урок русского языка"родительный падеж" 4 класс Школа России
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
урок русского языка"родительный падеж" 4 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_4_klass_roditelnyy_padezh.doc | 92.5 КБ |
roditelnyy_padezh.ppt | 139.5 КБ |
prilozheniya.docx | 20.94 КБ |
list_samootsenki.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Сердюкова Оксана Николаевна
Предмет | Русский язык | |
Класс | 4 | |
Тип урока | Урок открытия нового знания | |
Тема | Родительный падеж | |
Цель, задачи материала | Познакомить с особенностями имён существительных в родительном падеже. - уточнить и расширить знания учащихся о родительном падеже имён существительных (основные значения, вопросы, предлоги). - учить детей распознавать имена существительные в форме родительного падежа в тексте, используя падежные и смысловые вопросы, предлоги. - формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже. - отрабатывать приём распознавания падежей. - развивать внимание, память, речь. -формировать умение работать в паре. - воспитывать любовь и интерес к русскому языку, уверенность в себе, объективность в самооценке. | |
Планируемый результат | ||
Предметные умения Знать и уметь определять существительные в родительном падеже. Уметь выполнять разбор предложения по членам.
| Личностные УУД: - сохранять мотивацию к учёбе; -ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; -развивать способность к самооценке; Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия; -высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь определять уровень усвоения учебного материала -развивать познавательный интерес к предмету. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения. | |
Организация пространства | ||
Формы работы | Ресурсы | |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык»В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Москва: Просвещение, 2014. Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, презентация. |
Технология изучения
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
1 | Организационный. | - Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Записывают число, классная работа. | Личностные: учебная мотивация. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других. |
2 | Актуализация опорных знаний и умений | Что мы проходили на прошлом уроке? Что общего и в чем различие этих падежей? Давайте выполним задание по определению падежей! Определи падеж у выделенных имен существительных. Вот идет автобус. Мы сели в автобус. К вокзалу подошел пассажирский поезд. Началась посадка в поезд. Саша примерял новый костюм. Новый костюм висит на вешалке. | Определяли И.п.и В.п имен существительных падеж. Есть общие вопросы (ЧТО?) Читают. Проверьте себя по слайду! | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: -высказывать своё предположение; - осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3 | Постановка учебной проблемы Наблюдения над правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже. | Работа в паре. - А сейчас поработаем в парах. На партах карточка с заданием. Прочитайте словосочетания. Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных. Нет огромной стран..., берег мор…, у милого дом…, остаться у друг.., старшей дочер…, для родной земл…, до темной ноч.. Что объединяет данные словосочетания? Чем отличаются? -А почему окончания существительных разные, если падеж одинаковый? - Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке? - Какова же тема урока? - Где можем найти информацию о родительном падеже? Откройте стр. 107 в учебнике Упр. 191 Рассмотрите таблицу. И ответьте на вопросы в группах. 1. Вопросы существительных в Р.п.( кого, чего, откуда?где?) 2. Вспомогательное слово в Р. п. (Нет кого?, чего?) 3.Предлоги родительного падежа (от, до, с, из, без, у, около) 4. Роль в предложении существительных в Р.п ( втор.член) 5. Окончания в Р.П. На доске написаны словосочетания. Дети выбирают нужное окончание и подставляют его. ходил около палатк… достал из печ… искал у брат… связали из шерст… вернулся из лагер… сварил из клубник… кувшинчик из глин… спуститься с гор… | ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ!!!! Нет огромней страны (Р.п., 1 скл), берег моря (Р.п, 2 скл.), у милого дома (Р.п., 2 скл), остаться у друга (Р.п., 2 скл), старшей дочери (Р.п., 3 скл.), для родной земли (Р.п., 1 скл.), до темной ночи (Р.п., 3 скл.) - Во всех этих словосочетаниях имена существительные в Р.п. -У существительных разные окончания. - Существительные разного склонения. Нет огромной страны, для родной земли. - и,- ы Берег моря, у милого дома, остаться у друга. - а, -я До темной ночи, старшей дочери. -и - Будем учиться правильно писать окончания у существительных 1,2,3-го склонения в родительном падеже. - Родительный падеж. Родительный падеж 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл. -и, -ы -а, -я -и - В учебнике. По очереди выходят к доске и подставляют окончание. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Метапредметные: познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли |
4 | Работа по теме урока. Закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа по учебнику. - Выполним упражнение 192. – Прочитайте загадку С. Маршака. Отгадайте ее. – Спишите. Укажите имена существительные в родительном падеже. Выделите их окончания. Объясните, почему у имен существительных в родительном падеже разные окончания. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | - Почтовый ящик. Списывают. Указывают имена существительные в родительном падеже. Выделяют их окончания. Дверца узкая под крышей – (3-е скл., Р. п.), Не для вешнего (2-е скл., Р. п.), Говорливого (2-е скл., Р. п.). Каждый день жизни частичку мудрости прибавляет. Гл. члены (День прибавляет) Словосочетания: день жизни, частичку мудрости | Познавательные: - развиваем умения извлекать информацию из текстов. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме; - слушать и понимать речь других. |
5 | Самостоятельная работа с самопроверкой. | Самостоятельная работа с самопроверкой по доске. - Я предлагаю вам сейчас поработать самостоятельно. На столах у вас карточки с предложениями. Поставьте существительные в нужную форму. На небе нет (луна). У меня нет (собака). На столе нет (стакан). В небе нет яркого (солнце). Самопроверка по правильному выполнению на доске. ТЕСТ. | Выполняют. Оценивают себя. На небе нет луны. У меня нет собаки. На столе нет стакана. В небе нет яркого солнца. | Личностные : -развивать способность к самооценке; Регулятивные:- принимать и сохранять уч. задачу; Познавательные: -ориент-ся в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); |
7 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Итак, ребята, подведем итог урока. Какова была тема урока? - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие окончания имеют имена существительные 1 скл., 2 скл., 3 скл. в Родительном падеже? - Какие задания вам понравилось выполнять? - А теперь настало время оценить свою работу на уроке. -Заполните таблицу, поставив + или – (Приложение 1) | - Родительный падеж. - Отвечают на вопросы учителя. Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке; Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8 | Домашнее задание. Отметки за урок | На «3»Учебник стр. 108 ,упр. На «4» и на «5» стр.109 упр. 196, на стр. 191 повторить сведения о Родительном падеже. Спасибо за урок. | Запись в дневник | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Утверждения | Поставь знак «+» или «-» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я умею правильно писать окончания у существительных 1,2,3-го склонения в родительном падеже. |
Будем учиться правильно писать окончания у существительных 1,2,3-го склонения в родительном падеже.
Родительный падеж.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определи падеж у выделенных имен существительных. Вот идет автобус . Мы сели в автобус . К вокзалу подошел пассажирский поезд . Началась посадка в поезд . Саша примерял новый костюм . Новый костюм висит на вешалке.
Проверка Определи падеж у выделенных имен существительных. Вот идет автобус ( И.п) . Мы сели в автобус (В.п) . К вокзалу подошел пассажирский поезд ( И.п.) . Началась посадка в поезд (В.П.) . Саша примерял новый костюм ( В.п) . Новый костюм( И.п) висит на вешалке. Оцените себя!!
Работа в парах Нет огромной стран..., берег мор…, у милого дом…, остаться у друг.., старшей дочер…, для родной земл…, до темной ноч..
Проверка Нет огромной стран ы (Р.п., 1 скл), берег мор я (Р.п, 2 скл.), у милого дом а (Р.п., 2 скл), остаться у друг а (Р.п., 2 скл), старшей дочер и (Р.п., 3 скл.), для родной земл и (Р.п., 1 скл.), до темной ноч и (Р.п., 3 скл.)
Проверка 1.Вопросы: Кого? Чего? Куда? Откуда? 2.Вспомогательное слово: НЕТ 3.Предлоги: От, до, с, из, у, без, для, около, 4.Роль в предложении: второстепенный член 5.Окончания в склонениях 1 склонение: -и , -ы 2 склонение: -а , -я 3склонение: -и
Записать им. сущ. в родительном падеже 1 ряд – белка, земля, вода 2 ряд – поле, конь, окно
СТР.108 упр.192 Дверца узкая под крышей – Не для белк и (Р.п), не для мыш и (Р. п.), Не для вешнего жильц а (Р. п.), Говорливого скворц а (Р. п.).
Проверка Самостоятельная работа Поставьте существительные в нужную форму. На небе нет ЛУНЫ. У меня нет СОБАКИ На столе нет СТАКАНА. В небе нет яркого СОЛНЦА
Домашнее задание. Работа на оценку «3»-Стр. 108, упр. 195 Работа на оценку «4» и «5»- стр. 109 упр.196
Предварительный просмотр:
Работа в паре.
Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.
Нет огромной стран...( ), берег мор…( ), у милого дом…( ), остаться у друг..( ), старшей дочер…( ), для родной земл…( ), до темной ноч.. ( )
Работа в паре.
Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.
Нет огромной стран...( ), берег мор…( ), у милого дом…( ), остаться у друг..( ), старшей дочер…( ), для родной земл…( ), до темной ноч.. ( )
Работа в паре.
Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.
Нет огромной стран...( ), берег мор…( ), у милого дом…( ), остаться у друг..( ), старшей дочер…( ), для родной земл…( ), до темной ноч.. ( )
Работа в паре.
Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.
Нет огромной стран...( ), берег мор…( ), у милого дом…( ), остаться у друг..( ), старшей дочер…( ), для родной земл…( ), до темной ноч.. ( )
Работа в паре.
Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.
Нет огромной стран...( ), берег мор…( ), у милого дом…( ), остаться у друг..( ), старшей дочер…( ), для родной земл…( ), до темной ноч.. ( )
Работа в паре.
Вставьте окончания, определите падеж и склонение у существительных.
Нет огромной стран...( ), берег мор…( ), у милого дом…( ), остаться у друг..( ), старшей дочер…( ), для родной земл…( ), до темной ноч.. ( )
Работа в группе
1. Вопросы существительных в Р.п
2. Вспомогательное слово в Р. п.
3.Предлоги родительного падежа
4. Роль в предложении существительных в Р.п
5. Окончания в Р.п.
Работа в группе
1. Вопросы существительных в Р.п
2. Вспомогательное слово в Р. п.
3.Предлоги родительного падежа
4. Роль в предложении существительных в Р.п
5. Окончания в Р.п.
Работа в группе
1. Вопросы существительных в Р.п
2. Вспомогательное слово в Р. п.
3.Предлоги родительного падежа
4. Роль в предложении существительных в Р.п
5. Окончания в Р.п.
Самостоятельная работа
Поставьте существительные в нужную форму.
На небе нет (луна)_________________.
У меня нет (собака)__________________.
На столе нет (стакан)__________________.
В небе нет яркого (солнце)________________.
Самостоятельная работа
Поставьте существительные в нужную форму.
На небе нет (луна)___________________.
У меня нет (собака)__________________.
На столе нет (стакан)________________.
В небе нет яркого (солнце)_________________.
Самостоятельная работа
Поставьте существительные в нужную форму.
На небе нет (луна)___________________.
У меня нет (собака)__________________.
На столе нет (стакан)________________.
В небе нет яркого (солнце)_________________.
Самостоятельная работа
Поставьте существительные в нужную форму.
На небе нет (луна)___________________.
У меня нет (собака)__________________.
На столе нет (стакан)________________.
В небе нет яркого (солнце)_________________.
Проверка
Самостоятельная работа
Поставьте существительные в нужную форму.
На небе нет ЛУНЫ.
У меня нет СОБАКИ
На столе нет СТАКАНА.
В небе нет яркого СОЛНЦА
Проверка
Самостоятельная работа
Поставьте существительные в нужную форму.
На небе нет ЛУНЫ.
У меня нет СОБАКИ
На столе нет СТАКАНА.
В небе нет яркого СОЛНЦА
Проверка
Самостоятельная работа
Поставьте существительные в нужную форму.
На небе нет ЛУНЫ.
У меня нет СОБАКИ
На столе нет СТАКАНА.
В небе нет яркого СОЛНЦА
Тест.
-Обведи ответ “да”, если ты согласен, или “нет”, если ты не согласен с утверждением.
1.На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
- Кто? Что?
- Кого? Чего?
- Кому? Чему?
2.Как называется изменение имён существительных по вопросам? Выбери несколько правильных ответов.
- Изменением по падежам
- Склонением
- Изменение по числам
3.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: не вижу картины, учителя, Сергея?
- В именительном
- В родительном
- В винительном
4.В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами у, без, из, для?
- В родительном
- В винительном
- В именительном
5.О каком падеже идёт речь: “Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом”?
- О винительном
- Об именительном
- О родительном
Тест.
-Обведи ответ “да”, если ты согласен, или “нет”, если ты не согласен с утверждением.
1.На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
- Кто? Что?
- Кого? Чего?
- Кому? Чему?
2.Как называется изменение имён существительных по вопросам? Выбери несколько правильных ответов.
- Изменением по падежам
- Склонением
- Изменение по числам
3.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: не вижу картины, учителя, Сергея?
- В именительном
- В родительном
- В винительном
4.В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами у, без, из, для?
В родительном
- В винительном
- В именительном
5.О каком падеже идёт речь: “Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом”?
- О винительном
- Об именительном
- О родительном
Тест. Проверка
-Выбери правильный ответ.
1.На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже?
- Кто? Что?
- Кого? Чего?
- Кому? Чему?
2.Как называется изменение имён существительных по вопросам? Выбери несколько правильных ответов.
- Изменением по падежам
- Склонением
- Изменение по числам
3.В каком падеже стоят имена существительные в словосочетаниях: не вижу картины, учителя, Сергея?
- В именительном
- В родительном
- В винительном
4.В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами у, без, из, для?
- В родительном
- В винительном
- В именительном
5.О каком падеже идёт речь: “Имя существительное в этом падеже является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом”?
- О винительном
- Об именительном
- О родительном
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе. Школа России.
Закрепление знаний о словах, обозначающих признак предмета....
Урок русского языка в 3 классе.( Школа России)
Тема: Главные и второстепенные члены предложения. Цели: сформировать представлений о том, что в каждом предложении о ком-либо или о чём-либо говорится, что гов...
Урок русского языка во 2 классе "Школа России" "Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака."
Урок для специального коррекционного класса детей 7 вида...
урок русского языка во 2 классе "Школа России" - "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"
Урок был дан в МБОУ СОШ №1 г. Льгова на муниципальном уровне...
Презентация к уроку русского языка во 2 классе (Школа России) Русский Алфавит или Азбука.
Презентация к уроку русского языка....
Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)
Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...
Презентация к уроку русского языка в 3 классе. Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».
Презентация к уроку русского языка в 3 классе.Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».Тип урока: изучения и ...