Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного»
Тип урока: урок «открытия нового знания».
Цели урока: Формирование представления о простых и сложных предложениях;знакомство с отличительными признаками сложного и предложения с однородными членами; знакомство со способами соединения простых предложений в сложное предложение.
Планируемые результаты:
предметные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;
личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Формируемые УУД:
познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Место данного урока в системе уроков по избранной теме: Шестнадцатый урок по теме «Простые и сложные предложения».
Оборудование и используемые учебные пособия:
1.Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык и др. 2020г «Просвещение»
2. Сигнальные карточки
Технические средства: ПК, ИД.
Формы, методы, приемы. Формы организации работы на уроке: индивидуальная работа, фронтальная, работа в группах.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: наблюдение, беседа, доклад ученика, инструктаж, анализ предложений и схем предложений.
Методы передачи информации с помощью практической деятельности: практические упражнения, работа с книгой.
Методы стимулирования и мотивации: проблемная ситуация, прогнозирование будущей деятельности, свободный выбор заданий, выполнение творческих заданий, создание ситуации взаимопомощи.
Методы контроля: фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль.
Технологии: Проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающее.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Открыли тетради и записали дату, «классная работа».
Выполняют запись в тетрадях.
Проверка готовности учеников к уроку
2 этап. Актуализация знаний. Цель: активизировать знания учащихся и создать проблемную ситуацию (4 мин)
1. Создание проблемной ситуации.
На доске _____ _____
_____
- Что обозначает эта схема?
- Что вы знаете о грамматической основе предложения?
Индивидуальная работа по карточкам:
Задание: вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.
Вся п.ляна п.стрела р.машками, к.л.кольчиками.
На опушке б.рёзового леса вырос чистотел.
Старик л.вил неводом рыбу, ст.руха пряла свою пряжу.
- Кто выполнил задание, верно?
-Что интересного заметили?
(поднимают сигнальные карты)
2. Формулирование проблемы.
- Что можете сказать о таком предложении?
- Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? (Выслушать все мнения и по возможности записать)
- Это схема грамматической основы предложения.
- Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.
- Две грамматические основы в третьем предложении.
- Составное, сложное, т. к…:
Сравнивают способ действия и результат с заданным эталоном;
адекватно оценивают свои результаты деятельности и результаты одноклассников.
Вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли
Беседа – отвечают на вопросы, наблюдение за уровнем активности учащихся.
Проверка письменных работ на карточках. Наблюдение за правильным обозначением орфограммы.
3 этап. Целеполагания. Цель: установить и сформулировать главные цели и задачи урока (3 мин)
- Что мы должны сделать сегодня на уроке?
- Каким образом можно проверить ваши предположения о том, как называется предложение с двумя грамматическими основами?
- Обратимся к книге. Откройте с. 36. Назовите тему нашего урока.
- Прочитайте новые сведения о языке и сделайте вывод, какое из предположений ребят было верным.
- Обсудим задачи нашего урока.
Обобщим: научиться находить сложные предложения, поупражняться в записи сложных предложений, научиться составлять схемы сложных предложений.
(записать на доске)
- Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы.
- Узнать у учителя, в справочнике, в книге.
- Тема урока «Простые и сложные предложения».
- Предложение, в котором одна грамматическая основа - простое предложение. Предложение, в котором две грамматические основы - сложное предложение.
Предложения детей.
1. Запомнить, что такое сложное и простое предложение.
2. Научиться отличать сложное предложение от простого.
3. Поупражняться в записи сложных предложений.
4. Научиться составлять схему сложного предложения.
Определяют цель и учебные задачи урока.
Знают признаки простого и сложного предложений.
Беседа. Наблюдение за уровнем активности учащихся.
4 этап. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний. (18 мин)
1. Индивидуальная работа с использованием учебника.
с.36. Упр.50 (задание: списать предложения под номерами 1,2,3; выделить грамматическую основу; ответить на вопрос: как связаны между собой части сложного предложения?)
Проверка (фронтальный опрос)
- Что вы можете сказать о предложениях упражнения?
2. Работа в группах.
Задание: составить схему предложения (по рядам: 1 ряд -1 предложение, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3).
Схему составляют на альбомном листе, вывешивают на доску.
-Посмотрите на схемы, скажите, как связаны части сложного предложения?
Физминутка (запасное задание)
- Я буду читать предложения. Если прозвучит сложное предложение, хлопните три раза в ладоши. Если услышите простое предложение, топните трижды ногами.
Я беру лодку и иду к реке.
Лес обнажился, часто идут нудные дожди.
Птицы улетают в теплые края.
Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Раздался удар грома, и полил дождь.
- Кто не допустил ошибок?
3. Работа в группах.
- Сегодня вам предстоит выполнять домашнее задание по теме урока. Чтобы у вас все получилось, предлагаю составить алгоритм «Простое и сложное предложения» (алгоритм записан с пропуском слов, ученикам необходимо его дописать)
Алгоритм:
1) Найду в предложении _____________________.
2) Определю количество _________________________.
3) Делаю вывод: если ________________________ – предложение простое, _____________________ - сложное.
4) В сложном предложении ищу _____________________.
5) Между частями ___________________________.
Проверка по эталону (вывешивают алгоритм на доску).
Алгоритм:
1) Найду грамматическую основу.
2) Определю количество грамматических основ.
3) Делаю вывод: если грамматическая основа одна – предложение простое, две и более - сложное.
4) В сложном предложении ищу границу его частей.
5) Между частями сложного предложения ставлю запятую.
Самооценка.
-Какая группа выполнила работу без ошибок? (светофорчики)
- Всем ли понятно, как поступить при записи сложного предложения?
Работают индивидуально и в группах.
Отвечают на вопросы. Готовят выступление от группы. Аргументируют свою точку зрения. Проверяют, соответствует ли схема предложению.
- Предложения сложные, кроме первого.
- С помощью союзов И, А, НО и без союзов.
Определяют на слух сложное и простое предложение.
Комментируют составленный алгоритм, сопоставляют с эталоном, анализируют, оценивают результат работы.
Умеют соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Осознают успешность своей деятельности.
Управляют своим поведением.
Осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Осуществляют контроль, оценку действий партнера.
Отличают простые и сложные предложений; соотносят схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам.
Используют знаково-символические средства для решения учебных задач.
Вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли
Проверка письменных работ в тетради. Наблюдение за правильным обозначением орфограммы и определением грамматической основы предложений.
Схема предложения.
Беседа.
Наблюдение за правильным выполнением задания.
Алгоритм.
5 этап. Этап обобщения и систематизации знаний.
Цель: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; коррекция неверных представлений. (13 мин)
Самостоятельная работа
Учащимся предлагается «Лист самооценки», в котором будут проставлены баллы за задания.
Позже баллы переводятся в отметку.
Критерии оценивания :
- все ответы указаны верно;
- допустил 1ошибку;
- допустил 2 ошибки;
- допустил 3 ошибки;
- все ответы указаны неверно.
8 баллов – «5»,
7 - 6 баллов – «4»,
5 - 4 балла – «3»,
3 и менее – «2».
- Задание (письменно): даны простые предложения. Составьте из них сложное союзное или бессоюзное предложение.
Поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.
- Задание (письменно): составить и записать одно сложное предложение по любой схеме:
[ ] , а [ ]. [ ] , но[ ]. [ ] , [ ].
- Задание на карточке (Тест):
1.Укажите сложное предложение.
А) Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.
Б) Наш кот Васька любит играть в догонялки.
В) Опустел сад, и осыпались листья.
Г) Щеголяют теперь одуванчики в желтом платье, а летом в белой шубке.
2.Укажите сложное предложение, состоящее из трех частей.
А) Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.
Б) На улицах, скверах и бульварах расчирикались воробьи.
В) Вот-вот выбросят первые листочки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке льдины.
Г) Час обеда приближался, топот по двору раздался.
3.Укажите предложение, в котором союз И соединяет части сложного предложения:
А) У кумушки глаза и зубы разгорелись.
Б) Игривые и озорные воробьи купаются в лужах.
В) Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем кинулся в траву.
Г) Березки тихо шептались, и мягкие травы серебрила роса.
4.Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:
А) Рванул ветер и, в воздухе закружилась пыль.
Б) Рванул ветер и в воздухе, закружилась пыль.
В) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
Г) Рванул, ветер и в воздухе закружилась пыль.
Самопроверка и самооценка.
Ключ: В, В, Г, В.
- Какую отметку за урок вы себе поставили?
Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Составляют предложения по данным схемам.
Составляют сложные предложения из данных простых предложений; соотносят схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам.
Используют знаково-символические средства для решения учебных задач.
Вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли
Верно составленные предложения.
Предложения соответствуют схеме.
6 этап. Рефлексивно-аналитический. Цель: анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы. (5 мин)
- Какая была тема урока?
- Какую цель ставили в начале урока?
- Что делали для её достижения?
- Какое предложение называется сложным?
Как его отличить от простого?
- С помощью чего соединяются части сложного предложения?
- Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?
- Закончите предложение:
- Сегодня на уроке я научился…
- Сегодня на уроке я смог…
- На уроке для меня было трудно …
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет.
Высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию.
Адекватно оценивают свои результаты деятельности и результаты одноклассников.
Беседа.
7 этап. Домашнее задание. Цель: закрепление учебных действий (2 мин).
1. Выучить алгоритм. Повторить правила на стр. 36, 37.
2. По выбору учащихся:
а) стр. 37, упр. 51 (из простых предложений составить сложные, подчеркнуть в любом сложном предложении его грамматическую основу)
б) самостоятельно составить 2-3 сложных предложения, сделать схемы к ним.
Внимательно слушают,
задают уточняющие вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".
Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...
технологическая карта урока математики Тема: «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом деления», 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: Познакомить с приёмом деления, основанным на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения.Планируемые результатыПредметные:Знать: - как использовать св...
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного.
Конспект урока по программе "Школа России" для 4 класса....
Конспект урока по теме "Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: Формирование умения находить результат действия деления при помощи примера на умножение; развитие умения учащихся решать задачи умножением и делением. Планируемые резул...
Технологическая карта урока математики. Тема: "Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: ознакомление учащихся с приёмом деления, основанным на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения.Задача урока по практическ...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...