Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Жамбалова Татьяна Викторовна

Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного»

Тип урока: урок «открытия нового знания».

Цели урока: Формирование представления о простых и сложных предложениях;знакомство с отличительными признаками сложного и предложения с однородными членами; знакомство со способами соединения простых предложений в сложное предложение.

Планируемые результаты:

предметные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;

личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Формируемые УУД:

познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; выдвижение гипотез и их обоснование;
коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Место данного урока в системе уроков по избранной теме: Шестнадцатый урок по теме «Простые и сложные предложения».

Оборудование и используемые  учебные пособия:

1.Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык и др. 2020г «Просвещение»

2. Сигнальные карточки

Технические средства: ПК, ИД.

Формы, методы, приемы. Формы организации работы на уроке: индивидуальная работа, фронтальная, работа в группах.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся: наблюдение, беседа, доклад ученика, инструктаж, анализ предложений и схем предложений.

Методы передачи информации с помощью практической деятельности: практические упражнения, работа с книгой.

Методы стимулирования и мотивации: проблемная ситуация, прогнозирование будущей деятельности, свободный выбор заданий, выполнение творческих заданий, создание ситуации взаимопомощи.

Методы контроля: фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль.

Технологии: Проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающее.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Открыли тетради и записали дату, «классная работа».

Выполняют запись в тетрадях.

Проверка готовности учеников к уроку

2 этап. Актуализация знаний. Цель: активизировать знания учащихся и создать проблемную ситуацию (4 мин)

1. Создание проблемной ситуации. 

На доске _____  _____

                            _____

- Что обозначает эта схема?

- Что вы знаете о грамматической основе предложения?

Индивидуальная работа по карточкам:

Задание: вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.

Вся п.ляна п.стрела р.машками, к.л.кольчиками.

На опушке б.рёзового леса вырос чистотел.

Старик л.вил неводом рыбу, ст.руха пряла свою пряжу.

- Кто выполнил задание, верно?

-Что интересного заметили?

(поднимают сигнальные карты)

2. Формулирование проблемы.

- Что можете сказать о таком предложении?

- Как можно назвать предложение с двумя грамматическими основами? (Выслушать все мнения и по возможности записать)

- Это схема грамматической основы предложения.

- Грамматическая основа предложения - это главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.

- Две грамматические основы в третьем предложении.

- Составное, сложное, т. к…:

Сравнивают способ действия и результат с заданным эталоном;

адекватно оценивают свои результаты деятельности и результаты одноклассников.

Вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Беседа – отвечают на вопросы, наблюдение за уровнем активности учащихся.

Проверка письменных работ на карточках. Наблюдение за правильным обозначением орфограммы.

3 этап. Целеполагания. Цель: установить и сформулировать главные цели и задачи урока (3 мин)

- Что мы должны сделать сегодня на уроке?

- Каким образом можно проверить ваши предположения о том, как называется предложение с двумя грамматическими основами?

- Обратимся к книге. Откройте с. 36. Назовите тему нашего урока.

- Прочитайте новые сведения о языке и сделайте вывод, какое из предположений ребят было верным.

- Обсудим задачи нашего урока.

Обобщим: научиться находить сложные предложения, поупражняться в записи сложных предложений, научиться составлять схемы сложных предложений.

(записать на доске)

- Познакомиться с предложениями, у которых две грамматические основы.

- Узнать у учителя, в справочнике, в книге.

- Тема урока «Простые и сложные предложения».

- Предложение, в котором одна грамматическая основа - простое предложение. Предложение, в котором две грамматические основы - сложное предложение.

Предложения детей.

1. Запомнить, что такое сложное и простое предложение.

2. Научиться отличать сложное предложение от простого.

3. Поупражняться в записи сложных предложений.

4. Научиться составлять схему сложного предложения.

Определяют цель и учебные задачи урока.

Знают признаки простого и сложного предложений.

Беседа. Наблюдение за уровнем активности учащихся.

4 этап. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний. (18 мин)

1. Индивидуальная работа с использованием учебника.

с.36. Упр.50 (задание: списать предложения под номерами 1,2,3; выделить грамматическую основу; ответить на вопрос: как связаны между собой части сложного предложения?)

Проверка (фронтальный опрос)

- Что вы можете сказать о предложениях упражнения?

2. Работа в группах.

Задание: составить схему предложения (по рядам: 1 ряд -1 предложение, 2 ряд – 2, 3 ряд – 3).

Схему составляют на альбомном листе, вывешивают на доску.

-Посмотрите на схемы, скажите, как связаны части сложного предложения?

Физминутка (запасное задание)

- Я буду читать предложения. Если прозвучит сложное предложение, хлопните три раза в ладоши. Если услышите простое предложение, топните трижды ногами.

Я беру лодку и иду к реке.

Лес обнажился, часто идут нудные дожди.

Птицы улетают в теплые края.

Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Раздался удар грома, и полил дождь.

- Кто не допустил ошибок?

3. Работа в группах.

- Сегодня вам предстоит выполнять домашнее задание по теме урока. Чтобы у вас все получилось, предлагаю составить алгоритм «Простое и сложное предложения» (алгоритм записан с пропуском слов, ученикам необходимо его дописать)

Алгоритм:

1) Найду в предложении _____________________.

2) Определю количество _________________________.

3) Делаю вывод: если ________________________ – предложение простое, _____________________ - сложное.

4) В сложном предложении ищу _____________________.

5) Между частями ___________________________.

Проверка по эталону (вывешивают алгоритм на доску).

Алгоритм:

1) Найду грамматическую основу.

2) Определю количество грамматических основ.

3) Делаю вывод: если грамматическая основа одна – предложение простое, две и более - сложное.

4) В сложном предложении ищу границу его частей.

5) Между частями сложного предложения ставлю запятую.

Самооценка.

-Какая группа выполнила работу без ошибок? (светофорчики)

- Всем ли понятно, как поступить при записи сложного предложения?

Работают индивидуально и в группах.

Отвечают на вопросы. Готовят выступление от группы. Аргументируют свою точку зрения. Проверяют, соответствует ли схема предложению.

Предложения сложные, кроме первого.

- С помощью союзов И, А, НО и без союзов.

Определяют на слух сложное и простое предложение.

Комментируют составленный алгоритм, сопоставляют с эталоном, анализируют, оценивают результат работы.

Умеют соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Осознают успешность своей деятельности.

Управляют своим поведением.

Осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Осуществляют контроль, оценку действий партнера.

Отличают простые и сложные предложений; соотносят схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам.

Используют знаково-символические средства для решения учебных задач.

Вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Проверка письменных работ в тетради. Наблюдение за правильным обозначением орфограммы и определением грамматической основы предложений.

Схема предложения.

Беседа.

Наблюдение за правильным выполнением задания.

Алгоритм.

5 этапЭтап обобщения и систематизации знаний.

Цель: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала; коррекция неверных представлений. (13 мин)

Самостоятельная работа

Учащимся предлагается «Лист самооценки», в котором будут проставлены баллы за задания.

Позже баллы переводятся в отметку.

Критерии оценивания :

- все ответы указаны верно;

- допустил 1ошибку;

- допустил 2 ошибки;

- допустил 3 ошибки;

- все ответы указаны неверно.

8 баллов – «5»,

7 - 6 баллов – «4»,

5 - 4 балла – «3»,

3 и менее – «2».

  1. Задание (письменно): даны простые предложения. Составьте из них сложное союзное или бессоюзное предложение.

Поднялся сильный ветер. Море разбушевалось.

  1. Задание (письменно): составить и записать одно сложное предложение по любой схеме:

[ ] , а [ ]. [ ] , но[ ]. [ ] , [ ].

  1. Задание на карточке (Тест):

1.Укажите сложное предложение.

А) Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.

Б) Наш кот Васька любит играть в догонялки.

В) Опустел сад, и осыпались листья.

Г) Щеголяют теперь одуванчики в желтом платье, а летом в белой шубке.

2.Укажите сложное предложение, состоящее из трех частей.

А) Зацвели сады, и вся земля в саду побелела от лепестков яблонь.

Б) На улицах, скверах и бульварах расчирикались воробьи.

В) Вот-вот выбросят первые листочки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке льдины.

Г) Час обеда приближался, топот по двору раздался.

3.Укажите предложение, в котором союз И соединяет части сложного предложения:

А) У кумушки глаза и зубы разгорелись.

Б) Игривые и озорные воробьи купаются в лужах.

В) Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем кинулся в траву.

Г) Березки тихо шептались, и мягкие травы серебрила роса.

4.Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:

А) Рванул ветер и, в воздухе закружилась пыль.

Б) Рванул ветер и в воздухе, закружилась пыль.

В) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

Г) Рванул, ветер и в воздухе закружилась пыль.

Самопроверка и самооценка.

 Ключ: В, В, Г, В.

- Какую отметку за урок вы себе поставили?

Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Составляют предложения по данным схемам.

Составляют сложные предложения из данных простых предложений; соотносят схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам.

Используют знаково-символические средства для решения учебных задач.

Вступают в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли

Верно составленные предложения.

Предложения соответствуют схеме.

6 этап. Рефлексивно-аналитический. Цель: анализ и оценка успешности достижения цели и перспективы последующей работы. (5 мин)

- Какая была тема урока?

- Какую цель ставили в начале урока?

- Что делали для её достижения?

- Какое предложение называется сложным?

Как его отличить от простого?

- С помощью чего соединяются части сложного предложения?

- Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

- Закончите предложение:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Сегодня на уроке я смог…
  • На уроке для меня было трудно …

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет.

Высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Адекватно оценивают свои результаты деятельности и результаты одноклассников.

Беседа.

7 этап. Домашнее задание. Цель: закрепление учебных действий (2 мин).

1. Выучить алгоритм. Повторить правила на стр. 36, 37.

2. По выбору учащихся:

а) стр. 37, упр. 51 (из простых предложений составить сложные, подчеркнуть в любом сложном предложении его грамматическую основу)

б) самостоятельно составить 2-3 сложных предложения, сделать схемы к ним.

Внимательно слушают,

задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

технологическая карта урока математики Тема: «Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом деления», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:  Познакомить с приёмом деления, основанным на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения.Планируемые результатыПредметные:Знать:  - как использовать св...

Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»

Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....

Конспект урока по теме "Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: Формирование умения находить результат действия деления при помощи примера на умножение; развитие умения учащихся решать задачи умножением и делением. Планируемые резул...

Технологическая карта урока математики. Тема: "Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: ознакомление учащихся с приёмом деления, основанным на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения.Задача урока по практическ...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Простое и сложное предложение. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...