Учимся писать и-ы после ц
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тумасова Татьяна Андреевна

Класс: 3

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Тип урока: открытие  нового знания.

Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных морфемах; организация совместной  деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.

Задачи:

Обучающие: формировать новые способы действий, обучать разным формам работы с информацией, наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.

Развивающие : развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание, орфографическую зоркость учащихся, умение работать в парах, группах. 

Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Личностные: ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Предметные: ученик  научится распознавать способы обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных частях слова; ученик получит возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Метапредметные УУД:

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме по типу рассуждения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других;  пытаться принимать иную точку зрения;  быть готовым корректировать свою точку зрения.

           В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны парная, групповая коллективная, индивидуальная формы организации учебной работы,  применён  системно-деятельностный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Конспект урока русского языка в 3 классе

«Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»

1.Организационный момент. Мотивация на деятельность.

- Здравствуйте! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и

меня. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше внимание и сотрудничество.

- Прочитайте, пожалуйста, высказывание, которое вы видите на экране про себя. А теперь, кто-нибудь прочитает выразительно вслух:

Я слышу и забываю,

Я вижу и запоминаю,

Я делаю и понимаю.

-Это эпиграф нашего урока. А автором этого высказывания является философ древнего Китая- Конфуций.

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

-Найдите, пожалуйста, в слове КОНФУЦИЙ согласный звук по его «паспорту»: согл, тв.непарн., глух.непарн.

- Прочитайте, пожалуйста, на кране слова: цыплёнок, цитрусовый, овцы, акация.

-Какой звук вы слышите после Ц? А пишите?

-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.(Правописание и-ы после ц)

-А сейчас наметим цели нашего урока:

  • научиться правильно писать слова с и-ы после ц
  • научиться объяснять свой выбор написания данной орфограммы

-Для того, чтобы систематизировать наши знания, которые мы получим на уроке будем использовать «Фишбоун». Проблему, которая у нас возникла, отметил в «голове» нашей схемы.

3. Этап изучения новых знаний и способов действий.  Работа с грамматическим материалом.

- Чтобы найти выход из данной проблемы, нам необходим план нашей деятельности на уроке. Помогут нам в этом карточки со словами –помощниками:

ЧТО ИЗУЧАЮ?

НАБЛЮДАЮ

ПРИМЕНЯЮ

ПРОВЕРЯЮ

ОЦЕНИВАЮ

ДЕЛАЮ ВЫВОД: ЦЫ ? ЦИ

-Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки-помощники?

-Мы сейчас с вами находимся на первой ступени нашей лестницы и, нам предстоит долгий путь, что добраться до вершины.

- Переходим на вторую ступень и сейчас мы с вами будем наблюдателями-исследователями, которые будут работать в группах.

- Перед вами на парте карточки, на которых записаны слова и план действия с этими словами. Вы будете исследовать одни и те же слова, но каждая группа получит своё задание и, потом мы вместе сформулируем правило.

-Это «косточки» нашей схемы – факты, а вот вам надо найти аргументы, которые будут доказывать, какую букву надо писать и-ы после ц в этих частях слова.

3 группа

Птенцы, цирк, акация, скворцы, цифра, станция, синицы, секция.

План действия:

1. Найди и подчеркни  слова с орфограммой И-Ы после Ц в корне слова.

2. Выделите в подчёркнутых словах эту часть слова.

3. Понаблюдайте за словами и проанализируйте.

4. Сделайте вывод.

1 группа

Птенцы, цирк, акация, скворцы, цифра, станция, синицы, секция.

План действия:

1. Найди и подчеркни  слова  с орфограммой И-Ы после Ц в окончании слова.

2. Выделите в подчёркнутых словах эту часть слова.

3. Понаблюдайте за словами и проанализируйте.

4. Сделайте вывод.

2 группа

Птенцы, цирк, акация, скворцы, цифра, станция, синицы, секция.

План действия:

1. Найди и подчеркни  слова, которые заканчиваются на -ция.

2. Обведите зелёной ручкой в круг эту часть слова в подчёркнутых словах.

3. Понаблюдайте за словами и проанализируйте.

4. Сделайте вывод.

- Давайте проверим, что у вас получилось и к каким выводам вы пришли (заполняем ФИШБОУН).

- Но есть ещё и 4 группа слов, которые имеют отношение к данной орфограмме. А что это за слова, вы скажете мне сами, посмотрев на следующий слайд, где вы видите «Облако слов». Изучите ключевые слова «облака» и найдите те слова, которые имеют отношение к нашей теме (цыган, цыплёнок, цыц, цыпочки).

-С какой буквой после ц в корне слова, пишутся эти слова?

-Но мы же с вами говорили о том, что в корне слова после ц пишется и. Что же это за слова? (исключения)

-Даже существует такая фраза, которая поможет вам запомнить слова-исключения, но её надо собрать из «разбросанных» слов (цыпочки, сказал, встал, цыган, на цыплёнку и «Цыц!»)

-Расставьте над словами цифры в том порядке, как будут у вас стоять слова в предложении.

-Давайте прочитаем, что у вас получилось и запишем в свой рабочий лист. Дополним наш ФИШБОУН ещё «косточками».

Выведение правила

-Теперь мы сможем по нашему ФИШБОУНУ сформулировать правило и сделать вывод, который нам поможет в объяснение выбора буквы в данной орфограмме.

- Предлагаю вам  посоветоваться с соседом и попытаться сделать вывод , в каком случае пишется после ц - ы, а в каком - и? Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы не ошибиться в написании гласной после Ц?

ВЫВОД-ХВОСТ:

Чтобы не ошибиться в написании гласной после Ц, надо определить в какой части слова находится орфограмма.

Работа с правилом

-Откройте свои учебники на с.121 и давайте сравним нашу формулировку правила с тем, что дано в учебнике около ключика.

-Сейчас я вам предлагаю работу в паре. Вам необходимо составить по нашему правилу две ДИАГРАММЫ ВЕННА, которые помогут вам лучше запомнить эту орфограмму (на карточке).

-Давайте проверим, что у вас получилось (на экране):

1 диаграмма- слова с ЦИ             2 диаграмма – слова с ЦЫ

- Что общего?

- Чем различаются?

-А теперь при помощи диаграмм перескажите друг другу правило.

Физминутка

Мы ребята - молодцы!

Укрепляем мышцы,

Разминаем пальцы,

Упражненье «Ножницы»,

Прыгаем на цыпочках,

Как цыплята пикаем,

Мы глазами поморгаем

И работать продолжаем.

Составление алгоритма

4. Первичное закрепление.

-Переходим на следующую ступень нашей лестницы «ПРИМЕНЯЮ».

-Пришло время поработать коллективно и применить полученные нами знания при выполнении задания (стихотворение с пропущенными буквами на изученную орфограмму).

-Какая задача перед вами стоит? Что необходимо сделать? Давайте приступим к выполнению данного задания (на слайде и в рабочем листе). Вы говорите,  в какой части слова пропущена буква и какую букву вставляем.

Ц … плёнок  в  ц … рке  выступал,

Играл  он  на  гитарах,

На  мотоц … кле  разъезжал,

И  ц … фр  он  знал  немало.

Он  из  ц … линдра  доставал

Морковь  и  огурц . .

И  только  одного  не  знал,

Где  пишут  цы  и  ци.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Переходим на следующую ступеньку нашей лестницы ПРОВЕРЯЮ.

-Теперь, я предлагаю вам самостоятельно применить полученные знания, выполнив в рабочей тетради у. 1  на стр.33  (затем проверяют по образцу на слайде).

или

-На слайде изображены предметы. Найдите те, в названии которых есть наша орфограмма. Я предлагаю вам три варианта задания:

1 вариант- записать правильно слова, используя новое правило.

2 вариант- составить 2 предложения, используя данные слова.

3 вариант- составить 3 словосочетания, используя данные слова.

-Давайте проверим, что у вас получилось и ОЦЕНИМ ваши старания.

5. Итог урока. Рефлексия деятельности.

--Следующая ступень нашей лестницы и мы  на вершине ДЕЛАЮ ВЫВОД: ЦЫ или ЦИ.

-Всю ли мы работу выполнили?

-Достигли ли мы поставленных целей?

-Давайте повторим правило правописания и-ы после ц.

- Предлагаю вам заполнить таблицу при помощи красного карандаша. Каждая клетка- пропущенная буква в слове, которое соответствует цифре данной клетки:

Буква И- красный цвет

Буква Ы- нет цвета

(или ПРАВИЛЬНО ВСАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ БУКВУ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. ц…рк

      2. полиц…я

    3. ц…клон

 4. ц…ган

    5. ц…лндр

   6. лекц…я

   7. птенц…

     8. авиац…я

              9. иллюстрац…я

       10. мотоц…кл

   Критерии

  «5» - без ошибок

  «4» - 1-2 ошибки

  «3» - 3-4 ошибки

  «2» - 5-6 ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 21 века". Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе" Начальная школа 21 века" разработана  в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети учатся строить речевое высказывание...

Учимся писать буквы О,Ё после шипящих в корне слова

Конспект урока по русскому языку УМК "Начальная Школа 21 века"...

Учимся писать звук [ы]после шипящих и ц

Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].Место урока в учебном курсе: урок № 55 (2-я четверть), блок «Правописание», курс «Русский язык» для учащихся 3-г...

Урок русского языка 3 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Цель урока: Организовать учащихся для совместной познавательной деятельности по "открытию" способа определения написания гласных о,ё после шипящих в корне слова. На уроке применялись различн...

Разработка урока русского языка в 4 классе Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

Тема: Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова4 класс, система учебников "Начальная школа. ХХIвек" Цели: обучающие: знакомство с правилом обозначения ударного звука [о] посл...

Презентация. Русский язык 3 класс УМК Начальная школа 21 века по теме "Учимся писать буквы О, Ё после шипящих в корне слова"

Презентация предназначена для уроков русского языка 3 класса УМК Начальная школа 21 века...

Интерактивный плакат "Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова" 3 класс

Интерактивный плакат "Учимся    писать    буквы  о,  ё после  шипящих     в   корне  слова"  3  класс...