Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"(урок русского языка в 3 классе)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Солдаткина Евгения Николаевна

Урок развития речи.

Задачи:

-познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;

-учить "читать"картину,осмысливать её содержание;

-способствоватьэмоциональному восприятию картины как произведения искусства;

-совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

-формировать умение пользоваться планом при создании текста сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в  3 классе

Учитель Солдаткина Е.Н.

Тема: «Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»».

Задачи:

- познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова;

- учить «читать» картину, осмысливать её содержание;

- привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

- способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;

- совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

- формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения.

Оборудование :ИКТ(презентация),репродукция художника,речевой материал (карточки)для каждого ученика

Организационный момент

1. Сообщение темы урока

   - Сегодня мы будем писать сочинение по картине, Аркадия Александровича Пластова.

2. Подготовка к восприятию картины:

 - прочитайте два слова;

- прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова;

 - с какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово  первый (цветок, класс, отметка, снег).

Картина,  по которой мы будем писать,  сочинение называется «Первый снег».

3. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.(Слайд 2-5)

- Каким вы представляете первый снег?

- Какие чувства он у вас вызывает?

Вы написали свои наблюдения, а вот как поэты и писатели говорили о первом снеге, о зиме.

Учащиеся зачитывают описание снега.

- Послушайте,  как о первом снеге говорил К. Паустовский «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля был нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки Зима начала хозяйничать над землей».

- Какие образные выражения о снеге, о зиме вы услышали?

- А вот отрывок из стихотворения И.А. Бунина

Зимним холодом пхнула

На поля и на леса.

Ночью буря бушевала

А с рассветом на  село,

На пруды, на сад пустынный

Первый снегом понесло.

 - Как говорит Бунин о том, что снег идет?

- Подберите синонимы,  к слову понесло (пошел, полетел, повалил, закрутил, кружился).

4. Рассматривание картины

- Художники, писатели и поэты, композиторы любили русскую зиму и в своем творчестве  воспитывали красоту природы.

Учитель

Помните слова Н. Рыленкова

- Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Чтоб ясной, любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать здесь, вслушаться нужно.

- Сообщение готовит учащийся.

Русский художник. Его прадед был учеником Арзамасской школы живописи, дед – иконописцем и архитектором, отец расписывал вместе с дедом церковь, построенную в родном селе Прислониха Ульяновской области по чертежам деда. Начал рисовать с раннего детства, а в 15 лет дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». В 1908 г. под нажимом отца поступает в Симбирскую духовную семинарию. Но рисования не оставляет. Художественное образование получил в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества.(Слайд 6)

        Художник любил деревню, подолгу жил и работал в родном селе.

        Охотно рисовал детей. О жизни деревенских ребят художник написал много картин. («По грибы», «Пастушок», «Фашист пролетел»).(Слайд 7,8)

Художник написал картину «Первый снег» в 1946 году. Это одна из самых очаровательных лирических произведений Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особенного состояния природы, которое бывает в час первого снегопада.(Слайд 9)

        Художник хорошо знает жизнь,  русской древни, и в своей картине он сумел, показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.

5. Беседа по содержанию картины.(Слайд 10)

- Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете?

(Начало зимы, нет сугробов, местами еще видна голая земля).

- Какое время суток изображено на картине? Как загадаешь?

  (Утро, дети еще не выходили, из дома второпях выбежали на крыльцо).

- Кого изобразил Пластов на переднем плане?

- Опишите их внешний вид.

(Мальчик в пальто, девочка без верней одежды только набросила платок. Они торопились. Поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.

- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?

(Они рады снегу, он их заинтересовал, ребята любознательны для них это праздник они  рады).

6. Работа со словарем настроений.

Восторг радость удивление

-  выберите слова -  названия чувств, которые помогут  нам передать настроение детей.

 - объясните свой выбор

- Что еще показывает художник на переднем плане?

(В палисаднике большая старая береза, кажется, что он тоже обрадовалось,  снегу и для встречи первого снега раскинула свои ветви).

- Здесь есть еще один герой ворона. А что она переживает? (тоже как будто рада, даже хочет его попробовать).

 - И действительно, художник хочет подчеркнуть единство,  живой и неживой природы снег покрыл землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях.

        Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.

7. Выявление изобразительных средств картины

- Как художник смог передать красоту, радость, ликование?

- Обратите внимание на фон картины. Быть может вам помогут и ваши рисунки.

- Какие тона и цвет здесь главный?

8. Речевая подготовка к сочинению ,работа с речевым материалом (у учащихся на парте)(Слайд 11)

- Выберете несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:

  снег, дети, небо, ворота, береза, земля.

- Попробуйте описать их,  используя сравнения, эпитеты, слова характеризующие действия.

- Старайтесь не повторяться. Попробуйте смотреть глазами художник, Будьте при подборе слов более чутким, внимательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберете лучший вариант из предложенных на парте.

(У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину). Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.

9. Составление плана сочинения.(Слайд 12)

- Прежде чем начинать работу над сочинением по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» необходимо составить план по которому будем придерживаться  при работе.

- Кто сам сможет составить план, начинайте работу.

- Кто затрудняется, работаем вместе у доски

План

  1. Начало зимы.
  2. Радость детей
  3. Цвет и настроение картины
  4. 4. Мое отношение к картине.

10. Составление модели урока .(Слайд 13)

11. Самостоятельная запись сочинения.

- Индивидуальный инструктаж

- Чтение сочинений

12. Итог.

Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства Пластов показал светлый и поэтический праздник природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 4 класс, "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"

Русский язык, 4 класс, урок развития речи, тема "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"...

Урок русского языка 3 класс Тема:Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"

Подробный конспект урока по русскому языку в третьем классе. Сочинение - описание по картине художника В.Д. Поленова "Золотая осень". Кратко знакомятся с биографией художника, учатся составлять устный...

Урок русского языка 3 класса "Сочинение-отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"

УМК Школа РоссииТехнологическая карта урокаПрезентация к уроку...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"

В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...

Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление с сочинением по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».Планируемые результаты:Предметные:знать: творчество И. И. Левитана; структуру...

Конспект урока.Русский язык.4 класс. Урок развития речи.Сочинение по репродукции А.А.Пластова "Первый снег".

       Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»               ...