Развитие орфографической зоркости в начальной школе.
учебно-методический материал
Н.С.Рождественский писал «Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитей ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис ,чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_orfograficheskoy_zorkosti_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.docx | 111.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МКОУ СОШ № 2 г ДИГОРА
Доклад подготовила учитель: Гецаева Л.П
2015г
Развитие орфографической зоркости в начальной школе.
Н.С.Рождественский писал «Грамотное письмо - не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитей ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис ,чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание». Поэтому главная задача учителя на уроках русского языка создать условия для формирования орфографической зоркости учащихся. Важно не только объяснить и разъяснить теоретический материал, но и научить применять на практике»
В общей системе формирования орфографических умений и навыков важнейшая роль принадлежит начальной школе, так как здесь закладываются основы грамотности. Из практики обучения известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня. Так, ошибки на написание безударных гласных в корне слова и других частях слова остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет. Безударные гласные – наиболее частая орфограммалюбого текста. Поэтому она и дает наибольший процент ошибок. Но именно этой орфограмме уделяется при обучении правописанию самое пристальное внимание. В методике правописания выяснены причины разного рода ошибок , главная из которых заключается в неумении подбирать проверочные слова.
Работая над орфографической грамотностью учащихся, учитель в первую очередь заботиться о том, чтобы как можно раньше познакомить детей с правилами и как можно быстрее приступить к их практическому применению. Это приводит к тому, что школьники, разобравшись, какую букву надо вставить в слово, самостоятельно не могут использовать изученные правила при написании диктантов и творческих работ.
Для выделения орфограммы нужно знать ее опознавательные признаки:
для правописания безударных гласных – буквы о-а, е-и-я; положения в безударном слоге;
для правописания парных звонких и глухих согласных – буквы г-к, з-с, ж-ш, в-ф, д-т, б-п; положение в конце слова и перед глухими согласными.
Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствует орфографические стихи и сказки о звуках и буквах. Рассмотрим примеры таких сказок и стихов.щ 9 о страна можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных а-о:
« Однажды гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а-остоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно, и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а или о. С тех пор эти дети пишут грамотно» .
У детей появляется хорошая привычка: задумываться о написании гласных о-а, е-и-я в безударном слоге.
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
После повторения парных согласных б-п, д-т, з-с рассказываю сказку о звонких и глухих согласных: «Жили-были парные звонкие и глухие согласны. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было.
Помните, дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные».
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй
Слово смело изменяй:
«Зуб» на «зубы», «лёд» на «льды»
Будешь грамотным и ты!
На уроке по теме «Звук [ч‘], буквы Ч, ч» после характеристики звука [ч‘] рассказываю сказку о букве ч: «Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я». Буквы рассердились: « Мы так дружно жили, никто у нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву я, отправили ее в саамы конец алфавита. Но тут заюлила буква ю, стала защищать букву я. Буквы и ее отправили в конец алфавита. Тогда вышла буква ч и сказала, что никогда не станет рядом с зазнайками я и ю, а будет дружить только с а и у. Запомните, дети слог ча пишем с буквой а, слогчу пишем с буквой у».
Ча- ща
Ча и ща,ча и ща-
Роща,чаща и свеча,
Пища,туча, саранча-
С буквой «а» и ча, и ща.
Чу – щу
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу:
Кричу, ворчу, ищу, тащу
Я с у пишу и чу, и щу.
Орфографические сказки и стихи помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова так, чтобы звук в слабой позиции заменить звуком в сильной позиции и затем определить, какой буквой обозначается этот звук.
Материал, используемый на уроках русского языка.
Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю.
Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения и сказки по орфографии.
СКАЗКА О ТОМ, КАК ПОССОРИЛИСЬ ДВА БРАТА ГЛАГОЛА
За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида.
Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: "Рублю". А глагол совершенного вида: "Нарубил". Глагол несовершенного вида: "Топлю", а Глагол совершенного вида: "Истопил".
Так они и жили. Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел.
Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит:
– Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю-работаю, а ты только обещаешь. На их счастье шел мимо их домика старичок по имени Вид.
– Вы бы лучше не ссорились, – молвит старичок братьям-Глаголам, – а поделили бы лучше работу между собой, чтобы никому обидно не было.
Так они и сделали.
Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи. С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает.
Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились.
Правила русского языка в стихах.
*Гласные звуки
Я голосистый, я пою,
Свободно без преград.
С согласным вместе или сам
Быть слогом всюду рад.
Звучу всегда прекрасно.
Какой я звук ? Я – гласный.
*Согласные звуки
Внутри меня одни шумы,
Бывает голос с шумом.
Всегда преграды на пути
Приходиться брать штурмом.
Как не пытаюсь – я не смог
Образовать свободно слог.
Мой друг – отличник гласный,
А я зовусь согласный.
*Звуки и буквы
Чем различны звук и буква?
Ну-ка, вместе повторим:
Буквы пишем и читаем,
Звуки слышим говорим.
*Алфавит.
Буквы дружно встали в ряд
И о чем – то говорят.
Ровно тридцать три стоит
Получился алфавит.
*Разделительный мягкий знак.
Слева от меня – согласный,
Справа – е,ё,и,ю,я.
Чтобы не было слияния,
Разделил их ловко я.
СКАЗКА О РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь Ъ
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе.
Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел" кашу; "пю" воду; веду "семку" ; забить "коля", – старательно выводил, он.
– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!
– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.
– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.
Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаемтолько один звук [э], [о], [y], [a], и читают "сел", "пю", "семку", "коля" вместо съел, пью, съемку, колья!
Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
В течении четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память.
Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания.. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги.
На каждом уроке провожу словарную работу, используя разные виды заданий. Вот некоторые из них:
- Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.
- Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные: А,О,И,Е,Я. Я называю слова из словаря. Дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.
- Предлагаю выписать из словаря слова с безударными гласными по вариантам (1 – с гласной А, 2 – с гласной О).
- выписать слова отвечающие на вопросы кто? (что?).
- Выписать слова в которых два слога.
- Выписать слова на тему «Животные».
- выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.
- Ответить на вопросы. Кто живёт в лесу? Кто следит за чистотой в классе? И т.д.
- Дописать предложение. Весело чирикает …….(воробей0
- Отгадать загадку:
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (молоко)
Все учащиеся выполняют предложенные задания. Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово».
Например, я предлагаю детям следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:
1.Москва – т.к. пишется с большой буквы;
2.суббота – т.к. это слово на правописание двойного согласного в корне слова;
3.тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове больше букв, чем звуков;
4.сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова чёрный0;
5.чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные.
6.карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или трёх.
Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание. Сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова .нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.
Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды. Состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка У. Урожай – род с приставкой –у.
Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.
Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.
*Разделительный твердый знак.
Между согласною и гласной
Себя я чувствую прекрасно!
После приставок я стою
Перед е,ё,я,ю.
*Главные и второстепенные члены предложения.
Вот подлежащее, вот сказуемое-
Главными членами их называют.
Есть члены не главные, второстепенные,
Они в предложении все поясняют.
*Текст.
Текст не просто набор предложений
В нем есть идея и тема одна.
Заглавие создает настроение,
Четкая логика в тексте видна.
Орфографические сказки и стихотворные упражнения вызывают интерес к изучаемым явлениям, а учение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане орфографические сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту.
Все орфограммы начальной школы в пословицах и поговорках.
С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки,
скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки.
Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского
языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых
орфограмм.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом;
народный афоризм (С.Ожегов).
Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В.Даль).
Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в
отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся
афоризмом (С.Ожегов).
Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В.Даль).
Гласные после шипящих.
Делу время – потехе час.
Не торопись отвечать – торопись слушать.
В чужие сани не садись.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Шила в мешке не утаишь.
Чужим богат не будешь.
Чужая душа – потёмки.
Век живи – век учись.
Яйца курицу не учат.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Сам погибай, а товарища выручай.
Знания – дело наживное.
Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
На вкус и цвет товарища нет.
Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.
Держи карман шире.
Чай пить – не дрова рубить.
Конь бежит, земля дрожит.
Дом, как полная чаша.
Чудеса в решете.
Январь – году начало, зиме – середина.
Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.
Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Имена собственные.
Ехал в Казань, заехал в Рязань.
У лодыря Егорки, всегда отговорки.
Куда Макар телят не гонял.
Москва слезам не верит.
Язык до Киева доведёт.
Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
Белые ручки чужие труды любят.
Какова яблоня, таковы и яблочки.
Ложка дёгтя в бочку мёда.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Синичка – воробью сестричка.
Сначала цветочки, а уж потом ягодки.
Зимний ветер морозу помощник.
Старый друг лучше новых двух.
Правописание слов с ь – показателем мягкости.
Больше думай, меньше говори.
Смелость города берёт.
Осень – перемен восемь.
Больному всё горько.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Разделительный мягкий знак.
Бьётся как рыба об лёд.
Снегирь зимою поёт, на снег, вьюгу и слякоть.
Здоровью цены нет.
Не игла шьёт, а руки.
Февраль силён метелью, а март – капелью.
Осенью у воробья пир.
Ученье – путь к уменью.
Апрельские ручьи землю будят.
Если зимою вьюги, то летом – ненастье.
Ветер без крыльев летает.
Где была радуга, там дождь прольётся.
Где хотенье – там и уменье.
Терпенье и труд всё перетрут.
Откладывай безделье. Не откладывай дела.
Всяк кузнец своего счастья.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Птице – крылья, а человеку – разум.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Повторенье – мать ученья.
Непроверяемые безударные гласные.
Два медведя в одной берлоге живут.
Худ обед, когда хлеба нет.
Работай до поту, так поешь в охоту.
Без капусты щи не густы.
Дорога ложка к обеду.
Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
На вкус и цвет товарища нет.
Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
Пустили козла в огород.
Не дорог обед, а дорог привет.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт.
Всякая дорога вдвоём веселей.
Тяп да ляп не выйдет корабль.
Безударные гласные, проверяемые ударением.
Большой говорун – плохой работник.
Сядем рядком да поговорим ладком.
Тогда пляши, когда играю.
Утро вечера мудренее.
Беда ум родит.
За худой головой и ногам не покой.
У страха глаза велики.
Не на пользу читать коли только вершки хватать.
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.
По платью встречают, по уму провожают.
Какие труды, такие плоды.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.
Зерно вколосу, торопись сжать полосу.
Всякому мила своя сторона.
Новый год – к весне поворот.
Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
Где птица не летает, а своё гнездо знает.
Парные звонкие и глухие согласные.
Береги нос в большой мороз.
Кошка клубком – на мороз.
В зимний холод всякий молод.
Кошка на порог, а мышка в уголок.
Кто любит труд, того люди чтут.
Терпенье и труд всё перетрут.
Сорвать прут не большой труд.
В мае дождь – будет рожь.
Пей, ешь, а правду режь.
Красна ягодка, да на вкус горька.
Рыбка мелка, да уха сладка.
Бровь да глаз рядом живут.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.
На мышку и кошка зверь.
Мёд есть – в улей лезть.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Хвост голове не указка.
Хлеб – всему голова.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хрен редьки не слаще.
Мал золотник, да дорог.
По Сеньке шапка.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
На языке мёд, а на сердце лёд.
Старый друг лучше новых двух.
Снег глубок - год хорош.
Непроизносимые согласные.
И на нашей улице будет праздник.
Ленивому всегда праздник.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.
На языке мёд, а на сердце – лёд.
Двойные согласные.
Ссора до добра не доводит.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт,
льёт и снег метёт.
Истинную цену розе знает лишь соловей.
Весенний день год кормит.
Ленивому каждый день суббота.
Предлоги и приставки.
Скромность всякому к лицу.
Совесть без зубов, а гложет.
Сорока на хвосте принесла.
Без труда нет плода.
День на минуту, болтовни на час.
На языке мёд, а на сердце – лёд.
Жизнь прожить, не поле перейти.
Замолчал, как воды в рот набрал.
Легко сказать, да тяжело сделать.
Снегирь под окном чирикает, к оттепели.
Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
Это ещё вилами на воде написано.
Одна пчела не много мёда натаскает.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Белый свет не клином сошёлся.
Ум за разум зашёл.
Подал ручку, да подставил ножку.
Легко чужими руками жар загребать.
Нашла коса на камень.
Разделительный твёрдый знак.
Лето собирает, а зима съедает.
Ветер снег съедает.
Съел бы пирог, да в печи сжёг.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Правописание существительных с шипящими на конце.
Белый лебедь серому не товарищ.
Сытый голодному не товарищ.
Будет день – будет и ночь.
Всякая вещь хороша на своём месте.
Здоровому врач не нужен.
Как в мае дождь – так и будет рожь.
Даст небо дождь, а земля рожь.
Ложь человека не красит.
Летом свет во всю ночь.
Правописание не с глаголами.
Не спеши языком, торопись делом.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Не сиди сложа руки, не будет скуки.
Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.
Ссора до добра не доведёт.
С огнём не шути и воде не верь.
По снегу грибы не ищи.
Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь.
Где не бывал, о том не сказывай.
Не хвастай силой, не хвались умом.
Семеро одного не ждут.
Падежные окончания существительных.
При солнышке тепло, при матери добро.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Птица рада весне, а младенец - матери.
Не грози щуке морем.
Чему научишься в молодости, пригодится в старости.
Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.
Друг познаётся в опасности.
Окончания прилагательных.
Горькая правда лучше сладкой лжи.
Держись старого друга.
Старый друг лучше новых двух.
Малое слово большую работу творит.
Чёрная земля золотую рожь родит.
Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.
Дождливое лето хуже осени.
Зима снежная – лето дождливое.
Маленькое дело лучше безделья.
На трусливого человека всегда собак много.
Хорошие речи приятно слушать.
Глаголы на – тся, ться.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Учиться никогда не поздно.
С умным человеком разговаривать, что мёду напиться.
Надо беречься, чтобы не обжечься.
Волков бояться – в лес не ходить.
Где тонко, там и рвётся.
Слухами земля полнится.
Пуганая ворона куста боится.
В тихом омуте черти водятся.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Безударные личные окончания глаголов.
Доброе слово само себя хвалит.
Правда глаза колет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Своя ноша не тянет.
Кто не сеет, тот не жнёт.
Улитка едет, когда-то будет.
Сытый голодного не разумеет.
Видит око далеко, а ум ещё дальше.
И сила уму уступает.
Много видит, да мало слышит.
Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Перо пишет, а ум водит.
Одним ухом спит, другим слышит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Сладким портят, а горьким лечат.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Глаголы 2 лица единственного числа.
Баснями сыт не будешь.
Без беды друга не узнаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Напишешь пером, не вырубишь топором.
Тише едешь, дальше будешь.
Не поклоняясь до земли и грибка не подымешь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Близок локоть, да не укусишь.
Слезами горю не поможешь.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Кашу маслом не испортишь.
За чужим погонишься, своё потеряешь.
Слышал звон, да не знаешь где он.
Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
Упустишь время – потеряешь час.
В решете воду не удержишь.
Конь вырвется – догонишь, а слово сказанное не воротишь.
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
Тише едешь, дальше будешь.
Поспешишь, людей насмешишь.
Однородные члены предложения.
Без нитки да иголки шубу не сшить.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Солнце летом греет, а зимой морозит.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.
За совесть, за честь, хоть голову снесть.
Кто встал пораньше, ушёл подальше.
Семь раз примерь, один отрежь.
Правописание местоимений.
У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.
У него на вербе груши растут.
Друг тот, кто в беде с тобой.
В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит.
Кто любит труд, того люди чтут.
Итак, работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие орфографической зоркости обучающихся начальной школы"
Для обучения ребят грамотному письму очень важно проводить на уроках работу по развитию орфографической зоркости учащихся. В данном материале я поделилась методикой работы над данной темой....
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы
Презентация дает перечень основных причин наличия орфографических ошибок и пути их коррекции....
развитие орфографической зоркости в начальной школе
Статья для учителей начальных классов...
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы.
Развитие орфографической зоркости учащихся начальной школы....
Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»
Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....
Развитие орфографической зоркости в начальной школе
В статье перечислены основные приемы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы на уроках русского языка....
Статья "Технологии и концепция развития орфографической зоркости школьника начальной школы. "
Статья "Технологии и концепция развития орфографической зоркости школьника начальной школы. "...