Интегрированный урок русского языка, математики, чтения в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок-путешествие.Цели: закрепить навыки счёта в пределах 10, умение решать задачи на разностное сравнение, закрепить знания словарных слов, умение находить орфограммы в словах, выполнять звукобуквенный анализ слов; в чтении стихотворения - работать над интонацией, над выразительностью речи; развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
int_egrir_urok.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка, математики, чтения
в 1 классе по программе
(урок-путешествие)
Тема: Систематизация знаний по русскому языку, математике, чтению.
Цели: закрепить навыки счёта в пределах 10, умение решать задачи на разностное сравнение, закрепить знания словарных слов, умение находить орфограммы в словах, выполнять звукобуквенный анализ слов; в чтении стихотворения - работать над интонацией, над выразительностью речи; развивать речь, логическое мышление, наблюдательность, внимание.
Оборудование: карточки с примерами, заготовка схем к задачам, рисунок ёлочек со словами: юла, лёд, рисунки грибов с цифрами 9,5,3, карточки со слогами. Сказочные герои: колобок, дед, бабка, заяц, волк, медведь, лиса.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу.
2. Постановка задач урока.
- Сегодня мы с вами отправляемся в сказку, угадайте: в какую? Узнали героя сказки? (на доске - колобок).
- Испекла бабка колобок и положила на окно студиться. Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, ещё и любознательный. Спрыгнул он с окна и покатился по дорожке.
3. Систематизация знаний.
А) Повторение состава числа 10:
- Навстречу ему заяц: «Колобок, колобок! Я тебя съем!» Отвечает колобок: «Выполни вначале моё задание» (задание на доске)
1+9=
10-1 =
10-4=
- Прочитайте разными способами (с названиями компонентов, первое число уменьшили или увеличили на …единиц). Найдите лишнее выражение и докажите, почему оно лишнее.
Б) Словарная работа.
- Побежал колобок дальше, навстречу ему волк: «Колобок. Колобок, я тебя съем!» Отвечает колобок: «Составь сначала слова».
Вот беда!
Как рассыпались слова!
Все они из трёх слогов!
Кто помочь колобку готов?
На доске слоги: со бе кор ба рё зи ка за на
Дети составляют трёхсложные слова: собака, берёза, корзина.
- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасные места (непроверяемая безударная гласная)
- Молодцы! Помогли убежать колобку.
В) Решение задач на сравнение.
- Катится колобок, а навстречу ему медведь: « Какой ты аппетитный колобок! Пожалуй, я тебя съем!» Отвечает колобок: «Нет, Михайло Потапыч, подбери сначала схемы к задачам, а потом реши и сами задачи!»
На доске записаны задачи:
В одном пучке 5 морковок, а в другом 4. На сколько во втором пучке морковок меньше, чем в первом?
Серёжа решил 4 примера, а Лена на 3 примера меньше. Сколько примеров решила Лена?
- О чём говорится в задаче? Назови условие и вопрос задачи.
- Какой это вид задачи? (на разностное сравнение).
- Сколько отрезков нужно начертить?(2) Почему? (так как две величины сравниваются).
Схемы к задачам:
- Какие данные нужны, чтобы ответить на поставленный вопрос?
- Запишите выражение. Чему равно его значение?
Решение дети записывают самостоятельно в тетрадь, один учащийся комментирует у доски:
5-4=1(м.)
4-3=1 (п.)
Ответ: на 1 морковку. Ответ: 1 пример.
(Проверка решения задачи)
- Молодцы! Помогли колобку, не съел его медведь.
- Покатился колобок дальше. Устал наш колобок и решил он отдохнуть.
- Давайте и мы отдохнём.
Физминутка:
Бабочка проснулась,
улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
два - изящно покружилась,
Три – качнулась
И к цветочкам полетела.
Наши тонкие цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Засыпают, головой качают.
Г) Звукобуквенный анализ слов. Состав чисел 9,5,3.
- Катится наш колобок по дорожке, а на его пути лес, да не простой, а волшебный. Давайте поможем колобку разгадать волшебство.
На доске ёлочки и грибы с заданиями:
- На ёлочках слова. Запишите их в тетрадь и выполните звукобуквенный анализ слов ( дети рисуют бусинки: юла, лёд)
Д) Работа над стихотворением С. Маршака «Цирк шапито».
- Катится колобок, а навстречу ему лиса: «Колобочек, колобочек, пухленький бочочек, я тебя съем!» А колобок отвечает: «Нет, лисонька! Ничего у тебя не получится. Знаю я много сказок о твоих коварствах. Дам тебе такое задание, которое ты не сможешь выполнить».
- Откройте, ребята, учебник «Капельки солнца» на странице 26, найдите стихотворение С. Маршака «Цирк шапито».
- Как называется человек, который ведёт цирковое представление? (ведущий, конферансье).
- Что делает конферансье? (объявляет номер)
- Представьте себе: на арене цирка в лучах прожектора стоит в блестящем костюме конферансье.
- Конкурс на лучшего ведущего. Пусть каждый выберет, какой номер он хочет объявить (дети объявляют выбранные строфы в соответствии с программой).
Программа выступления (на доске):
1. Открытие программы.
2. Ослик.
3. Конь.
4. Акробаты – медведи Миша и Федя.
5. Фокусник - ёж.
6. Мартышка и пудель.
7. Парад – алле (поклон всех участников).
- Молодцы, ребята! Помогли колобку уцелеть. Он вас благодарит за помощь.
4. Обобщение, подведение итогов.
- Вот и закончилось наше путешествие. Что понравилось на уроке?
- Все вы были замечательными путешественниками и помощниками колобка!
оБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕцели:
1. познакомить с понятием «слова с несколькими значениями» (многозначные слова);
2. научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями
Тема урока: Слова с несколькими значениями.
Образовательные цели:
1. познакомить с понятием «слова с несколькими значениями» (многозначные слова);
2. научить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.
Ход урока
1 этап
Мотивация к учебной деятельности
Сегодня на урок я принесла вам притчу. Послушайте ее.
Однажды учитель велел двум ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день и рассказал: «Ничего я загадочного не увидел. В нашем районе есть и лес, и горы, и море. Есть также несколько селений и один город. Все земли давно уже изучены и всем знакомы». Второй ученик пришел только через неделю и сказал: «Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности. Я не посмел больше задерживаться, хотя мне не хватило времени, что бы собрать все загадки. Рано утром я вышел на поле. Тут же вокруг меня появились тысячи загадок. Почему каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а в ней отражается все небо?» Ученик рассказывал долго, пока учитель не прервал его вопросом: «Где ты еще успел побывать, кроме поля?» «После поля я пошел на берег моря и встретил там другую тысячу загадок. Почему вода в море соленая? Почему есть водные и земные животные?» До вечера ученик рассказывал о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами: «Больше я никуда не успел сходить. Слишком много загадок было вокруг, а я еще так мало знаю ответов на эти загадки». «Ничего страшного», - ответил учитель, - «Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца – все ясно. Иди и отгадывай. Мне больше нечему тебя учить».
- Как вы думаете, почему учитель так ответил своему ученику?
- Много ли еще загадок вокруг нас?
- А может уже все открыто и известно?
- А вы все загадки русского языка открыли и отгадали?
- Надо ли вам еще раскрывать тайны русского языка?
- Готовы ли вы к новым открытиям?
- Какие 2 шага вы должны будете сделать, чтобы отрыть новую тайну?
(1 шаг – подумаю и пойму, чего я не знаю; 2 шаг – сам найду способ, чтобы открыть новое знание)
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке отрыли еще одну тайну русского языка. И тогда тайн у вас останется на одну меньше.
2 этап Актуализация знаний и фиксация затруднения в новом действии.
Актуализация
- Что вы сейчас должны сделать? (повторить то, что изучали раньше)
- Какое новое знание вы открыли на прошлом уроке? (узнали, какие слова называются именами собственными и нарицательными, как пишутся такие слова)
- Какие слова называются именами собственными? Нарицательными? Как пишется каждая группа слов?
- Я приготовила вам очень интересное задание: записать предложения с именами собственными. Но, пока я несла задание в класс, предложения рассыпались. Вы поможете восстановить предложения? (да)
- Тогда скорее принимайтесь за работу. Вы будете работать в парах. Так работа будет выполняться быстрее, веселее и правильнее, потому что вы всегда сможете помочь друг другу, если возникнут затруднения. Какие правила работы в паре надо соблюдать?
- Возьмите конвертики, достаньте слова и составьте предложения сначала на парте.
1 вариант – соловьёв, пение, серёжа, слушал, соловьёв
Эталон - Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.
2 вариант – саша, скворечник, скворцов, для, скворцов, сделал
Эталон - Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.
- Сверьте свои предложения с эталоном на доске, исправьте, если допустили неточности, а затем запишите предложения в тетрадь.
- Скажите, почему слова с одним и тем же звучанием (соловьев - Соловьев, скворцов – Скворцов) вы написали по-разному? (имеют разное значение: Соловьев – имя собственное – фамилия – пишется с заглавной буквы, соловьев – имя нарицательное – название птицы – пишется с маленькой буквы и т.д.)
- Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте в карту (Приложение 1) знак «+». Кто допустил ошибку – поставьте «?».
- Что вы сейчас повторили? (имена бывают собственными и нарицательными; правила написания этих групп слов; написание слова зависит от его лексического значения)
- Что вы будете делать, если значение какого-либо слова не понимаете, или не знаете, что оно обозначает? (спрошу у взрослых, у учителя, посмотрю в толковый словарь и т.п.)
- Вспомните, как мы с вами учились пользоваться толковым словарем? (слова в словаре расположены в алфавитном порядке; чтобы найти нужное слово не надо листать словарь с самого начала, надо ориентироваться по первой букве и т.д.)
- Как вы думаете, почему мы повторяли именно это? (продолжим открывать тайны разных слов)
Выполнение пробного действия
- Перед каждым из вас лежит группа слов. Разделите слова на 2 группы: слова, имеющие одно значение и слова, имеющие много значений. На выполнение задания – 30 секунд. (слова: рукав, учебник, горлышко, дерево)
- Время закончилось.
- Кто не смог выполнить задание? Что не смогли сделать? (не смогли разделить слова на группы)
- Кто смог выполнить? Какие получили группы слов? (ученики зачитывают группы слов, которые получились)
- Можете ли вы объяснить, как делили слова на группы? (ученики высказывают свои предположения)
- Среди ваших ответов нет (или есть) правильных ответов.
- Что вы не смогли сделать? (если разделили неправильно – не смогли выполнить задание; если разделили правильно - не смогли объяснить свой ответ: почему именно так разделили слова на группы; если предположение верное, то предлагается его подтвердить)
(Если есть ученики, которые справились с заданием без ошибок и объяснили принцип разделения слов на группы, в карту ставится знак «+». Те, кто допустил ошибку – ставят «?»)
Фиксация затруднения в новом действии
- Что вы не смогли сделать, выполняя пробное задание? (не смогли разделить слова на группы; не смогли обосновать свои ответы (не знаю определения многозначных слов; не уверен в правильности обоснования).
3 этап Выявления места и причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить? (разделить слова на группы: с одним значением и многозначные)
- Почему вы не смогли выполнить это задание? (не знаем понятие)
- Какое понятие вы не знаете? (понятие «многозначные слова»)
- Что у вас на этом этапе возникло? (затруднение)
- Как обозначим это в карте достижений? (знаком «?»)
- Но вы поняли, чего не знаете? (да)
- Раз вы смогли установить причину затруднения, поставьте на этом этапе рядом со знаком «?» «+».
4 этап Построение проекта выхода из затруднения
- Значит, какую цель вы должны перед собой поставить? (узнать, какие слова называются многозначными)
- Как можно сформулировать тему нашего урока? («Слова с несколькими значениями», «Многозначные слова»). Записываем тему урока: я пишу на доске, а вы в тетради.
- Что может нам помочь в открытии нового знания? (знания, которые открывали раньше)
- Давайте вспомним, что мы повторяли? Какие знания о словах помогут нам открыть еще одну тайну русского языка? (слова имеют значение; слова, которые произносятся одинаково, могут обозначать разные предметы, иметь разные значения; значение непонятного слова можно узнать по-разному)
- Составьте план открытия нового знания (в диалоге вместе с учителем, план помещается на доску (1. прочитать слово; 2. уточнить его значение по толковому словарю; 3. посмотреть, сколько значений слова есть в словаре; 4. сделать вывод: если у слова одно значение – его нельзя назвать многозначным, если значений 2 и больше – слово многозначное)
5 этап Реализация построенного проекта
- Давайте вернемся к пробному действию. Какие слова вы должны были разделить на группы?
(рукав, учебник, горлышко, дерево)
- Пользуясь составленным планом, давайте попробуем открыть новое знание. Напомните, какое новое знание вы должны открыть? (какие слова называются многозначными)
- Действовать будете следующим образом: два слова будем анализировать вместе, а оставшиеся два слова – в парах.
- Какой первый шаг надо сделать?
- Что сделаете потом?
- В качестве помощников, вы можете использовать материалы из толкового словаря, которые я вам заготовила заранее.
- Сколько значений у слова РУКАВ? (три), у слова УЧЕБНИК? (одно)
- Сделайте вывод.
Работа в парах
- Слова ГОРЛЫШКО и ДЕРЕВО рассмотрите, работая в парах, по составленному плану.
- Назовите многозначное слово. Обоснуйте свой ответ. (многозначное слово ГОРЛЫШКО, потому что имеет несколько значений)
- Вы открыли новое знание? Поставьте на карте успеха «+»
6 этап Первичное закрепление во внешней речи
- Что сейчас вы должны сделать? (потренироваться в применении нового знания)
- Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача – из всех слов отобрать только многозначные. Обосновать свой ответ. Давайте вспомним правила работы в группах.
(язык, книга, ручка, холодильник)
Многозначные слова: язык, ручка.
- У кого ответы совпали? Поставьте в карте успеха «+». Что надо поставить, если не все ответы совпали? («?»)
7 этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Возьмите на парте карточку со словами.
- В строке оставьте только многозначные слова. (Слова: коса, лист, небо)
- Проверьте правильность выполнения задания по эталону. (Эталон: КОСА, ЛИСТ, НЕБО)
- У кого ответ совпал, в карте успеха поставьте «+», у кого ответы не совпали – поставьте «?».
8 этап Включение в систему знаний и повторение
- Где вам может помочь новое полученное знание? (при выполнении самостоятельной работы, домашнего задания, других заданий в учебнике, более сложных)
- Откройте учебник на с. 30. Прочитайте задание из упр. № 2.
- Какое значение имеет каждая пословица? Какое многозначное слово в этих пословицах есть?
- Вспомните правила письма по памяти. Напишите любую пословицу, пользуясь эти правилом.
(вариативность этого задания заключается в том, что ученики могут выбрать ту пословицу, которая для письма по памяти вызовет меньше затруднений)
- Проверьте правильность написания по учебнику. Кто не допустил ошибок при письме по памяти – поставьте в карте успеха «+», кто допустил ошибки – «?».
9 этап Рефлексия учебной деятельности
- Какую цель ставили сегодня на уроке?
- Достигли этой цели? Докажите.
- Посмотрите на карту успеха и поставьте себя на «Лестницу достижений»: если удалось выявить причину затруднения, закрепил без затруднений новые знания, без ошибок выполнил самостоятельную работу, без ошибок выполнил задание из учебника, поставьте себя на верхнюю ступеньку; если допустили ошибки в самостоятельной работе и в упражнении из учебника – на вторую ступеньку; если осталось еще много затруднений – выберете другую ступеньку.
- Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (потренироваться)
- Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет?
- Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока? (дома, на следующем уроке)
Приложение 1
Карта успеха
№ | План урока | Нет затруднений – «+» Есть затруднения – «?» |
1. | Повторил | |
2. | Выполнил пробное действие | |
Выявил причину затруднения | ||
3. | Открыл новое знание | |
4. | Закрепил новое знание | |
5. | Выполнил самостоятельную работу | |
6. | Потренировался, выполнив задание из учебника |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок. Русский язык+Литературное чтение 2 класс.Темы:"Способы проверки безударных гласных" и "Весна в творчестве поэтов"
На примерах стихотворений русских поэтов Блока А., Маршака С., Тютчева Ф., Плещеева дети учатся способам проверки безударных гласных. На уроке звучат стихи, предагаются интересные творческие задания....
Интегрированный урок русского языка и чтения. Тема: С.Есенин «Берёза». Упражнение в проверке безударных гласных.
На примере стихотворения С.Есенина "Берёза" проводятся упражнения в правописании безударных гласных в корне слова и способах их проверки, в умении подбирать проверочные слова....
Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.
Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1. Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...
конспект интегрированного урока русский язык - литературное чтение 1 класс
конспект урока был разработан для 1 класса по УМК Свиридовой (система Занкова)....
Интегрированный урок русского языка, математики, чтения
В игре дети узнают много и охотно...
Интегрированный урок русского языка, математики, чтения 1 класс
Интегртрованный урок позволяет систематизация знаний по русскому языку, математике, чтению , закрепить навыки счёта в пределах 10, умение решать задачи на разностное сравнение,...