Методические рекомендации по применению технологии критического мышления
методическая разработка по русскому языку
Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.
Как построить урок, чтобы научить учащегося размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь учителю приходят приёмы технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по применению технологии критического мышления | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по применению технологии критического мышления
Веления времени требуют от современного педагога выработать у учащихся умение критически мыслить и принимать взвешенные решения, сопоставляя в процессе решения сложных проблем альтернативные точки зрения.
Как построить урок, чтобы научить учащегося размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь учителю приходят приёмы технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США. Современные исследователи в области методов развития критического мышления под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры учащегося и учителя.
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей учащегося, позволяющих ему учиться самостоятельно. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
В основе методики критического мышления лежит трёхступенчатая модель:
- Стадия вызова
- Стадия осмысления
- Рефлексия
Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у учащихся знания по данной теме, мотивировать к учебной деятельности.
Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию, осмыслить её, соотнести с уже имеющимися знаниями.
Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации, усвоению нового знания, формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На каждой стадии урока используются свои методические приёмы.
Стадия вызова
- «Мозговая атака» или «Мозговой штурм»
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать своё мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой учащийся легче выходит на контакт со всей группой. Работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
- «Ключевые термины» или «Ключевые слова»
Составление предложения или минирассказа из предлагаемых терминов. Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.
Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.
- «Ассоциация»
На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок. Визуальная ассоциация тоже имеет место быть.
- «Корзина идей»
Это приём организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все учащиеся вместе знают об изучаемой теме.
Стадия осмысления
- Приём «Фишбоун» (рыбный скелет/рыбная кость)
В учебном процессе это приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Эту «кость» можно расположить вертикально или горизонтально: Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Можно модифицировать элементы «кости» под свой урок.
- Приём « Облако тегов» (Облачные теги, Облако слов)
Это форма визуализации данных, представляет собой набор ключевых слов и словосочетаний, написанных разными размерами шрифта и, иногда цвета. Важность каждого ключевого слова обозначается размером шрифта или цветом. Чем крупнее шрифт, тем чаще ключевое слово употребляется в тексте.
- Приём – игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”
Учитель задаёт вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы.
Стадия рефлексии
- «Синквейн»
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях.
- «Знаю – Хочу знать – Узнал»
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.
- «Кластер»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Система кластеров позволяет охватить избыточный объём информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Работа по изучению и внедрению технологии развития критического мышления помогает учителю пересмотреть своё собственное отношение к образованию, позволяет воспринимать новые идеи открытого образования.
Применение элементов технологии критического мышления даёт возможность вырабатывать у обучающихся следующие умения:
- умение работать в группе;
- умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
- умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
- формирование умения ориентироваться в источниках информации, сортировать информацию с точки зрения её важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей начальных классов по применению технологии критического мышления
В данной работе даны методические рекомендации по использованию некоторых приёмов технологии критического мышления на разныъ этапах урока....
Буклет "Применение технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
Буклет был выпущен в помощь учителям реализующих курс ОРКСЭ в школах....
Применение технологии критического мышления на уроке литературного чтения по рассказу В.Осеевой "Плохо".
Урок разработан с применением новой современной технологией: «Технология развития критического мышления». Данная технология позволяет сделать уроки литературного чтения эффективными и развивающими. С...
Применение технологии критического мышления
Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе...
Применение технологии критического мышления на уроках в начальных классах.
Школа сегодня стремительно меняется, шагая в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение тем...
Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"
Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"...