Технологическая карта урока обучения грамоте «Парные по глухости – звонкости звуки [г] – [к], [г’] – [к‘]» (УМК «Перспектива», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Васюкова Екатерина Игоревна

Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о звуках [г] – [к], [г’] – [к‘]; совершенствование навыка письма в словах и предложениях с буквами г, к.

Задачи урока

Дидактические:

1. Закрепить представление о парных согласных по звонкости-глухости; умения различать звуки [г], [г’] и [к], [к’].
2. Закрепить умения писать правильно и аккуратно слова и предложения с буквами г, к.

Развивающие:

1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
2. Развивать познавательный интерес, активность через занимательные упражнения.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к обучению грамоте;
2. Воспитывать ответственное отношение к учению;
3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ И ПИСЬМА

Дата: 23.11.2021 г.

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 1 «Т»

Урок: 4

Время: 11:40 – 12:25  Кабинет: 207

Студент: Васюкова Е.И.

Группа: 41

Учитель: Миронова Е.Н.

Руководитель практики: Солопова Т.В.

Тема урока «Парные по глухости – звонкости звуки [г] – [к], [г’] – [к‘]»

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о звуках [г] – [к], [г’] – [к‘]; совершенствование навыка письма в словах и предложениях с буквами г, к.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Закрепить представление о парных согласных по звонкости-глухости; умения различать звуки [г], [г’] и [к], [к’].
  2. Закрепить умения писать правильно и аккуратно слова и предложения с буквами г, к.

Развивающие:

  1. Развивать речь учащихся, через обогащение словарного запаса;
  2. Развивать познавательный интерес, активность через занимательные упражнения.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к обучению грамоте;

2. Воспитывать ответственное отношение к учению;

3. Воспитывать уважение друг к другу в процессе работы в парах.

Оборудование: учебник «Азбука» автор Л.Ф. Климанова, 1 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), прописи «Мой алфавит» автор Л.Ф. Климанова, 1 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), презентация.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный:  психологический настрой


Фронтальная

1. Приветствие, психологический настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте и письму.
2. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Ребята посмотрите на слайд. Какие качества из предложенных (на слайде: разговоры, старание, внимание, сообразительность, лень) нам сегодня понадобятся?

- Что такое успех?

- Предлагаю воспользоваться этой формулой на нашем уроке.

- Кто согласен?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.


- старание, внимание, сообразительность

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность.

Слайд

Актуализация знаний и мотивация

(6 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный:
учебный диалог




1. Формулирует задание.

- Скажите, в чем отличие буквы от звука?


- Давайте с вами вспомним, на какие 2 группы можно разделить звуки.
- Верно.
- Назовите отличительные признаки гласного звука.


- Отличительные признаки согласного звука?



- Какие преграды может встретить согласный звук?

- Дайте характеристику согласного звука. Какой он?


- Что ещё мы можем сказать о согласных звуках?
- Кто может назвать пары звуков по глухости – звонкости?

- Ребята, как вы думаете, для чего мы с вами это повторили?

- Верно, сегодня на уроке нам понадобятся знания, которые мы сейчас повторили.

- букву мы пишем, а звук произносим

- гласные и согласные


- 1. Произносится свободно, без преград.

2. Состоит только из голоса.
3. Образует слог.

- 1. Произносится с преградой.

2. Самостоятельно не образует слог.
3. Не бывает ударным.


- зубы, губы, язык

- согласный, твердый/мягкий, гласный/звонкий
- они бывают парные


- нам это понадобится на уроке

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Р: саморегуляция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Слайд

Постановка учебной задачи
(3  мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный:
учебный диалог

Фронтальная


















Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1.Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока.

2. Проводит артикуляционную разминку.

- Для того, чтобы нам узнать тему урока, отгадайте загадку:

Длинные шеи,
Красные лапки,

Щиплют за пятки,
Беги без оглядки

- Наших гусей зовут Гога и Кока. Они нам принесли речевую разминку.

- Кто внимательно будет произносить начальные звуки, тот определит тему урока.
- ГА – ГА – ГА - вышли гуси на луга.

- КО – КО – КО - просит кошка молоко.
- ГУ – ГУ – ГУ - по дорожке я бегу.
- КУ – КУ – КУ - кричит кукушка на суку.
- ГИ – ГИ – ГИ - купили Мише сапоги.
- КИ – КИ – КИ - норки роют барсуки.
- Давайте 1 часть читают мальчики, 2 часть – девочки.
- Теперь наоборот.

- Какие звуки нам встретились?

- Кто может предположить тему нашего урока?

- Какую цель мы поставим?




2. Вовлекает учащихся в определении
последовательности действий на уроке.
- Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите, опираясь на слова, которые представлены на слайде.

1. Вспомнить…

2. Закрепить…

3. Выполнить…

- Какой пункт плана, мы уже с вами выполнили?
- Верно, двигаемся дальше.

3. Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию.
- На партах вы видите карточки «Моя успешность на уроке». На карточках представлены наши герои гуси Гога и Кока. Гога сегодня у нас отвечает за обучение грамотности, а Кока за письмо. Обратите внимание, у них есть зёрнышки, одна часть отвечает за обучение грамотности, другая за письмо. Если вы выполнили задание, верно, то закрашиваете часть зёрнышка полностью. Если допустили ошибку – половину зёрнышка.
-
Критерии, которые будут оцениваться при письме: размер и аккуратность. Размер: ширина и высота буквы, наклон. Аккуратность: плавное движение руки, написано без помарок.

- Кто не понял?

Определяют тему и цель урока.





- гуси

Слушают учителя, принимают учебную задачу и выполняют задание.








- [г-г’], [к-к’]


- «Парные по глухости – звонкости звуки [г] – [к], [г’] – [к‘]»

- углубить знания о звуках [г]- [к] - [г]’, - [к’];
закрепить умения писать слова и предложения с буквами г, к.





- отличительные признаки гласного и согласного звуков;

- знания, полученные на прошлом уроке;
- тренировочные упражнения.


- первый





Слушают результаты оценивания.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Слайд























Карточка
«Моя успешность на уроке»

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа








Практический:

упражнения













































































Практический:
работа в парах



















работа в прописях





































взаимопроверка

1.Организует работу по закреплению полученных знаний.

- Давайте произнесем звуки [г] и [к] и прислушаемся к их звучанию.

- В чем их сходства?

- Чем различны?


- А теперь сравните звуки [г’] и [к’].

2. Подводит учащихся к выводу.
- Звуки - [г], [г’], которые произносятся с голосом, называются звонкими, а звуки [к], [к’], которые произносятся без голоса, только с шумом, называются глухими.
- Проделав такую работу, что еще можно сказать об этих звуках?
- Верно, данные звуки называются парными.
-
Парные звуки – это звуки, у которых есть пара по глухости или по звонкости.

- Теперь давайте выполним задания, которые нам с вами прислал Гога.

- Откройте «Азбуку» на стр. 98.

- Давайте хором прочитаем слоги, которые нам даны в голубых рамочках.
- Что вы заметили?


- Назовите мне эти слоги.
- Сейчас 1 вариант придумывают по одному слову со слогами в первой строчке, а 2 вариант – со слогами из первой строчки.
- Молодцы.

3.Организует оценивание.
- Если вы придумали 4 слова – закрашиваем часть зёрнышка полностью, если менее 4 – половину.

- Ниже вы видите слова, возьмем первый столбик. Гора кора.
- Давайте сделаем звуко-буквенный анализ.
- Произнесем первое слово по слогам, сколько слогов?
- Произнесем с ударением.
- Сколько гласных звуков? А согласных?

- Назовите твердые звуки.
- Охарактеризуйте гласные звуки.

- Аналогично сделаем со вторым словом. Кора.

- Произнесем второе слово по слогам, сколько слогов?

- Произнесем с ударением.
- Сколько гласных звуков? А согласных?

- Назовите твердые звуки.
- Охарактеризуйте гласные звуки.

- Объясните смысл слов, которые начинаются с буквы г и к.
4. Подводит учащихся к выводу.
- Что объединяет все эти слова?

5. Организует оценивание.
- Оцените себя в карточке.

6. Динамическая пауза.

- А сейчас давайте встанем и немного отдохнем.

Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.

- Ух, ты! Какие мы с вами молодцы, все задания от Гоги мы выполнили.
- Он нами очень доволен.
7. Работа в прописях. 
-
Теперь давайте выполним задания, которые нам с вами прислал Кока.
- Вы готовы?

- Откройте прописи на стр. 52. 
- Перед началом нашей работы давайте проведём разминку для наших пальцев.

- Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце – синхронные движения на обеих руках.
- Молодцы.

- Итак, давайте вспомним правила посадки за партой, правильное положение тетради и как правильно держать ручку.
- Кто покажет, как правильно нужно держать ручку?

- Пропишите по теневым линиям слова гора – кора, игра – икра.

- Запишите со словами гора – кора, игра слова, которые обозначают маленький предмет.
8. Подводит учащихся к выводу.

- Чем отличаются эти слова?

- Отгадайте загадку:

Чёрная птица,
Никого не боится,
На зиму не улетает,
Нашу местность оживляет.

- Верно. Пропишите название птицы у себя в прописях.

9. Организует оценивание.
- Оцените себя в карточке.
10. Работа с текстом.
- Сейчас мы с вами поработаем в группах по 4 человека.
- Перед началом работы, давайте вспомним, правила работы в группе.

- Я для вас подготовила два разных текста. Каждой группе попадётся один из этих текстов. Вам необходимо будет прочитать текст, озаглавить его, определить главную мысль и ответить на вопросы, которые представлены после текста.

- Потом мы с вами проверим.

- 1 вариант выписывает предложение: От того, что покрыта крапива колючими волосками.
- 2 вариант: Прилетают грачи в наши края ранней весной. 
- Вам понадобиться зелёный и синий карандаш. В своём предложении подчеркните твердый звук [г] или [к] синим цветом, а если один из звуков мягкий подчеркните зелёным цветом.
- Затем обменяйтесь с соседом по парте и проверьте.
-
Пропишите по теневым линиям предложение про крапиву. Затем ниже пропишите его сами.

10. Организует оценивание.
- Оцените себя в карточке.
- Мы с вами большие молодцы, все задания от наших героев выполнили.

Произносят звуки [г] и [к].


- они согласные, струя воздуха образует преграду
- звук [г] произносится громко, с голосом, а звук [к] – тихо, без голоса, только слышится шум
- звук [г’] произносится громко, с голосом, а звук [к’] – тихо, без голоса, только слышится шум




- мы можем сказать, что они парные



Открывают «Азбуку».

Читают хором слоги.





- мы заметили, что со звуком [и], звуки мягкие, а остальные твердые
- ги – ки
Выполняют задание. 

Называют составленные слова.


Оценивают свою работу в карте успешности.









- го-ра, два слога


- горА
- два/два
- [г], [р]
- [о], гл., безуд.

[а], гл., удар.


- ко – ра, два слога

- корА

- два/два

- [к], [р]

- [о], гл., безуд.

[а], гл., удар.



- в этих словах звуки [г]- [к] твердые
Оценивают свою работу в карте успешности.



Повторяют движения за учителем.




- да

Открывают прописи.


Повторяют движения за учителем.




Вспоминают правила безопасного письма.



- горка – корка, икорка


- одной буквой.




- галка






Вспоминают правила.

Слушают ход выполнения задания.




















Оценивают свою работу в карте успешности.

Метапредметные:

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Р: контроль, исправление ошибок, фиксация затруднений


































































К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Слайд

«Азбука»


«Азбука»






































Карточка
«Моя успешность на уроке»


















«Прописи»



























«Прописи»

Рефлексия деятельности

(4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: обобщающая беседа

Фронтальная

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.
- Наш урок подходит к концу.
- Вспомните, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- Какова была цель нашей деятельности?

- Достигли вы цели урока? Все пункты плана реализованы?
2.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- А теперь проанализируйте свою карточку успеха. Если у вас закрашено 6 зернышек поднимите палец вверх, а если менее 6 хлопните в ладоши.
- Вы молодцы, хорошо усвоили тему.

- До новых встреч!

- о звуках [г]- [к] - [г]’, - [к’]
- углубить знания о звуках [г]- [к] - [г]’, - [к’];
закрепить умения писать слова и предложения с буквами г, к.

- да

Анализируют свою деятельность.

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения; установление учащимися значения результатов своей деятельности

Слайд

Карточка «Моя успешность на уроке»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Слайд 2

разговоры старание внимание сообразительность лень Формула успеха Успех

Слайд 3

Формула успеха Успех старание внимание сообразительность

Слайд 4

Гласные Согласные 1. Произносится свободно, без преград. 2. Состоит только из голоса. 3. Образует слог. 1. Произносится с преградой. 2. Самостоятельно не образует слог. 3. Не бывает ударным. твердый/мягкий, гласный/звонкий, парный.

Слайд 5

Длинные шеи, Красные лапки, Щиплют за пятки, Беги без оглядки.

Слайд 6

ГА – ГА – ГА - вышли гуси на луга. КО – КО – КО - просит кошка молоко. ГУ – ГУ – ГУ - по дорожке я бегу. КУ – КУ – КУ - кричит кукушка на суку. ГИ – ГИ – ГИ - купили Мише сапоги. КИ – КИ – КИ - норки роют барсуки.

Слайд 7

Тема урока: " Парные по глухости – звонкости звуки [г] – [к], [г’] – [к ’ ] " Цель: - углубить знания о звуках [г]- [к] - [г]’, - [к’]; - закрепить умения писать слова и предложения с буквами г, к.

Слайд 8

План: 1. Вспомнить... 2. Закрепить... 3. Выполнить...

Слайд 9

План: 1. Вспомнить отличительные признаки гласного и согласного звуков. 2. Закрепить знания, полученные на прошлом уроке. 3. Выполнить тренировочные упражнения.

Слайд 11

Парные звуки – это звуки, у которых есть пара по глухости или по звонкости. Звуки - [г], [г’], которые произносятся с голосом, называются звонкими , а звуки [к], [к’], которые произносятся без голоса, только с шумом, называются глухими.

Слайд 18

1 вариант 2 вариант

Слайд 20

Тема урока: " Парные по глухости – звонкости звуки [г] – [к], [г’] – [к ’ ] " Цель: - углубить знания о звуках [г]- [к] - [г]’, - [к’]; - закрепить умения писать слова и предложения с буквами г, к.

Слайд 21

План: 1. Вспомнить отличительные признаки гласного и согласного звуков. 2. Закрепить знания, полученные на прошлом уроке. 3. Выполнить тренировочные упражнения.

Слайд 22

ДО СВИДАНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Буква Х,х. Звуки [х],[х\'].

Технологическая карта урока составлена по УМК "Перспектива", 1 класс....

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.    Сопоставление звуков [ж] и  [ш].  Включает предметные, метапредметные и личностные ...

Технологическая карта урока обучение грамоте/ письмо по теме «Гласные звуки [й\' о], [\'о], буквы Ё,ё»

Цель урока: совершенствование знаний о букве Ё ,ё; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Задачи урокаДидактические:формировать умение сравнивать звуки; выполнять слого-звуковой...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х»

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока:формирование знаний о звуках [х] [x]и букве Х; формирование навыка правильногокаллиграфического  письма, орфоэпического чтения, форми...

Технологическая карта урока обучение грамоте/письмо по теме «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д» (УМК "Школа России" 1 класс)

Тип урока: «открытие » нового знанияЦель урока: знакомство учащихся со звуками [д], [д’],  с печатными буквами Дд; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически....

Технологическая карта урока обучение грамоте «Ударные и безударные гласные звуки. Проверочный диктант».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков.Задачи урокаДидактические:проверить полученные знания;уметь наблюдать за гласн...