Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег"(урок русского языка в 3 классе)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок развития речи.
Задачи:
-познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;
-учить "читать"картину,осмысливать её содержание;
-способствоватьэмоциональному восприятию картины как произведения искусства;
-совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
-формировать умение пользоваться планом при создании текста сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Учитель Солдаткина Е.Н.
Тема: «Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»».
Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством А.А. Пластова;
- учить «читать» картину, осмысливать её содержание;
- привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
- способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;
- совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
- формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения.
Оборудование :ИКТ(презентация),репродукция художника,речевой материал (карточки)для каждого ученика
Организационный момент
1. Сообщение темы урока
- Сегодня мы будем писать сочинение по картине, Аркадия Александровича Пластова.
2. Подготовка к восприятию картины:
- прочитайте два слова;
- прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова;
- с какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый (цветок, класс, отметка, снег).
Картина, по которой мы будем писать, сочинение называется «Первый снег».
3. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях.(Слайд 2-5)
- Каким вы представляете первый снег?
- Какие чувства он у вас вызывает?
Вы написали свои наблюдения, а вот как поэты и писатели говорили о первом снеге, о зиме.
Учащиеся зачитывают описание снега.
- Послушайте, как о первом снеге говорил К. Паустовский «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля был нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки Зима начала хозяйничать над землей».
- Какие образные выражения о снеге, о зиме вы услышали?
- А вот отрывок из стихотворения И.А. Бунина
Зимним холодом пхнула
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первый снегом понесло.
- Как говорит Бунин о том, что снег идет?
- Подберите синонимы, к слову понесло (пошел, полетел, повалил, закрутил, кружился).
4. Рассматривание картины
- Художники, писатели и поэты, композиторы любили русскую зиму и в своем творчестве воспитывали красоту природы.
Учитель
Помните слова Н. Рыленкова
- Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Чтоб ясной, любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать здесь, вслушаться нужно.
- Сообщение готовит учащийся.
Русский художник. Его прадед был учеником Арзамасской школы живописи, дед – иконописцем и архитектором, отец расписывал вместе с дедом церковь, построенную в родном селе Прислониха Ульяновской области по чертежам деда. Начал рисовать с раннего детства, а в 15 лет дал себе клятву: «Быть только живописцем и никем более». В 1908 г. под нажимом отца поступает в Симбирскую духовную семинарию. Но рисования не оставляет. Художественное образование получил в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества.(Слайд 6)
Художник любил деревню, подолгу жил и работал в родном селе.
Охотно рисовал детей. О жизни деревенских ребят художник написал много картин. («По грибы», «Пастушок», «Фашист пролетел»).(Слайд 7,8)
Художник написал картину «Первый снег» в 1946 году. Это одна из самых очаровательных лирических произведений Пластова. Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особенного состояния природы, которое бывает в час первого снегопада.(Слайд 9)
Художник хорошо знает жизнь, русской древни, и в своей картине он сумел, показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
5. Беседа по содержанию картины.(Слайд 10)
- Какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете?
(Начало зимы, нет сугробов, местами еще видна голая земля).
- Какое время суток изображено на картине? Как загадаешь?
(Утро, дети еще не выходили, из дома второпях выбежали на крыльцо).
- Кого изобразил Пластов на переднем плане?
- Опишите их внешний вид.
(Мальчик в пальто, девочка без верней одежды только набросила платок. Они торопились. Поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?
(Они рады снегу, он их заинтересовал, ребята любознательны для них это праздник они рады).
6. Работа со словарем настроений.
Восторг радость удивление
- выберите слова - названия чувств, которые помогут нам передать настроение детей.
- объясните свой выбор
- Что еще показывает художник на переднем плане?
(В палисаднике большая старая береза, кажется, что он тоже обрадовалось, снегу и для встречи первого снега раскинула свои ветви).
- Здесь есть еще один герой ворона. А что она переживает? (тоже как будто рада, даже хочет его попробовать).
- И действительно, художник хочет подчеркнуть единство, живой и неживой природы снег покрыл землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях.
Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.
7. Выявление изобразительных средств картины
- Как художник смог передать красоту, радость, ликование?
- Обратите внимание на фон картины. Быть может вам помогут и ваши рисунки.
- Какие тона и цвет здесь главный?
8. Речевая подготовка к сочинению ,работа с речевым материалом (у учащихся на парте)(Слайд 11)
- Выберете несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег, дети, небо, ворота, береза, земля.
- Попробуйте описать их, используя сравнения, эпитеты, слова характеризующие действия.
- Старайтесь не повторяться. Попробуйте смотреть глазами художник, Будьте при подборе слов более чутким, внимательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберете лучший вариант из предложенных на парте.
(У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину). Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.
9. Составление плана сочинения.(Слайд 12)
- Прежде чем начинать работу над сочинением по картине Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» необходимо составить план по которому будем придерживаться при работе.
- Кто сам сможет составить план, начинайте работу.
- Кто затрудняется, работаем вместе у доски
План
- Начало зимы.
- Радость детей
- Цвет и настроение картины
- 4. Мое отношение к картине.
10. Составление модели урока .(Слайд 13)
11. Самостоятельная запись сочинения.
- Индивидуальный инструктаж
- Чтение сочинений
12. Итог.
Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега. Силой своего искусства Пластов показал светлый и поэтический праздник природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 4 класс, "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"
Русский язык, 4 класс, урок развития речи, тема "Сочинение по картине К. Юона "Волшебница зима"...
Урок русского языка 3 класс Тема:Сочинение по картине В.Д.Поленова "Золотая осень"
Подробный конспект урока по русскому языку в третьем классе. Сочинение - описание по картине художника В.Д. Поленова "Золотая осень". Кратко знакомятся с биографией художника, учатся составлять устный...
Урок русского языка 2 класс .Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» УМК «Школа России» .
презентация к уроку...
Урок русского языка 3 класса "Сочинение-отзыв по картине М.А. Врубеля "Царевна-Лебедь"
УМК Школа РоссииТехнологическая карта урокаПрезентация к уроку...
Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка"
В презентации содержиться весь необходимый материал для проведения урока русского языка по теме...
Технологическая карта урока русского языка (4 класс). Тема: Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: ознакомление с сочинением по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».Планируемые результаты:Предметные:знать: творчество И. И. Левитана; структуру...
Конспект урока.Русский язык.4 класс. Урок развития речи.Сочинение по репродукции А.А.Пластова "Первый снег".
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» ...