Статья. Физкультминутки на уроках русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Городецкая Марина Анатольевна

Картотека физкультминуток на уроках русского языка в начальной школе включает в себя упражнения для орфографической зоркости, для снятия усталости глаз, пальчиковые гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_fizminutok_na_urokah_russkogo_yazyka_v_na.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека физминуток на уроках русского языка в начальной школе

На сегодняшний день в школах необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения. Элементы этих технологий должны присутствовать на каждом уроке: их применение занимает немного времени на уроке, однако имеет важное значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

Введение в структуру урока физминуток необходимо для поддержания  работоспособности ребёнка и сохранения его здоровья.

Особенно это актуально для уроков русского языка, т.к. учащиеся довольно продолжительное время пишут, выполняют различные задания, много читают.

Учащиеся после таких пауз становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Время начала физминутки определяется учителем – при появлении первых признаков утомления учащихся, потери интереса и внимания, ослабление памяти, нарушения почерка и т.д.  Ориентировочно это 20–25 минут после начала урока. Физминутки проводятся в течение 2-3 минут, в комплекс стоит включать не более 3-4 упражнени1. Каждое упражнение повторить около 5-6 раз.

Учащиеся после физминуток, особенно с активными физическими действиями, становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.

Рекомендации:

  1. Постараться связать физминутки с темой урока.

Например, при изучении одушевлённых и неодушевлённых  имён существительных: учитель называет слова, если существительное одушевлённое -  дети приседают, если неодушевлённое - делают наклоны вправо-влево.

  1. Не использовать одну и ту же физминутку на всех уроках (детям необходимо разнообразие).
  2. Сочетать различные упражнения

Варианты физминуток:

  • Физминутки  для развития орфографической зоркости.
  1. Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

  1. Заглавная буква

Если названные мной слова надо писать с заглавной буквы — поднимайтесь на носочки и тяните руки вверх, если со строчной — приседайте, руки на поясе.

Вася, мальчик, Барсик, котёнок, город, Москва, Федор, ученик, река, Нева, собака, Бобик, корова,, воробей, урок.

  1. Когда услышишь глагол, необходимо выполнить то действие, которое это слово обозначает.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

  1. Если услышишь одушевленное имя существительное - встань и поставь руки на пояс, если неодушевленное - присядь, руки вытяни перед собой.

Ягода, завтрак, альбом, яблоко, язык, народ, помидор, ученик, Россия, трактор, животное, Москва, герой, вторник, поэт, обед, солдат, трамвай, картофель, ужин, столица, растение, учитель.

  • Физминутки  для снятия усталости глаз и улучшению зрения.

День—ночь

На слово «день» – глаза открыты на 5 секунд. На слово «ночь»– крепко зажмурены на 5 секунд.Повторить несколько раз.

Спал цветок

И вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Встрепенулся, потянулся

Взвился вверх и улетел

закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки.

поморгать глазами

руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки

руки согнуты в стороны, выдох

потрясти кистями, посмотреть вправо-влево

Глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

Рисуй глазами треугольник.Теперь его переверни

Вершиной вниз.И вновь глазами

Ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути, а лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально.И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.Ты – молодец!

  • Физминутка. Упражнение для пальчиков:

Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.

На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.

В следующий раз руки можно  поменять.

Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая —
Игрушка расписная.


Пальчиками обеих рук «идут» по столу.

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки.

  • Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. - сидя, руки на поясе.

1 - поворот головы направо, 2 - и.п.,

3 - поворот головы налево, 4 - и.п.,

5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п.,

7 - голову наклонить вперед. Повторить 5-6 раз. Темп медленный.

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

Дети должны стоять, широко расставив ноги. На каждый счёт руки поочерёдно: на пояс, на плечи, вверх, два хлопка, на плечи, на пояс, вниз - два хлопка. Темп постепенно увеличивается.

  • Упражнение для развития координации речи с движениями:

Мы ручками похлопаем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ножками потопаем:
Топ, топ, топ.

Мы в лес пошли, (Ребенок марширует.
Топор нашли, (Остановился.)
Дрова рубили: (Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок».)
Ах! Ох! Ух! Их! (Энергичные наклоны.)

На болоте две подружка, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Влево вправо наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкультпривет.

4.

 Раз, два, три, четыре, пять.
Очень трудно так стоять.
И не падать, не качаться,
И за столик не держаться.
(дети стоят на одной ноге, руки в стороны)

— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
— Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой!

5.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

6.

Утки стайкою летали,
На полянку тихо сели.
Походили, походили,
Поклевали, поклевали,
К речке быстро побежали,
Плавали, ныряли,
Корм себе искали.

7.

. Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол.  
Имитация удара ногой по мячу.
Я играю в баскетбол,  
Имитация броска по кольцу.
И, конечно, в волейбол.  
Имитация паса в волейболе.

8.

.Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

9.

.Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки.

10.

Мы сидели и писали, Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули, спинки дружно все прогнули.

Повернулись вправо, влево. Стало гибким наше тело.

И на стуле скок, скок, скок. Ну как будто колобок!

А теперь попляшут ножки, Побежали по дорожке

Быстро, быстро, топ, топ, топ. И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем вперед. Влево, вправо поворот,

Чтобы мышцы сильнее стали поработают суставы,

Ножки выше поднимаем. И в коленочках сгибаем,

головой все повращаем. И урок наш продолжаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование орфографических умений на уроках русского языка в начальной школе"

В этой работе показана важность осознанного овладения навыками грамотного письма. Опыт показывает, что только при систематической тренировке умение видеть орфограмму автоматизируется и становится част...

Физкультминутки на уроках английского языка в начальной школе

В свете современных преобразований школы в целом и введения обязательного обучения ИЯ со второго класса, возникает вопрос: “Как учителям иностранных языков, не имеющим опыта работы с младшими шк...

Статья "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГОС."

В статье изложен опыт работы со словарными словами в начальной школе....

Статья "Формирование у учащихся регулятивных УУД на уроке русского языка в начальной школе"

Вашему вниманию предлагаю статью о формировании у учащихся УУД на уроке русского языка в начальной школе....

Статья на тему: «Использование дидактического материала на уроке «Русского языка» в начальной школе»

Цель моей работы: вызвать интерес к занятиям порусскому языку, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Научить детей осмысленно читать, писать и говорить...

Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе"

В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат на уроках русского языка в начальной школе»

Статья «Приёмы и формы успешного обучения детей – инофонов в школе-интернат  на уроках русского языка в начальной школе»...