Секреты некоторых букв
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Занимательный материал к занятиям в группе продленного дня, на уроках русского языка 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.91 КБ |
![]() | 185.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Секреты некоторых букв.
Цель: уточнить представления детей о буквах «Я», «Е», «Ё», «Ю», о разделительном твёрдом знаке, а также о мягком знаке как показателе мягкости согласных и о разделительном мягком знаке; формировать умение различать две роли мягкого знака в словах; развивать внимание, мышление, речь, конструкторские способности.
Оборудование: презентация, у учащихся – цветные карандаши, головоломка «танграм».
Ход занятия:
- Сегодня, ребята, мы поговорим об особенных буквах русского языка.
- Послушайте стихотворение.
Вам уже знаком секрет:
Буква есть, а звука нет,
Если алфавит прочесть,
Букв таких найдёте шесть.
Это, ясно вам и так:
Мягкий знак и твёрдый знак.
Я, ребята, признаю:
Нет такого звука [Ю].
(Ю = Й + У)
И открытье не моё,
То, что нету звука [Ё].
(Ё = Й + О)
Заодно скажу, друзья,
Также нет и звука [Я].
(Я = Й + А)
И прошу поверить мне,
Нет на свете звука [Е].
(Е = Й + Э)
(А.Усачев)
- Повторите, пожалуйста, каких звуков нет в русском языке. (Ъ, Ь, Ю, Я, Е, Ё)
- Что вы можете сказать о буквах «мягкий знак» и «твёрдый знак»? (они звуков не обозначают)
Твёрдый знак – такая штука…
В общем, нет такого звука.
Буква есть, а звука нет.
Почему? –
Пока секрет. (А.Усачёв)
Нет также звука «Мягкий знак».
Но без него нельзя никак,
Ведь им кончается
БУКВАРЬ
И размягчается
СУХАРЬ.
(Какой бы это был кошмар,
Когда бы грызли мы СУХАР!)
(А.Усачёв)
- Разделительный твёрдый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его роль очень похожа на роль разделительного мягкого знака. Но если разделительный мягкий знак, как правило (хотя бывают и исключения), стоит ближе к концу слова (например: листья, перья, бельё), то разделительный твёрдый знак никогда не встаёт в конец слова – только ближе к началу (съехал, съёжился, объёмный). Подробнее об этом вы узнаете в третьем классе.
Задание 1.
- Прочтите стихотворение. Подчеркните разделительный твёрдый знак в выделенных словах зелёным карандашом. Обратите внимание, какую позицию он занимает в слове. (Ближе к началу)
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам.
Хотите – не хотите,
Стоит он в алфавите!
Было СЕЛИ
Стало СЪЕЛИ.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
СЪЕЗД, СЪЕДОБНЫЙ, ОБЪЯСНЕНЬЕ,
И ПОДЪЕЗД, И ОБЪЯВЛЕНЬЕ. (Л.Измайлов)
- С какой целью выполнялось это задание? (роль ъ)
Задание 2.
- Вставьте разделительный твёрдый знак в следующие слова.
ВЪЕХАЛ, ОТЪЕХАЛ, ПОЪЕХАЛ, ВЪЕЗЖАТЬ, ПОДЪЕЗЖАТЬ, СЪЕЗЖАТЬ, ВЪЕЗД, ОТЪЕЗД, ПРЕДЪЯВИТЬ, СЪЁМКА, ВЗЪЕРОШЕННЫЙ, ПОДЪЁМНЫЙ.
- Какие слова получились?
- Что мы повторили? (написание ъ)
Задание 3.
- Закройте тетрадь. Вспомните и перечислите слова из предыдущего задания, в которых пишется разделительный твёрдый знак.
- Приведите свои примеры.
Буква «мягкий знак», служащая для смягчения, показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко в конце слова и между двумя согласными. Например: КОНЬ, ДЕНЬКИ.
- Приведите примеры.
- А вот разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Пишется разделительный мягкий знак перед буквами «Е», «Ё», «И», «Ю», «Я». Разделительный мягкий знак сохраняет звук [й] (в квадратных скобках) в словах. Например: КОЛЬЯ, НОЧЬЮ, ЗДОРОВЬЕ.
- Ваши примеры.
Задание 4.
- Прочтите стихотворение. Подчеркните в выделенных словах мягкий знак для смягчения – синим карандашом, а разделительный мягкий знак – красным.
Без мягкого знака,
Без мягкого знака
Не стала бы ЕЛЬЮ
Зелёная ЕЛЬ.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Не стала бы МЕЛЬЮ
Песчаная МЕЛЬ.
Песчаная мель
Превратилась бы в мел,
И ель бы исчезла,
А кто-то бы ел!
Без мягкого знака,
Без мягкого знака,
Пожалуй, и УГОЛЬ бы
Не был углём.
Без мягкого знака,
Замечу, однако,
Он стал бы, он стал бы
Обычным углом.
Без мягкого знака
Была бы беда:
Любой бы из нас ошибался тогда!
(М.Пляцковский)
- С какой целью выполняли это задание? (повторили йотированные гласные)
Задание 5.
- В словах мягкий знак для смягчения закрасьте синим карандашом, а разделительный мягкий знак – красным.
Жильё, Ольга, деревья, осенью, оладьи, друзья, прутья, кровать, варенье.
Давайте отдохнём. Привал!
1) Ты получил долгожданную пятёрку и чувствуешь себя на седьмом небе от счастья.
2) Находясь один в классе, ты слышишь сигнал пожарной тревоги, спешишь покинуть помещение.
3) Ты старательно подсказываешь своему товарищу, «плавающему» у доски при ответе домашнего задания.
4) Ты пытаешься найти в своей комнате вещь, которую когда-то сам спрятал и забыл, куда.
5) Ты идёшь по тёмной улице, тебе всюду мерещатся привидения.
6) Ты подслушиваешь под дверью.
7) Ты поёшь на уроке музыке.
8) Ты моешь тряпку, протираешь доску.
9) Ты, стоя у доски, незаметно от учителя просишь одноклассников подсказать тебе ответ.
10) Ты лепишь из пластилина на уроке труда.
- Послушайте страшилку.
Белое пианино.
Одной девочке купили белое пианино. Однажды она села за пианино и начала играть. Вдруг из пианино появилась чёрная рука и говорит:
- Девочка, девочка, дай деньги! Девочка, девочка, давай деньги!
Девочка испугалась и отдала деньги, которые мама дала ей на продукты. Чёрная рука исчезла.
Вечером девочка обо всём рассказала маме. Но мама ей не поверила, она решила, что девочка истратила деньги на что-нибудь другое и не хочет сознаваться. Мама решила проверить и села за белое пианино. Только она начала играть, как из пианино снова высунулась чёрная рука и говорит:
- Женщина, женщина, дай деньги! Женщина, женщина, отдавай деньги!
Мама девочки не на шутку испугалась и отдала деньги.
Вечером к ним пришла бабушка, ей обо всём рассказали. Бабушка не поверила и села за пианино, но только она начала играть, как из пианино вылезла чёрная рука:
- Бабушка, бабушка, дай деньги! Бабушка, бабушка, отдай деньги!
Бабушка перепугалась и дала.
А потом они позвонили в полицию и всё рассказали.
Приехали в их квартиру полицейские, открыли крышку пианино, а там…
(Э.Успенский)
- Придумайте юмористическое окончание «страшилки».
Окончание «страшилки»: …а там сидит Карлсон и считает деньги:
- На варенье хватит, на конфеты хватит, на плюшки … не хватит!
- Возвращаемся к теме занятия.
- Как мы уже сказали в начале занятия, не бывает звуков «Ъ», «Ь», «Ю», «Я», «Е», «Ё».
- Буквы «Ю», «Я», «Е», «Ё» обозначают сколько звуков? (2)
- Когда это происходит?
- Если же буквы «Ю», «Я», «Е», «Ё» стоят после мягких согласных, то они обозначают один звук: [У], [О], [А], [Э]. Например: воро[Б’][Э]й, к[Л’][О]н, к[Л’][У]ква, [М’][А]со.
Задание 6.
- Сделайте буквенную запись слов
[вол’а]……….. (воля)
[сал’ут]……….. (салют)
[й’ожык]……….. (ёжик)
[стул’й’а]……….. (стулья)
[й’уный’]……….. (юный)
[л’эс]……….. (лес) (читали транскрипцию)
Задание 7.
- Давайте поиграем в игру «Третий лишний».
ВЬЮГА, ПОЪЕЗД, ДЕРЕВЬЯ
ПЫЛЬ, БЕЛЬЁ, ПЕНЬ
СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ДЕНЬКИ
МЕЛЬ, МАЛЬЧИК, ДЕНЬ
ПАЛЬЧИК ,СЕМЬЯ, ЖИЛЬЁ (находили лишнее слово, объясняли выбор)
- Подведем итог нашего занятия.
- Что мы сегодня повторили?
- Какое задание было для вас самым сложным? Интересным?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В ъ ехал, от ъ ехал, под ъ ехал, в ъ езжать, под ъ езжать, с ъ езжать, в ъ езд, от ъ езд, пред ъ явить, с ъ ёмка, вз ъ ерошенный, под ъ ёмный.
Жил ь ё, Ол ь га, дерев ь я, осен ь ю, олад ь и, друз ь я, прут ь я, кроват ь , варен ь е.
воро [Б’][ Э]й к[Л’][ О]н к[Л’][ У] ква [М’][ А]со
[ вол’а ]……….. [ сал’ут ]……….. [ й’ожык ]……….. [ стул’й’а ]……….. [ й’уный ’]……….. [ л’эс ]………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/07/picture-45535.jpg)
Классный час на тему: «Некоторые секреты успешного Дня Рождения»
Каждый любит получать и дарить подарки. На этом уроке ребята узнают: что такое подарок, как правильно выбирать подарки, какие бывают подарки. Познакомятся с 10 главными правилами для хозяев и 10...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/21/picture-172284-1600690853.jpg)
Классный час "Некоторые секреты успешного Дня рождения"
Каждый любит получать и дарить подарки. Это заложено в нас родителями с самого детства. Ведь они всегда знали, что именно нужно подарить ко Дню рождения, потому что отлично понимали своих детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/05/picture-702264-1446738646.jpg)
Основы безопасности жизнедеятельности."Некоторые секреты информационного поля, или что значит быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности?"
Тема урока: Некоторые секреты информационного поля, или что значит быть самостоятельным и отвечать за свои поступки в информационной деятельности?Цель урока: В ходе коллективного решения учебно-познав...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/10/picture-1091838-1544444736.jpg)
Урок русского языка в 4 классе: "Изменение некоторых имён существительных" (Открываем ещё несколько секретов правильной речи)
Урок по программе "Гармония". Цель: способствовать повышению морфологической правильности детской речи. Урок начинается с видеоролика : "Ну почему мы так говорим???" Учащиеся...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/13/picture-1377429-1642074420.jpg)
Секреты некоторых букв
Цель: уточнить представления детей о буквах "Я", "Ё", "Е", "Ю", о разделительном твёрдом знаке, а также о мягком знаке как показатели мягкости согласных и о раз...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/26/picture-458692-1435338085.jpg)
Правила чтения некоторых английских букв и буквосочетаний
В презентации представлены правила чтения и слова на отработку букв c, g, e, буквосочетаний ck, ch, tch, sh, ph, ee, ea, oi, oy, oo. Материал был взят из сборника упражнений по обучению чтению на англ...