Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Галданова Саран Герасимовна

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Тема урока

Приставки и суффиксы. Способы образования слов.

Цель

Познакомить учащихся со способами словообразования (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog.karta_urokov.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

автор: Галданова Саран Герасимовна

учитель начальных классов МБОУ Кижингинская

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

(УМК «Школа России»)

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Тема урока

Приставки и суффиксы. Способы образования слов.

Цель

Познакомить учащихся со способами словообразования (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)  

Задачи

Образовательные: 

-уточнение знаний о приставках и суффиксах, об их роли в речи;

-знакомство с названиями некоторых способов словообразования (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным);

-отработка умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, определять способ их образования

Развивающие: 

— развитие коммуникативных умений (умений работать в паре, группе- контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других членов группы);

— развитие речи, сообразительности, мышления, памяти, внимания учащихся

-развитие познавательного интереса;

— развитие интереса к предмету;

— обогащение словарного запаса  учащихся предметной терминологией;

Воспитательные: 

— воспитание культуры речи, любви к слову, родному языку, 

— воспитание интереса к урокам русского языка;

— воспитание умения объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом.

— воспитание аккуратности,  дружелюбия, доброго и уважительного отношения друг к другу, близким родственникам.

Планируемые
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять способ словообразования.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета «Русский язык», имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, работа в парах, работа в группах,  индивидуальная. 

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор. Презентация «Приставки и суффиксы. Способы образования слов».

Для работы в парах— конверт с карточками (приставки и суффиксы); карточка со словами, образованными разными способами;

для работы в группах— карточка со словами для образования новых слов;

памятки «Приставки и суффиксы. Способы образования слов» для каждого учащегося;

сигнальные карточки (кружки красного и зеленого цвета) у каждого учащегося.

Основные понятия и термины

Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

 

Ход урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

организации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. 

Мотивация (самоопреде-ление) 

к учебной деятельнос-ти

Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слайд 2

Прекрасно всё на небе (руки вверх),

Прекрасно на земле (руки вниз),

Прекрасно всё вокруг (руки в стороны),

Прекрасно всё во мне (руки к груди). 

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.

Выполняют вместе с учителем. 

Фронталь-ная, индивидуальная

Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

 понимать и принимать значение знаний для человека; иметь желание учиться; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность

Наблюде-ние учителя за организа-цией учащими-ся рабочего места

II. 

Определение темы, цели урока

1. Работа в парах.

— Мы продолжаем поход за новыми знаниями. А чтобы получить новые знания, вы должны вспомнить и рассказать, что вы уже усвоили.

— Возьмите конверт, внимательно изучите его содержимое и договоритесь, как разложить карточки на 2 группы (В конверте карточки с приставками и суффиксами двух цветов независимо от содержания:

синие — за, еньк, ок, на, ушк, пере;

зеленые — под, чик, ник, при, ик, до)

-На какие 2 группы вы разделили карточки? Объясните свой ответ. (Варианты ответов: по цвету; по количеству букв; приставки и суффиксы)

-Какой из вариантов ответа вы считаете правильным? Почему?

-Итак, сегодня на уроке мы продолжаем работу по теме «Приставки и суффиксы». Предположите, чему сегодня на уроке вы будете учиться?

(На доску вывешиваются листы бумаги со словами «Приставки» и «Суффиксы») 

Выполняют задания.

Определяют тему, цель урока

Работа в парах

Познавательные

осуществлять логические действия; делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; 

владеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями;

 использовать различные способы поиска информации.

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки; осознавать правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи.

Коммуникативные

строить небольшие монологические высказывания

обмениваться мнениями; уметь слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные

 осознавать свои возможности в учении; проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.

Устные ответы, наблюде-ния учителя, выполненные задания.

III.

Актуализа-ция знаний 

Повторение изученного материала

Слайд 3 ( «План ответа»)

-Расскажите по плану всё, что вы знаете о приставке.

-Приведите примеры слов с приставками.

-Запишем 3 слова в тетрадь, выделим приставки. Как пишутся приставки? Почему? 

-Расскажите по плану всё, что вы знаете о суффиксе.

-Приведите примеры слов с суффиксами.

-Запишем 3 слова в тетрадь, выделим суффиксы. Как пишутся суффиксы? Почему? 

Отвечают по плану.

Ученик, давший определение приставки (суффикса) работает на доске.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Фронталь-ная, индивидуальная

Устные ответы, выполненные задания

IV. 

Изучение нового материала

 (I блок)

Знакомство с приставоч-ным способом словообразо-вания

-А хотелось бы вам больше узнать о приставках?

-Давайте понаблюдаем над тем, какую роль в нашем языке играют приставки.

Слайд 4 («Ромашка»)

-Посмотрите на «ромашку». В центре цветка вы видите глагол «бежать», а на лепестках — различные приставки. Что произойдёт со словом, если сменится приставка? Докажите.

-Да, действительно, с помощью приставок можно придать разные смысловые оттенки словам. Но несмотря на различные значения этих слов, они имеют один и тот же корень, т. е. являются … однокоренными. 

–Что помогло нам составить столько много родственных слов? Как мы получали новые слова? 

-Если новое слово образовалось с помощью присоединения приставки, как называется такой способ словообразования?

Это приставочный способ. 

Слайд 5 («Приставочный способ»)

Отвечают на вопросы.

Делают вывод на основе наблюдения.

Фронталь-ная, индивидуальная

Устные ответы, умение сформулировать вывод на основе наблюде-ния.

V.

Первичное закрепление 

Практическая работа в парах.

-Возьмите карточки со словами, в каждой строке слов выделите корни, выпишите слова, образованные приставочным способом, выделите приставки.

(Проверка осуществляется с помощью сигнальных кружков: правильный ответ- зеленый кружок, неправильный — красный.) 

Слайд 6 («Приставки»)

-В русском языке более 40 приставок. Это очень много. Но их написание вы должны запомнить. И ещё один важный момент: т. к. приставка часть слова, то как она пишется?

-На ближайших уроках русского языка вы узнаете, что глаголы очень любят приставки и почему.

Выполняют задания.

Один ученик зачитывает слова, а остальные проверяют и

оценивают правильность выполнения задания (сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков.)

Работа в парах.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

делать обобщения, выводы; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять планирование, контроль, коррекцию, оценку.

Коммуникативные:

 вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные : 

проявлять интерес к предмету, стремиться
к приобретению новых знаний.

Знание
и использо-вание
в практике

Физкультми-нутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминут-ку

Фронтальная

Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

 проявлять готовность слушать.

Личностные:

 иметь установку
на здоровый образ жизни

Выполне-ние движений
согласно инструк-ции

VI.

Изучение нового материала

 (II блок)

Знакомство с суффиксаль-ным способом словообразо-вания

-Когда вы слышите или видите слово «дом», то каким его представляете? 

Слайд 7(«Дома»)

-Какой из этих домов вы бы себе представили? (Возникает разногласие.)

-Можно ли одним словом «дом» назвать эти дома? Почему? 

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы сразу стало понятно, о каком именно доме идет речь?

-Нужно изменить слово «дом» так, чтобы услышав или увидев это слово, вы представили себе дом нужного размера. (На слайде под маленьким домом появляется суффикс -ик-, под большим- суффикс -ищ-.)

-Какую часть слова мы добавили, чтобы ответить на эти вопросы? 

-Какое значение слову придал суффикс -ик-? -ищ-?

-Т.е. суффиксы вносят в слово дополнительный смысловой оттенок.

-С помощью суффикса мы можем выразить в словах своё отношение к человеку: сравните — глупец и глупышка. 

-Некоторые русские народные сказки начинаются словами: жили-были дед да баба. У каждого из вас есть близкие родственники — дед и баба. Так ли вы их называете? А как? Почему вы их так называете?

-Что помогло слову «баба» превратиться в слово «бабушка»

Слайд 8 («Уменьшительно-ласкательные суффиксы»)

-Такие суффиксы называют уменьшительно-ласкательными.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Фронталь-ная, индивидуальная

Познавательные:

делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме

Коммуникативные:

 вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать   и отвечать на вопросы других.

Личностные : проявлять интерес к предмету, стремиться
к приобретению новых знаний

Устные ответы, умение сформулировать вывод на основе наблюдения.

VII.

Первичное закрепление

(ко II блоку)

Практическая работа

-Давайте попробуем с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов изменить концовку русской народной сказки «Репка».

Слайд  9 (« Отрывок из русской народной сказки «Репка»):

Мышка за кошку,

кошка за Жучку.

Жучка за внучку, 

внучка за бабку, 

бабка за дедку, 

дедка за репку.

Тянут- потянут — вытянули репку.

-Какое значение приобрели слова в этом отрывке? С помощью какой части слова удалось добиться этого?

-Назовите друг друга ласково по имени.

-Мы образовывали новые слова с помощью суффиксов. Как может называться такой способ образования новых слов?

Слайд 10 («Суффиксальный способ») -Такой способ называется суффиксальным.

-Выпишите из карточек слова, образованные суффиксальным способом.(Проверка с помощью сигнальных кружков).

Слайд 11 («Суффиксы»)

-В русском языке очень много суффиксов и их написание вы должны запомнить.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Один ученик зачитывает слова, а остальные проверяют и

оценивают правильность выполнения задания (сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков.)

Фронталь-ная, индивидуальная

Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять планирование, контроль, коррекцию, оценку.

Коммуникативные:

вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Личностные : 

проявлять  интерес к предмету, стремиться
к приобретению новых знаний

Знание
и использо-вание
в практике

VIII.

Изучение нового материала

 (III блок)

Знакомство с приставочно-суффиксаль-ным способом словообразо-вания

-Какие слова на карточках остались не выписанными? Почему? Какое название вы бы дали этому способу образования слов? 

Слайд 12 («Приставочно-суффиксальный способ»)

-Этот способ называется приставочно- суффиксальным. Запишите эти слова в тетрадь, выделите приставки и суффиксы.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания.

Фронталь-ная, индивидуальная

Познавательные:

делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

 вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Устные ответы, умение сформулировать вывод на основе наблюдения.

Знание
и использо-вание
в практике

IX. 

Закрепление  новых знаний (практичес-кая деятель-ность)

Самостоятель-ная работа в группах

-Ребятам, сидящим за первыми и третьими партами, предлагаю повернуться к ребятам, сидящим сзади вас. Получились группы по 4 человека. Каждая группа сейчас получит карточку с заданием, которое вы должны выполнить совместно, уважая мнение друг друга. Ведь успех группы зависит от умения работать дружно.

(Группы получают карточки со словами и образуют новые слова указанным способом.)

Выполняют самостоятельно.

Один ученик читает слова, а остальные проверяют и

оценивают правильность выполнения задания (сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков.)

Групповая,

Фронталь-ная.

Регулятивные – принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять планирование, контроль, коррекцию, оценку.

Коммуникативные;        — осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;

Примене-ние новых знаний на практике.

X.

Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключитель-ная беседа.

Выставление оценок

-Какую роль в нашей речи играют приставки и суффиксы? Какими способами можно этого добиться?

-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему научились?

 – Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?

– Где испытали трудности?

-Где могут пригодиться новые знания? 

Выставление оценок.

-Возьмите сигнальные кружки. Если на уроке вам было комфортно и интересно— поднимите зеленый кружок, если нет — красный.

-Мне было очень приятно работать с вами. На память о сегодняшнем уроке хочу подарить каждому из вас памятку с приставками, суффиксами и способами словообразования.

Отвечают на вопросы.

Сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков

Фронталь-ная, индивидуальная

Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные : оценивать собственную деятельность на уроке.

 Личностные

проявлять интерес к предмету, стремиться
к приобретению новых знаний

Устные ответы

XI. 

Домашнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

Упр. 168, 171.

Слайд 13.

Задают уточняющие вопросы

Фронталь-ная, индивидуальная

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)

laquo;Формирование  универсальных  учебных действий  на уроках в начальной школе».    Главная  цель работы над темой:Создание условий  для формирования у...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".

Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А

Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...