Конспект урока русского языка в 4 классе "Склонение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка в 4 классе "Склонение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Что такое склонение? Три склонения имен существительных
Цели:
- Дать понятие о трех типах склонения имен существительных в ед. числе
- Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду.
- Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность
- Учить учащихся обнаруживать и формулировать проблему, искать пути решения проблемы.
- Учить учащихся строить в устной речи логически обоснованные умозаключения.
- Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Психологический настрой детей.
На доске три облачка: бледно-голубое, голубое, серо-голубое.
– Ребята, посмотрите внимательно на облачка. Какое настроение вам больше нравится?
Учащиеся прикрепляют своих смайликов ниже облачков.
– Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
2. Мозговая гимнастика.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз.
Сегодня на уроке я желаю вам быть мудрыми, внимательно слушать, думать и приобретать новые знания, о которых вы сумеете рассказать.
А сейчас я предлагаю поработать в парах.
II. Стадия вызова.
1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Цифрами указан № вопроса. Я вам задаю вопросы, а вы обсуждаете в парах. Если согласны, то ставите «+», если не согласны «-», если у вас возникнет спор, то обведите этот номер в кружок.
- Верите ли Вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? Что?
- Верите ли Вы, что все имена существительные всегда стоят в форме единственного числа?
- Верите ли Вы, что род- это непостоянный признак?
- Верите ли Вы, что в русском языке пять падежей?
- Верите ли Вы, что дательный падеж имеет два предлога?
- Верите ли Вы, что предложный падеж без предлога не употребляется?
- Верите ли Вы, что в русском языке есть три типа склонения?
- Верите ли Вы, что склонение-это постоянный признак имени существительного?
– Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?
Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.
К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.
- Значение, какого слова вам не совсем понятно? (склонение)
- Попробуйте подобрать однокоренные слова.
- Значит, имя существительное может склоняться. Что это значит?
Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.
Сформулируйте тему урока.
2. Постановка проблемы
Прочитайте предложение, записанное на доске.
Книги учат нас смелост... и дружб... .
- Найдите существительные в этом предложении. Определите их род и падеж.
- Что можно сказать об окончаниях? Какие они?
Теперь прочитайте предложение без пропусков.
Книги учат нас смелости и дружбе.
- Что заметили?
- Какие вопросы возникают?
(Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)
III. Стадия осмысления.
1. Решение проблемы
Итак, перед вами встала проблема: «Почему разные окончания?» Свои предположения вы записали, а теперь попробуем подтвердить или опровергнуть их.
Каждая пара учащихся получает задание.
Это трудное заданье.
Проявите-ка старанье.
Вы особенность ищите
Ничего не проглядите.
Работаем по плану (на доске):
- Просклонять предложенные существительные.
- Сравнить окончания этих существительных и узнать, что общего и чем отличаются.
- Сделать вывод.
– Сколько же всего в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания?
2. Чтение правила в учебнике.
Сравним наши выводы с выводами авторов учебника на стр. 51
Учащиеся читают правило, отвечают на вопросы.
- Сколько склонений у имен существительных?
- Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?
Вернемся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока.
Книги учат нас смелости и дружбе.
- Почему в словах смелости и дружбе – разные окончания?
- С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?
4. Первичное закрепление.
а) Практическая работа № 135
Упражнение выполняется коллективно
Задание: определить склонение существительных и записать в з столбика.
б) Игра «Третье лишнее»
Идет работа в группах.
Каждая группа получает конверт с заданием.
Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее слово.
Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка,рысь.
Дочь, конь, ночь.
Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.
в) Отгадывание загадок.
Самостоятельная работа в тетрадях.
Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.
- Семь одежек,
Все без застежек. (Капуста) - Белая вата
Поплыла куда-то. (облако) - Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (медведь) - Что же это за девица –
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ель) - И железные рога,
И железная нога,
На цепи на дно пойдет-
Остановит пароход. (Якорь) - Стр. 52 упр. 137
Контроль: взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют по образцу.
г) Разноуровневая самостоятельная работа.
- Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
Уровень 1.
Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Уровень 2.
Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3.
Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
IV. Стадия рефлексии.
1. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
А сейчас давайте вернемся к нашему первому заданию «Верите ли вы...» и проверим, все ли верно.
Учитель читает вопросы, ученики проверяют ответы.
- В каких высказываниях у вас возник спор?
- Узнали ответы на этот вопросы?
- Что такое склонение?
- Сколько склонений у имен существительных?
- Склонение – это постоянный признак?
- Что больше всего понравилось на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?
- Все ли имена существительные склоняются?
Значит, мы еще знаем не все об именах существительных. И на этот вопрос попытаемся ответить на следующих уроках.
2. Выставление оценок.
Наш урок подошел к концу
И умный вид вам всем к лицу,
Все вы милы и симпатичны
И отвечали на «отлично».
V. Домашняя работа. Стр.52 упр. 138
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме «Правописание безударных гласных», УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Урок обобщения и систематизации знаний....
План -конспекты уроков русского языка по русскому язык(№1 - 9) 4 класс "Начальная школа 21 века"
конспекты уроков по русскому языку 4 класса "Начальная школа 21 века"(первые 9 уроков)...