«Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.»
статья по русскому языку
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ВО «ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
«Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.»
Выполнила:
студентка 4 курса группы 44 Н
Журавлева Виктория Владимировна
Воронеж
2021
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка – одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма.
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Приемы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
1. Списывание.
Алгоритм списывания включает в себя следующие действия:
Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
Выдели орфограммы в списываемом тексте.
Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
В процессе освоения навыка фонемного письма происходит накопление запаса слоговых орфографических констант как элементов орфографического мышления. На этом этапе учащиеся избавляются от типичных ошибок, присущих зрительно – рукодвигательному графическому навыку (пропусков букв и написаний лишних букв, неслогового переноса), будут готовы к освоению новых правил орфографии.
Внешне навык фонемного письма – это быстрое письмо с пословной орфографической самодиктовкой и написанием в такт их проговаривания.
3. Комментирование (объяснение написания).
По степени трудности выделяются следующие виды комментирования:
а) объяснение выделенных в записанном слове или предложении орфограмм;
б) комментирование написанного слова (учащиеся должны сами найти знак, написание которого надо объяснить;
в) комментирование слов по коллективке (учащиеся читают слова или предложения текста и комментируют те написания, где может быть допущена ошибка);
г) комментирование устного письма (учащиеся послоговым орфографическим проговариванием указывают фонемно – буквенный состав слова, объясняют написание того или иного знака);
д) комментированный диктант.
4. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
Самостоятельное чтение хором.
Объяснение орфограмм (коллективно).
Считают количество предложений в тексте.
Чтение по предложениям.
Орфографическое чтение.
По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
Проверка написанного.
5. Орфографические минутки (в начале или в конце урока).
Прочитать текст. Найти в каждом слове «опасные места». Объяснить их написание. Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически. Списать. Лучше давать списывать четверостишия.
6. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
7. Письмо буквенной дробью.
На местах орфограмм пишется весь набор букв, которыми может быть обозначен данный звук (вада; крожка; крук; питак…).
8. Звуковой анализ слов.
9. Использование словарей.
10. Использование таблиц, схем.
Виды диктантов позволяющих развивать орфографическую зоркость.
- Диктант «Проверяю себя».
Ученики пишут предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появляются сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают учителя, как нужно написать то или иное слово, т.е. слово, в написании которого они сомневаются. И только после этого вставляют нужную орфограмму. В этом случае важно поддержать ученика, не унижать его достоинство, т.к. ребенок замкнется и не станет спрашивать. Тогда данная работа не получится. Учителю нужно напомнить правило, задать наводящий вопрос или объяснить. Но при этом виде диктанта труден контроль учителя.
- Диктант с обоснованием.
Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемые ударением. Ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель, т.е. обосновать орфограмму.
- Диктант (но не контрольный) с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
- Диктант «Найди слова».
Учитель диктует несколько предложений и дает задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемыми безударными гласными и с непроизносимыми согласными.
- Контрольный диктант.
Проводится после изучения темы, в конце четверти, года. Благодаря ему учитель может увидеть общие знания учащихся. Он не может быть проверочным, если большинство написали отрицательно, то оценки не выставляют.
- Творческий диктант.
Они очень разнообразны: от составления текста на заданную тему по опорным словам до составления части текста по картине. Благодаря ему активизируется словарный запас детей, воображение.
После проведения диктанта учитель должен выписать в отдельную тетрадь все слова, в которых учащиеся допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети устно объясняют орфограммы в этих словах, проговаривая хором и индивидуально, а затем провести составленный из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут. На следующий день учитель вновь выписывает те слова, в которых были допущены ошибки, дети анализируют их устно, затем дается новый диктант. И так до тех пор, пока дети не усвоят написание всех слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/07/picture-252707-1367950706.jpg)
Эффективные способы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальное школе.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674573-1443324167.jpg)
Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-651208-1438196658.jpg)
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-205756-1361093418.jpg)
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Статья с рекомендациями по заявленной теме...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/06/picture-1000129-1544110865.jpg)
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Одним из требований ФГОС НОО является создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый обучающийся, вне зависимости от своих психофизических возможностей, смог реализовать себя ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/24/picture-1495817-1700849808.jpg)
Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Выступление на тему "Приемы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"...