русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Тема урока: написание слов с удвоенными согласными.
Цель: формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами.
Задачи:
- дать определение понятию «удвоенные согласные», способствовать развитию умения распознавать слова с данными буквосочетаниями и правильно обозначать на письме.
- развивать орфографическую зоркость, внимание.
- пробуждать интерес к родному языку, положительное отношение к учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в 3 классе по теме "Написание слов с удвоенными согласными" | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
русского языка
учитель Н. И. Масленникова
3 класс
Тема урока: написание слов с удвоенными согласными.
Цель: формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами.
Задачи:
- дать определение понятию «удвоенные согласные», способствовать развитию умения распознавать слова с данными буквосочетаниями и правильно обозначать на письме.
- развивать орфографическую зоркость, внимание.
- пробуждать интерес к родному языку, положительное отношение к учебе.
9. Планируемые результаты:
Познавательная деятельность:
умение писать слова с удвоенными согласными;
умение приводить примеры слов с данной орфограммой;
умение различать изученные орфограммы;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, решать проблему.
Информационно-коммуникативная деятельность:
умения самостоятельно добывать знания;
умение действовать и работать в паре.
Рефлексивная деятельность:
умение планировать свою деятельность;
умение оценивать свою деятельность;
умение оценивать свое эмоциональное состояние.
Формирование УУД:
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу, способность к самооценке, осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха); связывать свои успехи (неуспехи) с усилием, трудолюбием
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
Познавательные УДД: использовать модели и схемы, осуществлять анализ объектов, проводить сравнения, обобщать.
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения, формулировать собственное мнение.
9. Тип урока: усвоение новых знаний.
10. Форма работы учащихся: Индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
11. Необходимое техническое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тетрадь, словарь, карточки и алгоритм для работы в парах и группах ; смайлики для рефлексии .
Этапы работы | Содержание этапа | |
1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -эмоционально настроиться на предстоящую деятельность. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -подготовить обучающихся к работе на уроке; -проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку; -организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм; -создать положительный эмоциональный настрой у обучающихся. Метод: создание игрового момента Форма работы: фронтальная Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность. Результат: полная готовность класса, включение обучающихся в деловой ритм. | Урок начнём с игры «Подари тепло другу». (слайд 1) Дорогие ребята! Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Раскройте правую ладонь, а левой накройте ладонь соседа. Посмотрите ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый скажет доброе слово своему соседу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. Мне очень хочется, чтобы после нашего занятия у вас появилось новое отношение к самому себе.
Сегодня у нас необычный урок. Мы будем покорять гору под названием «Русская грамотность». Но ее плохо видно. (слайд 2) Путь предстоит сложный. Готовы вы отправиться в путь? Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели. |
2
| Актуализация знаний учащихся Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -показать свои знания, активно участвовать в диалоге. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -актуализировать имеющиеся знания для изучения нового материала; -развивать познавательный интерес. Метод: словесный Форма работы: фронтальная Результат: необходимые для изучения новой темы понятия актуализированы. | 1.Минутка чистописания.(слайд 3) - Л.Н.Толстой писал: «Обращаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная, но и письменная речь». - Давайте поработаем над красотой письменной речи. - Запишите соединения букв так же верно, как ин написано на доске ру сс кий яз зы ой од ро мо - Запишите каллиграфически правильно предложение: Русский язык - мой родной язык.(записано на доске) - Укажите над каждым словом в предложении части речи Обменяйтесь тетрадями и оцените работу товарища.(Взаимопроверка) Вот мы с вами и у подножия горы. (слайд 4) 2. – Давайте вспомним изученные орфограммы. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: (слайд 5,6,7,8) - Вспомните полные названия этих орфограмм. - Как правильно писать слова с этой орфограммой, что нужно сделать? - В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?
Работа по рядам (работа в парах)(слайд 9) - Прочитайте слова, записанные в столбики. Какая орфограмма спряталась в словах 1 столбика? 2-го? 3-го? Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание. Запиши. - А работать мы будем в парах. -Давайте вспомним Алгоритм работы в паре: (Слайд) Алгоритм работы в паре. 1.Говорим шепотом. 2.Работаем вместе. 3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. 4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» 5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. 6.Оцениваем работу, благодарим друг друга. (Слайд10) в*р*бей клю* грус*ный *лфавит лё* радос*ный н*род арбу* извес*ный н*ябрь сугро* прелес*ный *ртист сапо* прекрас*ный Проверка.(по одному ученику с каждого ряда). - Молодцы! Вот мы с вами и забрались на маленькую горку. (слайд 11) |
3 | Сообщение темы и цели урока Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -сформулировать тему и цель урока; Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -создать условия для формулирования темы и цели обучающимися. Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения. Метод: словесный (беседа) Форма работы: фронтальная Результат: цель и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем. | - Возьмите первые буквы каждого столбика и запишите их. (Самостоятельно) Какие слова получились? ванна класс грипп (слайд 12) - Что общего в написании этих слов? Как называется эта орфограмма? - Вспомните, в каком слове мы пишем эту орфограмму каждый день? (каждый день встречалась с нами в слове классная). - давайте сформулируем тему урока - Какие цели поставим перед собой? (ответы учащихся).(Слайд13) На доске: Тема: “Написание слов с удвоенными согласными”(слайд) - наша главная цель- продолжать учиться правильно писать слова с удвоенными согласными. |
4 | Открытие нового знания (поиск решения) Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -устранение возникшего затруднения. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -создать условия для формирования умений слушать, анализировать; -организовать усвоение детьми правописания слов с удвоенными согласными. Метод: учебный диалог, метод иллюстрации, индуктивный Форма работы: фронтальная Результат: самостоятельное формулирование правила. 5. Физ.минутка Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -снятие умственного напряжения. | Высоко на горе «Русская грамотность» в старом замке живут…Догадались что за слова?( Слова с удвоенными согласными). - Какие согласные бывают удвоенные? - А вот и сами близнецы- буквы, которые пишутся в этих словах. (слайд14 ) бб, жж, рр, лл, мм, нн, сс, пп, кк А кто может назвать слова с удвоенными согласными? (ответы детей). Молодцы! - Давайте определим, где находится в слове эта орфограмма? Проверяется ли она? Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». (слайд15 ) Есть спортивная игра, В ее названии да «к», Играя клюшкой шайбу бей, Известная игра……(хоккей)(слайд16 ) (слайд17 ) С мамой в магазин ходили, Для занятий все купили. За ластик, ручку, пасту Несу я деньги в … (кассу)(слайд18 ) (слайд19 ) Потрудился я вчера, Голова болит с утра, И чихаю и охрип, У меня, наверно…(грипп) (слайд20 ) (слайд21 ) По долинам, по оврагам, Мчит широкая дорога, И она, как знают все, Называется….(шоссе)(слайд22 ) (слайд23 ) Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный …(класс)(слайд24 ) Класс, касса, грипп, хоккей, шоссе. (слайд25 ) - Чем все слова похожи? - На какие 2 группы мы можем их разделить? - запишите в 1й столбик слова односложные (1 уч-ся у доски) - давайте выделим в них корень в этих словах - в какой части слова находятся двойные согласные в данных словах? - назовите слова двусложные - Как их можно разделить для переноса?(запись у доски во 2й столбик) - Так как же нужно переносить слова с удвоенными согласными? (слайд26 ) Эти буквы – близнецы удалые молодцы, Ты одной закончи строчку, А другой её начни. - Как можно определить, что в слове необходимо писать двойную согласную? - Что можем сказать о произношении слов с удвоенными согласными? - Какой можем сделать вывод? ВЫВОД. Если согласный звук произносится долго, то пишем удвоенные согласные. - Как проверить написание этих слов? (ответы детей). - Какой сделаем вывод? - А что же делать? (Запомнить написание этих слов) Молодцы!Вот мы поднялись еще немного выше по склону нашей горы под названием «Русская грамотность» (слайд 27 ) - и я предлагаю вам отдохнуть. (слайд 28) Физ.минутка (слайд 29 ) Работа по учебнику стр.122 - Обратимся к учебнику. Найдите упражнение 236. Прочитайте данные слова. Давайте распределим эти слова в 3 столбика: 1 столбик – слова, с удвоенными согласными в корне 2 столбик – слова, с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса 3 столбик - слова, с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса Вывод: - где встречаются удвоенные согласные в словах? - Авторы учебника нам тоже предлагают на это обратить внимание, прочитайте вывод на странице 123 Лексическое значение слова перрон |
6 | Закрепление учебного материала Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -развитие умения определять лексическое значение слов. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -способствовать формированию умения писать удвоенные согласные в слове; -создать условия для развития умений самостоятельно работать. Метод: репродуктивный Форма работы: фронтальная, индивидуальная, в паре. Результат: закреплено умение писать слова с удвоенными согласными. | - Многие записанные нами слова заимствованы из других языков. - Но и в русском языке много слов с данной орфограммой. - Вспомните и назовите слова с удвоенной согласной, которые всем нам дороги и связаны с нашей родиной, родным языком. (Слайд30) (русский, Россия, российский) Маша в толковом словаре нашла их лексическое значение и сейчас нам расскажет об этих словах - Эти слова древнего происхождения. Слово русский произошло от слова Русь с добавлением суффикса ск. Слово Россия тоже старинное, но моложе, чем слово Русь, ему 400 лет. Россией нашу страну стали называть во времена Ивана Грозного. В документах, которые подписывал царь, русский народ называли российским. Слова «русский» и « российский» имеют близкие , но не одинаковые значения. «Российский» означает «относящийся к государству», например (российский флот), А «русский» относится к русскому народу. -давайте запишем эти слова, подчеркните удвоенную согласную в них. - Почему мы должны знать эти слова (Это наша родина, наша история, наше настоящее и будущее. И о своей родине, о своем народе, о своем родном языке мы должны все знать, уметь правильно говорить и грамотно писать.) - Давайте поработаем в группах. Для начала вспомним алгоритм работы в группах:
Перед вами задание: (слайд31 ) Соедините слова «русский» или «российский» стрелкой и получите словосочетания: герб Русский характер лес Российский гимн обычай флаг Проверка по эталону(слайд 32) 2. Запишем два предложения под диктовку (у доски ученик) Русский человек без родни не живёт. (слайд 33 ) - Как вы понимаете эту пословицу? - выполните синтаксический разбор предложения и укажите части речи. - Укажите части речи над каждым словом в этом предложении - Молодцы! Вы справились с заданием и поднялись на самую вершину нашей горы . Как здесь красиво! (слайд34 ) |
7 | Итог урока. Рефлексия. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: -осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность обучающихся. Метод: тестирование Форма работы: индивидуальная Результат: выявление усвоения теоретического материала. | - Давайте подведем итоги нашего урока - С написанием какой орфограммы познакомились на уроке? - Можно ли проверить написание удвоенной согласной в корне слова? - - К чему мы должны обратиться в случае затруднения? (слайд 35 ) - У вас на столах лежат смайлики. Я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу на уроке. Если вам было все понятно, и вы научились определять слова с удвоенными согласными, то возьмите в руки смайлик с улыбкой. - Если вам было все понятно, но не все задания показались вам легкими, вызывали сомнения, то возьмите в руки другой смайлик. -Прикрепите их на доску в виде горы. - Красивая гора «Русская грамотность»? Понравилось вам покорять вершины? - оценки за урок - домашнее задание упр.234, записать и выучить словарные слова. |
8 | Домашнее задание Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: -развитие умения самостоятельно подбирать слова на изученное правило; определять их лексическое значение; -развитие литературной речи. | - домашнее задание упр.234, записать и выучить словарные слова. - Спасибо, всем за урок! (слайд 36). |
герб Русский характер лес Российский гимн обычай флаг | герб Русский характер лес Российский гимн обычай флаг |
герб Русский характер лес Российский гимн обычай флаг | герб Русский характер лес Российский гимн обычай флаг |
герб Русский характер лес Российский гимн обычай флаг | герб Русский характер лес Российский гимн обычай флаг |
Алгоритм работы в группах:
| Алгоритм работы в группах:
|
Алгоритм работы в группах:
| Алгоритм работы в группах:
|
Алгоритм работы в паре. 1.Говорим шепотом. 2.Работаем вместе. 3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. 4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» 5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. 6.Оцениваем работу, благодарим друг друга. | Алгоритм работы в паре. 1.Говорим шепотом. 2.Работаем вместе. 3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. 4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» 5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. 6.Оцениваем работу, благодарим друг друга. |
Алгоритм работы в паре. 1.Говорим шепотом. 2.Работаем вместе. 3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. 4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» 5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. 6.Оцениваем работу, благодарим друг друга. | Алгоритм работы в паре. 1.Говорим шепотом. 2.Работаем вместе. 3.Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает. 4.В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…» 5.Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки. 6.Оцениваем работу, благодарим друг друга. |
Работа в паре В*р*бей *лфавит н*род н*ябрь *ртист | Работа в паре Клю* лё* арбу* сугро* сапо* | Работа в паре Грус*ный радос*ный извес*ный прелес*ный прекрас*ный |
Работа в паре В*р*бей *лфавит н*род н*ябрь *ртист | Работа в паре Клю* лё* арбу* сугро* сапо* | Работа в паре Грус*ный радос*ный извес*ный прелес*ный прекрас*ный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Урок русского языка с использованием ИКТ в образовательном процессе младших классов. Тема "Доброта" русский язык 4 класс
Цель урока- вовлечение каждого ученика в активный познавательный поцесс. На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта. Комбинированный, интегрированн...
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс.
Календарно-тематическое планирование "Русский язык. 1 класс". Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1 класс....
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...
Тест по русскому языку 2 класс. Контрольные тесты по русскому языку и математике 4 класс Планета Знаний. Презентация "Знакомство с многоугольниками 1 класс Планета знаний.
2 класс. Безударные гласные гласные в корне.Деформированная фраза.Морфемный разбор слов. 4 класс - 1 полугодие Планета Знаний.1 класс "Знакомство с многоугольниками"...