Секреты некоторых букв
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Занимательный материал к занятиям в группе продленного дня, на уроках русского языка 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие | 45.91 КБ |
презентация | 185.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Секреты некоторых букв.
Цель: уточнить представления детей о буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю», о разделительном твёрдом знаке, а также о мягком знаке как показателе мягкости согласных и о разделительном мягком знаке; формировать умение различать две роли мягкого знака в словах; развивать внимание, мышление, речь, конструкторские способности.
Оборудование: презентация, у учащихся – цветные карандаши, головоломка «танграм».
Ход занятия:
- Сегодня, ребята, мы поговорим об особенных буквах русского языка.
- Послушайте стихотворение.
Вам уже знаком секрет:
Буква есть, а звука нет,
Если алфавит прочесть,
Букв таких найдёте шесть.
Это, ясно вам и так:
Мягкий знак и твёрдый знак.
Я, ребята, признаю:
Нет такого звука [Ю].
(Ю = Й + У)
И открытье не моё,
То, что нету звука [Ё].
(Ё = Й + О)
Заодно скажу, друзья,
Также нет и звука [Я].
(Я = Й + А)
И прошу поверить мне,
Нет на свете звука [Е].
(Е = Й + Э)
(А.Усачев)
- Повторите, пожалуйста, каких звуков нет в русском языке. (Ъ, Ь, Ю, Я, Е, Ё)
- Что вы можете сказать о буквах «мягкий знак» и «твёрдый знак»? (они звуков не обозначают)
Твёрдый знак – такая штука…
В общем, нет такого звука.
Буква есть, а звука нет.
Почему? –
Пока секрет. (А.Усачёв)
Нет также звука «Мягкий знак».
Но без него нельзя никак,
Ведь им кончается
БУКВАРЬ
И размягчается
СУХАРЬ.
(Какой бы это был кошмар,
Когда бы грызли мы СУХАР!)
(А.Усачёв)
- Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его роль очень похожа на роль разделительного мягкого знака. Но если разделительный мягкий знак, как правило (хотя бывают и исключения), стоит ближе к концу слова (например: листья, перья, бельё), то разделительный твёрдый знак никогда не встаёт в конец слова – только ближе к началу (съехал, съёжился, объёмный). Подробнее об этом вы узнаете в третьем классе.
Задание 1.
- Прочтите стихотворение. Подчеркните разделительный твёрдый знак в выделенных словах зелёным карандашом. Обратите внимание, какую позицию он занимает в слове. (Ближе к началу)
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
Было СЕЛИ
Стало СЪЕЛИ.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,
И ПОДЪЕЗД, И ОБЪЯВЛЕНЬЕ. (Л.Измайлов)
- С какой целью выполнялось это задание? (роль ъ)
Задание 2.
- Вставьте разделительный твёрдый знак в следующие слова.
ВЪЕХАЛ, ОТЪЕХАЛ, ПОЪЕХАЛ, ВЪЕЗЖАТЬ, ПОДЪЕЗЖАТЬ, СЪЕЗЖАТЬ, ВЪЕЗД, ОТЪЕЗД, ПРЕДЪЯВИТЬ, СЪЁМКА, ВЗЪЕРОШЕННЫЙ, ПОДЪЁМНЫЙ.
- Какие слова получились?
- Что мы повторили? (написание ъ)
Задание 3.
- Закройте тетрадь. Вспомните и перечислите слова из предыдущего задания, в которых пишется разделительный твёрдый знак.
- Приведите свои примеры.
Буква «мягкий знак», служащая для смягчения, показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко в конце слова и между двумя согласными. Например: КОНЬ, ДЕНЬКИ.
- Приведите примеры.
- А вот разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Пишется разделительный мягкий знак перед буквами «Е», «Ё», «И», «Ю», «Я». Разделительный мягкий знак сохраняет звук [й] (в квадратных скобках) в словах. Например: КОЛЬЯ, НОЧЬЮ, ЗДОРОВЬЕ.
- Ваши примеры.
Задание 4.
- Прочтите стихотворение. Подчеркните в выделенных словах мягкий знак для смягчения – синим карандашом, а разделительный мягкий знак – красным.
Без мягкого знака,
Без мягкого знака
Не стала бы ЕЛЬЮ
Зелёная ЕЛЬ.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Не стала бы МЕЛЬЮ
Песчаная МЕЛЬ.
Песчаная мель
Превратилась бы в мел,
И ель бы исчезла,
А кто-то бы ел!
Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Пожалуй, и УГОЛЬ бы
Не был углём.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Он стал бы, он стал бы
Обычным углом.
Без мягкого знака
Была бы беда:
Любой бы из нас ошибался тогда!
(М.Пляцковский)
- С какой целью выполняли это задание? (повторили йотированные гласные)
Задание 5.
- В словах мягкий знак для смягчения закрасьте синим карандашом, а разделительный мягкий знак – красным.
Жильё, Ольга, деревья, осенью, оладьи, друзья, прутья, кровать, варенье.
Давайте отдохнём. Привал!
1) Ты получил долгожданную пятёрку и чувствуешь себя на седьмом небе от счастья.
2) Находясь один в классе, ты слышишь сигнал пожарной тревоги, спешишь покинуть помещение.
3) Ты старательно подсказываешь своему товарищу, «плавающему» у доски при ответе домашнего задания.
4) Ты пытаешься найти в своей комнате вещь, которую когда-то сам спрятал и забыл, куда.
5) Ты идёшь по тёмной улице, тебе всюду мерещатся привидения.
6) Ты подслушиваешь под дверью.
7) Ты поёшь на уроке музыке.
8) Ты моешь тряпку, протираешь доску.
9) Ты, стоя у доски, незаметно от учителя просишь одноклассников подсказать тебе ответ.
10) Ты лепишь из пластилина на уроке труда.
- Послушайте страшилку.
Белое пианино.
Одной девочке купили белое пианино. Однажды она села за пианино и начала играть. Вдруг из пианино появилась чёрная рука и говорит:
- Девочка, девочка, дай деньги! Девочка, девочка, давай деньги!
Девочка испугалась и отдала деньги, которые мама дала ей на продукты. Чёрная рука исчезла.
Вечером девочка обо всём рассказала маме. Но мама ей не поверила, она решила, что девочка истратила деньги на что-нибудь другое и не хочет сознаваться. Мама решила проверить и села за белое пианино. Только она начала играть, как из пианино снова высунулась чёрная рука и говорит:
- Женщина, женщина, дай деньги! Женщина, женщина, отдавай деньги!
Мама девочки не на шутку испугалась и отдала деньги.
Вечером к ним пришла бабушка, ей обо всём рассказали. Бабушка не поверила и села за пианино, но только она начала играть, как из пианино вылезла чёрная рука:
- Бабушка, бабушка, дай деньги! Бабушка, бабушка, отдай деньги!
Бабушка перепугалась и дала.
А потом они позвонили в полицию и всё рассказали.
Приехали в их квартиру полицейские, открыли крышку пианино, а там…
(Э.Успенский)
- Придумайте юмористическое окончание «страшилки».
Окончание «страшилки»: …а там сидит Карлсон и считает деньги:
- На варенье хватит, на конфеты хватит, на плюшки … не хватит!
- Возвращаемся к теме занятия.
- Как мы уже сказали в начале занятия, не бывает звуков «Ъ», «Ь», «Ю», «Я», «Е», «Ё».
- Буквы «Ю», «Я», «Е», «Ё» обозначают сколько звуков? (2)
- Когда это происходит?
- Если же буквы «Ю», «Я», «Е», «Ё» стоят после мягких согласных, то они обозначают один звук: [У], [О], [А], [Э]. Например: воро[Б’][Э]й, к[Л’][О]н, к[Л’][У]ква, [М’][А]со.
Задание 6.
- Сделайте буквенную запись слов
[вол’а]……….. (воля)
[сал’ут]……….. (салют)
[й’ожык]……….. (ёжик)
[стул’й’а]……….. (стулья)
[й’уный’]……….. (юный)
[л’эс]……….. (лес) (читали транскрипцию)
Задание 7.
- Давайте поиграем в игру «Третий лишний».
ВЬЮГА, ПОЪЕЗД, ДЕРЕВЬЯ
ПЫЛЬ, БЕЛЬЁ, ПЕНЬ
СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ДЕНЬКИ
МЕЛЬ, МАЛЬЧИК, ДЕНЬ
ПАЛЬЧИК ,СЕМЬЯ, ЖИЛЬЁ (находили лишнее слово, объясняли выбор)
- Подведем итог нашего занятия.
- Что мы сегодня повторили?
- Какое задание было для вас самым сложным? Интересным?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ъ ехал, от ъ ехал, под ъ ехал, в ъ езжать, под ъ езжать, с ъ езжать, в ъ езд, от ъ езд, пред ъ явить, с ъ ёмка, вз ъ ерошенный, под ъ ёмный.
Жил ь ё, Ол ь га, дерев ь я, осен ь ю, олад ь и, друз ь я, прут ь я, кроват ь , варен ь е.
воро [Б’][ Э]й к[Л’][ О]н к[Л’][ У] ква [М’][ А]со
[ вол’а ]……….. [ сал’ут ]……….. [ й’ожык ]……….. [ стул’й’а ]……….. [ й’уный ’]……….. [ л’эс ]………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Некоторые секреты успешного Дня Рождения»
Каждый любит получать и дарить подарки. На этом уроке ребята узнают: что такое подарок, как правильно выбирать подарки, какие бывают подарки. Познакомятся с 10 главными правилами для хозяев и 10...
Классный час "Некоторые секреты успешного Дня рождения"
Каждый любит получать и дарить подарки. Это заложено в нас родителями с самого детства. Ведь они всегда знали, что именно нужно подарить ко Дню рождения, потому что отлично понимали своих детей....
Маленькие секреты большой буквы
Аттестационная работа учителя начальных классов...
Основы безопасности жизнедеятельности."Некоторые секреты информационного поля, или что значит быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности?"
Тема урока: Некоторые секреты информационного поля, или что значит быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности?Цель урока: В ходе коллективного решения учебно-познав...
Урок русского языка в 4 классе: "Изменение некоторых имён существительных" (Открываем ещё несколько секретов правильной речи)
Урок по программе "Гармония". Цель: способствовать повышению морфологической правильности детской речи. Урок начинается с видеоролика : "Ну почему мы так говорим???" Учащиеся...
Секреты некоторых букв
Цель: уточнить представления детей о буквах "Я", "Ё", "Е", "Ю", о разделительном твёрдом знаке, а также о мягком знаке как показатели мягкости согласных и о раз...
Правила чтения некоторых английских букв и буквосочетаний
В презентации представлены правила чтения и слова на отработку букв c, g, e, буквосочетаний ck, ch, tch, sh, ph, ee, ea, oi, oy, oo. Материал был взят из сборника упражнений по обучению чтению на англ...