Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности. 2 мин. | 1. 1. Приветствие учителя Прозвенел и смолк звонок. Мы начинаем наш урок. - -Тихо садится первый ряд, третий, второй. 1.2. Проверка рабочего места. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, пенал, дневник, тетрадь. 1.3. Настрой работу. -Русский язык - это язык, на котором мы с вами разговариваем, он очень сложный и интересный, а так же он таит в себе много загадок. Одну из которых мы сегодня с вами разгадаем! Я желаю вам работать дружно и открыть что-то новое. | Приветствуют учителя.
Желают друг другу хорошего настроения на уроке. Проверяют готовность к уроку. |
2. Минутка чистописания 3-5 мин. | 2.1. Прописывание соединений. -Ребята, откройте свои тетради, запишите число, классная работа. Сядьте правильно, ноги вместе, спина ровная, пишем красивым, разборчивым почерком, кто закончил поставьте руку на локоток. (22 октября. Классная работа.) -Молодцы. -А с чего обычно начинается урок русского языка? С какого этапа? -Верно. А для чего нам нужна минутка чистописания? Что мы на ней делаем? -А какую букву мы сегодня будем прописывать, вы узнаете, разгадав загадку. Слушайте внимательно. Что за буква светится Старым ясным месяцем? Полумесяц в небе темном Буквой той повис над домом. – Итак, какую же букву мы будем прописывать на минутке чистописания? Верно, ребята, сегодня мы пропишем в тетрадях заглавную и строчную букву «с». -Что вы знаете об этой букве? -Посмотрите на слайд. Пропишите данные буквы до конца строки, соблюдая закономерность. Помните о правилах посадки. Завершив работу, поставьте руку на локоток. 2.3. Самопроверка. - Ребята, закончили. Теперь возьмите карандаш и линейку, подчеркните ту букву, которая на ваш взгляд получилась лучше и красивее всего. 2.4. Работа с пословицей. -Ребята, обратите внимание на слайд. Прочитайте запись. Семь раз отмерь, один отрежь. -Что это? - Что такое пословица? - Как вы понимаете её? -Выражение «Семь раз отмерь, один отрежь.» означает, что перед тем как что-то сделать, нужно очень хорошо подумать. -Запишите эту пословицу с красной строки, заглавной буквы, соблюдая знаки препинания. |
-с минутки чистописания. -вырабатываем красивый почерк.
-Букву «с»
- звук с, буква эс. Звук согласный, глухой, парный, может быть твердым и мягким.
- пословица - народная мудрость (ответы детей) |
3. Словарно-орфографическая работа. 3-5 мин. | 3.1. Отгадывание загадок -Ребята, а какой этап урока является следующим? - Давайте вспомним, как оформляется словарная работа? Вам нужно будет отгадать загадки и записать получившиеся слова в тетрадь. Закончив работу, поставьте руку на локоток, затем мы проверим по образцу. 1. Дождь стучится в окна нам, Слышен птичий шум и гам. Март прошел, звенит капель, Начинается ... 2. Растрепал причёску Свете Шаловливый летний... 3. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением … 4. В ней живёт простой народ, Пашет, сеет, хлеб печёт, Улиц мало даже так, Что бывает лишь одна! 5. На стене висит давно, На холсте всего полно: Лес и речка, и машина… Называется -… 6. Кто в земле укрылся ловко? Это рыжая… 7. Линии, штрихи и пятна Образуют всем понятный Образ на листе бумаги: Люди, корабли и флаги. Изображение задумок Называется... 8. Из неё обедать буду, Из глубокой или мелкой. И такая вот посуда Называется… 9. Дом сторожит, За чужими не бежит! 10. Лист последний на заре Сбросил лес наш в … -Ребята, слово «октябрь» является для нас новым. Посмотрите на доску, запомните, как пишется это слово. А сейчас давайте прочитаем все вместе по слогам. А теперь запишите у себя в тетради. -Составьте предложения со словом октябрь. -Подберите однокоренные слова к слову ветер. 3.2. Взаимооценка - Я вижу, что все уже справились. Теперь обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. -Сверьте ответы с эталоном на слайде. Апрель, ветер, ворона, деревня, картина, морковь, рисунок, тарелка ,собака, октябрь. - Возьмите карандаш и напишите на полях тетради плюс, если не допущено ни одной ошибки. Поставьте минус, если допущена 1 и более ошибок. -Верните тетрадь своему соседу по парте. -Поставьте руку на локоток, если у вас стоит плюс. -Молодцы! А теперь поставьте руку на локоток, если у вас стоит минус. -В каких словах вы допустили ошибки? -Ребята, повторите данные слова дома и еще раз пропишите их в тетради, не забывая о правилах оформления словарной работы. | -Словарная работа - С красной строки, заглавной буквы, через запятую, ставим ударение, подчеркиваем орфограммы, в конце ставим точку. Не забываем ставить ударение и подчеркивать орфограммы, записываем слово «словарь» с заглавной буквы ставим двоеточие и получившиеся слова записываем через запятую.
-Апрель -ветер
-Ворона
-Деревня
-картина -морковь
-рисунок
-тарелка -собака -октябрь
- ветерок, ветрище, ветреный… |
4.Актуализация знаний. 3 мин. | 3.1. Фронтальная работа. -А сейчас вы поработаете в парах. Как правила работы в паре вы знаете? -Возьмите карточку с утверждениями. Внимательно прочитайте утверждения. Поставьте напротив него плюс, если оно верное, и минус если оно неверное. Слово переносится с одной строки на другую по слогам. | + | Одну букву оставляют на строке и переносят на другую строку. | - | Не переносят слова, которые имеют один слог и слог, состоящий из одной гласной буквы. | + | Буквы Й и Ь не отделяют от стоящей перед ними буквы. | + | При переносе слов с удвоенными согласными их не разделяют между собой. | - |
-А сейчас проверим. |
-Работать дружно, сообща, не перебивать друг друга. |
5. . Подведение к теме урока. Целеполагание. 3-5 мин. | 5.1 Постановка проблемной ситуации. — Подберите однокоренные слова к слову звук. — Докажите, что эти слова однокоренные. — Какие звуки издает дождь? — Какие звуки издает петух? — Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились... — Чем отличаются звуки и буквы? 5.2. Постановка темы и цели урока. -Может, кто-нибудь догадался, как будет звучать тема нашего урока? -Откройте учебник на странице 78. Относитесь к учебнику бережно и аккуратно, ведь это труд многих людей. -Катя, прочитай тему урока. -Молодец. -Какую цель мы поставим перед собой? 5.3 Формулирование задач урока. -Какие задачи мы поставим? -Чтобы ответить на этот вопрос нам на помощь придут специальные слова-помощники: познакомиться, расширить, закрепить. - С чем мы с вами познакомимся на уроке? - Чему мы научимся? -Что закрепим? -Верно, молодцы. | -Звучание, звучит, звучный, зазвучал -Есть общая часть «звук», общее значение -Кап-кап -Ку-ка-ре-ку -Буквы
-Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем
-Как различить звуки и буквы
-Научиться различать звуки и буквы
-Мы познакомимся с отличиями звуков от букв. -Научимся различать звуки от букв.. -Закрепим полученные знания. |
6. Открытие нового знания. 10 мин. | 6.1. Работа с учебником Откройте учебник на странице 78 , упражнение 115. -___ прочитай строки, которые принадлежат великому русскому поэту А. С Пушкину. -Какому месяцу они посвящены? -Какое настроение создают эти строки? -Какие слова передают печальное настроение? -Объясните выражение «нагих ветвей» -Читая строки, вы озвучивали письменную речь. Из чего состоят слова письменной речи? (из букв) -А слова устной речи? (из звуков) -Спишите эти строки в тетрадь. -_____ как мы записываем стихотворения в тетрадь? |
- октябрю -грустное, печальное - последние листья, нагих ветвей, отряхает. -ветви без листьев |
7. Физкультминутка. | 7.1. Тематическая физкультминутка В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.) Проживала буква Е. Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.) По тетрадке не спеша, Замечталась и упала, (Приседания.) Превратилась в букву Ш... Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.) Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.) | (Повторяют за учителем) |
8. Продолжение работы по теме урока. 6 мин. | 8.2. Работа с учебником. -А сейчас выполним упражнение 116 на странице 78. -Рассмотрите рисунки. ____, назови предметы. -___ , назови по порядку звуки в слове «шар». -___ , назови по порядку звуки в слове «ложка». -___ , назови по порядку звуки в слове «шарф». -___ , назови по порядку звуки в слове «лодка». -Назовите слова, в которых встретились одинаковые звуки. Произнесите эти звуки. -Назовите слова, которые различаются одним звуком. Произнесите звуки, которыми различаются эти слова. -А сейчас посмотрите на страницу 79. -____, прочитай. Теперь прочитаем все вместе жужжащим чтением. -Чем же отличаются звуки от букв? Для того чтобы люди понимали, как правильно произносить слово, используют квадратные скобки, куда записывают слова значками звуков. Запятая рядом со значком – это значит мягкий согласный звук. Ударный гласный обозначают значком ударения. Например: А – это буква, [а] – это звук. П — буква, [п] — твёрдый звук, [п'] — мягкий согласный звук. Упр. 117 (с. 79). — Что показывают квадратные скобки? — Всегда ли совпадают звуковая и буквенная записи? -В чем различие в записях одного и того же слова? -Сколько букв и сколько звуков в словах? -Какие два звука обозначены одной буквой? -А сейчас давайте попробуем с вами разобрать слово еж и записать звуковую запись. -____, записывает на доске, остальные у себя в тетрадях. Упр. 118 (с. 79). — Чем интересна запись? Это записи звуков. Звуковую запись слова называют транскрипцией. Она пишется в квадратных скобках. — Произнесите звуки быстро. Какие слова получились? -Что они обозначают? - Совпадет ли написание и произношение слова лампа? — Совпадет ли написание и произношение слова роса? -Чем отличается? -Запишите в тетрадях номер упражнения и запишите слова лампа и роса. Рядом со словом запишите звуковую запись. -____, работает у доски, остальные в тетрадях. -Посмотрите на страницу 80. -____, прочитай рубрику обратите внимание. -А сейчас прочитаем все вместе. |
- Шар — [ш] [а] [р], ложка — [л] [о] [ш] [к] [а], шарф — [ш] [а] [р] [ф], лодка — [л] [о] [т] [к] [а]
-Шар-шарф [ш] [а] [р] -Ложка- лодка [л] [о] [к] [а] -Шар-шарф, ложка-лодка [ф][т]
- Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем. -Звуковую запись слова -Не всегда. Часто пишем не так, как слышим. -В слове елка буква ё обозначает два звука, так как стоит первая в слове. В слове мяч вместо буквы «я» в транскрипции пишется а. В слове гусь ь знак в транскрипции не пишется. -Елка-4 буквы 5 звуков, мяч-3 буквы 3 звука, гусь-4 буквы 3 звука -[й] [о] -Еж[й о ш] ё обозначает два звука, т.к. стоит вначале, в транскрипции пишем ш, т.к. произносим. -Она в квадратных скобках. -Лампа, роса -Лампа- источник света. Роса-капли воды на поверхности почвы или растений. -Да. Слово пишется и слышится одинаково. -Нет. На месте звука [А] пишем букву О. Проверяем словом рОсы |
9. Закрепление полученных знаний. 5 мин.
| 9.1. Самостоятельная работа. -Ребята, а сейчас вы поработаете самостоятельно. - У вас на партах лежат карточки, возьмите их. Вам нужно напротив транскрипции, звуковой записи записать слово, которое соответствует записи. Запишите слова буквами. [паша] [йолка] [раса] [пасуда] [маска] [ужы] Паша, елка, роса, посуда, маска, ужи. |
-Работать сообща, не перебивать друг друга. |
10. Подведение итогов. 1 мин. | 10.1. Фронтальный опрос - А теперь подведём итоги. -Как называется звуковая запись слова? -Может ли отличаться звуковая запись слова от самого слова? -Записывая транскрипцию, что нужно сделать? -Чему новому научились сегодня на уроке? -Скажите, как звучит тема нашего урока? -А какую цель мы ставили в начале урока? -Как вы думаете, мы смогли ее достигнуть? -Какие задачи мы ставили?
|
-транскрипция -Да, может. -Проговорить слово и записать так, как мы его произносим. -Отличать звуки от букв. - Как различить звуки и буквы? - Знакомство с отличительными признаками звуков и букв. -Да. -Мы познакомимся с отличительными признаками звуков и букв. -Научимся отличать звуки от букв. -Закрепим полученные знания. |
11. Домашнее задание. 1 мин. | 11.1. Запись домашнего задания в дневник. - Ребята, дома вам нужно будет выполнить упражнение 119,120 на странице 80. Д/з: с.80, упр.119, 120. Запишите задание в дневник. Кто записал, поставьте руку на локоток. |
(Записывают задание в дневник)
|
12. Рефлексия. 2 мин. | 12.1. Оценивание учащимися собственной деятельности - Ребята, а сейчас давайте посмотрим, насколько хорошо вы работали на уроке. Покажите солнышко если вам было все понятно, и вы справлялись с заданиями. Облако, если у вас были затруднения. 12.2. Оценка деятельности учащихся. -Сегодня на уроке активно работали Катя, Маша, Саша и я хочу наградить их жетонами. -Остальным я желаю быть более активными на уроках! На этом урок закончен, можете готовиться к следующему. | (Оценивают свою деятельность)
|