Технологическая карта урока русского языка для 2 класса
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка "Имя прилагательное" 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilagatelnoe_2_klass.docx | 42.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ковенькина Светлана Андреевна, учитель начальных классов
Класс: 2 класс
Предмет: русский язык
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи
Место и роль урока в изучаемой теме: Открытие нового знания
Цель урока: познакомить учащихся с новой частью речи и ролью её в русском языке.
Задачи урока:
1. Образовательная: создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование; формировать умения определять имена прилагательные и отличать от других частей речи; совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать вывод; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы;
2. Развивающие: развивать самоконтроль, мышление, речь;
3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу при ответах и работе в группах, парах.
Планируемые результаты:
предметные
- научатся находить прилагательные в тексте;
- ставить вопросы от существительных к прилагательным,
- устанавливать связь между прилагательными и существительными,
- подбирать примеры имён прилагательных.
личностные
- формирование нравственно-этических качеств личности;
- воспитание культуры поведения на уроке, развитие познавательного интереса к русскому языку;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- умение высказывать свое мнение и отстаивать его.
Формируемые УУД:
регулятивные:
- отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания;
- сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные:
- делать выводы на основе обобщения знаний;
- самостоятельно конструировать новый способ действия в соответствии с условиями новой задачи;
- определять последовательность действий для решения предметной задачи. извлекать информацию, представленную в разных формах;
- определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Межпредметные связи: окружающий мир, литература.
Используемые технологии: технология критического мышления
Сценарий урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Мотивация к учебной | Динь динь - динь, -Присаживаемся тихонько за парты. -Сегодня на уроке, чтобы оценить свою работу, вы будете использовать карточки трех цветов: красного – ничего не получилось, не понял, желтого – справился частично, были затруднения, зеленого – со всем справился, все получилось. | Приветствие учителя | УУД Коммуникативные УУД настроиться на совместную работу и общение с одноклассниками и учителем. Личностные УУД Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
II. Чистописание | -Давайте подготовимся к письму. Игра-упражнение «Паучок». Выполняем двумя руками вместе. Каждым пальцем правой руки касаемся большого пальца левой руки, и наоборот. Молодцы. - Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво. - Запишите число. Классная работа. -Отгадайте загадку: Лед кругом, а эти птицы, Не боятся простудиться. (Пингвин) -Назовите первый звук в отгадке. -Дайте характеристику этому звуку. Продолжим разбор. Фонетический разбор слова «пингвин» -Молодцы. Ребята, а кто же такой пингвин? - А теперь пропишите строчную и заглавную букву Пп. -Оцените свою работу. | Подготовка рабочего места. Выполнение игр-упражнений для подготовки рук к письму. Отгадывают загадку, называют звук [п], выполняют фонетический разбор слова. Отвечают на вопрос учителя. Выполняют показ. Поднимают карточки. | |
III. Создание проблемной Постановка учебной задачи | -Посмотрите на доску. -Прочитайте предложение. У неё зубки, рыльце, ушки, шерсть, хвост. - Как вы думаете, о каком животном идёт речь в этом предложении? (Это сделать трудно.) - Посмотрите, ребята мнения наши разошлись. - А как вы думаете почему? (Нет признаков) - Какие бы слова вы вставили в предложения, если бы речь шла о лисице? -Выберите на доске карточки с этими словами, давайте вставим в предложение. -Какое предложение получилось? У неё острые зубки, тоненькое рыльце, чуткие ушки, золотистая шерсть, пушистый хвост. -Теперь понятно о каком животном идет речь в предложении? -А сейчас задайте вопросы к нашим словам помощникам. Какие? Острые Какое? Тоненькое Какие? Чуткие Какая? Золотистая Какой? Пушистый -Скажите, что обозначают слова, которыми мы описали животное? (признаки предмета). -Сформулируйте тему сегодняшнего урока. -Молодцы. Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. ( Познакомиться с новой частью речи. Узнать как можно больше об имени прилагательном.) А что именно мы должны узнать об имени прилагательном? Какие задачи урока поставим? ( Надо узнать, что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи.) | Читает предложение один ученик. Остальные слушают, отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание учителя. Называют тему и цели урока. Ставят задачи урока. | Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, ставить перед собой задачи и выполнять их, умение работать в парах, группах. |
IV. Усвоение | -Откройте учебник на стр. 86, прочитайте задание к упражнению 148. Обсудите в парах, что вы будете делать, какие слова вставите. - Запишите это упражнение самостоятельно, выполните взаимопроверку. -Поднимите карточки и оцените себя. -А теперь скажите, что вы можете сказать о прилагательном? (обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? -Прочитайте правило на стр.86 и скажите, все ли правильно вы сказали? -Давайте еще раз скажем, что же такое прилагательное? -Поднимите карточки и покажите как вы оцените свою работу. | Выполняют задание учителя, работают в парах, устно подбирая слова. выполняют упр., проверяют у соседа по парте. Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя, дают характеристику имени прилагательному. Читают правило. Один ученик повторяет правило. Оценивают себя. | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция. Познавательные УУД: анализ, выдвижение гипотез. Коммуникативные УУД: прислушиваться к высказыванию других. |
Динамическая пауза | Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Раз – подняться, потянуться, Два – в ладоши два хлопка, Три – головою три кивка, На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. | Выполняют движения | |
Вернемся к первому предложению про лисицу. (внимание на магнитную доску) -Посмотрите на предложение. Рядом с какой частью речи стоит имя прилагательное? -Правильно, ребята. Прилагательные употребляются при именах существительных, образуя словосочетания, как бы прилагаются к ним. Поэтому и называются прилагательные. Они объясняют, какое это существительное, какой предмет. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать. - Значит, слова какой части речи уточняют, поясняют имена прилагательные? (имена существительные) Какой вывод можно сделать? Вывод: имя прилагательное употребляется при именах существительных - Давайте выполним упражнение, в котором мы в этом убедимся, откройте стр.87, упр. 150. Прочитайте задание самостоятельно. -Что нужно сделать? -Хорошо, так о ком идет речь в загадке? (о гусях) . -А что вы еще знаете об этих птицах? -Назовите выделенные слова, докажите, что это имена прилагательные? (отвечают на вопросы прилагательного, обозначают признак предмета) -Найдите имена существительные, с которыми они связаны по смыслу. Задайте вопрос. -Молодцы, ребята, теперь запишите эту загадку в тетради, поставьте вопрос от существительного к прилагательному, подчеркните прилагательное волнистой линией, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание у соседа. -Скажите, так с какой частью речи «дружат» прилагательные? Покажите, как вы оценили себя. | -Отвечают на вопрос учителя, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадку. Поднимают руки, доказывают, что это имена прилагательные. Называют словосочетание с вопросом. Письменно выполняют упражнение, проверяют. Отвечают на вопрос. Делают вывод еще раз. Самооценка. | Личностные УУД: умение сотрудничать, принимать позиции других людей. Коммуникативные УУД: уметь слушать мнение другого, вступать в диалог. | |
V. Закрепление знаний | - А сейчас мы немного поиграем. Будьте внимательны. 1.Игра «Генералы и разведчики» Проведение: Все участники делятся на 2 группы. Одни исполняют роль разведчиков. У них в руках находятся листы, с указанием разных частей речи: существительное, прилагательное, глагол. Другие исполняют роль генералов. У них в руках, карточки со словами разных частей речи. Задача разведчиков набрать себе группу генералов. Если у генерала существительное, то его выбирает разведчик, у которого карточка существительное. С остальными частями речи также. - Какие проблемы у вас возникли? -Чему вы учились?) На карточках слова: Цветок раскрасил сильный Девочка найдет зеленый Окно прошел смелый Море побежал хороший -Давайте посмотрим на первый столбик. Что мы можем сказать об этих словах? .(Это имена существительные. Они обозначают предметы, явления и отвечают на вопросы кто? что?) -Посмотрите, на второй столбик, что это за слова? (Глаголы - это часть речи, которая обозначает действия предметов, отвечает на вопросы что делает? что сделает? что будет делать? ) -А что вы можете сказать о третьем столбике? (Это имена прилагательные). -Что общего в этих словах? Что они обозначают? Что их отличает от других слов? (Предположения детей) -А сейчас посмотрите на упр.151 стр.87, Прочитайте задание. - Что будете делать? -Вы устно, по цепочке, будете называть словосочетания, задавать вопрос, а все работают в тетрадях, записывают эти словосочетания, подчеркиваете имена прилагательные. -А сейчас устно заменим прилагательные словами-синонимами, которые даны ниже, согласовывая их с существительными. -Скажите, что мы повторили, выполнив это упражнение. (Что такое прилагательное, вопросы, с какой частью речи согласовано.) Оцените свою работу. | Слушают внимательно учителя, выполняют условия игры, работают в группах. Вспоминают изученные части речи, повторяют, что узнали о прилагательном. Выполняют упражнение, делают вывод. Оценивают свою работу. | Познавательные УУД: Ориентироваться в системе знаний. Коммуникативные УУД: уметь слушать мнение другого, отстаивать свое мнение. |
Динамическая пауза | Давайте немного отдохнем. Буду называть слова. Если назову существительное вы приседаете, глагол- встаете, а прилагательное – хлопаете в ладоши. Готовы? Начнем. Морской, стол, деревянный, бежать, маленький, доска, смотреть, красная, дерево, слушать, красивый. | Выполняют все движения. | |
-Ребята, посмотрите, что за карточки лежат у вас на столах? (Карточки с пустыми прямоугольниками, что-то будем заполнять) - А почему карточки не у всех? (см.приложение) Правильно, вы сядете в группы по 4 человека и будете выполнять кластер из частей речи, которые вы уже знаете. -Вспомните, что такое кластер? -Правильно, сейчас вы в виде схемы кратко опишите все части речи. Начинайте. - Теперь представитель от каждой группы расскажет, что вы вставили в свои схемы. -Поднимите карточку красного цвета, если вы считаете, что у Вас ничего не получилось, карточку желтого цвета – получилось, но не все, карточку зеленого цвета- все получилось правильно. - Молодцы, ребята! | Отвечают на вопросы учителя. Работают в группах, составляют кластер. Каждая группа представляет свой кластер. | Регулятивные УУД: умение работать в парах, группах. | |
VI. Домашнее задание. | Выучить на стр. 86 правило, выполнить упр.149 на стр.86. | Слушают учителя, записывают задание. | |
VII. Рефлексия учебной деятельности | -Скажите, что на уроке сегодня мы узнали? - А теперь вспомните, ребята, на уроке вы после заданий поднимали карточки и оценивали свою работу, у меня на доске висит «Дерево успеха», а у Вас на столах лежат три листочка. Каких они цветов? (красный, желтый, зеленый). Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками. ребята, спасибо за активное участие в ходе урока, надеюсь у нас всегда будут только зеленые листочки. | Поднимают руки, отвечают на вопросы. Наряжают дерево. | Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция. |
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода....
Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А
Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...