Статья "Технологии и концепция развития орфографической зоркости школьника начальной школы. "
статья по русскому языку
Статья "Технологии и концепция развития орфографической зоркости школьника начальной школы. "
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологии и концепция развития орфографической зоркости школьника начальной школы.
«Систематичность упражнений –есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнен6ия в орфографии дают плохие результаты»
К.Д.Ушинский
Введение
Орфография-это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется её социальный аспект. С другой стороны, практическая направленность орфографии не делает её теорию менее сложной, поскольку истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. Поэтому наибольшие затруднения встречаются у учащихся в начале формирования орфографического навыка.
Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение. Эти приёмы весьма разнообразны. Их применение на уроке зависит от типа орфограммы, этапа её усвоения, возраста учащихся и индивидуальных способностей.
Методы и приёмы развития орфографической зоркости.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило и его применение, т.е. решение орфографической задачи. Это решение возможно при условии, если ученик видит орфограмму. Только сумев обнаружить её, ученик сможет решить вопрос о конкретном написании орфограммы. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Отсутствие умения выделять орфограммы на письме- одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Как сделать так, чтобы правила не пугали ученика своим количеством, не разлетались по разным уголкам детского сознания? Как всё это объединить?
Важно все изученные ребёнком орфографические правила сгруппировать в сознании ребёнка, в соответствии с логикой языка, с законами русской орфографии.
Профессор М.Р.Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые мы применяем на уроках русского языка.
1.Увидеть орфограмму в слове.
2.Определить вид орфограммы, вспомнить правило.
3.Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
4.Определить ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм.
5. Решить задачу по алгоритму.
6. Написать слова в соответствии с решением орфографической задачи и сделать самопроверку.
В обобщённом виде эти этапы выглядят так: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом)
Нам известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в самостоятельно написанном тексте. Всё объясняется просто: чтобы вставить букву нужно только решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно правильно написать слово в своём тексте, ученикам нужно сначала поставить эту задачу, т. е найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя-научить видеть орфограмму и думать при письме.
Что же такое орфографическая зоркость?
С фонематической точки зрения орфографическая зоркость-это умение оценивать каждый звук в слове, различать в какой позиции он стоит (сильной или слабой).
Буква в русском языке обозначает фонему, а не звук.
В учебниках для начальной школы нет термина фонема. Вместо него используется понятное малышам понятие «звук». Для освоения законов орфографии как системы правил, необходимо вводить термин «позиция». Лучше это делать во втором классе. Но подготовка (положение звука, т.е. его место в слове в окружении других звуков) необходимо вводить уже в первом классе. Само слово позиция для ребёнка не является трудным: он его легко соотносит со словом поза. Более трудные понятия-это сильная и слабая позиция. Это понятия, способные сыграть объединяющую роль в изучении орфографических правил в начальной школе.
Слабые позиции фонем –источник орфографических ошибок учеников. Ребёнок должен видеть слабую позицию. Проверка нужна именно здесь. В сильной позиции не нужно проверять. Фонемы там чудесно различаются.
Слово «позиция» помогает избежать длинных непонятных определений («место, где можно допустить ошибку»).
Факторы орфографической зоркости-путь к безошибочному письму.
Существует много методических приёмов, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.
Рассмотрим эти факторы.
1.Зрительный фактор работает при запоминании непроверяемых написаний. Их р русской орфографии очень много.
Учёные –психологи доказали, что если ребёнок неправильно написал слово, то он запомнит это зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Следовательно, и в памяти слово закрепится с неправильным написанием.
2. Слуховой фактор. Пишущий должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Задача учителя- развивать фонематический слух.
3.Рукодвигательный фактор. Любой орфографический навык развивается только благодаря упражнениям, т.е. при движении руки в определённом ритме. Сама рука, перемещаясь по строке, создаёт графический образ слова, «запоминает» и затем пишет его автоматически.
4.Проговаривание. Важную роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание (как нужно писать). Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует прочному запоминанию его написания.
Общепризнанным является то, что наибольший эффект для выработки орфографической зоркости приносит орфографический и звукобуквенный разбор слов. Ещё не менее эффективно такое упражнение как комментирование.
Комментирование-это вид упражнения, включающий в себя объясняющие рассуждения в процессе записи слов и предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Из всего вышесказанного следует, что необходимым условием формирования полноценного прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков.
Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:
1.Моделирование орфографических понятий и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
2.Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие орфографической зоркости обучающихся начальной школы"
Для обучения ребят грамотному письму очень важно проводить на уроках работу по развитию орфографической зоркости учащихся. В данном материале я поделилась методикой работы над данной темой....
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы
Презентация дает перечень основных причин наличия орфографических ошибок и пути их коррекции....
развитие орфографической зоркости в начальной школе
Статья для учителей начальных классов...
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы....
Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»
Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....
Развитие орфографической зоркости в начальной школе.
Н.С.Рождественский писал «Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитей ребенок, чем богаче его сл...
Развитие орфографической зоркости в начальной школе
В статье перечислены основные приемы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы на уроках русского языка....