Открытый урок по русскому языку на тему: "Орфограммы в окончаниях имен прилагательных."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Открытый урок на тему: "Орфограммы в окончаниях имен прилагательных."
4 класс
Место проведения: СОШ №7 г.Йошкар-Олы
Проводила: Тарьянова М.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zachetnyy_urok_po_russkomu_yazyku.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
4 класс
Тема: Орфограммы в окончаниях имен прилагательных.
Цель: Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных;
Задачи:
Образовательные: учить теоретически обосновывать написание того или иного окончания, совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний прилагательных в единственном и во множественном числе, совершенствовать навыки самостоятельной работы, устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными, определять род и число;
Развивающие: развивать умение точно употреблять прилагательные в речи, развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся
Воспитательные: воспитывать интереса к русскому язык, воспитывать и прививать навыки культурного общения.
Оборудование: учебник, презентация, задания на листочках.
План
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока
- Проверка пройденного материала
- Минутка чистописания
- Работа с новым словарным словом
- Работа с учебником
- Физкультминутка
- Закрепление изученного
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Ход урока
- Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты сели дружно,
А теперь учиться нужно.
- Сообщение темы и цели урока
У: Ребята, вы любите путешествовать?
Д: Да
У: В этот чудный осенний день,
Если только вам не лень,
Предлагаю не скучать,
И попутешествовать.
Путешествие начнём.
И в осенний лес пойдём.
У: Но чтобы мы не сбились с пути, нам придётся взять с собой надёжного проводника. Таким проводником будет замечательная часть речи, узнаете ли вы её?
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
Д: Имя прилагательное (Слайд 1)
У: С нами в путешествие отправляется прекраснейшая часть речи – имя прилагательное. А значит, нам придётся вспомнить всё, что мы знаем о прилагательных.
- Проверка пройденного материала
У: Что такое имя прилагательное?
Д: Это самостоятельная часть речи.
У: Что обозначают имена прилагательные? На какой вопрос они отвечают?
Д: Признак предмета. Отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Чей?
У: Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные?
Д: Прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде и числе, что и существительное.
- Минутка чистописания.
У: Осенью в лесу очень красиво. Красавица Осень приготовила нам задание. Когда мы выполним это задание, то сможем войти в лес. Откройте тетради, запишите число. На доске листочки, а под ними спрятано задание, давайте же посмотрим, что нам приготовила Осень. (Ученик убирает листочки с доски)
У: Сегодня на минутке чистописания мы напишем эти соединения:
ая, яя, ой, ый, ий,ое, ее, ые, ие
“Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу.
У: На что похожи эти соединения?
Д: На окончания имени прилагательного.
У: Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы. (Дети работают самостоятельно)
У: Сколько групп у вас получилось?
Д: Четыре группы. Первая группа окончания имен прилагательных женского рода, вторая окончания имен прилагательных мужского рода, третья окончания имен прилагательных среднего рода, окончания имен прилагательных множественного числа.
У: Молодцы ребята, красавица Осень довольна вами. Вот теперь мы сможем войти в лес, давайте же полюбуемся его красотами. ( Слайд 2,3 Сменяется несколько слайдов с видами леса).
- Работа с новым словарным словом
У: Можем ли мы сказать, что Осень прекрасное время года? Почему?
Д: Ответы детей.
У: Сегодня на уроке мы узнаем о написании нового словарного слова «прекрасный». Это слово образовано с помощью приставки «пре» от слова «красный», означавший когда-то «хороший, красивый». (Слайд 4)
У: Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
У: Какой частью речи является?
Подберите синонимы. (Хороший, прекрасный, изумительный)
Подберите антоним. (Ужасный)
Составьте предложение со словом «прекрасный». Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор этого предложения.
У: В лесу мы можем понаблюдать за природой и его жителями. Но что с ними случилось? Видно, какой-то злой волшебник здесь побывал до нас и перепутал все признаки животных.
У: Помогите лесным жителям вернуть первоначальные признаки. Расставьте картинки по своим местам к подходящим по смыслу прилагательным. (Слайд5)
Хитрые лисицы
пугливый заяц
спелая рябина
косолапый медведь
высокая берёза
шустрый воробей
глубокое озеро
У: Что объединяет данные выражения?
Д: Все выражения – это словосочетания, связь согласование.
У: Нет ли здесь “лишнего” словосочетания?
Д: Хитрые лисицы, т. к. стоит в форме множественного числа, а все остальные в единственном числе. По родам прилагательные во множественном числе не изменяются.
У: Измените, словосочетание хитрые лисицы так, чтобы оно перестало быть лишним. Как этого добиться?
Д: Изменить число. Хитрая лисица.
У: Разделите полученные словосочетания на три группы, т.е. по родам.
Д: Разделили по родам: с.р. (глубокое озеро), ж. р. (спелая рябина, суетливая сорока, высокая береза, хитрая лисица) м. р. (косолапый медведь, пугливый заяц, шустрый воробей).
У: Запищите по одному словосочетанию для каждого рода.
У: Прилагательные, какого рода нам встретились? Как вы определили род у имени прилагательного?
Д: Прилагательные мужского, среднего, женского рода. По имени существительному. (Прилагательные всегда связаны с существительными и стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым они связаны).
У: Назовите окончания прилагательных в каждой группе. (Слайд 6)
Д: С. р.: ое, ее. Ж. р.:ая, яя. М. р.: ой, ый, ий.
У: Как узнать, какое окончание в безударном положении у прилагательного нужно писать?
Д: Воспользоваться способом проверки: задать от существительного, с которым связано прилагательное, вопрос: какая, каких, каким, и т.д. Какое окончание будет в вопросе, то окончание нужно писать в прилагательном. Исключение составляет вопрос какой? (именительный падеж, мужской род), могут иметь разные окончания.
Например: ручеек (какой?) лесной, двор (какой?) широкий. Здесь окончание не совпало.
У: Какие еще орфограммы в окончаниях имен прилагательных вы можете назвать?
Д: После шипящих под ударением в окончаниях прилагательных пишется о, без ударения – е. (Чужой- чужого, пеший – пешего). Падежные, родовые, числовые.
У: Хорошо в осеннем лесу! Погода отличная! Когда любуешься его красотами то можно заметить, сколько имён прилагательных прячется здесь.
Листопад (Слайд 7)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой. (Иван Бунин)
У: Ребята, какие прилагательные вам встретились?
Д: Ответы детей.
6. Работа с учебником
У: Шли мы по лесу и наткнулись на небольшое озеро (Слайд 8), а чтобы его обойти нам необходимо выполнить задание с учебника на стр.36 упражнение 1. (Выписываем, имя существительное, вопрос к имени существительному и само имя прилагательное, в котором выделяется окончание. Образец: Поляна (какая?) громадная. (Слайд 9)
У: Вот мы и обошли наше озеро, вы, наверное, очень устали давайте отдохнем.
7. Физкультминутка (под музыку) (слайд 10)
Мы – листочки осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю снова сели.
У: А теперь давайте продолжим наш путь дальше. Пока мы ходили по лесу увидели много красивых мест, а вскоре мы встретили Красавицу Осень (Слайд 11). И решила она проверить наши знания. А для этого нам необходимо выполнить упражнение 2 на странице 36.
У: Ребята, род, число прилагательного мы вспомнили, а что же мы еще забыли отметить?
Д: Падежи прилагательного.
У: Конечно же, падежи, а как же определить падеж у прилагательного?
Д: Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.
У: Итак, давайте составим памятку определения падежа у имен прилагательных. Какие шаги мы должны сделать? (Слайд 12)
Д: 1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.
2 шаг – определить падеж у имени существительного.
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного.
У: 1 вариант просклоняет словосочетание картинная галерея, 2 вариант - художественный музей. Обязательно выделяйте окончания в вопросах и в именах прилагательных, подчеркните орфограммы в окончаниях.
У. Что нужно знать, чтобы доказать правильность написанных вами окончаний?
Д. Нужно определить род, основу слова, падеж прилагательного.
8. Закрепление изученного. (Слайд 13)
У: Кажется, погода начинает портится, нам пора возвращаться домой. Но перед тем как возвращаться Красавица осень хочет проверить, как мы усвоили материал, а для этого нам необходимо выполнить упражнение 3. (упражнение выполняем в тетрадях, но текст полностью не списываем, а делаем по образцу: Девочки (какой?) хорошенькой (Слайд 14). Выделенные прилагательные ставим в нужной форме.
9. Итог урока.
У: Вот теперь, мы точно, можем возвратиться из путешествия.
У: Вам понравилось в лесу?
Д: Ответы детей.
У: Какая часть речи помогала нам путешествовать?
Д: Имя прилагательное.
У: Какие способы проверки окончаний имён прилагательных вы запомнили?
Д: По падежам, по родам, по числам.
10. Домашнее задание. (Слайд 15)
Чтобы вы не забыли о нашем путешествии, предлагаю вам в качестве домашнего задания выполнить упр. 4 стр. 37.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.
Урок русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе” разработан с учётом методических требований системы Л.В.Занкова. ...
Открытый урок по русскому языку по теме «Безударные падежные окончания имён прилагательных женского и среднего рода»
Нужно для счастья порою немного: Шофёру – прямая дорога,...
Урок математики по теме "Поупражняемся в нахождении площади" , урок по русскому языку по теме "Орфограммы в окончаниях слов. Глагол"
Урок математики способствует формированию умения находить площади квадрата и прямоугольника. Урок русского языка формирует умения учащихся правильно писать окончания глаголов....
Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»
Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...
Урок русского языка в 3 классе "Правописание окончаний имен прилагательных" (УМК "Начальная школа XXI века")
Цель урока: познакомить с правилом о правописании О/Е в окончаниях прилагательных после шипящих....
презентация к открытому уроку по русскому языку "Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных."
Открытый урок соответствует ФГОС НОО. УМК "Школа России"...
Открытый урок по русскому языку на тему: " Обобщение знаний об имени прилагательном".
Урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном. Задачи урока: приблизить учащихся к процессу самостоятельного осмысления информации по изученной теме.Применяемая...