Технологическая карта урока русского языка для 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ковенькина Светлана Андреевна

Технологическая карта урока русского языка "Имя прилагательное" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilagatelnoe_2_klass.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ковенькина Светлана Андреевна, учитель начальных классов

Класс: 2 класс  

Предмет: русский язык

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи

Место и роль урока в изучаемой теме: Открытие нового знания

Цель урока: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.

Задачи урока:

1. Образовательная:  создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;

2. Развивающие: развивать самоконтроль, мышление, речь;

3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу при ответах и работе в группах, парах.

Планируемые результаты:

предметные

  • научатся находить прилагательные в тексте;
  • ставить вопросы от существительных к прилагательным,
  • устанавливать связь между прилагательными и существительными,
  • подбирать примеры имён прилагательных.

личностные 

  • формирование нравственно-этических качеств личности;
  • воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;  
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;
  • умение высказывать свое мнение и отстаивать его.                          

Формируемые УУД:  

регулятивные: 

  • отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания;
  • сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные:  

  • делать выводы на основе обобщения знаний;  
  • самостоятельно конструировать новый способ действия в соответствии с условиями новой задачи;
  • определять последовательность действий для решения предметной задачи. извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • определять последовательность действий для решения предметной задачи.

Коммуникативные: 

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Межпредметные связи: окружающий мир, литература.

Используемые технологии: технология критического мышления

Сценарий урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация к учебной
деятельности

Динь динь - динь,
звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.

-Присаживаемся тихонько за парты.

-Сегодня на уроке, чтобы оценить свою работу, вы будете использовать карточки трех цветов: красного – ничего не получилось, не понял, желтого – справился частично, были затруднения, зеленого – со всем справился, все получилось.

Приветствие учителя

УУД

Коммуникативные УУД

 настроиться на совместную работу и  общение с одноклассниками и учителем.

Личностные УУД

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

II. Чистописание

-Давайте подготовимся к письму.

Игра-упражнение «Паучок». Выполняем двумя руками вместе. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот. Молодцы.

- Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво.

- Запишите число. Классная работа.

-Отгадайте загадку:

Лед кругом, а эти птицы,

Не боятся простудиться. (Пингвин)

-Назовите первый звук в отгадке.

-Дайте характеристику этому звуку. Продолжим разбор.

Фонетический разбор слова «пингвин»

-Молодцы. Ребята, а кто же такой пингвин?

- А теперь пропишите строчную и заглавную букву Пп.

-Оцените свою работу.

Подготовка рабочего места.

Выполнение игр-упражнений для подготовки рук к письму.

Отгадывают загадку, называют звук [п], выполняют фонетический разбор слова.

Отвечают на вопрос учителя.

Выполняют показ.

Поднимают карточки.

III. Создание проблемной
ситуации.

Постановка учебной задачи

-Посмотрите на доску.

-Прочитайте предложение.                                                                                          

У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост.

-   Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении?

       (Это сделать трудно.)

-  Посмотрите, ребята мнения наши разошлись.

-  А  как вы думаете почему? (Нет признаков)

- Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о лисице?

-Выберите на доске карточки с этими словами, давайте вставим в предложение.

-Какое предложение получилось?

У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, золотистая шерсть, пушистый хвост.

-Теперь понятно о каком животном идет речь в предложении?

-А сейчас задайте вопросы к нашим словам помощникам.

                Какие?                     Острые        

                Какое?                     Тоненькое        

                Какие?                     Чуткие        

                Какая?                     Золотистая

                Какой?                      Пушистый

-Скажите, что обозначают слова, которыми мы описали животное? (признаки предмета).

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Молодцы. Сегодня мы познакомимся с новой частью речи.
Это и будет тема нашего урока. Откройте учебник на странице 86 и прочитайте, как называется новая часть речи, о которой мы будем говорить сегодня.  Попробуйте сформулировать цель  нашего урока.

( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об   имени  прилагательном.)

А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие  задачи урока поставим?

( Надо узнать, что обозначают  имена  прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о  роли прилагательных в нашей речи.)

Читает предложение один ученик. Остальные слушают, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание учителя.

Называют тему и цели урока.

Ставят задачи урока.

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, ставить перед собой задачи и выполнять их, умение работать в парах, группах.
Познавательные УУД: Расширение кругозора

IV. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

-Откройте учебник на стр. 86, прочитайте задание к упражнению 148. Обсудите в парах, что вы будете делать, какие слова вставите.

- Запишите это упражнение самостоятельно, выполните взаимопроверку.

-Поднимите карточки и оцените себя.

-А теперь скажите, что вы можете сказать о прилагательном? (обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

-Прочитайте правило на стр.86 и скажите, все ли правильно вы сказали?

-Давайте еще раз скажем, что же такое прилагательное?

-Поднимите карточки и покажите как вы оцените свою работу.

Выполняют задание учителя, работают в парах, устно подбирая слова.

выполняют упр., проверяют у соседа по парте.

Оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы учителя, дают характеристику имени прилагательному.

Читают правило.

Один ученик повторяет правило.

Оценивают себя.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Познавательные УУД: анализ, выдвижение гипотез.

Коммуникативные УУД: прислушиваться к высказыванию других.

Динамическая пауза

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку.

Раз – подняться, потянуться,

Два – в ладоши два хлопка,

Три – головою три кивка,

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

Выполняют движения

Вернемся к первому предложению про лисицу. (внимание на магнитную доску)

-Посмотрите на предложение. Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное?

-Правильно, ребята. Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать.

- Значит, слова какой части речи уточняют, поясняют имена прилагательные? (имена существительные)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: имя прилагательное употребляется при именах существительных

- Давайте выполним упражнение, в котором мы в этом убедимся, откройте стр.87, упр. 150. Прочитайте задание самостоятельно.

-Что нужно сделать?

-Хорошо, так о ком идет речь в загадке?  (о гусях) .

-А что вы еще знаете об этих птицах?

-Назовите выделенные слова, докажите, что это имена прилагательные? (отвечают на вопросы прилагательного, обозначают признак предмета)

-Найдите имена существительные, с которыми они связаны по смыслу. Задайте вопрос.

-Молодцы, ребята, теперь запишите эту загадку в тетради, поставьте вопрос от существительного к прилагательному, подчеркните прилагательное волнистой линией, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание у соседа.

-Скажите, так с какой частью речи «дружат» прилагательные?  

Покажите, как вы оценили себя.

-Отвечают на вопрос учителя, делают выводы.

Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадку.

Поднимают руки, доказывают, что это имена прилагательные.

Называют словосочетание с вопросом.

Письменно выполняют упражнение, проверяют.

Отвечают на вопрос.

Делают вывод еще раз.

Самооценка.

Личностные УУД: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.

Коммуникативные УУД: уметь слушать мнение другого, вступать в диалог.

V. Закрепление знаний
и способов действий.

- А сейчас мы немного поиграем. Будьте внимательны.

1.Игра «Генералы и разведчики» Проведение: Все участники делятся на 2 группы. Одни исполняют роль разведчиков. У них в руках находятся листы, с указанием разных частей речи: существительное, прилагательное, глагол. Другие исполняют роль генералов. У них в руках, карточки со словами разных частей речи. Задача разведчиков набрать себе группу генералов. Если у генерала существительное, то его выбирает разведчик, у которого карточка существительное. С остальными частями речи также.

- Какие проблемы у вас возникли?

-Чему вы учились?)

На карточках слова:

Цветок              раскрасил        сильный                        

Девочка            найдет              зеленый            

Окно                  прошел             смелый

Море                побежал             хороший            

   -Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы можем сказать об этих словах?

.(Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и отвечают на вопросы кто? что?)

-Посмотрите, на второй столбик, что это за слова?  

(Глаголы  -  это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать? )

-А что вы можете сказать о третьем столбике?

(Это имена прилагательные).

-Что общего в этих словах? Что они обозначают? Что их отличает от других слов? (Предположения детей)

-А сейчас посмотрите на упр.151 стр.87, Прочитайте задание.

- Что будете делать?

-Вы устно, по цепочке, будете называть словосочетания, задавать вопрос, а все работают в тетрадях, записывают эти словосочетания, подчеркиваете имена прилагательные.

-А сейчас устно заменим прилагательные словами-синонимами, которые даны ниже, согласовывая их с существительными.

-Скажите, что мы повторили, выполнив это упражнение. (Что такое прилагательное, вопросы, с какой частью речи согласовано.)

Оцените свою работу.

Слушают внимательно учителя, выполняют условия игры, работают в группах.

Вспоминают изученные части речи, повторяют, что узнали о прилагательном.

Выполняют упражнение, делают вывод.

Оценивают свою работу.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в системе знаний.

Коммуникативные УУД: уметь слушать мнение другого, отстаивать свое мнение.

Динамическая пауза

Давайте немного отдохнем.  Буду называть слова. Если  назову существительное вы приседаете, глагол- встаете, а прилагательное – хлопаете в ладоши. Готовы? Начнем.

Морской, стол, деревянный, бежать, маленький, доска, смотреть, красная, дерево, слушать, красивый.

Выполняют все движения.

-Ребята, посмотрите, что за карточки лежат у вас на столах? (Карточки с пустыми прямоугольниками, что-то будем заполнять)

- А почему карточки не у всех? (см.приложение) Правильно, вы сядете в группы по 4 человека и будете выполнять кластер из частей речи, которые вы уже знаете.

-Вспомните, что такое кластер?

-Правильно, сейчас вы в виде схемы кратко опишите все части речи. Начинайте.

- Теперь представитель от каждой группы расскажет, что вы вставили в свои схемы.

-Поднимите карточку красного цвета, если вы считаете, что у Вас ничего не получилось, карточку желтого цвета – получилось, но не все, карточку зеленого цвета- все получилось правильно.

- Молодцы, ребята!

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в группах, составляют кластер.

Каждая группа представляет свой кластер.

Регулятивные УУД: умение работать в парах, группах.

VI. Домашнее задание.

Выучить на стр. 86 правило, выполнить упр.149 на стр.86.

Слушают учителя, записывают задание.

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке

-Скажите, что на уроке сегодня мы узнали?

- А теперь вспомните, ребята, на уроке вы после заданий поднимали карточки и оценивали свою работу, у меня на доске висит «Дерево успеха», а у Вас на столах лежат три листочка. Каких они цветов? (красный, желтый, зеленый). Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками.

ребята, спасибо за активное участие в ходе урока,  надеюсь у нас всегда будут только зеленые листочки.

Поднимают руки, отвечают на вопросы.

Наряжают дерево.

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция.

                                                                                                               

Приложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...