Урок русского языка в 3 классе по теме "Основа слова". ФГОС УМК "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по теме "Основа слова". ФГОС УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка | 35.62 КБ |
презентация | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3 класс
Программа: Школа России.
Предмет: русский язык
Тема: «Основа слова»
Цель: формирование понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать умение выделять основу слова;
- формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова
Личностные:
- формировать познавательную мотивацию, адекватную самооценку;
– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навык а грамотного письма;
Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;
Коммуникативные УУД:
- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.
Материалы и оборудование: ПК, проектор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Ход урока
1.Организационный момент
-Здравствуйте ребята.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок,
Будем грамотно писать,
Тайны слова познавать.
-Сегодня на уроке мы будем опять познавать новое. Как вы думаете, какими вам для этого нужно быть? (Внимательными, наблюдательными, дружными). (СЛАЙД 1)
-Ребята, я желаю вам сегодня удачи!
2. Актуализация знаний.
(СЛАЙД 2)
. ! ?
- Что за знаки вы видите на доске? (Знаки препинания, подлежащее и сказуемое, приставка, корень, суффикс, окончание)
- На какие группы можно распределите эти знаки? (Знаки препинания, члены предложения, части слова-морфемы)
- Молодцы, вы правильно сгруппировали все знаки.
(СЛАЙД 3)
- Что за морфемы вы видите? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Что такое приставка? Для чего она служит? ( Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Что называют корнем? (Корень слова - это главная значимая часть слова)
- Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)
- И что такое суффикс? Для чего служит он суффикс? (Суффикс- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
- Какая часть слова является основной? (Корень слова)
3. Работа в парах
- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на партах карточки красного цвета. Ваша задача распределить слова в три столбика.
- Какой первый шаг вам нужно сделать прежде, чем распределить слова? (Разобрать слова по составу)
(работают с карточками)
Переходы, нога, ночка, вагоны. |
- Проверьте себя, как вы выполнили задание (СЛАЙД 4)
Кол-во ошибок | отметка |
без ошибок | 5 |
1 ошибка | 4 |
2-3 ошибки | 3 |
4 и более ошибок | ! |
- Это задание и следующие, оценим по следующим критериям. (СЛАЙД 5)
- Выставьте баллы в лист самооценки в столбик «Работа в паре».
Лист самооценки «Оцени свои знания»
Имя____________ Фамилия ___________
Работа в паре | Работа в группе | Самостоятельная работа | Количество баллов | Моя отметка | Отметка учителя |
4.Самоопределение к деятельности. Определение темы и задач урока
(СЛАЙД 6)
- Откройте учебник на стр.73
-Сравните схему в учебнике и на доске.
- Какого знака не хватает? (не хватает основы слова).
- А мы его знаем?
-Какая тема урока? Сформулируйте ее (Тема нашего урока «Основа слова»)
-Правильно.
- Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое основа слова)
- Какие задачи мы должны поставить на уроке перед собой? (Узнать, что такое основа, как графически выделяется основа в слове, находить основу слова в словах, из чего состоит основа слова)
(СЛАЙД 7)
- Посмотрев на схему в учебнике, вы, наверное, обратили внимание на то, каким графическим знаком выделяется основа.
(СЛАЙД 8)
- Ученые договорились между собой и решили, что основу будут выделять вот таким графическим знаком. Посмотрите на доску.
5.Работа в группе.
- Для того чтобы узнать, что такое основа, вам нужно будет поработать в группах по 4 человека и выполнить задание на карточках. Повернитесь друг к другу.
- Давайте вспомним правила работы в группе? (Работать дружно, слушать друг друга, не перебивать, распределить обязанности) (СЛАЙД 9)
- Обратите внимание. К каждой карточке прилагается инструкция. После выполнения задания попробуйте сформулировать определение, что же такое основа.
Инструкция для задания в группах:
улица листочки ягоды заморозки дорога водный |
- Давайте проверим, как вы разобрали слова по составу. Сверьтесь со слайдом (СЛАЙД 10)
- Попробуйте дать свою формулировку, что такое основа? (Основа - это часть слова без окончания)
- Оцените свою работу в группе в листе для самооценки
(СЛАЙД 11)
5 баллов – у меня все получилось.
4 балла – были затруднения, но я справился.
3 балла – у меня не получилось работать в группе.
6.Работа по теме урока
-Как вы думаете, где мы можем получить точный ответ на вопрос «Что такое основа»? (в учебнике)
-Откройте учебник на стр. 95 . Прочитайте правило
-Итак, что называется основой слова? (Основа слова - это часть слова без окончания)
- Как найти основу слова? (Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание)
- Что заключено в основе слова? (Лексическое значение слова)
- Что входит в основу слова? (в основу слова входит только приставка, корень, суффикс)
- Умницы.
7. Составление алгоритма по выделению основы слова.
- Ребята, посмотрите на задание в упр. 178, в каких словах нас просят найти основу слова? (Пушистый, снежинки, улетят).
-Выделим основу в этих словах и составим алгоритм.
- Что такое основа? (это часть слова без окончания)
-Какой первый шаг сделаем перед тем, как найти в слове основу? (Выделим окончание)
(СЛАЙД 11. Выделить окончание)
- Как найти в слове окончание? (нужно изменить форму слова)
- Отделяю окончание и нахожу основу.
(СЛАЙД 12. Выделить основу)
-В остальных словах выделите основу сами и объясните, записывая в тетрадку.
-Кто сможет по алгоритму выделить основу?
-Хорошо, молодцы.
8. Физкультминутка
Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание – приседайте и похлопайте перед собой.
Река, озеро, пила, утро, звезды, роса.
9.Сравнение однокоренных слов и форм слова (Работа с текстом)
- Найдите в сведениях учебника, ответ на вопрос
- Что заключено в основе слова? (Лексическое значение.)
-Как вы это понимаете?
-Чтобы уточнить ваши ответы, мы поработаем с текстом.
-Упр. 179, какое задание сначала нужно выполнить? (Прочитать)
- О чем говорится в тексте? (Ящерица лежала на камне, а рядом грелись на солнышке ящерята)
-Найдите в тексте описание ящерки (Головка у нее маленькая, а хвост длинный)
- А как ящерка спасается от врагов? Найдите это в тексте и прочитайте
(Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит).
-Ребята, а какие слова нам говорят о том, что ящерица нравится автору?
( Любуюсь, головка, ящерка).
- А теперь прочитайте первое задание!
- Как записать эти слова? Прочитайте? (Записать группами: в одну однокоренные слова, в др - формы одного и того же слова)
-Давайте уточним, как запишем эти слова?
- С чего начнем работу? (Найдем однокоренные слова)
-Посмотрите внимательно, сколько их? (3 слова)
- Какие? (Ящерица, ящерята, ящерка)
- Хорошо, записываем
(СЛАЙД 13)
- А что во второй столбик запишем? (формы слова)
- Формы какого слова? (ящерица)
- Записываем (Ящерица, ящерицей, ящерицу) (СЛАЙД 13)
- Выделите основу в словах каждого столбика
- Что сначала нужно сделать? (Отделить окончание, потом выделить основу)
- Сравните основу в двух столбиках? Что заметили?
- Какой вывод можно сделать? (Основа в однокоренных словах разная, а в формах слова одинаковая)
- Мы с вами сделали очень важный вывод, что в формах слова основа одинаковая, а в однокоренных словах разная.
- Как вы теперь можете отличить однокоренные слова от форм слова? (По основе слова. Если основы в словах разные – это однокоренные слова, если основы одинаковые – это формы слова.)
- Ребята, докажите, что слова в первом столбике являются однокоренными?
(У них один корень и значение у этого корня одинаковое).
- Корень- это то, что объединяет однокоренные слова.
- Можем ли мы сказать, что лексическое значение слов одинаковое? (Нет, не можем)
- Почему лексическое значение этих слов разное? (Потому что разная основа)
- Какой вывод мы можем сделать? (Лексическое значение слова заключено в основе слова).
-В какой части слова заключено его лексическое значение, то есть значение данного конкретного слова? (В основе слова)
- Молодцы ребята!
10.Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.
- Сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. Возьмите зеленые карточки. Самостоятельно разберите слова по составу.
(учащиеся работают с разноуровневыми карточками)
Разбери слова по составу Школа, подводный, травка. | Разбери слова по составу Подберезовик, бобрята, приморский, журналисты. |
- Сверьтесь со слайдом, как вы выполнили задание. (СЛАЙД 14)
- Поставьте себе отметку в листе самооценки в столбик «Самостоятельная работа». (СЛАЙД 15)
кол-во ошибок | отметка |
без ошибок | 5 |
1 ошибка | 4 |
2-3 ошибки | 3 |
| ! |
11.Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке? Продолжите фразы
( СЛАЙД 16)
Я узнал…….
Я научился….
- Какая форма работы больше всего понравилась на уроке?
- А сейчас оцените свою работу на уроке
- Служите свои баллы и запишите их в столбик «Количество баллов».
- Подсчитайте общее количество баллов и в 5 столбике «Моя отметка», выставьте себе отметку за урок. (СЛАЙД 17)
20-18 баллов – 5
17-15 баллов – 4
14-10 баллов – 3
- Передайте листы самооценки на первые парты, в последний столбик отметку за урок выставлю вам я.
12. Домашнее задание
Р.т.с. 51 № 128
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимательными, наблюдательными и дружными .
переходы нога вагоны ночка
Кол-во ошибок баллы без ошибок 5 1 ошибка 4 2-3 ошибки 3 4 и более ошибок !
1 .Что такое основа слова? 2.Как графически выделяется основа? 3.Как найти основу слова? 4. Что входит в основу слова?
ягод ы зам орозк и дорог а водн ый
Работа в группе 5 баллов – у меня все получилось. 4 балла – были затруднения, но я справился. 3 балла – у меня не получилось работать в группе.
1. Выделить окончание
1. Выделить окончание 2. Выделить основу
ящерица ящерята ящерка
ящерица ящерицей ящерицу ящерица ящерята ящерка
ящерица ящерицей ящерицу ящерица ящерята ящерка
школа подберезовик подводн ый бобрят а травк а приморск ий журналист ы
Кол-во ошибок баллы без ошибок 5 1 ошибка 4 2-3 ошибки 3 4 и более ошибок !
Я узнал…… Я научился…..
1 .Что такое основа слова? 2.Как графически выделяется основа? 3.Как найти основу слова? 4. Что входит в основу слова?
15-13 баллов – 5 12-10 баллов – 4 9 - 7 баллов - 3
Р.т.с.51 № 128
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка Закрепление изученного. Однокоренные слова Школа России
Урок с презентацией по теме "Закрепление изученного. Однокоренные слова". В презентации использованы кадры из мультфильма "Простоквашино"...
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...
Урок русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК "Школа России"3 класс
Конспект открытого урока по русскому языку по теме: « Корень слова. Однокоренные слова» 3 класс...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.
Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....
Урок русского языка « Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс
УМК «Школа России» .2 класс...
Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...
Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» 2 класс
Урок русского языка« Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» 2 класс...