Слово и его значение. Многозначные слова. 3 класс УМК "Перспектива".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок по русскому языку 3 класс по программе «Перспектива»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx | 36.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент | Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Будем грамотно писать, На вопросы отвечать. | Готовятся к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. | Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя). Личностные УУД (правильная посадка за партой). |
Минутка чистописания. Актуализация знаний. Формулирование темы и цели урока | Откройте свои тетради. Запишите 17 ноября, классная работа. Не забывайте про точки. Прочитайте. Русский язык богат, красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)- чистописание Запишите красиво и аккуратно эту цитату себе в тетрадь. Сегодня на уроке нам предстоит убедиться в истинности это высказывания. Вспомните название раздела, который мы изучаем на уроках русского языка? - А какая главная единица речи? - Для чего необходимы слова? - Можем ли мы утверждать, что, сколько существует в мире явлений, предметов, понятий, столько и существует в мире слов? – Могут ли один предмет, одно понятие быть названы разными словами? - А одно слово может называть совершенно различные предметы? - Кто скажет, какую тему мы будем изучать на уроке? - Что предстоит выяснить? -Что мы должны узнать на уроке? | Язык - главный помощник в общении. Слово Чтобы общаться, передавать друг другу чувства, мысли. Разные мнения. Разные мнения. Разные мнения. Слово и его значение. Как определить лексическое значение слов? Сколько лексических значений имеет слово? Какие слова называются многозначными? | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
Словарная работа | Отгадайте по лексическому значению слово и запишите его. 1. Придя домой из школы, я Очень есть хочу, друзья. Маму это рассмешит, Скажет: "Ну и ...!" 2. Открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания. 3. Единица веса в метрической системе мер, равная 1000 граммам. 4. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов. 5. Группа людей, объединенных общими делами, общей работой. 6. Соблюдающий во всем порядок, точность; соблюдающий чистоту; точный в отношении времени, исполнения чего-л. 7. Химически простое вещество (или сплав), обладающее особым блеском, ковкостью. Алюминий, железо, медь…всё это? Что объединяет эти слова? Подчеркните удвоенные согласные Проверка с дополнительным заданием: АППЕТИТ (разделить для переноса АП_ПЕ_ТИТ) БАССЕЙН(назвать сонорные Й Н) КИЛОГРАММ ( найдите пару согласных по глухости и звонкости) КОЛЛЕКЦИЯ (назовите согласный, который бывает только твердый) КОЛЛЕКТИВ( проверьте парный согласный на конце) АККУРАТНЫЙ назовите ударный слог РА МЕТАЛЛ запиши над гласными буквами их звуковое обозначение(Э,А) | Аппетит Бассейн Килограмм Коллекция Коллектив Аккуратный Металл - Удвоенная согласная. | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
Открытие новых знаний. Наблюдение. Первичное закрепление. Физминутка Исследовательская работа по группам. | Это дер..во р..дное, Бли..кое и д..рогое. Белый сарафан..чик, Бархатный кафтан..чик, Листики р..зные, Сере..ки расп..сные. БЕРЕЗА - Догадались, о чём идёт речь? (Берёза.) (Слайд Картинка березы.) - Как вы догадались? Что вам помогло? ЭПИТЕТЫ (перечисляют признаки) Списать текст, вставить пропущенные буквы. ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ (слайд) - Какие орфограммы встретились в тексте? - Назовите проверочные слова. - Какой тип текста выбрал автор? (повествование, описание или рассуждение) Докажите. - Что автор описывает? 3 «Открытие» нового знания. - Ребята, я думаю, что каждый из вас может дать определение слова берёза. - Какое лексическое значение имеет это слово? Дайте определение этому понятию из своего жизненного опыта. (Лиственное дерево с тонким белым стволом.) - Можно ли ещё дать какое-либо определение этому слову? (Нет.) - Правильно, т.е. мы определяем значение слова по его признакам – берёза – дерево…; роза – цветок…; - Итак, как можно определить лексическое значение слова? - Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? Слайд (Ожегов). - По Толковому словарю. Они разные: есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова, есть словарь Владимира Ивановича Даля и многие другие - А теперь давайте проверим себя по словарю и определим значение слова берёза. Прочитайте словарную статью про березу - Сколько значений имеет слово? Молодцы, значит, вы не ошиблись, ваш жизненный опыт вас не подвёл! - Понаблюдаем за словом «ДОРОГОЕ». Слайд (Пропущенные буквы вставлены). - Что вы можете сказать об этом слове. Дерево – дорогое. Я думаю, что это очень дорогостоящее дерево, много стоит, ценное. А как думаете вы? Т.е. определение слова вы даёте словами из текста, близкими по смыслу. Что это за слова? - Давайте выпишем их из текста и подберём другие, похожие по значению. (Дорогое - близкое – родное –любимое.) - Подумайте, слово «дорогое» всегда имеет такое значение, как мы написали? - Какое? - Сколько значений имеет это слово? (Берёза - одно значение, а дорогой - много.) – Какой сделаем вывод? Откройте стр.79 учебника, прочитаем слова профессора Самоварова. Большинство слов русского языка имеет только одно значение. Но есть слова, у которых несколько значений. Такие слова называют многозначными. Все значения у многозначного слова обязательно связаны между собой. - Назовите в тексте загадки имена существительные. Определите, какие однозначные слова, а какие - многозначные, используя текст на карточках на партах «Из толкового словаря». ВЫСКАКИВАЮТ НА СЛАЙДЕ (Дерево, сарафанчик, кафтанчик; листики, сережки.) (Запись в тетради) слова однозначные многозначные
сарафанчик листик кафтанчик дерево сережки ПРОЧИТАЙТЕ ДИАЛОГ АНИ И ВАНИ Почему говорят, что значения одного многозначного слова связаны между собой? У многозначного слова все значения хоть и разные, но всегда связаны по смыслу. Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю провести исследовательскую работу. (работа по группам) Задание для группы № 1. Маленький колокольчик звенел в руках у девочки весело и звонко. На поляне расцвели голубые колокольчики. Задание для группы № 2. Садовое кольцо в Москве – это ряд бульваров. Отец подарил мама на день рождения золотое кольцо Задание для группы № 3. Раздался гром, сверкнула молния, полил дождь. Костя быстро расстегнул молнию на куртке. Задание для группы № 4. У обезьяны был длинный хвост. Длинные и густые волосы девушки были собраны в хвост ВЫВОД Недавно мы с вами знакомились со словами-омонимами. Что такое омонимы? А вы сумеете отличить омонимы и многозначные слова? Рассмотрите картинки к слову «дождевик» на стр. 78 Почему картинки разные? Совпадают ли значения у этого слова? Попробуйте сделать вывод: чем отличаются омонимы и многозначные слова? | о, что быстро мелькает в небе, и застежка, которая также быстро застегивается. описание березку Посмотреть в толковом словаре Сколько значений имеет это слово По его признакам. По словарю. одно Нет. Дорогое дерево - здесь значит, любимое, родное. синонимы Нет, есть другое. Дорогостоящее, ценное. Два. Слова бывают: однозначные и многозначные Что слово может иметь несколько значений, все значения связаны между собой . Предмет, издающий звон, и цветок похожи по форме на колокольчик. Во всех случаях кольцо называет что – то имеющее форму окружности. Молния быстро мелькает в небе, и застежка-молния быстро застегивается. Хвост- это то, что располагается в конце чего либо. У многозначных слов значения разные , но они связаны по смыслу. слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют ранее значение У многозначных слов значения связаны по смыслу, у омонимов разные значения | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) |
Закрепление нового материала | А теперь посмотрите на упр.128, стр.80. Рассмотрите рисунки. Прочитайте словосочетания. Определите, какое значение имеет слово хвост в каждом словосочетании. Объясните, как связаны между собой значения многозначного слова. Хвост поезда, хвост самолета, хвост из волос, хвост обезьяны, хвост очереди. Спишите словосочетания. Составьте с ними 3 предложения. А теперь вы выполните №129 устно в парах. Определите, в каком значении употреблены выделенные слова. Будьте внимательны, ниже вам дан материал для справок. 1. Ребята нашли старинный клад. 2. Берегите наш язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев.) 3. Хозяйка острым ножом режет овощи. 4. Мясо подали с острым соусом.
Материал для справок: Клад - 1. Спрятанные ценности. 2. Нечто, отличающееся достоинствами. Острый - 1. Хорошо заточенный. 2. Сильно действующий на вкус. Проверка. | Хвост поезда – конец поезда, последние вагоны Хвост самолета- конец самолета Хвост из волос- концы волос Хвост обезьяны – конец туловища Хвост очереди- конец очереди Хвост-то, что расположено в конце чего-то. 1.клад-1)спрятанные ценности. 2.клад-2)нечто, отличающееся достоинствами. 3.острым-3)хорошо заточенный. 4.острым-4)сильно действующий на вкус. | Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками, умение работать в паре) Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) |
Итог урока | - Какая тема нашего урока? - Какая была цель урока? | -Многозначные слова. -систематизировать знания о многозначных словах. | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) |
Рефлексия. | - Продолжите фразы: Сегодня на уроке я узнал … Я понял … Мне было интересно … Мне было трудно … Оцените свою работу за урок. Спасибо за урок , до свидания! | Дети продолжают фразы. | Регулятивные УУД (осознание качества и уровня освоения) |
Конспект (технологическая карта) урока
по предмету «Русский язык»
Класс 3 «А» ГБОУ школа № 100 Калининского района Санкт-Петербурга
Тема: «Слово и его значение. Многозначные слова»
Учитель : Вознюк Алла Алексеевна
Урок по русскому языку 3 класс по программе «Перспектива»
Тема «Слово и его значение. Многозначные слова»
Цель: дать понятие об однозначных и многозначных словах.
Планируемые результаты:
Предметные: 1. Смогут находить многозначные слова в тексте и определять их лексическое значение 2. Определять признаки многозначных слов. 3. Отличать многозначные слова и омонимы.
Метапредметные:
Регулятивные: 1.Умеют ставить учебные цели и задачи. 2.Умеют планировать свою деятельность и деятельность группы.
Познавательные: 1. Умеют находить в тексте учебника, словарях информацию о многозначных словах, и их лексических значениях, анализировать и использовать эти слова в письменной и устной речи.
Коммуникативные: 1. Слушать, слышать и понимать речь учителя и одноклассников. 2.Задавать вопросы, формулировать собственное мнение. 3. Строить монолог и диалог. 4.Умеют работать в парах, в группах.
Личностные: 1.Умеют работать в парах, в группе. 2. Уважение к личности и её достоинства к окружающим. 3. Позитивная самооценка. 4. Умеют вести диалог: учитель - ученик; ученик - ученик.
Образовательные технологии: технология деятельностного метода, игровая технология, ИКТ, работа в группе, технология сотрудничества, технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Оборудование: Рабочая тетрадь, учебник, раздаточный материал. Презентация «Многозначные слова», Толковые словари.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку «Слова со сходными значениями. Синонимы.» 2 класс (ПНШ)
Урок с презентацией по русскому языку. Программа "Перспективная Начальная Школа".Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль и значение в нашей речи; формировать умение находить ...
"Что такое язык? Многозначность слов" Разработка урока чтения в 1 классе по системе Л.В. Занкова
Урок проведен с опорой на материал "Азбуки" Белорусец и презентацию. На уроке первоклассники "встретились" с жителем планеты Плутон. Вместе с ним они постигали секреты родного языка при работе с много...
Урок открытия нового знания по теме «Слова противоположные по значению (антонимы)» (2 класс «Школа России»)
Урок спланирован в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение многозначных слов" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с особенностями прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение слов. Планируемые результаты: Предметные:...
Технологическая карта урока русского языка "Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?". УМК "Школа России", 2 класс.
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о понятиях прямое и переносное значение многозначных слов.Задачи урокаДидактические:1. Познаком...
Конспект урока русского языка "Прямое и переносное значение многозначных слов". 2 класс.
Урок русского языка направленный на формирование уменя составлять алгоритмы при решении языковых задач....
Русский язык, 2 класс, тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?
Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?...