенных на | |||
проверочные работы | тестовые работы | творческие работы (сочинения) | проектную и исследовательскую деятельность | |||
Русский язык: прошлое и настоящее | 7 | 1 | ||||
1.1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Проект | 1 | ||||
1.2 | Вся семья вместе, так и душа на месте | 1 | ||||
1.3 | Красна сказка складом, а песня - ладом | 1 | ||||
1.4 | Красное слово не ложь | 1 | ||||
1.5/6 | Язык языку весть подает | 2 | ||||
1.7 | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела. Защита проекта | 1 | 1 | |||
Язык в действии | 3 | 1 | 1 | |||
2.1 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | ||||
2.2 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | 1 | 1 | |||
2.3 | Как и когда появились знаки препинания? Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | 1 | 1 | |||
Секреты речи и текста | 7 | 2 | 1 | 1 | ||
3.1 | Задаем вопросы в диалоге | 1 | ||||
3.2 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 1 | 1 | |||
3.3 | Учимся составлять план текста. Проектное задание по краеведческой теме | 1 | ||||
3.4 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста. Учимся составлять план текста | 1 | 1 | |||
3.5/6 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 2 | 1 | |||
3.7 | Представление результатов выполнения проектного задания по краеведческой теме | 1 | 1 | |||
Всего | 17 | 2 | 2 | 1 | 2 |
- Приложения
Приложение 1. Примерный оценочный лист устного или письменного сообщения
№ п/п | Ф.И. | Критерии оценивания | Всего | Оценка | ||||
Полнота изложения | Точность | Ясность | Четкость | Уверенность | ||||
Иванова Анна | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 8 | ||
Петров Иван | ||||||||
Приложение 2. Примерный оценочный лист для оценивания проектного задания
№ п/п | Ф.И. | Критерии оценивания | Всего | Оценка | ||||
Глубина раскрытия темы | Доказательность материала, обоснованность выводов | Качество оформления | Четкость и ясность представления | Ответы на вопросы | ||||
Иванова Анна | ||||||||
Петров Иван | ||||||||
Приложение 3. Темы проверочных, тестовых и проектных работ
Темы проверочных работ
- Составление плана текста.
- Редактирование текста.
Темы тестовых работ
- Культура речи. Образование форм глагола.
- Культура речи. Говори правильно.
Примеры проектных заданий
- Подготовь небольшое сообщение «Петровские дубы». В России растёт несколько старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они растут? Почему так называются? Есть ли ещё дубы, которым даны чьи-то имена?
- Подготовь сообщение «Любимые места» о месте, в котором ты живёшь или в котором тебе пришлось побывать. Напиши, чем оно знаменито и чем дорого именно тебе.
- Есть ли в твоём городе названия улиц, связанные с профессиями? Составь небольшое сообщение об этом.
- Сравни по значению и по употреблению слова лекарь, доктор, врач. Что общего у этих слов? Чем они различаются? Составь небольшое сообщение об этом.
- Найди во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака. Определи, какое из этих слов чаще встречается во фразеологизмах.
- Сравни толкование двух слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.
- Выбери одно из слов: альбом, арбуз, жилет, велосипед, десерт, детектив, карий, фиолетовый. Узнай, когда это слово появилось в русском языке; из какого языка пришло; какое значение имело слово в родном языке (тебе поможет этимологический словарь); какое значение имеет слово в русском языке (поможет толковый словарь).
- Выбери одно из слов на тему «Школа». Узнай, когда это слово появилось в русском языке; из какого языка пришло; какое значение имело слово в родном языке (тебе поможет этимологический словарь); какое значение имеет слово в русском языке (поможет толковый словарь).
Из предложенного списка тем обучающиеся выбирают две:
- сообщение на краеведческую тему (1-3 темы);
- работа с фразеологизмами (5 тема) или значение и употребление слов (темы 4, 6);
- работа со словарями (темы 7, 8).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Родному языку (русскому) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа по родному языку (русскому языку). 3 класс
Курс реализуется наряду с обязательным курсом русского языка. «Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. По...
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 1-4 классов
Рабочая программа расчитана на изучение данного предмета в I полугодии. В каждом классе будет проведено по 16 часов. Программа ориентирована на закрепление сложных тем раздела "Русский язык"...
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 4 класса...
рабочая программа по родному языку (русскому) 2-4 класс
Рабочая программа по родному языку(русскому) 2-4 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку (русскому) (базовый уровень) 1 класс
Аннотация к рабочей программе Родной язык (русский) для 1 классаРабочая программа по родному языку для 1 класса (предметная область «Родной язык (русский) и литературное чтение на родном яз...
Рабочая программа по родному языку(русскому) 1 класс, 1 ч. в неделю
В программе представлены планируемые результаты обучения, тематическое планирование...