Статья «Формирование орфографического навыка у младшего школьника»
статья по русскому языку

В статье собраны обобщённые данные по заявленной теме. В статье даны определения понятий "орфографическая зоркость", "орфографическая грамотность" (навык). Обозначены этапы формирования орфографического навыка, условия формирования орфографического навыка.Также в статье перечислены виды работ, упражнений и заданий для целенаправленной деятельности учителя в направлении формирования орфографического навыка у младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_orfograficheskogo_navyka.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование орфографического навыка у младшего школьника»

Учитель начальных классов, заместитель директора по УВР, Прудникова Е.Г., ГБОУ лицей 486, Санкт-Петербург

                 Формирование орфографического навыка у школьника, совершенствование данного навыка  на уроках русского являются актуальными и важными  на всех уровнях обучения.

                   В процессе изучения русского языка учитель начальных классов способствует формированию у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

                  В соответствии с рабочими программами  по учебному предмету «Русский язык» одним из универсальных учебных действий, формируемых на уроках русского языка, является  овладение обучающимися основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

             Поэтому  проблема формирования навыка грамотного письма у обучающихся волнует каждого учителя, заинтересованного в результате своего педагогического труда и требует совершенствования профессиональных компетенций педагога.

            Возможно,   данная статья  поможет учителю определить для себя направления для эффективной работы по формированию орфографического навыка у обучающихся начальной школы. Здесь собраны обобщённые данные по заявленной теме.

                  По мнению Н.С. Рождественского,  российского педагога, методиста русского языка, доктора педагогических наук, профессора «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание»

               Орфографическая зоркость – это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы (с точки зрения психологии это сложный процесс зрительного и слухового восприятие слова, кинестетическое и рукодвигательное восприятие).  Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим.

Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктатов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях, при выполнении работы над ошибками.  При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы.

              В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Такие навыки в подавляющем большинстве случаев представляют собой физические действия: скоропись, бег, метание и т.д. Ко второму типу навыков относятся такие, которые формируются на основе более пли менее сложных умственных действий,  и представляют собой «автоматизированные компоненты сознательного действия человека». Орфографический навык принадлежит ко второму типу навыков и на этом основании может рассматриваться как автоматизированный компонент сознательной речевой деятельности человека (имеется в виду письменная речь).

Ступени (этапы) формирования орфографического навыка

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней.

        1.         Создание учебной ситуации, вызывающей потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.

2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.

3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану – поэтапно.

5. Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму – в изменяющихся условиях и в вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.

6. Появление автоматизма безошибочного письма. Постепенный отказ от правила.

Условия формирования орфографического навыка

Для успешного формирования орфографического навыка необходимы определенные условия:

1) развитие речевого (фонематического) слуха;

2) развитие орфографической зоркости;

3) понимание языковых значений;

4) овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык;

5) умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения;

  1. выполнение достаточного количества практических упражнений;

7) систематическая работа над ошибками.

А также:

- высокий научный уровень преподавания орфографии;

- связь между формированием орфографических навыков и развитием речи;

- знание орфографических правил;

- знание схемы применения правил и умение производить орфографический разбор, способствующий применению правил;  

- подбор упражнений, отрабатывающих умения применять орфографические правила.

Виды работы, упражнения, задания

  • Орфографическое чтение.
  • Жужжащее чтение.
  • Письмо с орфографическим проговариванием/комментированием.
  • Списывание (основа проговаривания по слогам) 
  • Письмо под диктовку с предварительной подготовкой.
  • Диктант «Проверь себя» (3-4 предложения) Учащиеся записывают предложения под диктовку,  а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно написать то,  или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только после этого вставляют пропущенные орфограммы. 
  • Зрительный диктант.
  • Слуховой диктант.
  • Письмо по памяти.
  • Самопроверка/взаимопроверка.
  • Аналитико-синтетические задания: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.
  • Упражнения по каллиграфии
  • Игры со словами, задания в занимательной форме
  • Упражнения с элементами какографии*.

Какография*-

1. неверная каллиграфия, письмо с нарушением правил правописания букв, небрежное (кое-как) письмо, дурно выглядящее, грязное и неприятное для глаза.

 2. особый способ обучения правописанию, состоящий в том, что ученику дают списывать с рукописи, намеренно испещрённой ошибками, и заставляя его при этом исправлять их.

Дарагойдрук!

ПишыттибеПьос. Как ты жывёш?

Я лублу делать уроки.

  • Орфографические сказки.
  • Словарная работа: ассоциации, ребусы, загадки, рисунки…..
  • Работа со словарём
  • Памятки, алгоритмы

Пример

Цель. Вспомнить и закрепить правило правописания звонких и глухих согласных.

  1. чтение слов, написанных на доске, с последующим объяснением выделенных букв: скользкий, шарф, ушиб, помог;
  2. повторение правила правописания звонких и глухих согласных с приведением своих примеров;
  3. выборочная работа: чтение слов на это правило из текста диктанта, подбор к ним проверочных слов;
  4. комментированное письмо: скользкий лёд, сильный мороз, низкий берег, глубокий овраг;
  5. подбор слов с противоположным значением (работа выполняется письменно, самостоятельно): Река широкая, а ручей …; Дерево высокое, а куст …; Камень тяжелый, а пух….
  6. Выборочная работа: из текста, написанного на доске, выписать только слова на правописание звонких и глухих согласных. Доказать правильность выполненной работы.

Зимой кругом лежит снег. Вставай на лыжи и в лес! Как красив дуб! Как хороши ели! Мороз сковал пруд. Лёд скользкий и крепкий. Бери коньки на лёд!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование орфографических навыков у младших школьников"

Главным в  обучении  правописанию  является орфографическое  правило, его  применение, т. е.  решение  орфографической  задачи. Однако  решение  орфог...

Формирование орфографических навыков у младших школьников

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем....

Формирование орфографических навыков у младших школьников

Формирование орфографических навыков у младших школьников...

Программа практической части ВКР на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников".

В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...

Статья "Формирование орфографического навыка у младших школьников"

В статье собраны обобщённые данные по заявленной теме. В статье даны определения понятий "орфографическая зоркость", "орфографическая грамотность" (навык). Обозначены этапы формиро...