Занимательный русский язык
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Рабочая программа по курсу "Занимательный русский язык" (общекультурное направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИСТРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
(МОУ «Глебовская СОШ»)
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Зам. Директора по УВР ____________М.Б.Шуплякова | директор школы ______________О.В. Жукова | |
«____» _____________2021 год | «___»_____________2021 год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
(общекультурное направление)
на 2021 -2022 учебный год
4 б класс
учитель: Миронова Е.А
п. Глебовский
2021 г.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» (общеинтеллектуальное направление) составлена на основе:
- требований ФГОС с требованиями начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.10 г;
- Положения о рабочей программе педагога МОУ «Глебовская СОШ» по учебному предмету, курсу, внеурочной деятельности.
- сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Количество часов, отводимых на освоение рабочей программы, соответствует учебному плану МОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа»: 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
- Планируемые результаты освоения программы.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия–умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные ууд
Учащийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Учащийся научится:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
- осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;
- выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- выражать собственное мнение и обосновывать его;
- владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
- строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
- применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
- сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
- составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
- выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
- пользоваться специальной, и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом
- Содержание программы курса (34 ч)
(с указанием форм организации и видов деятельности)
Тема 1. Сказочное царство слов. (1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово»
Тема 4-5. Чудесные превращения слов. (2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 11-12. Новые слова в русском языке. (2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями. (1ч.)
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А.Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 16. Слова- антонимы (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема17. Слова- омонимы (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Тема 18. Крылатые слова (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н.Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Тема 21-22. В стране Сочинителей. (2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан-налим, актер-терка).
Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема32. Откуда пришли наши имена. (1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Формы организации занятий:
- индивидуально- групповые;
- индивидуальные;
- работа в парах;
- фронтальная работа.
Виды деятельности:
- диалог;
- круглый стол;
- беседа;
- игра.
4. Учебно-тематическое планирование.
Содержание. | Количество часов |
1.Царство слов | 10 |
2.Новые слова | 8 |
3.В королевстве ошибок | 16 |
Итого: | 34 |
5.Календарно - тематическое планирование
№ урока п/п | Плановые сроки прохождения | Фактическая дата | Название раздела, тема урока |
1 | 01.09.21-03.09.21 | Сказочное царство слов. | |
2 | 06.09.21-10.09.21 | Путешествие в страну Слов. | |
3 | 13.09.21-17.09.21 | Путешествие в страну Слов. | |
4 | 20.09.21-24.09.21 | Чудесные превращения слов. | |
5 | 27.09.21-01.10.21 | Чудесные превращения слов. | |
6 | 11.10.21-15.10.21 | В гостях у слов- родственников. | |
7 | 18.10.21-22.10.21 | В гостях у слов- родственников. | |
8 | 25.10.21-29.10.21 | Добрые слова. | |
9 | 01.11.21-05.11.20 | Добрые слова. | |
10 | 08.11.21-12.11.21 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | |
11 | 22.11.21 -26.11.21 | Новые слова в русском языке. | |
12 | 29.11.21-03.12.21 | Новые слова в русском языке. | |
13 | 06.12.21 -10.12.21 | Встреча с зарубежными друзьями. | |
14 | 13.12.21-17.12.21 | Синонимы в русском языке. | |
15 | 20.12.21-24.12.21 | Синонимы в русском языке. | |
16 | 27.12.21-30.12.21 | Слова- антонимы. | |
17 | 10.01.22-14.01.22 | Слова- омонимы. | |
18 | 17.01.22-21.01.22 | Крылатые слова. | |
19 | 24.01.22-28.01.22 | В королевстве ошибок. | |
20 | 31.01.22-04.02.22 | В королевстве ошибок. | |
21 | 07.02.22-11.02.22 | В стране Сочинителей. | |
22 | 14.02.22-18.02.22 | В стране Сочинителей. | |
23 | 28.02.22-04.03.22 | Искусство красноречия. | |
24 | 07.03.22-11.03.22 | Искусство красноречия. | |
25 | 14.03.22-18.03.22 | Праздник творчества и игры. | |
26 | 21.03.22-25.03.22 | Трудные слова. | |
27 | 28.03.22-01.04.22 | Трудные слова. | |
28 | 11.04.22-15.04.22 | Анаграммы и метаграммы. | |
29 | 18.04.22-22.04.22 | Анаграммы и метаграммы. | |
30 | 25.04.22-29.04.22 | Шарады и логогрифы. | |
31 | 02.05.22-06.05.22 | Шарады и логогрифы. | |
32 | 09.05.22-13.05.22 | Откуда пришли наши имена. | |
33 | 16.05.22-20.05.22 | Занимательное словообразование. | |
34 | 23.05.22-27.05.22 | КВН по русскому языку. |
6. Перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения.
- Н. Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности. М: «Вентана-Граф. 2013г
- Т.Г. Галактионова, С.О. Саввинова, Я.Г. Назарова, С.Г. Жук. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1, 2 класс М: Просвещение, 2012г
- И.Ф. Яценко. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс. М.: «Вако» 2008
- Авторские книги-произведения, книги-сборники, книги народных и фольклорных жанров, детская литература и периодика согласно тематике занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-59252-1352810361.jpg)
Занимательный русский язык
Презентация подходит для проведения внеклассного занятия по русскому языку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-68270-1423987726.jpg)
Час занимательного русского языка.
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов. Данное занятие поможет лучше усвоить знания родного языка, игра поможет подружиться с такими понятиями, как слово, слог, предложение, скороговор...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-89884-1402756001.jpg)
"Занимательный русский язык." Урок в 3 классе.
Данный урок содержит занимательный материал по русскому языку. Он позволяет развивать интерес к предмету, развивает логическое мышление,кругозор,орфографическую зоркость...
Презентация и разработка к уроку русского языка . 3 4 класс "Час занимательного русского языка"
Цели:Проверить знания и умения учащихся по общим вопросам русского языка.Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавател...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-909988-1490694290.jpg)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-601647-1581925068.jpg)
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...