Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Тема урока | Приставки и суффиксы. Способы образования слов. |
Цель | Познакомить учащихся со способами словообразования (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным) |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog.karta_urokov.docx | 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
автор: Галданова Саран Герасимовна
учитель начальных классов МБОУ Кижингинская
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
(УМК «Школа России»)
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Тема урока | Приставки и суффиксы. Способы образования слов. |
Цель | Познакомить учащихся со способами словообразования (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным) |
Задачи | Образовательные: -уточнение знаний о приставках и суффиксах, об их роли в речи; -знакомство с названиями некоторых способов словообразования (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным); -отработка умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, определять способ их образования Развивающие: — развитие коммуникативных умений (умений работать в паре, группе- контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других членов группы); — развитие речи, сообразительности, мышления, памяти, внимания учащихся -развитие познавательного интереса; — развитие интереса к предмету; — обогащение словарного запаса учащихся предметной терминологией; Воспитательные: — воспитание культуры речи, любви к слову, родному языку, — воспитание интереса к урокам русского языка; — воспитание умения объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом. — воспитание аккуратности, дружелюбия, доброго и уважительного отношения друг к другу, близким родственникам. |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять способ словообразования. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета «Русский язык», имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. |
Методы и формы | Формы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор. Презентация «Приставки и суффиксы. Способы образования слов». Для работы в парах— конверт с карточками (приставки и суффиксы); карточка со словами, образованными разными способами; для работы в группах— карточка со словами для образования новых слов; памятки «Приставки и суффиксы. Способы образования слов» для каждого учащегося; сигнальные карточки (кружки красного и зеленого цвета) у каждого учащегося. |
Основные понятия и термины | Способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
Ход урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятельнос-ти | Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. Слайд 2 Прекрасно всё на небе (руки вверх), Прекрасно на земле (руки вниз), Прекрасно всё вокруг (руки в стороны), Прекрасно всё во мне (руки к груди). | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Выполняют вместе с учителем. | Фронталь-ная, индивидуальная | Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: понимать и принимать значение знаний для человека; иметь желание учиться; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность | Наблюде-ние учителя за организа-цией учащими-ся рабочего места |
II. Определение темы, цели урока | 1. Работа в парах. | — Мы продолжаем поход за новыми знаниями. А чтобы получить новые знания, вы должны вспомнить и рассказать, что вы уже усвоили. — Возьмите конверт, внимательно изучите его содержимое и договоритесь, как разложить карточки на 2 группы (В конверте карточки с приставками и суффиксами двух цветов независимо от содержания: синие — за, еньк, ок, на, ушк, пере; зеленые — под, чик, ник, при, ик, до) -На какие 2 группы вы разделили карточки? Объясните свой ответ. (Варианты ответов: по цвету; по количеству букв; приставки и суффиксы) -Какой из вариантов ответа вы считаете правильным? Почему? -Итак, сегодня на уроке мы продолжаем работу по теме «Приставки и суффиксы». Предположите, чему сегодня на уроке вы будете учиться? (На доску вывешиваются листы бумаги со словами «Приставки» и «Суффиксы») | Выполняют задания. Определяют тему, цель урока | Работа в парах | Познавательные: осуществлять логические действия; делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; владеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями; использовать различные способы поиска информации. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки; осознавать правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания обмениваться мнениями; уметь слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: осознавать свои возможности в учении; проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Устные ответы, наблюде-ния учителя, выполненные задания. |
III. Актуализа-ция знаний | Повторение изученного материала | Слайд 3 ( «План ответа») -Расскажите по плану всё, что вы знаете о приставке. -Приведите примеры слов с приставками. -Запишем 3 слова в тетрадь, выделим приставки. Как пишутся приставки? Почему? -Расскажите по плану всё, что вы знаете о суффиксе. -Приведите примеры слов с суффиксами. -Запишем 3 слова в тетрадь, выделим суффиксы. Как пишутся суффиксы? Почему? | Отвечают по плану. Ученик, давший определение приставки (суффикса) работает на доске. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. | Фронталь-ная, индивидуальная | Устные ответы, выполненные задания | |
IV. Изучение нового материала (I блок) | Знакомство с приставоч-ным способом словообразо-вания | -А хотелось бы вам больше узнать о приставках? -Давайте понаблюдаем над тем, какую роль в нашем языке играют приставки. Слайд 4 («Ромашка») -Посмотрите на «ромашку». В центре цветка вы видите глагол «бежать», а на лепестках — различные приставки. Что произойдёт со словом, если сменится приставка? Докажите. -Да, действительно, с помощью приставок можно придать разные смысловые оттенки словам. Но несмотря на различные значения этих слов, они имеют один и тот же корень, т. е. являются … однокоренными. –Что помогло нам составить столько много родственных слов? Как мы получали новые слова? -Если новое слово образовалось с помощью присоединения приставки, как называется такой способ словообразования? Это приставочный способ. Слайд 5 («Приставочный способ») | Отвечают на вопросы. Делают вывод на основе наблюдения. | Фронталь-ная, индивидуальная | Устные ответы, умение сформулировать вывод на основе наблюде-ния. | |
V. Первичное закрепление | Практическая работа в парах. | -Возьмите карточки со словами, в каждой строке слов выделите корни, выпишите слова, образованные приставочным способом, выделите приставки. (Проверка осуществляется с помощью сигнальных кружков: правильный ответ- зеленый кружок, неправильный — красный.) Слайд 6 («Приставки») -В русском языке более 40 приставок. Это очень много. Но их написание вы должны запомнить. И ещё один важный момент: т. к. приставка часть слова, то как она пишется? -На ближайших уроках русского языка вы узнаете, что глаголы очень любят приставки и почему. | Выполняют задания. Один ученик зачитывает слова, а остальные проверяют и оценивают правильность выполнения задания (сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков.) | Работа в парах. Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: делать обобщения, выводы; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять планирование, контроль, коррекцию, оценку. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Личностные : проявлять интерес к предмету, стремиться | Знание |
Физкультми-нутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминут-ку | Фронтальная | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: проявлять готовность слушать. Личностные: иметь установку | Выполне-ние движений | |
VI. Изучение нового материала (II блок) | Знакомство с суффиксаль-ным способом словообразо-вания | -Когда вы слышите или видите слово «дом», то каким его представляете? Слайд 7(«Дома») -Какой из этих домов вы бы себе представили? (Возникает разногласие.) -Можно ли одним словом «дом» назвать эти дома? Почему? -Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы сразу стало понятно, о каком именно доме идет речь? -Нужно изменить слово «дом» так, чтобы услышав или увидев это слово, вы представили себе дом нужного размера. (На слайде под маленьким домом появляется суффикс -ик-, под большим- суффикс -ищ-.) -Какую часть слова мы добавили, чтобы ответить на эти вопросы? -Какое значение слову придал суффикс -ик-? -ищ-? -Т.е. суффиксы вносят в слово дополнительный смысловой оттенок. -С помощью суффикса мы можем выразить в словах своё отношение к человеку: сравните — глупец и глупышка. -Некоторые русские народные сказки начинаются словами: жили-были дед да баба. У каждого из вас есть близкие родственники — дед и баба. Так ли вы их называете? А как? Почему вы их так называете? -Что помогло слову «баба» превратиться в слово «бабушка»? Слайд 8 («Уменьшительно-ласкательные суффиксы») -Такие суффиксы называют уменьшительно-ласкательными. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. | Фронталь-ная, индивидуальная | Познавательные: делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Личностные : проявлять интерес к предмету, стремиться | Устные ответы, умение сформулировать вывод на основе наблюдения. |
VII. Первичное закрепление (ко II блоку) | Практическая работа | -Давайте попробуем с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов изменить концовку русской народной сказки «Репка». Слайд 9 (« Отрывок из русской народной сказки «Репка»): Мышка за кошку, кошка за Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут- потянут — вытянули репку. -Какое значение приобрели слова в этом отрывке? С помощью какой части слова удалось добиться этого? -Назовите друг друга ласково по имени. -Мы образовывали новые слова с помощью суффиксов. Как может называться такой способ образования новых слов? Слайд 10 («Суффиксальный способ») -Такой способ называется суффиксальным. -Выпишите из карточек слова, образованные суффиксальным способом.(Проверка с помощью сигнальных кружков). Слайд 11 («Суффиксы») -В русском языке очень много суффиксов и их написание вы должны запомнить. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Один ученик зачитывает слова, а остальные проверяют и оценивают правильность выполнения задания (сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков.) | Фронталь-ная, индивидуальная | Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять планирование, контроль, коррекцию, оценку. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. Личностные : проявлять интерес к предмету, стремиться | Знание |
VIII. Изучение нового материала (III блок) | Знакомство с приставочно-суффиксаль-ным способом словообразо-вания | -Какие слова на карточках остались не выписанными? Почему? Какое название вы бы дали этому способу образования слов? Слайд 12 («Приставочно-суффиксальный способ») -Этот способ называется приставочно- суффиксальным. Запишите эти слова в тетрадь, выделите приставки и суффиксы. | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. | Фронталь-ная, индивидуальная | Познавательные: делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других. | Устные ответы, умение сформулировать вывод на основе наблюдения. Знание |
IX. Закрепление новых знаний (практичес-кая деятель-ность) | Самостоятель-ная работа в группах | -Ребятам, сидящим за первыми и третьими партами, предлагаю повернуться к ребятам, сидящим сзади вас. Получились группы по 4 человека. Каждая группа сейчас получит карточку с заданием, которое вы должны выполнить совместно, уважая мнение друг друга. Ведь успех группы зависит от умения работать дружно. (Группы получают карточки со словами и образуют новые слова указанным способом.) | Выполняют самостоятельно. Один ученик читает слова, а остальные проверяют и оценивают правильность выполнения задания (сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков.) | Групповая, Фронталь-ная. | Регулятивные – принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять планирование, контроль, коррекцию, оценку. Коммуникативные; — осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; | Примене-ние новых знаний на практике. |
X. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключитель-ная беседа. Выставление оценок | -Какую роль в нашей речи играют приставки и суффиксы? Какими способами можно этого добиться? -Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему научились? – Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? – Где испытали трудности? -Где могут пригодиться новые знания? Выставление оценок. -Возьмите сигнальные кружки. Если на уроке вам было комфортно и интересно— поднимите зеленый кружок, если нет — красный. -Мне было очень приятно работать с вами. На память о сегодняшнем уроке хочу подарить каждому из вас памятку с приставками, суффиксами и способами словообразования. | Отвечают на вопросы. Сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков | Фронталь-ная, индивидуальная | Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные : оценивать собственную деятельность на уроке. Личностные: проявлять интерес к предмету, стремиться | Устные ответы |
XI. Домашнее задание | Инструктаж | Упр. 168, 171. Слайд 13. | Задают уточняющие вопросы | Фронталь-ная, индивидуальная | Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?
Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...
Технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения. Урок - фольклорный праздник "За околицей".
Представлена технологическая карта урока русского языка. 3 класс. Однородные члены предложения....
Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»
Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода....
Технологическая карта урока «Русский язык» 1 класс обучающиеся с УО интеллектуальными нарушениями Учитель начальных классов Фатеева Н.А
Тема: «письмо изученных строчных и заглавных букв»Тип урока: ЗакреплениеЦель: Создать условия для формирования умения писать заглавные и строчные буквы; способствовать развитию моторики, ф...