Рабочая программа "Русский язык" 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приозерская начальная школа-детский сад,
реализующая адаптированные образовательные программы»
Рассмотрена на заседании МО начальных классов Протокол № | Утверждена распоряжение № |
Адаптированная рабочая программа
по предмету Русский язык
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) начальное общее, 1 - 4 класс,
2 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 136 ч
Уровень базовый (вариант 7.1, 7.2)
(базовый, профильный)
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Петрова Анна Николаевна
г. Приозерск
2019
Пояснительная записка
Предмет: «Русский язык»
2 класс
7.1, 7.2
Нормативно-правовые документы,
на основании которых разработана данная рабочая программа
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 2 класса для детей с ОВЗ (вариант 7.1, 7.2) разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- АООП НОО МОУ «Приозерская начальная школа-детский сад, реализующая адаптированные образовательные программы»;
- Программы общеобразовательных учреждений Русский язык: программа 1-4 классы /; Сборник в 2 частях «Русский язык» Рамзаевой Т.Г. – М., Дрофа,2014
Реализация адаптированной рабочей программы предполагает, что обучающийся с ОВЗ (вариант 7.1, 7.2) (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4-5 лет.
Вариант 7.1, 7.2 образовательной программы адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего освоить образовательную программу начального общего образования совместно с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Специальные условия получения начального общего образования включают использование адаптированных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы обучающимися с ЗПР.
Адаптация программы предполагает введение коррекционных мероприятий, четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и введение требований к освоению ими программы коррекционной работы.
Цель
- Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.
- Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Специфические образовательные потребности
для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1, 7.2)
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с учетом темпа учебной работы («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве обучающихся с ЗПР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками, взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» находится в предметной области «Русский язык и литературное чтение». Программа во 2 классе предусматривает 136 часов (4 часа в неделю) 34 учебных недели.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
2 | 4 | 136 |
Учебно-тематический план
Количество часов по четвертям
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Всего за год |
36 часов | 28 часов | 39 часов | 33 часа | 136 часов |
Планируемые результаты изучения предмета во 2 классе
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ОВЗ (вариант 7.1, 7.2) АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
•представления о своей этнической принадлежности;
•развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
•представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
•осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
•осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
•представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
•положительного отношения к языковой деятельности;
•заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
•понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
•развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
•этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
•развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
•представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
•Принимать и сохранять цель и учебную задачу;
•высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
•планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
•учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
•проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
•адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими лицами;
•понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
•Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
•воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
•пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
•осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
•составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
•составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
•анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
•осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
•ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
•обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
•устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
•Слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
•выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
•задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать
вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
•признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
•формулировать собственное мнение и аргументировать его;
•работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
•Понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны Российской Федерации, языка межнационального общения;
•воспитание уважительного отношения к русскому языку как
родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
•понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
•первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
•начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
•овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
•применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
•первоначальные умения проверять написанное;
•овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
•формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Содержание тем учебного курса
Повторяем то, что знаем
Слово, предложение, текст – единицы речи. Звуки и буквы. Слово и слог; перенос слов. Речь.
Язык как средство общения людей (общее понятие). Роль речи в жизни человека. Речь устная и письменная. Слово, предложение, текст – единицы речи (наблюдение в процессе общения).
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Роль звуков в различении смысла слов. Звуки гласные и согласные (их признаки). Гласные звуки и буквы. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. Слова с буквой Э. Согласный звук [й] и гласный звук [и].
Шипящие согласные звуки.
Шипящие согласные звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ]. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩЧ, ЧУ, ЩУ. Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
Алфавит, или азбука
Алфавит. Роль алфавита. Сопоставление произношения звука и названия буквы.
Слово и слог
Перенос слов.
Слог. Деление слов на слоги. Правила переноса слов.
Предложение и текст
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за интонацией предложения. Точка, вопросительный и восклицательный знаки на конце предложения. Логическое ударение в предложении.
Тема текста. Сопоставление текста и набора отдельных предложений, не объединенных общей темой. Связь по смыслу предложений в тексте.
Заголовок. Опорные слова в тексте.
Текст – повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Части повествовательного текста: начало, основная часть, концовка (ознакомление). Красная строка в тексте.
Мягкие и твердые согласные звуки
Мягкие и твердые согласные звуки. Обозначение твердости согласных звуков буквами А, О, У, Ы, Э. Обозначение мягкости согласных звуков буквами Е, Ё, И, Ю, Я. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные звонкие и глухие согласные. Обозначение их буквами. Буква, которую перед записью нужно проверять (общее понятие об орфограмме). Проверка согласных на конце слова.
Ударение. Обозначение гласных звуков
Ударение. Роль ударения в различении смысла слов. Ударные и безударные гласные. Умение правильно выделять в слове ударный слог.
Обозначение гласных звуков в ударных и безударных слогах. Проверка путем изменения формы слова.
Разделительный мягкий знак
Разделительный Ь. Сопоставление Ь – показателя мягкости согласных и разделительного Ь.
Двойные согласные
Двойные согласные в словах. Перенос слов с двойными согласными.
Слово и предложение. Имя существительное
Слова как названия предметов, признаков предметов, действий предметов (сопоставление).
Имя существительное (ознакомление). Общее значение. Вопросы кто? что? Роль имен существительных в речи. Заглавная буква в собственных именах существительных (в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, деревень, улиц, рек, озер, морей). Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, близкие и противоположные по смыслу.
Глагол
Глагол (ознакомление). Общее значение. Вопросы что делать? что делает? что делают? что делал? что делал и? что сделать? что сделает? что сделают? что сделал? что сделали? и др. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи. Наблюдения за употреблением глаголов в различных временных формах. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу.
Имя прилагательное
Имя прилагательное (ознакомление). Общее значение. Вопросы какой? какая? какое? какие? Роль имен прилагательных в речи. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Наблюдения за согласованием в числе имени существительного и глагола, имени существительного и прилагательного (практически, в процессе составления предложений).
Предлог
Предлоги. Раздельное написание со словами наиболее распространенных предлогов: В, НА, О, ОБ, С, ИЗ, БЕЗ, НАД, ПОД, ОТ, ДО, У, ОКОЛО.
Родственные (однокоренные слова)
Корень слова. Однокоренные слова (общее понятие). Признаки однокоренных слов. Подбор однокоренных слов и выделение корня. Наблюдение за единообразным написанием корней в однокоренных словах.
Безударные гласные в корне
Способы проверки безударных гласных в корне. Проверка безударных гласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Правописание непроверяемых гласных в однокоренных словах.
Парные согласные в корне
Способы проверки парных глухих и звонких согласных. Проверка парных глухих и звонких согласных путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов.
Предложение
Предложение – единица языка и речи. Роль предложения в общении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении (по вопросам).
Повторение в конце учебного года
Речь устная и письменная. Звуки и буквы. Алфавит. Буквы И, А, У в сочетаниях ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. Обозначение мягкости согласных звуков буквами И, Е, Ё, Ю, Я, Ь. Разделительный Ь. Двойные согласные. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет, признаки предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне слова.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
•строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
•(самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
•пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
•различать устную и письменную речь;
•различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
•отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
•анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
•понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
•читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
•составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
Обучающийся получит возможность научиться:
•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
•соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
•озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
•распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
•составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
•находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
•составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
•составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
•письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
•определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
•характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
•понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
•анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
•определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
•определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
•определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
•определять ударный и безударные слоги в слове;
•правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
•использовать знание алфавита при работе со словарями;
•определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
•находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
Обучающийся получит возможность научиться:
•осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава
в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;
•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие — глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать слово как единство звучания и значения;
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
•иметь представление о синонимах и антонимах;
•распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
•подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;
•наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
•наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
Обучающийся получит возможность научиться:
•выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
•на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
•владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
•распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
•определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
•подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
Морфология
Обучающийся научится:
•различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
•находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
•находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
•находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
•находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
•находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
•подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
•выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
•различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
•выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
•использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
•пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
•определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
•сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
•находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
•различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
•устанавливать связи слов между словами в предложении;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•восстанавливать деформированные предложения;
•составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
•находить предложения с обращениями.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
•раздельное написание слов в предложении;
•написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
•отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
•разделительный мягкий знак (ь);
•знаки препинания конца предложения (. ? !);
•раздельное написание предлогов с именами существительными;
•раздельное написание частицы не с глаголами;
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40—50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30—40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
•осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
•определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
•разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
•обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
•применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
•пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ (вариант 7.1, 7.2) АООП НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
- в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;
- в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;
- в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;
- в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:
- в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;
- в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;
- в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;
- в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;
- в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;
- в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;
- в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
- в расширении знаний правил коммуникации;
- в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
- в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
- в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
- в освоении культурных форм выражения своих чувств.
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:
- в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;
- в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;
- в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.
- в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;
- в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;
- в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;
- в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье, с учителями и учениками в школе, со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать:
- способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
- способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
- способность к наблюдательности, умение замечать новое;
- овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
- стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
- умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;
- сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;
- сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.
Описание материально технического обеспечение образовательного процесса
Учебные пособия
1. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / рамзаева Т.Г. – М. : Просвещение, 2011.
2 Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 1.
3. Рамзаева Т.Г.Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Часть 2.
Печатные пособия
Словари по русскому языку: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный.
Технические средства обучения
Компьютерная техника, видеопроектор, интерактивная доска.
Таблицы
1. Повествовательное. Вопросительное. Восклицательное.
2. Жи – ши. Ча – ща. Чу – щу.
3. Переноси правильно.
4. Безударные гласные в корне слов.
5. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
6. Фонетический разбор слова.
7. Признак. Имя прилагательное.
8. Предмет. Имя прилагательное.
9. Действие. Глагол.
10. Члены предложения.
11. Алфавит.
12. Разбор предложения по членам предложения.
13. Порядок разбора состава слова.
Карточки для самостоятельной работы.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»
2 класс I четверть (36 часов)
Дата | Тема урока | Основные виды деятельности | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | |||
Повторение (4 часа) | ||||
Знакомство с учебником. Что мы знаем о тексте и предложении. | Формулирование выводов о значении речи в жизни человека. Умение работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. Умение договариваться и приходить к общему решению. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Предложение и слово. | Повторение знаний о тексте и предложении как единице речи. Развитие умения продолжать предложения. Составление предложений, дополнение и оформление их. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Слово и слог. | Повторение ударных и безударных слогов. Повторение правила переноса слов. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Звуки и буквы. | Формирование умения различать звуки и буквы, находить их в словах. Осознание роли языка и речи в жизни человека. | Развитие логического мышления, внимания. | ||
Речь (4 часа) | ||||
Речь в жизни человека. | Уточнение представлений учащихся о речи как средстве общения людей. Осознание роли речи в жизни человека. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Устная и письменная речь. | История и развитие речи. Разграничения письменной и устной речи. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Устная и письменная речь. Закрепление. | Умение различать устную и письменную речь. Формирование речевых умений, создание высказываний. | Развитие устойчивости произвольного внимания. | ||
Выделение предложений в устной и письменной речи. | Формирование умения выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме. | Развитие внимания, памяти, мышления. | ||
Звуки и буквы (8 часов) | ||||
Гласные и согласные звуки. | Уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков. Умение слышать звуки в словах, правильно обозначать их буквами. | Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания. | ||
Входная диагностическая работа. | Проверка знаний по курсу русского языка за 1 класс. Умение работать самостоятельно, соотносить свои знания с заданием, планировать ход работы, контролировать и оценивать свою работу и её результаты. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Работа над ошибками. Гласные и согласные звуки. Закрепление. | Развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуко-буквенный анализ. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Гласные звуки и их обозначение буквами. | Формирование умения распознавать гласные звуки и буквы. Проведение звукового и графического анализа. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Слова с буквой Э. | Формирование умения различать звук э в словах. Правильное произношение звука. Правильное написание слов с буквой э. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Согласные звуки и их обозначение буквами. | Формирование умения распознавать согласные звуки и буквы. Развитие умения наблюдать за произношение слов. Проведение звукового анализа. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Согласный звук и буква й. | Формирование умения различать и правильно писать согласный звук й и гласный звук й. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Согласный звук и буква й. | Формирование умения различать и правильно писать согласный звук Й и гласный звук И. | Развитие логического мышления, внимания. | ||
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн (12 часов) | ||||
Сочетания жи, ши. | Правописание сочетаний жи – ши. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Умение видеть и правильно записывать слова с орфограммами Умение слушать и понимать речь других. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, внимания, орфографической зоркости. | ||
Сочетание жи, ши в ударных и безударных слогах | Формирование навыков правописания слов с сочетаниями жи, ши. Умение подбирать примеры с определенной орфограммой. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Правописание слов с сочетаниями жи, ши. | Правописание сочетаний жи – ши. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала. Умение видеть и правильно записывать слова с орфограммами. Умение слушать и понимать речь других. Волевая саморегуляция. Прогнозирование результата. | Развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, внимания, орфографической зоркости. | ||
Сочетания ча, ща | Распознавание мягких шипящих, их правильное произношение, определение орфограмм ча, ща в словах. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Правописание слов с сочетаниями ча, ща. | Формирование навыка определять орфограммы ча, ща в словах. Совершенствование умения различать и правильно писать сочетания шипящих с гласными. | Развитие устойчивости произвольного внимания. | ||
Правописание слов с сочетаниями чу, щу. | Определение орфограмм чу, щу в словах. Правописание их. Умение различать прямое и переносное значение слов. | Развитие внимания, памяти, мышления. | ||
Правописание слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу. | Закрепление умения распознавать в словах сочетания ча, ща, чу, щу. Правильное написание слов с сочетаниями. | Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания. | ||
Правописание слов с сочетаниями ча, ща, чу, щу. Закрепление. | Закрепление умения распознавать в словах сочетания ча, ща, чу, щу. Правильное написание слов с сочетаниями. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Слова с сочетаниями чк, чн. | Формирование умения правильно читать и писать слова с сочетаниями чк, чн. Фонетическое понимание сочетаний чк, чн. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Контрольное списывание с грамматическим заданием. | Умение работать самостоятельно, соотносить свои знания с заданием, планировать ход работы, контролировать и оценивать свою работу и её результаты. Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению трудностей. | Развитие памяти, мышления, фонематического слуха, орфографической зоркости.
| ||
Работа над ошибками. Правописание слов с сочетаниями чк, чн. | Закрепление умения правильно писать слова с различными сочетаниями гласных и согласных. Развитие умения распознавать в слове орфограмму, объяснение написания слов. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Правописание слов с сочетаниями чк, чн. Закрепление. | Формирование умения правильно читать и писать слова с сочетаниями чк, чн. Развитие умения распознавать в слове орфограмму, объяснение написания слов. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Алфавит (1 час) | ||||
Алфавит, или азбука. | Умение правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом в практической деятельности. Умение видеть и правильно записывать слова с орфограммами. | Развитие устойчивого внимания, монологической речи. | ||
Слово и слог (3 часа) | ||||
Контрольный диктант с грамматическим заданием за I четверть. | Умение работать самостоятельно, соотносить свои знания с заданием. Планирование хода работы. Контролирование и оценивание своей работы и ее результата.. | Развитие устойчивости произвольного внимания. | ||
Работа над ошибками. Слово и слог. | Умение сопоставлять количество гласных звуков и количество слогов в слове. Деление слов на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Деление слов на слоги. | Формирование умения делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков. Выделение ударного слога. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Перенос слов (4 часа) | ||||
Перенос слов. | Формирование навыков по переносу слов. Закрепление навыков деления слов на слоги. | Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания. | ||
Словарный диктант. Правила переноса слов. | Повторение правил переноса слов. Формирование умения переносить слова с одной строки на другую. Умение правильно писать словарные слова, ставить ударение, делить на слоги. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Слова, которые не переносятся. | Умение видеть и правильно записывать слова с орфограммами. Повторение правил переноса слов. Формирование умения переносить слова с одной строки на другую. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Перенос слов с буквой Й в середине слова. | Формирование умения делить слова на слоги, учитывая особенности слов, которые нельзя переносить, и правила переноса слов с буквой й в середине. | Развитие связной речи, внимания. |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»
2 класс II четверть (28 часов)
Дата | Тема урока | Основные виды деятельности | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | |||
Предложение и текст (8 часов) | ||||
Предложение как единица речи. | Осознание речи в жизни человека. Повторение типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Повторение знаний о предложении как единице речи. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Знаки препинания в конце предложения. | Распознавание набора слов и предложений. Умения правильно оформлять предложения. Выбор знаков в конце предложения. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Главные члены предложения. Подлежащее. | Знакомство с основными признаками главных членов предложения. Формирование умения анализировать предложение, устанавливать связь одного члена предложения с другим. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Главные члены предложения. Сказуемое. | Совершенствование умения определять главные члены предложения, подчеркивать их. Формирование первоначального представления о распространенном и нераспространенном предложениях. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Что такое текст? | Формирование умения распознавать текст и набор предложений. Правильное оформление предложений. Работа с деформированным текстом. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. | Ознакомление с видами текстов: повествование, описание, рассуждение. Умение определить тему текста, определять основную мысль текста. | Развитие логического мышления, внимания. | ||
Структурные части текста-повествования. | Формирование умения разделить на части текст-повествование. Умение найти слово, с помощью которого связаны основная часть и начало или основная часть и концовка. Умение найти слова, с помощью которых предложения связаны в тексте. | Развитие устойчивого внимания, монологической речи. | ||
Списывание по частям текста - повествование. | Формирование умения правильно передавать содержание рассказа по плану. Составление предложений и правильное оформление их на письме. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Мягкие и твёрдые согласные звуки (1 час) | ||||
Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова. | Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами. Выявление различия твердых и мягких согласных. Характеристика согласного звука. Выполнение звукобуквенного анализа. Письмо слов с твердыми и мягкими согласными. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Мягкий знак Ь (4 часа) | ||||
Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука. | Умение соотносить количество звуков и букв. Обозначение мягкости согласных звуков на письме используя мягкий знак. Выделение твердых и мягких согласных звуков. Выполнение звукобуквенного анализа. Письмо слов с твердыми и мягкими согласными. Знание роли мягкого знака. | Развитие устойчивости произвольного внимания, орфографической зоркости | ||
Мягкий знак в середине слова. | Умение соотносить количество звуков и букв. Умение объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Умение писать слова с разделительным мягким знаком в середине слова. Обозначение мягкости согласных звуков на письме используя мягкий знак. Выделение твердых и мягких согласных звуков. Выполнение звукобуквенного анализа. Письмо слов с твердыми и мягкими согласными. Знание роли мягкого знака. | |||
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. | Умение писать слова с мягким знаком – показателем мягкости согласного звука. Умение давать ответы на вопросы в письменном виде. Умение подбирать примеры слов с мягким знаком. Обозначение мягкости согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова. | Развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха. | ||
Перенос слов с мягким знаком. | Умение писать и переносить слова с мягким знаком. Развитие умения находить способы обозначения мягкости согласных на письме и переносе слов с мягким знаком в середине. Повторение изученных орфографических правил. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Звонкие и глухие согласные (4 часа) | ||||
Особенности произношения звонких и глухих согласных. Парные согласные. | Умение различать звонкие и глухие согласные, парные и непарные согласные. Правильное произношение звонких и глухих согласных на конце слова. Соотношение произношения и написания парного согласного на конце слова. | Развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха. | ||
Парные звонкие и глухие согласные. Особенности проверочных и проверяемых слов. | Правильное произношение звонких и глухих согласных на конце слова. Соотношение произношения и написания парного согласного на конце слова. Нахождение буквы, которые надо проверять. Умение различать проверяемые и проверочные слова. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Способ проверки парных согласных на конце слова. | Умение различать проверяемые и проверочные слова. Изменение формы слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определение путей ее решения. | Развитие устойчивости произвольного внимания, орфографической зоркости | ||
Способ проверки парных согласных на конце слова. Закрепление. | Сравнение произношения и написания слов. Подбор проверочных слов. Обоснованное написание проверяемого слова. | Развитие логического мышления, внимания. | ||
Ударение (2 часа) | ||||
Ударение. Ударный и безударный слог. | Повторение понятия ударного и безударного слога. Развитие умения выделять в словах ударный слог. | Развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха. | ||
Контрольное списывание с грамматическим заданием «Зима в лесу». | Умение применять установленные правила в планировании способа решения. | Развитие мелкой моторики рук, внимания, зрительного восприятия. | ||
Обозначение гласных звуков (7 часов) | ||||
12.12 | 12.12 | Работа над ошибками. Обозначение гласных звуков. | Выделение гласных звуков в словах, правильное обозначение их. Правильное произношение слов. Выделение ударного слога в словах. Умение сравнивать гласные звуки в ударных и безударных слогах форм одного и того же слова. | Развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха. |
Правописание проверяемых гласных в безударных слогах. | Различие ударных и безударных гласных звуков. Нахождение слов, различающихся ударением. Развитие умения характеризовать гласные звуки. Определение наличия в слове орфограмм с безударным гласным. Различие проверочного и проверяемого слова. Выполнение звукобуквенного анализа слов. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Контрольный диктант с грамматическим заданием за II четверть. | Умение работать самостоятельно, соотносить свои знания с заданием. Планирование хода работы. Контролирование и оценивание своей работы и ее результата. | Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания. | ||
Работа над ошибками. Правописание проверяемых гласных в безударных слогах. Закрепление. | Соотношение звучания и написания слов. Объяснение случаев расхождения звучания и написания. Обоснование написания безударного гласного в слове. Умение писать безударные гласные в корне с безударной гласной. Подбор проверочных слов. | Развитие устойчивости произвольного внимания, орфографической зоркости | ||
Проверка безударных гласных в корне слова. | Научатся различать проверяемое и проверочное слово, подбирать проверочные слова путём изменения форм слова и подбора однокоренных слов | Развитие устойчивости произвольного внимания. | ||
Проверка безударных гласных в корне слова. Закрепление. | Группировка слов по месту и по типу орфограммы. Контроль правильности записи текста, находя неправильно записанные слова и исправляя ошибки. Объяснение написания слов в ходе предварительного анализа текста. | Развитие устойчивости произвольного внимания, орфографической зоркости | ||
Словарный диктант. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах. | Умение писать безударные гласные в корне и словарные слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Выполнение работы над ошибками. Умение работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Разделительный мягкий знак Ь (2 часа) | ||||
Разделительный мягкий знак. | Повторение знаний перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак. Умение выполнять фонетический разбор слов с наличием мягкого знака и без него (семья, семя). Сопоставление и различие функции ь, показателя мягкости, и функцию разделительного ь. Выполнение звукобуквенного анализа слов. | Развитие внимания, памяти, мышления, фонематического слуха. | ||
Правописание слов с разделительным мягким знаком. | Сопоставление произношения и написания слов с мягким знаком. Определение места орфограммы в слове. Соотношение и сравнение написания, произношения и значения слов с разделительным ь и без него. Выполнение звукобуквенного анализа слов. | Развитие связной речи, внимания. |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»
2 класс III четверть (39 часов)
Дата | Тема урока | Основные виды деятельности | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | |||
Разделительный мягкий знак Ь (1 час) | ||||
Правописание слов с разделительным мягким знаком. | Умение выписывать слова с разделительным ь. Объяснение своего решение. Сравнение количества букв и звуков в словах с пропущенными буквами. Умение различать разделительный мягкий знак и ь. Выполнение звукобуквенного анализа слов. | Развитие устойчивости произвольного внимания, орфографической зоркости | ||
Двойные согласные (3 часа) | ||||
Слова с двойными согласными. | Формирование умения писать слова, в которых пишутся две одинаковые буквы. Изучение правила произношения и писания слов с двойными согласными. | Развитие устойчивости произвольного внимания, орфографической зоркости | ||
Перенос слов с двойными согласными. | Применение правила произношения и писания слов с двойными согласными. Умение писать и переносить слова с двойными согласными. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Перенос слов с двойными согласными. Закрепление. | Применение правила произношения и писания слов с двойными согласными. Умение писать и переносить слова с двойными согласными. Подбор примеров слов с двойными согласными. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Слово и предложение (1 час) | ||||
Слово и предложение. | Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания. | Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания. | ||
Имя существительное (4 часов) | ||||
Имена существительные. | Обоснование отнесения слова к имени существительному. Объяснение лексического значения слов — имён существительных. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Слова, отвечающие на вопросы кто? и что? | Обогащение собственных словарей именами существительными разных лексико-тематических групп. Работа со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные | Различие одушевлённых и неодушевлённых имен существительных. Классификация имен существительных одушевлённых и неодушевлённых по значению и объединение их в тематические группы. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Закрепление. | Различие одушевлённых и неодушевлённых имен существительных с опорой на вопросы кто? и что?, подбор примеров таких существительных | Развитие логического мышления, внимания. | ||
Заглавная буква (4 часа) | ||||
Заглавная буква | Классификация имен существительных собственных и нарицательных по значению и объединение их в тематические группы. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Употребление заглавной буквы | Написание с заглавной буквы имен собственных. Применение изученных правил | Развитие внимания, восприятия. | ||
Употребление заглавной буквы | Написание с заглавной буквы имен собственных. Применение изученных правил. | Развитие внимания, памяти, мышления. | ||
Изложение повествовательного текста «Скворец Гриша». | Формирование умения правильно передавать содержание рассказа по плану. Составление предложений и правильное оформление их на письме. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Глагол (6 часов) | ||||
Работа над ошибками. Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? | Определение, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбор глаголов в соответствии с задачей речевого высказывания. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Глаголы в единственном и во множественном числе. | Определение числа глагола, распределение глаголов по группам в зависимости от их числа, изменение глаголов по числам, умение приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Употребление глаголов в разных временных формах. | Определение числа, время глаголов, распределение глаголов по группам в зависимости от их числа, времени, изменение глаголов по числам. Умение приводить примеры глаголов определённого числа, времени, употреблять глаголы в определённом числе. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? | Определение время глагола, распределение глаголов по группам в зависимости от их времени. Умение приводить примеры глаголов определённого времени, употреблять глаголы в определённом времени. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Употребление глаголов в речи. | Определение время глагола, распределение глаголов по группам в зависимости от их времени. Умение приводить примеры глаголов определённого времени, употреблять глаголы в определённом времени. | Развитие логического мышления, внимания. | ||
Глагол. Закрепление изученного материала. | Распознавание глаголов среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обоснование правильности отнесения слова к глаголу. | Развитие логического мышления, внимания. | ||
Имя прилагательное (5 часов) | ||||
Понятие о словах, обозначающих признак предмета. | Распознавание имени прилагательного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. | Развитие устойчивого внимания, монологической речи. | ||
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? | Выделение из предложения словосочетаний с именами прилагательными. Умение приводить примеры. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Различие прилагательных в единственном и во множественном числе | Определение числа имён прилагательных, распределение имен прилагательных в зависимости от их числа, изменение прилагательных по числам. | Развитие устойчивости произвольного внимания. | ||
Употребление прилагательных в речи | Умение обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использование в речи прилагательных различных лексико-тематических групп. | Развитие внимания, памяти, мышления. | ||
Обобщение о словах, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета | Выделение из предложений словосочетаний с именами прилагательными, существительными, глаголом. Умение приводить примеры. | Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания. | ||
Предлог (6 часов) | ||||
Предлог как слово и его роль в речи. | Формирование умения узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Раздельное написание предлогов со словами. | Правильное употребление предлогов в речи (прийти из школы). Раздельное написание предлогов со словами. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Единообразное написание предлогов. | Правильное употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Нахождение в тексте необходимых сведений, фактов и другой информации. | Развитие логического мышления, внимания. | ||
Контрольное списывание с грамматическим заданием. | Умение применять установленные правила в планировании способа решения. Актуализация своих знаний для проверки простейших доказательств, выделение существенные признаков объектов. Умение организовывать собственную деятельность. | Развитие мелкой моторики рук, внимания, зрительного восприятия. | ||
Работа над ошибками. Единообразное написание предлогов. Закрепление. | Правильное употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами. Нахождение в тексте необходимых сведений, фактов и другой информации. | Развитие устойчивого внимания, монологической речи. | ||
Закрепление по темам «Предложение» и «Части речи». | Закрепление изученных правил. Формулирование выводов и сравнений. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Родственные (однокоренные) слова (7 часов) | ||||
Общее понятие об однокоренных словах | Умение находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделение корня в однокоренных словах. Работа с памяткой «Как найти корень слова». | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Сочинение повествовательного текста «Зайцы». | Формирование умения правильно передавать содержание рассказа по плану. Составление предложений и правильное оформление их на письме. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Работа над ошибками. Признаки однокоренных слов. | Группирование однокоренных слов с разными корнями. Доказывание правильности выделений корня в однокоренных словах. | Развитие устойчивости произвольного внимания. | ||
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть. | Умение видеть и правильно записывать слова с орфограммами. Повторение правил переноса слов. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Работа над ошибками. Признаки однокоренных слов. Закрепление. | Группирование однокоренных слов с разными корнями. Доказывание правильности выделения корня в однокоренных словах. | Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания. | ||
Единообразное написание корня в однокоренных словах | Подбор однокоренных слов к данному слову и выделение в них корня. Работа со словарём однокоренных слов учебника. Анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Словарный диктант. Единообразное написание корня в однокоренных словах. | Подбор однокоренных слов к данному слову и выделение в них корня. Работа со словарём однокоренных слов учебника. Анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Безударные гласные в корне (4 часа) | ||||
Безударные гласные в корне слова. | Наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использование правил при написании слов с безударным» гласным в корне. | Развитие логического мышления, внимания. | ||
Способы проверки безударных гласных в корне | Наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использование правил при написании слов с безударным» гласным в корне. | Развитие логического мышления, внимания. |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский язык»
2 класс IV четверть (33 часа)
Дата | Тема урока | Основные виды деятельности | Коррекционно-развивающие цели | |
По плану | По факту | |||
Распознавание проверочных слов | Определение безударных гласных звуков в слове. Различие проверочных и проверяемых слов. | Развитие орфографической зоркости, внимания. | ||
Подбор однокоренного проверочного слова | Планирование учебных действий при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определение пути её решения, решение её в соответствии с изученным правилом. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Парные согласные в корне (7 часов) | ||||
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Определение на слух парных по звонкости-глухости согласных звуков на конце слова и в корне перед согласными, соотношение его произношения и написания. | Развитие фонематического слуха, зрительной памяти. | ||
Проверка парных согласных путем подбора однокоренных слов. | Наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использование правила при написании слов с парными согласными в корне. | Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания. | ||
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Определение на слух парных по звонкости-глухости согласных звуков на конце слова и в корне перед согласными, соотношение его произношения и написания. | Развитие фонематического слуха, зрительной памяти. | ||
Проверка парных согласных путем подбора однокоренных слов. | Наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использование правила при написании слов с парными согласными в корне. | Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания. | ||
Проверка парных согласных путем подбора однокоренных слов. | Планирование учебных действий при решении орфографической задачи, определение пути её решения, решение в соответствии с изученным правилом. Объяснение правописания слов с парными согласными в корне, использование алгоритма проверки написания. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Проверка парных согласных и безударных гласных в корне слова. | Различие проверяемых и непроверяемых орфограмм. Запоминание написания непроверяемых орфограмм. | Развитие внимания, мышления, орфографической зоркости | ||
Проверка парных согласных и безударных гласных в корне слова. Закрепление. | Различие проверяемых и непроверяемых орфограмм. Запоминание написания непроверяемых орфограмм. | Развитие внимания, мышления, орфографической зоркости | ||
Предложение (5 часов) | ||||
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Повторение назначения и признаков предложения. Предложения, различные по цели высказывания. Структура и разбор предложений. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | Выработка практических навыков читать, писать, формировать и разбирать предложения. | Развитие логического мышления, внимания. | ||
Обучающее сочинение по серии картинок «Трезор». | Составление рассказа по рисунку, вопросам и опорным словам. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Работа над ошибками. Связь слов в предложении. | Соблюдение в устной речи логического ударения и интонации конца предложения. Составление предложений из слов. Составление ответов на вопросы. | Развитие вариативного мышления, внимания. | ||
Установление связи слов в предложении. | Отличие предложений от группы слов, не составляющих предложение. Определение границ предложений в деформированном тексте. Выбор знака для обозначения конца предложения. | Развитие внимания, памяти, мышления. | ||
Повторение (19 часов) | ||||
Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи. | Обоснование выбора знака препинания в конце предложения. Употребление заглавной буквы в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Письмо слов в предложении раздельно. | Развитие наблюдательности, связной речи, внимания. | ||
Обобщение знаний о предложении и тексте как единицах речи. | Отличие предложения от группы слов, не составляющих предложение. Употребление заглавной буквы в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Обобщение знаний об алфавите. | Определение положения заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называние соседние буквы по отношению к заданной. Работа с памяткой «Алфавит». Расположение заданных слов в алфавитном порядке. Использование знаний алфавита при работе со словарями. | Развитие связной речи, внимания. | ||
Обобщение знаний о звуках и буквах, слоге. | Различие звуков и букв, деление на слоги, перенос слов. Называние букв правильно и расположение их в алфавитном порядке. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Правописание слов с разделительным мягким знаком. | Подбор примеров с разделительным ь. Различие слов с ь- показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. | Развитие мышления, памяти, внимания. | ||
Контрольное списывание с грамматическим заданием. | Умение применять установленные правила в планировании способа решения.Формулирование способов написания слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета. Умение задавать вопросы, организовывать собственную деятельность и сотрудничество с партнеров. | Развитие зрительной памяти, логического мышления, внимания. | ||
Работа над ошибками. Обобщение правил переноса слов с мягким знаком и буквой Й в середине слова. | Закрепление правил переноса слов. Формулирование выводов и сравнений. | Развитие внимания, памяти. | ||
Слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. | Закрепление умения распознавать в словах сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правильное написание слов с сочетаниями. | Развитие логического и вариативного мышления. | ||
Слова с сочетаниями ЧК, ЧН. | Закрепление умения правильно писать слова с различными сочетаниями согласных. Развитие умения распознавать в слове орфограмму, объяснение написания слов. | Развитие устойчивости произвольного внимания. | ||
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. | Умение видеть и правильно записывать слова с орфограммами. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Работа над ошибками. Правописание слов с шипящими согласными. | Выполнение работы над ошибками. Умение работать с орфографическим словарём, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слов по орфографическому словарю. Распознавание мягких шипящих, их правильное произношение. | Развитие фонематического слуха, орфографической зоркости. | ||
Правописание слов с шипящими согласными. | Распознавание мягких шипящих, их правильное произношение, определение орфограмм в словах. | Развитие внимания, мышления, воображения. | ||
Словарный диктант. Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН. | Различие непарных твёрдых и мягких шипящих звуков. Нахождение в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща, чк-чн, подбор с ними слова. Применение правил написания этих буквосочетаний. | Развитие внимания, восприятия. | ||
Правописание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН. | Планирование учебных действий при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определение пути её решения, решение её в соответствии с изученным правилом. | Развитие орфографической зоркости, внимания. | ||
Повторение сведений об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. | Определение частей речи, распределение в зависимости от вопроса и значения слова, изменение частей речи соответственно их признакам. | Развитие логического мышления, связной речи. | ||
Обобщение знаний об имени существительном, имени прилагательном и глаголе. | Различие частей речи по вопросу и значению, употребление в речи. | Развитие внимания, памяти, наблюдательности. | ||
Изложение повествовательного текста «Счастливый барсук». | Формирование умения правильно передавать содержание рассказа по плану. Составление предложений и правильное оформление их на письме. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Работа над ошибками. Правописание безударных гласных, парных согласных в корне слова. | Использование правил при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова, безударным гласным в корне. Подбор примеров слов с изучаемой орфограммой. | Развитие логического и вариативного мышления, наблюдательности. | ||
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс. | Подбор примеров на изученные правила. Самостоятельное нахождение нужной информации в материалах учебника, использование её для решения учебно-познавательных задач. | Развитие связной речи, внимания, наблюдательности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...
- Мне нравится (1)