Конспект урока русского языка "Разделительный твёрдый знак" (УМК "Перспектива", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Кладова Анна Михайловна

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся знаний о твёрдом знаке и совершенствование  навыков правописания слов с разделительным твёрдым знаком.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: правило написания слов с разделительным твёрдым знаком действуя по алгоритму;

Уметь: определять слова, в написании которых пишется разделительный твёрдый знак, и обосновывать свое суждение.

Личностные:  

Проявлять интерес к учебной деятельности;

Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме;

Иметь навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 19.01.21г.                                                                                                          ФИО учителя Мицкевич А.С.

Школа: МАОУ СОШ № 104                                                                                           ФИ студента Кладова Анна группа 31

Класс: 2 «Б»                                                                                                                  ФИО методиста: Солопова Т.В.

Кабинет: 202

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языку

Тема: «Разделительный твёрдый знак»

Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся знаний о твёрдом знаке и совершенствование  навыков правописания слов с разделительным твёрдым знаком.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: правило написания слов с разделительным твёрдым знаком действуя по алгоритму;

Уметь: определять слова, в написании которых пишется разделительный твёрдый знак, и обосновывать свое суждение.

Личностные:  

Проявлять интерес к учебной деятельности;

Уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме;

Иметь навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в группах.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Учебник  «Русский язык»  Л.Ф. Климанова, 2 класс 1 часть (УМК «Перспектива»), учебная презентация, раздаточный материал.

Название этапов

Метод, прием

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Самоопределение к деятельности

Словесный:

беседа,

психологический настрой

1-2 мин.

Слайд 1.

-Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть, меня зовут, Анна Михайловна и сегодня я проведу у вас урок по русскому языку.

Слайд 2.

-А начать сегодняшний урок я хочу с высказывания знаменитого русского писателя А.И.Куприна, прочитайте, пожалуйста, его на слайде:

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок и вместителен»

- Как вы понимаете эту фразу?

-Правильно, если мы с вами будем знать русский язык  и обладать достаточным лексический запасом, тогда мы сможем строить красивые, точные и ясные фразы.

- Пожелайте друг другу успехов.

- Я тоже хочу пожелать вам успешно поработать сегодня на уроке.

Приветствуют учителя.

Читают на слайде выражение.

-Нужно учить русский язык, для того чтобы мы смогли употреблять правила, имели огромный словарный запас.

Желают друг другу успехов и настраиваются на работу.

Р: личностное включение в учебную деятельность

К: выражение своих мыслей

2. Актуализация знаний и мотивация

Практический:

каллиграфические упражнения

Практический:

имитативный

Словесный:

репродуктивный

Частично-поисковый

Проблемный:

создание проблемной ситуации

4-5 мин.

Слайд 3.

-Откройте свои тетради, запишите число и классная работа, сегодня девятнадцатое января.

Слайд 4.

Минутка чистописания.

-Сейчас мы проведём минутку чистописания. На экране представлены буквы и соединение букв, которые вы должны прописать.

-Сейчас я попрошу вас, внимательно посмотреть на то, как вы написали буквы. Вам необходимо будет выбрать всего одну букву, которая, по-вашему мнению, получилась лучше всех и подчеркнуть зелёным карандашом.  

Слайд 5.

Словарная работа.

-Ребята, посмотрите внимательно на слайд, что это за слова на нём представлены?

-Правильно, сейчас мы с вами проведём устно словарную работу. Внимательно посмотрите и прочитайте все слова, затем те, кто догадался, какая буква должна стоять на месте пропуска, поднимает руку, называет орфограмму и пропущенную букву.

Словарные слова:

М…роз, …нварь, к…ньки, л…пата, п…года, хо…ей, праз…ник.

-Ребята, скажите, пожалуйста, какие орфограммы встретились в словарной работе?

-Ребята, скажите, пожалуйста, а для чего мы с вами учим словарные слова?

Слайд 6.

Повторение изученной темы.

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. А кто? Вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.

-В начале слова нет меня,

Зато в конце бываю я,

И в середине я встречаюсь,

Я слог при чтении смягчаю.

- Итак, кто же наш гость на уроке?

-Правильно. Ребята, а вы уже знакомы с нашем гостем?

-Хорошо, а о какой роли мягкого знака говорится в загадке?

-Приведите примеры.

- А какую роль может еще выполнять мягкий знак в словах?

-А что он может разделять?

-Приведите примеры.

-А обозначает ли мягкий знак звук?

Слайд 7.

Работа в парах.

-Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить задание в парах. У вас на партах лежат листы, прочитайте задание, которое вам предстоит выполнить.

-Что вам нужно выполнить?

-Хорошо, на выполнение задания вам даётся 2 минуты, можете приступать.

Задание.

Вьюга, деньки, друзья, дождь, муравьи, семь, съел.

Слайд 8.

-Ребята, на экране представлен эталон, проверьте свои работы.

-Ребята, что вы заметили в этом задании?

-А какое слово лишнее?

-А когда пишется твёрдый знак?

Открывают тетради и записывают число.

Прописывают букву и соединение.

Выбирают лучшую букву и подчёркивают её.

-Словарные слова.

Переписывают слова и вставляют пропущенные буквы.

Проверка:

Мороз, январь, коньки, лопата, погода, хоккей, праздник.

-Безударная гласная, удвоенные согласные и непроизносимые согласные.

-Для того, чтобы мы правильно и без ошибок писали словарные слова, так как к ним нельзя подобрать проверочные слова.

Слушают и отгадывают загадку.

-Мягкий знак.

-Да.

-О том, что мягкий знак смягчает согласный.

-Тетрадь, зверь, конь.

-Может выступать как разделительный знак.

-Он разделяет согласный от гласного звука.

-Соловьи, муравьи, вьюга.

-Нет.

Читают задание.

-Нам нужно разделить слова с мягким знаком на две группы: разделительный и смягчающий.

Проверка:

Разделительный: вьюга, друзья, муравьи.

Смягчающий: деньки, дождь, семь.

Лишнее слово: съел.

-В этом задании было лишнее слово.

-Съел.

Высказывают своё мнение.

 

П: построение логической цепи рассуждений

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Практический:

игровой

Словесный:

беседа

4-5 мин.

-Ребята, а вы уже догадались, о чём мы с вами будем сегодня говорить?

Слайд 9.

-Правильно, сегодня к нам пришёл ещё один гость-твёрдый знак.

Слайд 10.

-Тогда сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

Слайд 11.

-Какую цель мы можем поставить?

Слайд 12.

-Давайте составим план урока.

План урока:

1.Понять, в чём значение твёрдого знака.

2. Узнать, когда пишется твёрдый знак на основе алгоритма.

3. Определить отличие и сходство твёрдого и мягкого знака.

Слайд 13.

-А перед тем, как перейти к изучению темы, мы с вами создадим собственный «Лист достижений», в котором мы сможем увидеть и проанализировать свою работу. У вас на партах лежат листочки, на которых изображена таблица. После каждого, сделанного упражнения вам необходимо будет поставить тот знак, который соответствует успешности выполненного задания.

Давайте договоримся с критериями:

«3 балла»- справился с заданием;

«2 балла»- на половину справился с заданием;

«1 балл»- не справился с заданием.

В конце урока мы с вами подсчитаем полученный результат и определим, кто же отлично поработал на уроке.

-Вы можете уже оценить минутку чистописания, словарную и парную работы.

-О твёрдом знаке.

-Разделительный твёрдый знак.

-Узнать правило написания твёрдого знака в словах.

Составляют план урока.

Слушают учителя.

 

Оценивают свою работу в «Листе достижений»

К: выражение своих мыслей

Л: проявление активности в общей работе

4. Открытие нового знания

Частично-поисковый

Словесный:

беседа

Объснительно-иллюстративный

Словесный:

игровой

 

Исследовательский:

создание алгоритма и схемы

7-8 мин.

Слайд 14.

-Приходить в гости с пустыми руками неприлично, но наши гости про нас не забыли и принесли для нас интересные задания.

-На экране представлено одно из них, давайте внимательно на него посмотрим.

-Нам необходимо прочитать слова и ответить на вопросы.

Слова:

Объявить, объехать, подъём, подъюбник.

- В каких словах есть твёрдый знак?

- Где именно в слове пишется твёрдый знак?

- А перед какой буквой?

-Ребята, а сейчас я проверю, кто из вас самый сообразительный и внимательный, перед какими буквами пишется твёрдый знак?

-Значит, какой мы можем сделать вывод?

-Хорошо, откройте учебники на странице 138. Что вы видите?

-Сейчас я включу аудиозапись, вы внимательно её слушаете и следит

-Кто участвовал в диалоге?

-О чём они говорили?

-Прочитайте, пожалуйста, правило, которое сказал учитель.

-Ребята, значит, правильно мы с вами сделали вывод?

Слайд 15.

-Хорошо, а для того, чтобы вы запомнили правило написания разделительного твердого знака, я вам предлагаю запомнить стишок, он представлен на слайде:

Мы твёрдым знаком

Разделить согласны

Согласные е, ё, ю, я-

с согласным.

-Прочитайте его внимательно про себя и постарайтесь запомнить, а затем попробуйте рассказать своему соседу по парте.

-Оцените, пожалуйста, в «Листе достижений», как вы справились с этим заданием.

-Кто может попробовать рассказать по памяти стихотворение всему классу.

-Хорошо, когда вы будете выполнять задание, обязательно помните об этом стихотворении.

-А сейчас я предлагаю вам составить алгоритм и схему написания твёрдого знака в словах.

Алгоритм работы.

1.Внимательно прочитать слово.

2.Посмотреть на какую букву заканчивается слово перед пропуском.

3.Убедиться в том, что перед пропуском стоит одна из букв: е,ё,ю,я.

Схема:

                

                            е        

                ё

        Ъ

                ю

        я

Слайд 16.

Динамическая паузка.

-А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

-Встаньте все, пожалуйста, со своих мест. Сейчас я вам буду диктовать слова, если вы услышите в слове твёрдый знак, тогда вы присаживаетесь, а если в слове прозвучал мягкий знак, то вы стоите:

Подъём, вьюга, подъюбник, солнце, варенье, обезьяна, съехать, объезжать.

Смотрят на слайд и читают слова.

-Во всех словах есть твёрдый знак.

-После согласной буквой.

-Перед гласной.

-Перед буквами е,ё,ю,я.

-Разделительный твёрдый знак пишется после согласной и перед буквами е,ё,ю,я.

-Диалог.

Слушают аудиозапись.

-Учитель и ученица.

-Учитель объяснял новую материал по теме твёрдый знак.

Читают правило.

-Да.

Читают и заучивают стихотворение.

Оценивают свою работу в «Листе достижений»

Составляют алгоритм.

Динамическая пауза.

П: проводить анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

5. Первичное закрепление

Практический:

упражнение, языковой анализ

Словесный:

беседа

4-5 мин.

Слайд 17.

Работа в парах.

-Давайте посмотрим, какое задание нам ещё принесли гости.

-Они предлагают вам поработать в парах, у вас на партах лежат листы. Прочитайте задание.

-Что нужно выполнить в задании?

-На работу вам даётся 2 минуты, можете приступать к выполнению задания.

Братья, разъяснить, волчьи, объехать, объяснить, ручьи, въехать, осенью, съёжиться.

Слайд 18.

-Время вышло, давайте проверим, что у вас получилось.

-Оцените, как вы выполнили задание в «Листе достижений»

-Ребята, какой мы вывод можем сделать после выполнения этого задания?

-Чем похожи мягкий и твёрдый знаки?

-Назовите отличительные черты.

Выполняют задание в парах.

-Нужно установить соответствие между словами знаками: твёрдый и мягкий.

Проверка:

Ь

Ъ

Братья

Разъяснить

Волчьи

Объехать

Ручьи

Объяснить

Осенью

Въехать

Съёжиться

Оценивают свою работу в «Листе достижений»

-Чем похожи и отличаются мягкий и твёрдый знаки.

-Они могут выступать разделителем согласных и гласных.

-Мягкий знак может смягчать согласные, а твёрдый нет.

К: умение работать в парах

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический:

языковой анализ

Словесный:

беседа, анализ

 

4-5 мин.

Слайд 19.

Самостоятельная работа.

-Сейчас вам необходимо будет выполнить задание самостоятельно. У каждого на парте лежат листочки, на них написаны словосочетания, вам необходимо будет вставить в них пропущенную букву.

-На работу вам даётся 3 минуты. Можете выполнять задание.

В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Вы…езд из города.

-Время вышло, проверьте задание самостоятельно, на экране представлен эталон.

Слайд 20.

-На экране представлен эталон, проверьте свою работу.

-Оцените свою работу в «Листе достижения»

-Какой вывод мы можем сделать после выполнения этого задания?

-А когда пишется твёрдый знак?

Слушают задание и самостоятельно его выполняют.

Проверка:

Въезд в город. На стене объявление. Предъявил документы. Разыскал товарища. Разъяснил задание. Выезд из города.

Проверяют задание.

-Когда пишется твёрдый знак.

-Разделительный твёрдый знак пишется после согласной и перед буквами е,ё,ю,я.

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

7. Включение в систему знаний, повторение

Словесный:

беседа

Практический:

тест

Практический:

языковой анализ

7-8 мин.

Самостоятельная работа.

-Ребята, наши гости приготовили для нас тест, давайте покажем нашим гостям, как мы хорошо усвоили и запомнили новую тему.

-В тесте будет три вопроса, я попрошу вас в ваших тетрадях написать цифры от одного до трёх в столбик и напротив вы уже будете записывать вариант ответа.

Слайд 21.

1. После какой буквы пишется твёрдый знак?

а) после согласной,

б) после гласной.

2. Перед какими буквами пишется твёрдый знак?

а) а, я, ё, е,

б) ю, я, е, ё,

в) о, ё, ю, у.

3. Выберите слово, которое неверно написано:

а) Подъехать,

б) Сьел,

в)Подъезд.

Слайд 22.

-А теперь поменяйтесь тетрадями со своими соседями по парте и проверьте друг у друга тест.

-Посмотрите на экран, на нём представлены критерии оценивания.

-Поднимите руку те, кто решили тест без ошибок.

-Теперь поднимите руку те, у кого одна ошибка.

-А теперь поднимите руку те, у кого две и более ошибки.

Слайд 23.

Работа в группах.

-Гости для нас приготовили последнее задние, его вы будете выполнять в группах.

-Прочитайте, что требуется выполнить?

-Хорошо, на это задание вам даётся 2 минуты, можете приступать к выполнению.

Задание:

Седобный гриб, крутой подём, сьел бублик, стоит у подъезда, пъёт воду.

-Время вышло. Сверьте ваше выполненное задание с эталоном, который представлен на экране.

-Оцените свою работу в «Листе достижений»

-Ребята, а для чего вы выполняли это задание?

Правильные варианты:

1-А;

2-Б;

3-Б.

Обмениваются тетрадями и оценивают друг друга.

Поднимают руки.

-Нужно исправить ошибки в словах.

Проверка:

Съедобный гриб, крутой подъём, съел бублик, стоит у подъезда, пьёт воду.

Оценивают работу в «Листе достижений»

-Мы должны уметь находить ошибки, для того чтобы в дальнейшем их не совершать.

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа

Р: контроль; исправление ошибок; фиксация затруднений

Л: проявление активности в общей работе

8. Рефлексия

Анализ

2-3 мин.

-Ребята, вспомните, какую тему мы сегодня с вами проходили?

-Какую цель мы сегодня с вами ставили?

 

-Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

Слайд 24.

-А сейчас пришло время подсчитать ваши баллы, встаньте те, у кого получилось от 24 до 20 баллов.

-Значит, вы отлично поработали и хорошо усвоили новый материал.

-Встаньте те, у кого получилось от 20 до 14 баллов.

-Вы также хорошо поработали на уроке, но нужно немного постараться, чтобы на следующем уроке.

-Встаньте те, у кого получилось 14 баллов и менее.

-Вам нужно на следующих уроках быть внимательнее и стараться больше запомнить и усвоить.

-Вы все сегодня очень хорошо поработали, спасибо большое всем за вашу активность и трудолюбие.

-Разделительный твёрдый знак.

-Узнать правила написания твёрдого знака в словах.

-Да.

Подсчитывают полученный результат.

Встают в соответствии с результатом.

Прощаются с учителем.

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознании качества и уровня усвоения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2-м классе. Тема : Правописание приставок на з-/с-.

                              Как создать на уроке ситуацию успеха?...

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."

1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс. "Твёрдый согласный звук [ ш ], буквы Ш, ш".

Конспект урока русского языка (обучение грамоте) 1 класс сопровождается мультимедийной презентацией....

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...