Урок русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК "Школа России"3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Кожевникова Людмила Александровна

Конспект открытого урока по русскому языку 
по теме: 
« Корень слова. Однокоренные слова» 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.docx18.22 КБ
Файл prezentaciya1botkr_ur.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку 
по теме: 
« Корень слова. Однокоренные слова»
Тема: Корень. Однокоренные слова.
Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме. 
Задачи: 
1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части;
2.формирование умения находить в тексте однокоренные слова, отличать эти слова от слов 
с корнями омонимами;
3. Развивать критическое мышление, речь, орфографическую зоркость, внимание, умения 
ставить учебные цели, анализировать и обобщать.
4. Отрабатывать каллиграфию письма;
5. Воспитывать умения общаться и работать в группах, интерес к родному языку 
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой
- Придумано кем-то
При встрече здороваться.
Доброе утро! Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!
1 слайд
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день.

-Ребята, сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте 
поприветствуем их и подарим им свои улыбки. Садитесь.
На предыдущем уроке вы меня очень порадовали вашей активной работой. Я думаю, что сегодня
будем работать ещё лучше. 
Сегодня у нас урок исследование 
Все вы станете с исследователями. Кто из вас знает, кто же такой исследователь? А где можно
найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) 
« Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – 
подвергать научному изучению». ( слайд 2)
.Гинастика пальцев.
Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений.
Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.
II. Чистописание
Прочитайте слова, написанные на доске.
Кот, кормушка, комар, корыто.
Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Она встречается в 
каждом слове.
Верно, сегодня повторим написание буквы К. 
Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки? 
Назовите, из каких элементов состоит буква.( анализ написания буквы, дети прописывают в 
тетради).
III. Самоопределение к деятельности. 
А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Разгадаем кроссворд из словарных слов. 
Угадайте словарное слово по его значению, запишите слова в строчку, поставьте ударение 
подчеркните орфограмму.
1.Словарная работа
(1 ученик на доске, остальные в тетрадях)
Приятный внешним видом.
Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.
Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.
Специалист, который преподает какой либо учебный предмет в школе
Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
Последний осенний месяц.

Какое слово получилось в вертикальном столбике?
Как вы думаете, что же станет темой нашего сегодняшнего исследования?
Корень
2.Работа по теме урока
Как вы думаете, важная ли это тема в изучении русского языка? Почему? А может быть вы 
вспомните, какие орфограммы связаны с этой темой?
1 этап. Что такое корень? Какие бывают корни? 
У каких предметов есть корень? Для чего он нужен?(слайд 5).
Сколько значений у слова?
Какое из его значений относится к науке о языке?
Что такое корень?
Корень
часть слова
Прочитайте слова, написанные на доске: 
Работа, работник, работать, заработать, работающий.
Что общего во всех словах? (общий корень, близкое значение)
А попробуйте прочитать только корень. 
Вы поняли, что означает это слово? 
А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части.

Ясен ли смысл слов? 
Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? 
Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него 
получаются другие слова. 
Дополним схему. Корень – это … 
Корень
часть слова
значимая 
часть слов
При помощи какого значка выделить корень в слове?
Как одним словом можно назвать все эти слова? (однокоренные)
Дополним схему. Что такое корень?
Корень
часть слова
значимая 
часть слов
общая часть 
однокоренных слов
( родственных) слов
Запишите в тетрадь 3 однокоренных слова, образованных от слова САД, выделите корень.
IV. Физкультминутка
. Продолжение работы по теме урока.
1,Упражнение в выделении корня в однокоренных словах
Так же, как и кустов, 
Корень слова есть у слов. 
Будь внимателен к словам, 
Отыщи в них корень сам. (Слайд 5)
Спишите слова, выделите корень ( групповая работа).
1. Гора, горка, горный.
Лист, листик, лиственное.
2. Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
:
3. Сад, посадка, посадил.
Река, речка, речной..

Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждой группы.)
Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
Самопроверка.
2 этап. Слова слова с омонимичными корнями
. А сейчас приступим к исследованию однокоренных слов.
Скажите, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?
Исследуйте пары слов. ( слайд 6)
Можно ли их назвать однокоренными? Почему?
1 группа:
Вода  водитель
2 группа:
гора – горе
3 группа:
Друг  другой
Какой вывод можно сделать?
При подборе однокоренных слов нужно обращать внимание на значение слов, т.к. иногда в 
словах может совпадать форма корня, а значение этих слов быть совершенно други,. и тогда 
такие слова не будут однокоренными.
VI. Закрепление изученного.
1.Работа с учебником ( упр.121, с. 57. Нужно зачеркнуть «лишнее» слово в каждой строке.):
(работа в парах). .
Проверка выполнения.
Все ли слова в строке являются однокоренными? Какие слова будут «лишними»? 
Почему эти слова не будут однокоренными?
Что вы можете сказать о том, как пишутся корни в однокоренных словах?
2.Индивидуальная работа по карточкам( Карточки определенного цвета, соответственно 
уровню задания, дети могут выбрать карточку любого уровня)
К- 1 
Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы. В 
однокоренных словах выделить корень.
Л…ска, л…сонька, л…са! 
Ты в каких живёшь л…сах? 
К- 2 
Л…сий хвост замёл следы. 
Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери 
Где л…сичка? Видел ты?
еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.
У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над 
детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут 
защищать родные леса, поля, сады.
___________________________________________________________

К- 3
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются 
однокоренными, выдели в них корень.
1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
7. Мороз, замороженный, морозит.
К- 4
В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются 
однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.
Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.
Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.
Проверка выполнения групповой работы /
VII. Рефлексия
Рассмотрите схему. О каком понятии мы сегодня говорили?
Используя вопросительные слова, составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и 
ответьте на них. 
О чём?
Что?
Какая?
Как?
Зачем?
Сколько?
Где?
На следующих уроках мы продолжим изучение темы « Корень слова». Что еще мы можем узнать
на следующих уроках?

Давайте оценим наш урок и нашу работу.
На доске плакат со словами, дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше 
подходят к окончанию урока).
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь коечто чутьчуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всётаки учиться!

VIII,Домашнее задание: упражнение 120 cтр.57

К- 3
Отметь знаком «+» строчки, в которых все слова являются 
однокоренными, выдели в них корень.

1. Сад, садовник, садовые.
2. Смелый, отважный, храбрый.
3. Больница, боль, большой.
4. Горе, горевать, горный.
5. Чистота, чистый, чистить.
6. Горюет, плачет, печалится.
7. Мороз, замороженный, морозит.


К- 4
В каждой группе слов зачеркните те, которые не являются 
однокоренными. Обозначьте корень в однокоренных словах.

Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист.
Белый, беленький, бельё, белизна, белка, белила, побелка.

К- 5

В однокоренных словах выделить корень. Подбери  еще 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.
У воробья очень большая семья. Весь день воробьиха хлопочет над 
детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут 
защищать родные леса, поля, сады.
___________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Чистописание

Слайд 4

Кот, корм, комар, корыто .

Слайд 5

Приятный внешним видом. Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья. Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани. Специалист, который преподает какой ­либо учебный предмет в школе Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку. Последний осенний месяц.

Слайд 6

Проверьте себя! Красиво, посуда, картина, учитель, карандаш, ноябрь

Слайд 9

Так же, как и кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам.

Слайд 10

Спишите слова, выделите корень Гора, горка, горный. Лист, листик, лиственное. 2. Лётчик, самолёт, полёт. Ледяной, ледовый, лёд. 3 . Сад, посадка, посадил. Река, речка, речной..

Слайд 11

Вода ­ водитель Гора – горе Друг ­ другой

Слайд 12

Отдохнём!

Слайд 14

Выполните задание в печатной тетради Стр 41 упр. № 99

Слайд 15

ЗВОН МИР ШУМ ЛИСТ ВОДА ЗВЕЗДА ДОЖДЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка по теме Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России". Тема "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...