Конспект по русскому языку "Синонимы и антонимы" ( УМК " Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА Русского языка
Тема: Синонимы и антонимы
Цели деятельности учителя: создать мотивацию на совместную работу, условия для использования понятия синонимы, формирование умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.
Планируемые результаты:
Предметные: овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные:
Регулятивные: корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения.
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословиц.
Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения; осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Тип урока: Открытие нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r1.docx | 20.96 КБ |
Конспект по русскому языку "Что такое родственные слова?" ( УМК "Школа России", 2 класс) | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА Русского языка
Тема: Синонимы и антонимы
Цели деятельности учителя: создать мотивацию на совместную работу, условия для использования понятия синонимы, формирование умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам синонимы; способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.
Планируемые результаты:
Предметные: овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные:
Регулятивные: корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения.
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословиц.
Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения; осуществляют контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: проявляют навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование: Презентация, учебник, распечатанные карточки.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1-2 | -Здравствуйте, меня зовут Екатерина Анатольевна. -Сегодня урок необычный у нас. Готов к нему видно каждый из вас. Улыбка, уверенность. Что ж так держать! За парты садитесь, пора начинать. | Приветствие учениками учителя. Проверка подготовки к уроку. | Личностные Коммуникативные |
II. Актуализация знаний и мотивация | 12-15 |
- Ребята, давайте сейчас потренируемся и вспомним, как правильно пишется заглавная буква Н. -Ребята старайтесь писать очень аккуратно. -А сейчас у нас словарный диктант. - Вспомните и запишите, как правильно пишутся слова. Словарный диктант. Мороз, душистый, ребята, машина, береза. Подчеркните простым карандашом орфограммы.
| Ученики прописывают одну строчку заглавной буквы Н. Ученики записывают в тетрадь словарные слова под диктовку учителя. | Регулятивные Логические |
III. Постановка учебной задачи | 3-4 | -Молодцы! А теперь немного поиграем! - На доске карточки с буквами У Д Г Р (ДРУГ) - составьте из этих букв слово; - составьте предложение со словом друг; - каким словом можно заменить слово друг? - У слов друг, товарищ, приятель близкое значение. Сегодня мы узнаем, как в русском языке называются слова, у которых близкое лексическое значение. | Ученики отгадывают слово. Один ученик выходит к доске и составляет слово. Составляют предложение. Заменяют слово друг на слова товарищ, приятель. | Познавательные, логические, регулятивные, коммуникативные |
IV. Открытие нового знания | 8-9 | - Откройте учебник на стр. 52, прочитайте тему урока. - Упр. 66 на стр. 52. Прочитайте. Какие слова обозначают одно и тоже? - Одинаково или по-разному они произносятся? - Запишите слова ключ, родник, источник. Слова разные по написанию, но близкие по смыслу называются синонимами. - Мы записали синонимы. Повторим это слово хором. - В русском языке существует словарь синонимов. У нас в учебнике словарь есть на стр. 141, откройте его и посмотрите, какие слова в нём записаны. Синонимы делают нашу жизнь богаче и выразительнее. Физминутка. | Ученики открывают учебник читают тему про себя. Один ученик читает вслух всему классу. Выполняют упражнение, отвечают на вопросы. Повторяют слово. | Познавательные Регулятивные Логические Коммуникативные |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 2-3 | Упр. 69 на стр. 53. Прочитайте стихотворение. Какой вы представляете себе осинку? - Как автор это показал? - Проговорите стихотворение несколько раз. - А теперь проговорим его хором. - Запишите стихотворение по памяти, подчеркните синонимы. | Выполняют упражнение , отвечают на вопросы. | Регулятивные |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 4-5 | Работа по карточкам: - Подбери синонимы с удвоенными согласными, спиши, подчеркни удвоенную согласную. Специальность - ( профессия). Обучение животных – ( дрессировка). Асфальтированная дорога – ( шоссе). Игра на льду – ( хоккей). Помещение в школе – ( класс). | Выполняют работу самостоятельно. | Личностные Регулятивные |
VII. Включение в систему знаний | 4-5 | -Расскажите, что такое синонимы? -Какова роль синонимов в речи? | Синонимы помогают уточнить значение слова. Синонимы используют, чтобы предотвратить повторы одних и тех же слов в тексте). | Личностные Познавательные Регулятивные |
VIII. Рефлексия деятельности | 2-3 | - Кто считает, что он сегодня постарался и хорошо работал на уроке? - Кто недоволен своей работой? - Что в работе показалось особенно трудным? - Что вы выполнили с легкостью? | Ответы детей. | Регулятивные Личностные |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА Русский язык
Тема: Что такое родственные слова?
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научаться находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Метапредметные:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; выполняют логические действия.
Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Личностные: проявлять этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование: Презентация, учебник.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1-2 | - Здравствуйте, меня зовут Екатерина Анатольевна. - С улыбкой встретим мы гостей И скажем хором: «Добрый день!» Друг другу улыбнемся И делом мы займемся. | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. | Личностные Коммуникативные |
II. Актуализация знаний и мотивация | 12-15 | 1. - Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем. - К нам пришёл Лесовичок и загадал загадку: « Есть у ребят зелёный друг, Весёлый друг, хороший друг. Он нам протянет сотни рук И тысячи ладошек». - Сегодня мы совершим прогулку в лес. По дорожке мы пойдём В лес зелёный мы придём. Беседа о правилах поведения в лесу. Минутка чистописания. ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист. Орфографическая минутка. Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок – высоко, Воробей сказал, что близко, А улитка – далеко. А теленок озабочен Тем, что яблоко мало. А цыплёнок – тем, Что очень велико и тяжело. А котёнку всё равно – Кислое – зачем оно? - Что вы? – Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок». - Выпишите из стихотворения слова – антонимы. | Ответы детей. Лес Работа в тетрадях Учитель даёт детям карточки с текстом. Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислое – сладкое. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью смайлика. | Регулятивные Логические |
III. Постановка учебной задачи | 3-4 | Учитель читает текст: - Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. На встречу им ползёт гусеница. - Здравствуйте, вы кто? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто? - А я ваша родственница – гусеница. - Ребята, кого называют родственниками? Родственники – это родные люди, у них много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они очень похожи. - Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считавшая себя родственницей гусей? Почему? Кого можно здесь назвать родственниками? Среди слов тоже есть « родственники». | Тех, кто вместе, одна семья, имеет одну фамилию. Ответы детей. Гуся, гусыню, гусят. | Познавательные, логические, регулятивные, коммуникативные |
IV. Открытие нового знания | 8-9 | - Откройте учебник на стр. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? - Какая тема нашего урока? - Назовите родственные слова в минутке чистописания. Физминутка | Что такое родственные слова? Родственные слова. Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист. | Познавательные Регулятивные Логические Коммуникативные |
V.Первичное закрепление во внешней речи | 2-3 | Упр. 77 на стр. 58. Прочитайте текст. - Чем похожи выделенные слова? - Назовите два признака родственных слов? Значение слова « корень»: - подземная часть растения - часть волоса, зуба, ногтя - начало, источник чего-либо. « Так же как и у кустов, корень слова есть у слов». « Слова, которые имеют общую ( одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными ( одинаковыми)». | Один ученик читает вслух. Выполнение упражнения. Предположения учеников. Общая часть и близкое значение. | Регулятивные |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой | 4-5 | Задание по группам. « Какое слово лишнее?» Списать однокоренные слова, выделить корень. Лес, лесной, лестница, лесник. Гора, гореть, горный, пригорок. Тепло, теплица, теплый, жаркий. | Ученики зачеркивают слова. Самопроверка. | Личностные Регулятивные Коммуникативные |
VII. Включение в систему знаний | 4-5 | Упр. 78 на стр. 59. Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? - Выполните письменное задание. Найти семью родственных слов. « Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо… Жили-были серый ёж И его ежиха. Серый ёж был очень тих, И ежиха тоже. И ребёнок был у них - Очень тихий ёжик. | Да, есть общая часть, и эти слова близки по значению. Аналогично разбирают остальные слова. Ёж, ёжик, ежиха, ежата. | Личностные Коммуникативные |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | 2-3 | - Понравился ли вам урок? - Что нового узнали на уроке? - Были ли трудности? | Регулятивные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Восстановление предложений» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять текст и предложения из деформированных предложений; умение устанавливать последовательность предложений, выделять части и правильно записывать...
Конспект урока русского языка "Текст-рассуждение" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о понятии текст-рассуждение, его отличительныхпризнаках.Планируемые результатыПредметные:- уметь определять вид текста (описание, по...
Конспект урока русского языка "Текст-описание" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные знать: определение понятий «прилагательное&r...
Конспект урока русского языка: "Текст-рассуждение" ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Текст-рассуждениеЦели деятельности учителя: формирование знаний о структуре текста-рассуждения и его признаках, формирование умений составлять текст-рассуждение, распознавать текст-рассуждение с...
Конспект урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России 3 класс)
Тема "Времена глаголов"Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с изменением глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы.Планируемые результатыПредметные:Знать поняти...
Конспект урока русского языка "Число глаголов" (УМК "Школа России" 3 класс)
Тема: «Число глаголов»Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письме;- знать как о...