Методическая разработка урока русского языка "Сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Иванова Анастасия Леонидовна

Формирование умения находить в простом предложении грамматическую основу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку по программе «Школа 21 века».

3 КЛАСС.

СКАЗУЕМОЕ.

Тема урока

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Цель:

Формирование умения находить в простом предложении грамматическую основу.

Задачи урока

1. учить находить сказуемое в предложении и видеть, что сказуемое не всегда выражено глаголом;

2. развивать умение находить подлежащее и сказуемое, умение выделять главные члены в предложениях, в которых сказуемое выражено разными частями речи.

Развивать у учащихся орфографическую зоркость.

3. Воспитывать культуру общения, умение доказывать свою точку зрения.

Планируемый результат обучения

Познавательные УУД: сформировать умение находить в простом предложении грамматическую основу.

Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Основные понятия

Грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое.

Тип урока

Ознакомление с новым материалом.




Ход урока

I. Мотивирование
к учебной деятельности (организационный момент)

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели. Не лениться!

Начинаем мы учиться

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Если непонятно слово, 

Если, как писать, не знаю, 

Нету выхода иного – 

Эту книгу открываю. 

Здесь все четко, все правдиво... 

Что за книга? Вот уж диво! 

Нет, не диво, даже встарь 

Был составлен тот...

Ответ: Словарь

-Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря, чтобы его назвать нужно

в каждом данном слове подчеркнуть орфограмму, объяснить её написание.

 избрал, трава, дубки, помыл, местный, капуста.

(Выходят к доске, подчёркивают орфограмму, объясняют)

-Какое получилось слово?  (сл. )  забота

(слайд 2) 

- Проявление, какой заботы вы видите на картинках?

-  Назовите его лексическое значение.   (Сл.)  (внимание, беспокойство о ком (чём)- либо)

- Запишите, разделите слово на слоги, поставьте ударение.

- Какую безударную гласную нужно запомнить?

- Придумайте и запишите однокоренные слова. Выделите корень (СЛ.)  Как пишутся корни в однокоренных словах?

- Подчеркните букву а в однокоренных словах.

 Придумайте предложение с одним из слов.

- Запишем предложение, повторим орфограммы.

Лиса заботится о своих маленьких лисятах. (слайд ) 

- Найдите и подчеркните сказуемое.

- Вспомним, на какие вопросы отвечает сказуемое? Как оно подчёркивается? (слайд ) 

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Сказуемое)

- Чем выражено сказуемое в предложении?   (слайд ) 

- Почему рядом с глаголом появился ? Выскажите своё предположение.

- Сформулируйте цель урока. (узнать..)

- Откройте учебник на стр. 61 упр.2 (сл.  пустой) 

- Найдите глагол в первом предложении.

- Чтобы определить каким членом предложения  является глагол, что нужно найти?(основу)

- Что входит в основу предложения?

-Что называет подлежащее? (то, о ком или о чём говориться в предложении.  Отвечает на вопрос кто?, что?, выражено существительным.)

-Что называет  сказуемое? (называет то, что  говорится  о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? Что сделает?... Выражено глаголом.)

(сл. )  На доске появляется запись.

Подлежащее называет, то

о ком или о чём говориться в предложении.

Отвечает на вопросы  кто?, что?,

выражено существительным.

Сказуемое называет, то

что говорится  о подлежащем. Отвечает на вопросы что делает? что будет делать?

каков?

Выражено глаголом. ?

Разбирают по членам предложения из упр. 2.

-Найдите глагол, выделите основу.

Сказуемое чем в упражнении выражено?  (глаголом)

- Напомните  цель нашего урока.

Физ. минутка.

III. Выявление  места и причины  затруднения.

(сл. ) - Соедините слова  первого и второго столбика по смыслу по смыслу, составьте предложения.

осень                     красивы

ночь                      наступила

цветы                   художница

моя сестра            звёздная.

(сл. ) Осень наступила.

(сл. ) Ночь звёздная.

- Найдите подлежащее. Найдите  сказуемое. (Проблема)

lV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Поставьте вопрос к следующему члену предложения. (какая?)

-Какая часть речи, отвечают на вопрос какая? (прил.) появл.

Разберемся, каким членом предложения является имя прилагательное?

- Для этого вспомним, что называет сказуемое? (называет то,  что говорится о подлежащем)

- Что говорится о ночи? (что она звёздная, значит это сказуемое, выражено именем прилагательным)

На самом деле глагол здесь есть, но он спрятан под шапкой невидимкой, как спрятано нулевое окончание. Чтобы убедиться, что это сказуемое, нужно изменить предложение

так, как будто то, о чём говорится уже было, есть или  будет. на доске

Ночь (будет) звёздная.

Нужно вставить между словами какой либо глагол – невидимку.

- Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным)

- Составьте следующее предложение.

Цветы красивы. Разберите по членам предложения. (сл. )

Что сказано о цветах? Поставьте вопрос. Каковы? ( красивы) Выражены краткой формой им. прил. Сказано, что они красивы, значит это сказуемое.

-Давайте убедимся, измените предложение, чтобы появился  глагол-невидимка.

(Цветы были красивы.)

- Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным, кр. прил.)

- Составьте следующее предложение

Моя сестра художница.

- Что говорится о сестре, поставьте вопрос?

- Измените предложение, поставьте глагол. Моя сестра (будет )художницей.

Вывод в чём может выражаться сказуемое? (глаголом, им. прилагательным, кр. прил., им. существительным)

Прочитайте правило на странице 62, выделенное коричневым цветом.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(сл. ) записаны предложения: Работа в паре.

- Перед вами лежат карточки с предложениями.  Посовещайтесь, найдите и подчеркните основу предложения.

Золотая осень пришла в лес. Наша бабушка - рукодельница.

Мальчик умен.  Утро солнечное.

- Расскажите алгоритм нахождения сказуемого. Сравните ваш вариант с алгоритмом в учебнике. с. 62

lV.   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Разбор предложений в упражнении 3 (учебник). с. 63

2. Исправление ошибок в упражнении 4 (учебник).

Учащиеся сравнивают выполненные задания Даши и Валеры, находят ошибки, исправляют и дают совет, как их избежать (формулируют правило, рассказывают алгоритм).

V. Домашнее задание: составьте и запишите 4–5 предложений, в которых сказуемое выражено разными частями речи; выделите сказуемое.

 Vl. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Что нового мы узнали о сказуемом?

Оцените свою работу на уроке по шкале знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" (урок-путешествие)

Методическая разработка урока русского языка "Перенос слов" предназначена для учащихся 2 класса. Тип урока: Изучение нового. Методы. Словесный, наглядный, практический.Методики. Ди...

Методическая разработка урока русского языка "Урок письма" (3 класс)

Тема урока: "Правила написания писем".Цель урока. Возрождение русских традиций эпистолярного жанра, получение первоначальных навыков правильного написания письма....