Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку
Одним из требований ФГОС НОО является создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый обучающийся, вне зависимости от своих психофизических возможностей, смог реализовать себя как субъект деятельности и общения.
Русский язык в системе обучения занимает лидирующее положение среди других школьных предметов, так как его роль является основной. Для успешного усвоения школьной программы по русскому языку необходимо сформировать ряд УУД. Например, механизм письма предполагает проговаривание звука во внутреннем плане, фонематический анализ звука (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий); перевод в зависимости от фонематических характеристик фонемы в графему. Далее следует объединение букв в слоги, подбор гласной (I или II ряда); объединение слогов в слова. Для письма предложений необходимо усвоение языкового анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_orfograficheskoy_zorkosti_na_urokah_rya_v_nachalnoy_shkole.docx | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальной школе
Одним из требований ФГОС НОО является создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый обучающийся, вне зависимости от своих психофизических возможностей, смог реализовать себя как субъект деятельности и общения.
Русский язык в системе обучения занимает лидирующее положение среди других школьных предметов, так как его роль является основной. Для успешного усвоения школьной программы по русскому языку необходимо сформировать ряд УУД. Например, механизм письма предполагает проговаривание звука во внутреннем плане, фонематический анализ звука (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий); перевод в зависимости от фонематических характеристик фонемы в графему. Далее следует объединение букв в слоги, подбор гласной (I или II ряда); объединение слогов в слова. Для письма предложений необходимо усвоение языкового анализа и синтеза.
«Грамотное письмо — не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры. Она обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимание в письменном общении. Основы орфографической грамотности закладываются в начальных классах. В младшем школьном возрасте, на ранних ступенях обучения, есть своя специфика ее формирования, которая определяется, во-первых, возрастом детей, а во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических языковых знаний. Для формирования орфографически грамотного письма уже в букварный период необходимо начинать развитие орфографической зоркости. Орфографическая зоркость — это способность обнаруживать в словах, предназначенных для записи, орфограммы, а также определять их типы. Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых школьниками ошибок. Поэтому достижение высокого качества орфографической зоркости было и остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Предупреждение ошибок достигается всей системой занятий по орфографии: изучение правил, осознанное их усвоение, умение руководствоваться ими в практике письма, постановкой письменных тренировочных упражнений. Возможные психологические причины неразвитости орфографической зоркости:
- низкий уровень развития произвольности внимания;
- несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
- недостаточность объёма и распределения внимания;
- слабое развитие кратковременной памяти.
Необходимые для грамотного письма УУД состоят из отдельных миниопераций. Знание учеником этих операций определяет возможность алгоритмизировать процесс решения учебной задачи.
Ход решения орфографической задачи может быть представлен на нескольких уровнях:
- Обнаружение орфограммы – актуализация правила - оценка орфографического поля - морфологический анализ слова – привлечение лексического или морфологического материала, необходимого по условиям правила – запись.
- Обнаружение орфограммы – актуализация правила – подбор аналогии – запись.
- Актуализация зрительного образа слова с орфограммой (без ее осознанного выделения) – запись.
- Автоматизированная запись (на основе моторной памяти) без осознанного анализа орфограммы.
Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
- Увидеть орфограмму в слове.
- Определить вид: проверяемая или нет; если да, то к какой теме относится, вспомнить правило.
- Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
- Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
- Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
- Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Результат обучения орфографии зависит от того, насколько развита у школьника способность ставить перед собой орфографические задачи. Так, например, ученик после изучения правил о безударной гласной в корне успешно справляется с заданием вставить пропущенные буквы в упражнении, но допускает ошибки в собственном тексте. Объяснить этот парадокс нетрудно: чтобы вставить букву, ученику нужно решить орфографическую задачу, которая перед ним уже поставлена, а чтобы сознательно написать слово, допустим в изложении или сочинении, ему нужно сначала поставить эту орфографическую задачу, т.е. определить наличие орфограммы и ее вид.
Именно поэтому умение быстро обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, является важным базовым умением, и работу над грамотностью учащегося надо начинать с развития орфографической зоркости. Важно научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а уже затем постепенно обучать их решению.
Период обучения грамоте – очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо создавать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько, наоборот – от звука к букве.
В это же время дети получают представление о сильной и слабой позициях звуков. Поскольку большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить, как умение позиционно оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук находится в сильной позиции, а какой – в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Наиболее частыми трудностями младших школьников является обнаружение орфограммы, т.е. решение орфографической задачи. опознавательные признаки орфограмм:
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие "опасные" звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
- гласные - а, о, и, е;
- пары звонких и глухих согласных;
- сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;
- согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з,
- повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;
- мягкие согласные (особенно "л" мягкое) также относятся к числу "опасных";
- "опасными позициями" в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.
3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса. Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.
Содержание работы по формированию орфографической зоркости у учащихся начальных классов предполагает развитие языковых представлений и навыков по следующим направлениям и темам:
- Родственные слова;
- Дифференциация однокоренных слов со словами-омонимами;
- Морфемный разбор слова;
- Дифференциация близких по значению и написанию морфем;
- Выделение «ошибкоопасных» мест в слове;
- Подбор проверочных слов при проверке безударных гласных в корне, проверяемых ударением;
- Подбор проверочных слов при проверке сомнительных согласных в корне слова;
- Ассоциативные ряды при работе со словарными словами;
- Выделение орфограмм в приставке, суффиксе, окончании;
- Падежные формы имен существительных;
- Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- Согласование прилагательных, местоимений числительных с существительными;
- Согласование глаголов с существительными в роде, числе;
- Личные окончания глаголов;
- Употребление предлогов;
- Дифференциация предлогов и приставок;
- Правописание разделительных ъ и ь;
- Правописание ь на конце существительных, глаголов;
- Правописание тся, ться в глаголах.
Конечно, на выполнение заданий уходит много времени. Но по мере автоматизации навыка определять орфограммы алгоритм выполнения постепенно совершенствуется. Чем яснее становятся закономерности русской орфографии, тем выше собственная орфографическая зоркость. Предупреждение орфографических ошибок достигается системой занятий по орфографии: изучение правил, осознанное их усвоение, умение руководствоваться ими в практике письма, постановкой письменных тренировочных упражнений. При этом, требуется традиционный подход с опорой на различные виды анализаторов. Обычный контрольный слуховой диктант не даёт объективной информации о состоянии грамотности школьников, потому что многие написания случайно оказываются правильными. Что надо писать: О или А, И или Е? Есть возможность случайно угадать, и возможность эта велика, она составляет 50 %. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Это подтверждает необходимость развития фонематического слуха и восприятия. Рукодвигательный фактор (моторная память). Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т. е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически. Проговаривание (артикуляционная память).
К упражнениям по выработке орфографической зоркости К.Д.Ушинский предъявлял требования:
1. Они (упражнения) «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
2. «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.
«всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд».
«пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
«чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
3. «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
4. «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».
Варианты заданий и упражнений для формирования орфографической зоркости у младших школьников:
Письмо с проговариванием. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Чаще всего это касается запоминания трудных слов . Такое многократное проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и в конце концов прочно запоминается. Сначала образец проговаривания даёт учитель– 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желание попробовать свои силы, проговорить индивидуально.
Списывание (основа проговаривания по слогам) . Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль.
Алгоритм списывания
· Внимательно прочитай предложение.
· Повтори его не заглядывая в текст.
· Подчеркни в предложении все орфограммы.
· Прочитай предложение орфографически.
· Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
· Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
· Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, можно предложить по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендуется, «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.
Особое внимание следует уделить выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
- Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
- Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
- Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
-Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
- Спиши слова определённой части речи.
- Выпиши словосочетания.
Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний. Это наиболее интересные методы и приёмы обучения связаны с вопросом применения на уроках проблемного обучения и создания проблемных ситуаций. Термин «какография» является антонимом к слову «орфография» ; отсюда и название «какографические»,т.е.умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. (Например, на уроке русского языка во 2 классе, можно дать задание: списать с доски в тетради предложение У гришы жыл Кот рыжык. Ученики находят и исправляют «ошибки». При этом дают развернутое пояснение своим действиям.)
Здесь ошибки отыщите, Что не знает наш Незнайка,
В чём причина их, скажите: Ну-ка, быстро угадай-ка:
«лыжи мы купили, «Жыл у Пульки песик булка-
по лыжне хадили, знаю это точно я.
да не накотались, А Авоська и Небоська-
лыжи вдрук сламались!» закадычьные друзя!»
Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
Диктанты
· Предупредительный диктант
· Объяснительный диктант
· Выборочный диктант
· Свободный диктант
· Зрительно-слуховые диктанты
Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.
Комментированное письмо. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себе объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. Школьник должен видеть все буквы в слове. Что нужно, чтобы внимание было направлено на известную часть слова, на орфограмму? Всякое внимание и восприятие орфограммы должно носить следы сознательной и активной деятельности. У ребенка появляется привычка внимательно относится к речи, «взвешивать» слово, выбирать и ценить его правильную форму.
Комментированное письмо выступает как одни из приемов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правила, способствует выработке грамотного письма, устраняя разрыв между теорией и практикой. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у детей вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знание учеников и проверить их орфографические навыки.
Учащиеся не только проговаривают слова и предложения. Но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Игра «Лесенка»
Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины:
рука… бере…
лу… моро…
в_се__ий ле… гла__кий лё…
р_ __ийский фла.. т__ж__лый гру…
б__льной зу.. со___ый арбу..
«Аллитерация»
Командам дается задание подобрать к заданным словам с пропущенной буквой подходящие по смыслу слова, в которых пропущенная буква будет первой. Например, м_роз – очень сильный мороз; с_бака – огромная собака; учит__ль – его учитель.
С_поги – | (Анины сапоги) | М_рковь - | (оранжевая морковь) |
_ дежда - | (Олина, оранжевая морковь) | учит__ль - | (учитель Егора) |
сах__рный - | (сахарный арбуз) | _зык - | (яркий язык) |
т_традь - | (его тетрадь) | мес__ц - | (месяц январь) |
ф__милия - | (фамилия Антона) | з__водной - | (заводной автобус) |
Диктант «Открытые окошки»
Учащиеся записывают предложения под диктовку, а буквы, в которых сомневаются, пропускают, рисуя на месте пропуска пустой квадратик. После диктанта спрашивают у одноклассника, какую букву нужно написать и почему и вставляют пропущенные орфограммы.
Первое и главное достоинство этого диктанта состоит в том, что дети начинают «нащупывать» свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, прислушиваться к мнению товарища, аргументировать ответ.
Диктант «с постукиванием»
Во время слухового диктанта учитель постукивает по столу, произнося слово с орфограммой.
«Четвертый – лишний»
Возможны различные варианты подбора слов : Д__ревня – т__традь – ул__ца – уч_ник. Р_бота – род_на - _осква – н_род. Су__ота – кла__ - учит_ль – ру__кий. Т__желый - __дро – в__зал – сл__пил.
«Орфографическое домино»
Дети повторяют правила правописания и формируют умение обнаруживать орфограммы на слух.
Б Безударные гласные в корне слова | Что такое орфограмма? |
Сочетание чк, чн, щн | Какая орфограмма в словах? Лыжи, шило |
Орфография – правописание, то есть система правил, которая устанавливает единое написание слов, их форм и сочетаний. | Какая орфограмма в словах? Чуковский, щука |
Гласные после шипящих ж и ш | Какая орфограмма в словах? Дочка, конечно, мощный |
«Трудное» место в слове | Какая орфограмма в словах? Чаща, роща |
Гласные после шипящих ч и ц | Какая орфограмма в словах? Зерно, слова, вещи |
Первым начинает игру тот ученик, кому достанется картинка без ответа. Он задаёт вопрос, а остальные слушают и ищут ответ в своих карточках. Тот, кто найдёт правильный ответ, закрывает левую сторону полоской бумаги, задаёт вопрос, записанный на правой стороне карточки, и так далее. У ученика, не знающего ответ, левая сторона карточки остаётся открытой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС...
Эффективные способы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальное школе.
Повышение грамотности учащихся, способы решения данной проблемы....
Формы работы по формированию орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Методы и приемы для формирования орфографической зоркости на уроках руского языка в начальной школе...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»
Успех всей работы зависит, если чётко планировать всю работу, подбирать тренировочные упражнения, систематически и разносторонне работать со слабоуспевающими учениками, постоянно контролировать ...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе
Статья с рекомендациями по заявленной теме...
Статья "Эффективные методы работы над формированием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
Одно из требований ФГОС к результату освоения программы начального общего образования- это овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавател...
Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
laquo;Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даё...