Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Шадрина Оксана Савельевна

Данный урок проводился в 4 классе,по программе «Перспективная начальная школа» в форме урока-игры, где детям нужно было вырастить необычный цветок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx34.33 КБ
Файл otkrytyy_urok.pptx313.1 КБ
Файл list_nablyudeniya.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.

Тип урока: урок применения предметных ЗУНов и УУД

Цель: формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных

Задачи урока:

  • направленные на достижение предметных  результатов обучения

 закреплять умения

  - проверять безударные падежные окончания прилагательных ударным окончанием     вопроса;

  -различать мягкие и твердые основы прилагательных;

  -обращаться к словообразованию как способу проверки правописания;

  • - направленные на достижение личностных результатов обучения - формирование уважения к иному  мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности
  • направленные на достижение метапредметных  результатов обучения-формировать умение работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.

Методы и приемы организации деятельности учащихся: проблемно- репродуктивный метод; беседа, самостоятельная работа с учебником, работа в парах.

Пособия  для урока: Учебник «Русский язык» ч.3 (с.105-107); Тетрадь для самостоятельной работы №2., презентация, лист наблюдения

Содержание и технология урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

2. Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости Цель: повторить понятия, правила, алгоритм или способ использования алгоритма.

А) работа с текстом

3.Целеполагание.

Постановка учебной задачи

Цель: сформулировать представление о том, что нового узнают на уроке и чему научатся

4.Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил

Динамическая пауза

4.Рефлексия деятельности

5. Домашнее задание.

6. Итоговая рефлексия

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой. (слайд)

Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

 «Повторять да учить - ум точить». (слайд)

Как вы понимаете эту пословицу?

Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

У: Знания — это ценно! Знания — это тот стержень, который всегда крепок и надёжен. Знания не подведут, они пригодятся и в младости и в старости. Путь к знаниям освещен солнцем! И мы сегодня продолжим преодолевать этот путь к знаниям.

У:Ребята, помните сказку Антуана де Сент Экзюпери, с которой мы познакомились на уроке литературного чтения?  Как она называлась? А что за капризный цветок там был? Что требовала она от маленького принца?

У: Сегодня на уроке я вам предлагаю быть маленькими цветоводами и  попробовать вырастить необычный цветок. Подскажите, что нужно для того, чтобы вырастить красивый цветок?

У: Правильно. Но мы будем выращивать, как я уже сказала, необычный цветок. Он будет расти благодаря вашим знаниям, которые вы складывали в свой сундучок .

И, как настоящие цветоводы, мы все свои действия будем записывать и оценивать в листах наблюдения, которые находятся у каждого из вас на рабочем месте. Как оценивать, у вас там написано. Посмотрите.

У: Итак, готовы к работе? Тогда начнем. Ребята, а мы с вами семечко для этого цветочка посеяли на предыдущих  уроках, когда начали говорить об орфограммах в разных частях слова. Откройте содержание учебника и вспомните, о чем мы с вами уже говорили. (выставляем горшочек)

У: Теперь нужно, чтобы семя начало прорастать.  А для этого давайте вместе достанем из своих сундучков  знания, которые накопили по данной теме. Они нам пригодятся сейчас.

Вы выполните задание по электронному учебнику, работая в парах

(задание из электронного учебника № 6)

 

У: Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Саша, прочитай текст. Диана объясни задание.

С орфограммой «безударный гласный в корне слова» работает пара Саши и Витали;

С орфограммой  «безударный гласный в приставке слова» работают Антон и Алина;

С орфограммой  «безударный гласный в суффиксе слова» работают Диана, Наташа и Кирилл.

У: Проверяем. Оцените свои знания. Возьмите свои листы наблюдения и в них поставьте кружок соответствующего цвета. Ребята, напоминаю, т.к. вы работали в парах, то я прошу оценить себя и свои знания объективно. (Пройти  посмотреть, как дети оценили свою работу)

У: Можно считать, что данный материал вами усвоен, но работать еще нужно?

У: Смотрите семечко наше начало прорастать.(поставить стебель с серединкой)

У: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения

 С. Есенина «С добрым утром!»(на слайде)

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы. 

У. О чем это стихотворение?


У. Какими словами автор описывает березки?


У. Какая часть речи помогает красочно описать березку?

У: Как вы думаете, о какой части речи сегодня мы будем говорить на уроке?
У. А что вы уже знаете об именах прилагательных?

Напишите об этом в листах наблюдения.

-имя прилагательное –это самостоятельная часть речи.

-имя прилагательное обозначает признак предмета

-имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?

-имя прилагательное зависит от имени существительного и стоит в том же роде, числе и падеже.

У: Прочитайте по одному предложению, которые вы написали.

У: Смотрите, цветочек начал распускаться. (вставить лепесток № 1) Это говорит о том, что он начал наполняться знаниями. Молодцы! Оцените и вы свои знания на данном этапе в своих листах наблюдения.

У: Скажите, какой цели достигли вы, выполнив данное задание?

У: А теперь посмотрите на задание, которое для вас приготовлено и, обсудив в парах, и не забывая то, что вы уже повторили, сформулируйте тему урока и запишите её в листах наблюдения.(задание на листах, а затем на слайде)

Определите тему урока, исправив ошибки в предложениях
1.Здравствуй, весенния первоя травка!

2.В темнам небе ярко блестели звезды.

У: А теперь, зная тему сегодняшнего урока и, используя слова «помощники», поставьте цели урока и запишите их в листах.

-закрепить знания об имени прилагательном;

-упражняться в правильном написании безударного гласного в окончаниях прилагательных.

У: Объясните, в каких словах вы исправили ошибки и почему.

У:Кто-то может сказать, как узнать, какое окончание в безударном положении у прилагательного нужно писать?

У: Какие шаги нужно выполнить, чтобы верно написать безударное окончание имени прилагательного? (на слайде)

1 шаг. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное.

2 шаг. Задать вопрос от этого существительного к прилагательному.

3 шаг. Выбрать такое же окончание, как и окончание вопроса (оно ударное).

У: Почему в словосочетаниях травка (какая?) весенняя, травка (какая?) первая прилагательные отвечают на один и тот же вопрос (в вопросе окончание- ая), но имеют разные окончания: весенняя-ЯЯ, а первая-АЯ?


У: Смотрите, наш цветок выпустил еще один лепесток. (вставить лепесток №2)

У: А сейчас откройте тетради, запишите дату и вид работы. (запись на доске)

У: Откройте учебник на стр.106 и найдите упр. 113, с которым будете работать в парах.

Прочитайте задание «про себя». Диана, объясни, что вы должны сделать.(проецирую стр. 106 ЭФУ)

У:Итак, с 1-четверостишием работает пара Саши и Витали

Со 2-м- пара Антона и Алины

С 3-м-Наташа и Кирилл

С 4-м –Диана.

У: Оцените свои знания по данной работе. Вот и еще один лепесток появился (лепесток № 3)

У: А сейчас посмотрите вторую часть задания, которая находится после текста, и попробуйте выполнить самостоятельно.(текст ЭФУ стр.107)

У: Кто нашел в тексте сложные слова, продиктуйте.

У: Запишите на доске существительное, которое образовано от прилагательного и покажите, как оно образовано.

У:Смотрите, у цветка еще один лепесток появляется.(лепесток № 4)

К  нам на наш урок  письма

Вдруг усталость заползла.

Чтобы нам ее прогнать

Нужно всем нам дружно встать.

Звучит музыка. Дети танцуют(лепесток №5)

У: А теперь давайте продолжим выращивать наш цветок. А для этого нам  необходимо выполнить упражнение в тетради на печатной основе.

У: Откройте тетрадь на стр.57. Найдите упр.53.

Но сначала, ребята, подскажите, как определить род, число и  падеж у  прилагательного?

У: С этим упражнением также работаем в парах, а затем проверим. (проверяем по четверостишиям)

(объяснить задание: на линии пишем вопрос, а над прилагательным- род и падеж)

У: Оцените свою работу.

И смотрите, наш цветок почти весь распустился.

(лепесток №6)

У: Чтобы цветок наш полностью распустился, давайте вернемся к целям, которые вы поставили перед собой, и выясним, достигнуты они или нужно еще поработать. А выяснить вам поможет  игра Шифровальщик». Обратите внимание на слайд.



(Слайд в презентации)

1

2

3

4

5

ая

ое

ый

ые

яя


Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить, какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру (в листах наблюдения), под которой находится необходимое окончание.


И так, приготовились: зеленая листва, первый листочек, весенняя пора, зеленое поле, лазурное небо, теплый ветер, ранняя весна, голосистые жаворонки.

Проверка работ по эталону на слайде.
1;3;5;2;2;3;5;4

У: Поменялись тетрадями и проверили. Здесь же поставили кружок соответствующего цвета.

0 ош –зеленый

1-2 ош –желтый

3 и более- красный.

У: А теперь, посмотрите на весь свой лист наблюдения, на все задания, которые вы выполняли и оцените этап, где вы ставили перед собой цели.

У: Что вы можете сказать, достигнуты они или нужно еще поработать?

У: Какие знания вы закрепили об имени прилагательном?

У: Как узнать, какое окончание в безударном положении у прилагательного нужно писать?

У: Смотрите, наш цветок полностью распустился.(лепесток №7)

У: Но, чтобы он у нас не завял, нужно его все время подпитывать вашими знаниями. Поэтому я вам предлагаю дома выполнить следующие задания.

Учебник стр.105-106, упр. 112 или

Р.Т. №2 стр. 56-57, упр.52

У: Ребята, в ваших листах нарисована лесенка

«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»

Закрасьте красным карандашом ступеньку  лесенки, которая отражает ваше настроение на сегодняшнем уроке и поднимите.

                                                                 

                                                                        Комфортно

                                              Уверен в своих силах

                                     Хорошо

                          Плохо

Крайне скверно

Учитель делает вывод по ситуации.

У:  Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Определяют готовность к уроку.

Включаются  в  деловой  ритм.

Приветствуют учителя.

Организуют рабочее место.

Рассуждают по поставленному вопросу

Д: Да. «Маленький принц». Роза. Внимания и Заботы.

Д:  семя посеять в горшочек, поливать, рыхлить, поддерживать тепло.

Дети знакомятся с листом наблюдения.

Д: Орфограммы в корнях слов, в суффиксах имен сущ. и имен прилаг., в окончаниях имен сущ.

Д: прочитать текст и выполнить задания.

Дети обсуждают в парах, а затем результат показывают на компьютере.

Дети проверяет каждый свое задание и оценивает:

Зеленый- материал усвоен

Желтый- материал усвоен слабо

Красный- материал не усвоен

Ответы детей.

Д: о пробуждении природы, о березках.

Д: Сонная, шелковые, зеленые, серебряные.
Д:Имена прилагательные

Д: Об именах прилагательных

Дети дополняют предложения и читают по одному.

Дети оценивают в листах.

Д: повторили все об имени прилагательном.

Работают в парах и приходят к выводу:

Д: Безударный гласный в окончаниях прилагательных.

Дети исправляют ошибки красным карандашом в листах.

Дети ставят цели и записывают в листах.

Дети объясняют написание безударного гласного в окончаниях прилагательных Д: Воспользоваться способом проверки: задать от существительного, с которым связано прилагательное, вопрос: какая, каких, каким, и т.д. Какое окончание будет в вопросе, то окончание нужно писать в прилагательном. Исключение составляет вопрос какой? (именительный падеж, мужской род), могут иметь разные окончания.

Д:В слове весенняя окончание яя, так как основа оканчивается на мягкий согласный, в слове первая  окончание ая, т.к. основа оканчивается на твердый согласный.

Записывают в тетрадях дату и вид работы.

Читают «про себя», затем объясняют.

Дети выполняют, а затем проверяем

Д: Белоснежный (белый снег)

Беломраморный (белый мрамор)

Белый-бел/+изн+а-белизна

Д:Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить род, число и падеж по имени существительному.

Представители пар объясняют написание букв.

Воспользоваться способом проверки: задать от существительного, с которым связано прилагательное, вопрос: какая, каких, каким, и т.д. Какое окончание будет в вопросе, то окончание нужно писать в прилагательном.

Записывают в дневнике

Оценивают.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

- Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ли на месте, Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки?

Слайд 4

1.Здравствуй, весенния первоя травка! 2.В темнам небе ярко блестели звезды.

Слайд 5

1 шаг. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное. 2 шаг. Задать вопрос от этого существительного к прилагательному. 3 шаг. Выбрать такое же окончание, как и окончание вопроса (оно ударное).

Слайд 6

1 2 3 4 5 ая ое ый ые яя

Слайд 7

Проверь 1; 3; 5; 2; 2; 3; 5; 4

Слайд 8

Домашнее задание: Учебник стр.105-106, упр. 112 Или Р.Т. №2 стр. 56-57, упр.52



Предварительный просмотр:

Лист наблюдения

Ученика (цы) 4 класса___________________________________________

Оцениваем полученные знания по цвету:

Зеленый- материал усвоен, можно идти дальше;

Желтый- материал усвоен слабо, повторить;

Красный –материал не усвоен, выучить.

Задания

Выводы,наблюдения

Оценка

Работа с электронным текстом

0-1ошибка-зеленый

2-3 ошибки-желтый

4 и более- красный

Что я знаю об имени прилагательном

Имя прилагательное –это

Имя прилагательное -обозначает

Имя прилагательное отвечает на вопросы

Имя прилагательное зависит от

и стоит в

Определите тему урока, исправив ошибки в предложениях:

1.Здравствуй, весенния первоя травка.

2. В темнам небе ярко блестели звезды.

Тема:

Цели урока

Закрепить

Упражняться в 

Работа с учебником: стр.106, Упр.113

Работа с Р.Т.№2

Стр.57, упр.53

Игра «Шифровальщик»

1

2

3

4

5

ая

ое

ый

ые

яя

Ответ:

0 ошибок -зеленый

1-2- желтый

3 и более -красный

«Лесенка «Мое состояние»»

Закрасьте красным карандашом ступеньку  лесенки, которая отражает ваше настроение на сегодняшнем уроке.

                                                                    Комфортно

                                              Уверен в своих силах

                                    Хорошо

                        Плохо

Крайне скверно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»

Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...

Открытый урок по русскому языку на тему: "Орфограммы в окончаниях имен прилагательных."

Открытый урок на тему: "Орфограммы в окончаниях имен прилагательных."4 классМесто проведения: СОШ №7 г.Йошкар-ОлыПроводила: Тарьянова М.Л....

Конспект урока "ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СПОСОБАМИ ПРОВЕРКИ НАПИСАНИЯ БЕЗУДАРНЫХ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА МУЖСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА " Школа России 4 класс

Тип урокаПоиск и открытие нового способа действияПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями ...

Отработка орфограммы безударное окончание имен прилагательных

Карточка для отработки орфограммы безударное окончание имен прилагательных...