Правописание безударных гласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель: совершенствовать знания учащихся о правописании безударной гласной в корне слова ,

формировать  умение подбирать проверочные слова,  сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russk_yaz2_kl_bezud_glasnye_v_korne.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Владикавказа, РСО -Алания»


Конспект открытого урока русского языка во 2 классе.

 Тема «Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова.»



 Автор: Асламурзаева Фатима Эльбрусовна,


учитель начальных классов.
2018 г



Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: совершенствовать знания учащихся о правописании безударной гласной в корне слова ,

формировать  умение подбирать проверочные слова,  сопоставлять буквы в проверочном и проверяемом словах.

Задачи: формировать  умение подбирать проверочные слова и обосновывать написание,

развивать умение разбирать слова по составу,

обогащать словарный запас учащихся;

развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь;
воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Оборудование: учебник для 2 класса, автор Т. Г. Рамзаева
схема слова: корень, суффикс, окончание
орфографический словарьД.Н.Ушакова

толковый словарь С.И.Ожегова
тренировочные задания по закреплению темы в разноцветных конвертах для работы в группах,

смайлики для рефлексии.

 Этапы

Содержание урока.

Деятельность обучающихся.

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Задача . Организовать учащихся и настроить на предстоящую работу.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Ты уже проснулся?

-Здравствуй!

Веточка стучит в окно,

Умывайся, одевайся,

Встало солнышко давно.

Все проснулось:

Лес и поле,

Ждет тебя учеба в школе.

Ты готов, мой юный друг,

В царство знаний и наук?

Если « ДА», то собирайся

И в дорогу отправляйся.

-Здравствуйте, мои дорогие ребята, мои любимые ученики.

Сейчас у нас урок русского языка .

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успехов.

Девиз урока:

«Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно ставь под ударение»

Откройте тетрадь. Запишите число. (Ученик комментирует правописание слов ).

Классная работа.

Приветствуют друг друга. Пожелание удачи.

Читают девиз урока хором.

Личностные УУД

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Самоорганизация и организация своего рабочего места.

Коммуникативные  УУД

 Развитие умения слушать .

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача. Совместно с детьми сформулировать тему и цели урока, через проблемную ситуацию

Приготовлены на доске буквы:

к о и г а ю р т с у ы м п я

-Разделите буквы на две группы. По какому признаку разделили?

- Гласные,согласные.

-Дополните гласные. Сколько гласных букв ?

-10 (а о у ы э е ё ю я и)

- Сколько гласных звуков?

-6 (а о у ы э)

-А все ли гласные могут быть «опасными»?

-Только( а о и е я)

-Вы догадались какова тема урока?

- Правописание безударной гласной в корне слова

Постановка проблемной ситуации,

беседа, объяснение.

Коммуникативные УУД

Просто и понятно излагать свои мысли, формулировать собственное мнение.

Регулятивные УУД

Уметь определять цель на уроке с помощью учителя

3.Введение в тему урока.

Постановка учебной задачи.

Минута чистописания.

  -Пропишите все гласные  в алфавитном порядке в соединении заглавной и строчной.

-Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.

(вызываю к доске ученика)

– Запиши, пожалуйста, почта- почтовый

Поставь ударение, какой первый гласный звук слышишь в слове «почта»?(о) Какой – в слове «почтовый»? (а)

- Что ты можешь сказать об этих гласных звуках?

 (В русском языке в корне однокоренных слов под ударением и без ударения могут произноситься разные гласные звуки, но на письме они обозначаются одной и той, же буквой)


Каким словом является «почта»? (проверочным)

Скажите, пожалуйста, что такое «проверочное слово»? (проверочное слово это слово с ударным гласным в корне )


Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Какую гласную писать,

Сразу надо повторять!


Вывод:

- Для чего нам нужно это знать?

-Чтобы научиться грамотно писать.



  1. Систематизация и обобщение.

 Физкультминутка

   

 

 

(заранее сели группами по 4 человека)

Задание 1. (красный конверт)

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

В…РОБЕЙ    Р..КА

Д..РОГА    М..РЯ

ГОР..Д      Д..МА

В…СЕЛО     Н..РА

К..РАНДАШ    СН..ГА

(Проверка )

- Определите, есть ли в этих словах орфограмма «Безударная гласная в корне слова»?

- Как вы это определили, что в этих словах есть данная орфограмма? 

(Слышатся  другие звуки)

- Молодцы!


Физкультминутка

«Бабочка»    

 Спал цветок и вдруг проснулся,

Встрепенулся, потянулся.( Повторяют движения)

Покачался на ветру.

Взвился вверх и полетел

- Итак, продолжим нашу работу.

- Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.

- Чем отличаются слова 1 и 2 столбиков?

(в 1 столбике безударную гласную нельзя проверить, во 2 столбике безударную гласную можно проверить).

- Как можно проверить безударную гласную?

- Какой существует алгоритм?

 (читаю слово, ставлю ударение, выделяю корень, изменяю слово или подбираю однокоренные слова и нахожу проверочное, пишу слово или вставляю букву, обозначаю орфограмму)

(Вывешиваю алгоритм)

Задание 2. (открываю синий конверт)

- Запишите слова второго столбика себе в тетрадь, также в столбик и подберите проверочные слова к словам второго столбика (работа в тетради).

Река – реки

Моря – море

Дома – дом

Нора – норы

Снега – снег

Вывод:

- Итак, как можно проверить безударную гласную в корне слова? (безударную гласную можно проверить, подобрав проверочное слово).

3. Задание: Запишите слова в тетрадь, вставив попущенные буквы по памяти.

ВОРОБЕЙ

ДОРОГА

ГОРОД

ВЕСЕЛО

КАРАНДАШ

Работа с карточками в группах.

Подбор проверочных слов, обогащение словарного запаса .

Работа с орфографическим и толковым словарем

Коммуникативные  УУД  

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные  УУД

Находить  и выделять  необходимую информацию в  учебнике.

Находить ответы на вопросы, работать  с алгоритмом

Коммуникативные УУД

Договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.

        5   . Стадия

« осмысление».

Закрепление материала. 

Физкультминутка.

 (Открываю желтый конверт)

- А сейчас у нас с вами будет очень интересная парная исследовательская работа.

(Раздаю карточки)

Задание: Внимательно посмотрите на предложения и данные слова к ним.

Можно пользоваться словарями на столе.

Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву в проверяемое слово и объясните (работа на карточках)

Щенок  сл…зал сметану.

   ЛЕЗЕТ    СЛИЗНУЛ

   ЛИЖЕТ    СЛЕЗАЕТ

            Малыш сл…зал с горки.

Проверка:

- Какое слово выбрали?

- Почему это слово является проверочным? Какое имеет значение?

- Какие слова не будут являться проверочными и почему?

-Какую безударную гласную выбрали?

- Каким алгоритмом пользовались?

Вывод:

- Какие же слова могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова? (Слова с ударной гласной в корне ).

Физкультминутка.

Я буду называть слова, если слово будет являться проверочным – вы приседаете, если слово – проверяемое, то вы подпрыгиваете.

(Снежок, снежный, водный, водяной, травинка, травушка, земля, река, реки, домашний, дом, коса, косы, след, следы)

Познавательные  УУД

Находить  и выделять  необходимую информацию в  учебнике, словаре.  

Находить ответы на вопросы, работать  с текстом.

Коммуникативные УУД

Строить понятные высказывания, формулировать собственное мнение.

Умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД

Умение применять правила охраны своего здоровья

     6.Итог урока.

       Рефлексия.

   Выставление оценок.

 Домашнее задание.

- Какую орфограмму повторяли на уроке? (Буква безударного гласного в корне слова).

- Закончите предложения:

1. Гласная, на которую падает ударение в слове, называется – (ударной)

2. Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется – (безударной)

3. В проверочном слове гласная в корне….. (всегда ударная)

4. В проверяемом слове гласная в корне …. (всегда безударная)

- Как проверить безударную гласную в корне слова? (изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной).

- Что делать, если безударную гласную в корне слова проверить нельзя? ( Запомнить)

Я начну ,а вы продолжите.

1. Урок был – полезный, познавательный… 

2. На уроке чувствовал себя…. 

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу...



Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в 
тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.

(Оценка)



Упр.283,с. 131

Коммуникативные УУД

Договариваются о распределение функций и ролей в совместной деятельности, и оказывают в сотрудничестве взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...