Рабочая программа по русскому языку УМК Школа России
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. | «Принята» педагогическим советом Протокол № 1 от 30 августа 2019 г. | «Утверждена» приказом от 30 августа 2019 г. № ________ Директор _________ / Безрученкова С. П. |
Рабочая программа
начального общего образования
по русскому языку
для 2 А класса
«Рассмотрена» Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. |
«Согласована» Заместитель директора ____________ / Мехадюк Т. А. «28» августа 2019 г. |
Составитель: Корсунова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
Протокол № 1 от «26» августа 2019 г. Председатель МС __________/ Румянцева Т. В. |
пгт Верхнеднепровский
2019 г.
Аннотация на рабочую программу по русскому языку для 2 А класса
Рабочая программа по русскому языку для 2 А соответствует требованиям
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)
- Разработана на основе программы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы "Школа России". 1-4 классы. Под редакцией Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. – М.: Просвещение, 2014г.)
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Учебник. Русский язык. 2 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2019 г.
- Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева. Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Школа России» 2 класс. М.: ВАКО, 2019г.
Цели программы:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, оставлять несложные монологические высказывания;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
• пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи программы:
- развитие речи, мышления воображения школьников;
- формирование первоначальных представлений о структуре русского языка;
- формирование умений правильно писать и читать;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку.
Формы контроля:
Текущий контроль по русскому языку можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме, в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, словарных диктантов, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Итоговый контроль по русскому языку проводится в форме контрольных работ комбинированного характера.
Рабочая программа составлена на 167 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели), соответствует учебному плану МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 на 2019-2020 уч. год.
Учитель: Корсунова Т.А.
Рабочая программа по русскому языку для 2 А класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями
- Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №1576
- Примерной программы начального общего образования по русскому языку. – М.: Просвещение. 2013
- Авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. Русский язык. 1-4 классы. Предметная линия учебников системы "Школа России".– М.: Просвещение, 2017
- Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета: Методическое пособие. – Смоленск: ГАУДПО СОИРО, 2019
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
- Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс. -М.: Просвещение, 2019
Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 28. 12. 2018 г. № 345
Данная программа составлена на 167 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2019-2020 уч. год.
Лист корректировки рабочей программы
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, организации, передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров .
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение.
- Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
- различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
- правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
- правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
- составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
- составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
- списывать без ошибок небольшие тексты (20-25 слов), состоящие из предложений в 7-9 слов;
- письменно отвечать на вопросы к тексту;
- писать под диктовку;
- записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
- пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».
Предложение (Наша речь)
В процессе работы по теме «Предложение (Наша речь)» обучающиеся учатся, понимать и объяснять, что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
- составлять предложения, различные по цели высказывания;
- устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
- выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
- устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
- выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
- устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением;
- составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
- определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
- записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
- работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
- различать текст-пословицу и текст-загадку;
- писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.
Звуки и буквы
В результате работы по теме «Звуки и буквы» обучающиеся научатся:
- слушать, анализировать звучащее слово;
- выделять на слух гласные и согласные звуки в слове; подбирать слова с заданными первым и последним звуком;
- выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
- понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;
- понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;
- понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
- использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
- анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
- различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
- выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
- обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
- безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
- различать (сравнивать) мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
- слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
- чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
- соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
- использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.
Части речи
- распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
- использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
- характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
- определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
- распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
- распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);
- писать имена собственные по правилам;
- характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;
- определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
- изменять имя прилагательное по числам;
- выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
- устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
- различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
- различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);
- характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
- устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
- определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
- изменять глаголы по числам;
- писать предлоги отдельно от других слов.
- различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
- изменять глаголы по вопросам: что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
- объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
- различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
- использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
- понимать значение предлогов в речи.
Состав слова
- подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
- выделять корень в однокоренных словах;
- различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
- распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
- использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
- применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.
- различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
- распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
- использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать, что предложение – это основная единица речи;
- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
- различать главные члены предложения;
- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
- различать словосочетание и предложение;
- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
- различать деление слов на слоги и для переноса;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
- верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
- составления предложений на заданную тему;
- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
- орфографической грамотности речи учащихся;
- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
- деления слов на слоги и переноса слов;
- правильного написания слов с буквой Й;
- обозначения мягкости согласных на письме;
- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
- употребления прописной буквы в именах собственных;
- работы со словарём (использование алфавита);
- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
- письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
II.Содержание учебного предмета
1. Наша речь
Виды речи
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи.
Диалог и монолог
Речь диалогическая и монологическая. Познавательный интерес к происхождению слов. Слова с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте, прощай (прощайте)).
2. Текст
Текст
Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста.
Части текста
Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей. *Слова с непроверяемым написанием: сентябрь. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. Смысловое чтение текстов различных стилей и в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка).
3. Предложение
Предложение
Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Члены предложения
Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое главные лены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Формирование чувства прекрасного в процессе анализа репродукции пейзажной картины художника И. С. Остроухова в Картинной галерее учебника. *Слова с непроверяемым написанием: Родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня. Проверочная работа
4. Слова, слова, слова...
Слово и его значение
Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Работа с толковым и орфографическим словарями.
Синонимы и антонимы
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Работа со словарями синонимов и антонимов. *Слова с непроверяемым написанием: берёза, берёзка), ягода (ягодка, лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свидания). Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.
Однокоренные слова
Родственные (однокоренные) слова. Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. Выделение корня в однокоренных словах. Работа со словарём однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слова с непроверяемыми написаниями: сахар (сахарный). Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Слог. Ударение. Перенос слова (повторение и углубление представлений)
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. *Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста. Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка). *Слова с непроверяемым написанием: жёлтый, посуда. Формирование чувства ответственности за братьев наших меньших, попавших в беду, готовность прийти им на помощь (на основе нравственного содержания текстов учебника). Проверочная работа. Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
5. Звуки и буквы
Звуки и буквы (повторение и углубление представлений)
Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот.
Русский алфавит, или Азбука
Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Употребление прописной (заглавной) буквы. Использование алфавита при работе со словарями. *Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь. Сведения из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др. («Странички для любознательных»). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. Проверочная работа.
Гласные звуки (повторение и обобщение представлений)
Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: обозначают один гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука на письме; обозначают в определённых позициях два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Формирование на основе нравственного содержания текстов учебника готовности оказывать помощь тем, кто в этом нуждается. Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Слова с непроверяемым написанием: одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток. Проверочный диктант. Развитие речи. Наблюдение над использованием речи фразеологизмов как выразительных средств языка. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.
Согласные звуки (повторение и углубление представлений)
Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. *Слова с непроверяемым написанием: мороз (морозный). Формирование на основе содержания текстов учебника чувства уважения к старшим по возрасту и готовности оказать им посильную помощь. Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.
Согласный звук [й’] и буква «и краткое»
*Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).
Слова с удвоенными согласными
Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний). Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам. Проект «И в шутку, и в всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку.
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Формирование бережного отношения к материальным ценностям, к тому, что создано трудом человека, на основе содержания текстов учебника.
Мягкий знак (ь)
Правописание мягкого знака на конце и в середине слона перед Другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. *Слова с непроверяемым написанием: декабрь, мебель, коньки. Развитие на основе текстов учебника положительных качеств личности: скромности, бережливости, совестливости. Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. Проект «Пишем письмо».
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
А)Буквосочетания чн, чк, чт, щн, нч .
Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт («што», «нарошно»). Правописание сочетаний чн, чк, чт, щн, нч. *Слова с непроверяемым написанием: тарелка. Развитие речи. Работа е текстом. Проект «Рифма». Формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности.
Б) Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу .
Правописание буквосочетаний жи—щи, ча—ща, чу—щу. Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель. Проверочный диктант. Развитие речи. Работа с предложением и текстом.
Звонкие и глухие согласные звуки
Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Слова с непроверяемым написанием: народ, завод, вдруг, сапог.
Обобщение знаний об изученных правилах письма
Правописание гласных и согласных в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных на конце слова и в корне перед согласным. Фонетический разбор слова (проводится в процессе изучения всей темы). Проверочный диктант. Развитие речи. Составление (поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.)
Разделительный мягкий знак (ь)
Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. *Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка). Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. Проверочная работа.
6. Части речи
Части речи
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Формирование умений работать с графической информацией. «Слова с непроверяемым написанием: месяц.
Имя существительное
А). Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи .*Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.
Б). Одушевлённые и неодушевленные имена существительные
Формирование представлений о профессиях и людях труда. Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка).
В). Собственные и нарицательные имена существительные
Заглавная буква в именах собственных. Развитие познавательного интереса к происхождению имён и фамилий, истории названия своего города (посёлка). «Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия. Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины. Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.
Г). Число имён существительных . Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). *Слова с непроверяемым написанием: топор. Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член).
Д). Обобщение знаний об имени существительном
Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. Развитие логических действий анализа, сравнения, классификации, дифференциации, доказательства при определении признаков имени существительного. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. Проверочная работа.
Глагол
А). Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление) (4 ч).
Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым). Формирование представлений об обязанностях по дому, которые могут выполнять мальчики и девочки на основе рисунков в учебнике. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника.
Б). Число глагола. Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть и надеть) а речи. *Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин.
В). Правописание частицы не с глаголом .
Г). Обобщение знаний о глаголе .
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Д). Текст-повествование и роль в нём глаголов .
Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. Проверочная работа.
Имя прилагательное
А). Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имен и прилагательного в предложении. Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык. Сравнение как одно из выразительных средств языка.
Б). Единственное и множественное число имён прилагательных .Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.
В). Обобщение знаний об имени прилагательном .*Слова с непроверяемым написанием: облако, (облачко), метро. Проверочная работа.
Г). Текст-описание и роль в нём имён прилагательных .Понятие о тексте-описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов», бабочка и птичка»
Местоимение
А). Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) . Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. *Слова с непроверяемым написанием: платок. Формирование экологических представлений (природу надо беречь).
Б). Текст-рассуждение . Структура текста-рассуждения. Развитие речи. Работа с текстом. Проверочная работа.
Предлоги
Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными. Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл. Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста. Проверочная работа. Проект «В словари — за частями речи!». Контрольный диктант
7. Повторение
Формы контроля:
Текущий контроль по русскому языку можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме, в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, словарных диктантов, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Итоговый контроль по русскому языку проводится в форме контрольных работ комбинированного характера.
Типовые задания и формы работы по формированию УУД:
III.Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Виды контроля |
1. | Наша речь и наш язык. | 4ч | Словарный диктант. |
2. | Текст. | 5ч | Входной контрольный диктант. |
3. | Предложение. | 12ч | Контрольное списывание. Обучающее сочинение. Контрольный диктант №1. Словарный диктант. |
4. | Слова, слова, слова…. | 22 ч | Проверочная работа. – 2 шт. Словарный диктант. -2 шт. Контрольный диктант №2. Обучающее сочинение. |
5. | Звуки и буквы. | 63ч | Проверочная работа – 2 шт. Контрольный диктант № 3. Обучающее сочинение. – 3 шт. Контрольный диктант № 4 Контрольное списывание. - 2 шт. Изложение текста. – 3 шт. Контрольный диктант № 5 Контрольный диктант № 6. Проект. – 2 шт. Словарный диктант. -6 шт. |
6. | Части речи. | 47 ч | Контрольный диктант № 7 Изложение. - 2 шт. Контрольный диктант № 8 Контрольный диктант № 9 Словарный диктант. -4 шт. |
7. | Повторение изученного за год. | 14ч | Промежуточная аттестация. Контрольное списывание. Обучающие сочинение. Словарный диктант. -2 шт. |
Итого: | 167ч |
IV. Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы (раздела) | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
НАША РЕЧЬ – 4 ч. | ||||
1 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? | 1 | 02.09 | |
2 | Что можно узнать о человеке по его речи? | 1 | 03.09 | |
3 | Как отличить диалог от монолога? | 1 | 04.09 | |
4 | Проверка знаний. Словарный диктант. | 1 | 05.09 | |
ТЕКСТ – 5 ч. | ||||
5 | Что такое текст? | 1 | 06.09 | |
6 | Что такое тема и главная мысль текста? | 1 | 09.09 | |
7 | Части текста | 1 | 10.09. | |
8 | Входной контрольный диктант. | 1 | 11.09 | |
9 | Анализ работ. Работа над ошибками. | 1 | 12.09 | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – 12 ч. | ||||
10 | Что такое предложение? | 1 | 13.09 | |
11 | Как из слов составить предложение? | 1 | 16.09 | |
12 | Контрольное списывание | 1 | 17.09 | |
13 | Что такое главные члены предложения? | 1 | 18.09 | |
14 | Что такое второстепенные члены предложения? | 1 | 19.09 | |
15 | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Словарный диктант. | 1 | 20.09 | |
16 | Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 1 | 23.09. | |
17 | Как установить связь слов в предложении? | 1 | 24.09 | |
18 | РР Обучающее сочинение по картине И.С.Остроухова "Золотая осень" | 1 | 25.09 | |
19 | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | 26.09 | |
20 | Контрольный диктант №1 по теме « Предложение» | 1 | 27.09 | |
21 | Анализ работ. Работа над ошибками. | 1 | 30.09 | |
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…- 22 ч. | ||||
22 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | 01.10 | |
23 | Что такое лексическое значение слова? | 1 | 02.10. | |
24 | Что такое однозначные и многозначные слова? | 1 | 03.10 | |
25 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 1 | 04.10 | |
26 | Что такое синонимы? Словарный диктант. | 1 | 07.10 | |
27 | Что такое антонимы? | 1 | 08.10. | |
28 | Что такое антонимы? | 1 | 09.10 | |
29 | Проверочная работа. «Слово и его значение» | 1 | 10.10 | |
30 | Работа над ошибками. | 1 | 11.10 | |
31 | Что такое родственные слова? | 1 | 14.10 | |
32 | Что такое родственные слова? | 1 | 15.10 | |
33 | Что такое корень слова? | 1 | 16.10 | |
34 | Что такое однокоренные слова? | 1 | 17.10 | |
35 | Какие бывают слоги? | 1 | 18.10 | |
36 | Как определить ударный слог? | 1 | 21.10 | |
37 | Как определить ударный слог? Словарный диктант. | 1 | 22.10 | |
38 | Контрольный диктант №2 по теме "Слова, слова, слова…" | 1 | 23.10 | |
39 | Работа над ошибками. | 24.10 | ||
40 | Как переносить слова с одной строчки на другую? | 25.10 | ||
41 | Как переносить слова с одной строчки на другую? | 1 | 05.11 | |
42 | Р/Р Обучающее сочинение по серии картинок. | 1 | 06.11 | |
43 | Проверочная работа | 1 | 07.11 | |
ЗВУКИ И БУКВЫ –6 3ч. | ||||
44 | Как различать звуки и буквы? | 1 | 08.11 | |
45 | Как мы используем алфавит? | 1 | 11.11 | |
46 | Как мы используем алфавит? | 1 | 12.11 | |
47 | Какие слова пишутся с большой буквы? | 1 | 13.11 | |
48 | Как определить гласный звук? | 1 | 14.11 | |
49 | Контрольный диктант №3 по теме "Звуки гласные и согласные" | 1 | 15.11 | |
50 | Анализ работ. Работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 | 18.11 | |
51 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова | 1 | 19.11 | |
52 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова | 1 | 20.11 | |
53 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова | 1 | 21.11 | |
54 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова | 1 | 22.11 | |
55 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова | 1 | 25.11 | |
56 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова | 1 | 26.11 | |
57 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова | 1 | 27.11 | |
58 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова | 1 | 28.11 | |
59 | Р/р. Коллективное составление рассказа по картине С. Л. Тутунова «Зима пришла. Детство» | 1 | 29.11 | |
60 | Проверочная работа по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова». Словарный диктант. | 1 | 02.12 | |
61 | Работа над ошибками. | 1 | 03.12 | |
62 | Как определить согласные звуки? | 1 | 04.12 | |
63 | Согласный звук | Й] и буква И краткое | 1 | 05.12 | |
64 | Контрольное списывание. | 1 | 06.12 | |
65 | Слова с удвоенными согласными | 1 | 09.12 | |
66 | Р/р. Коллективное составление рассказа по картине и опорным словам. А. С. Степанова «Лоси» | 1 | 10.12 | |
67 | Наши проекты. И в шутку и всерьез | 1 | 11.12 | |
68 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | 12.12 | |
69 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 | 13.12 | |
70 | Как обозначить мягкость согласного звука на письме? | 1 | 16.12 | |
71 | Контрольный диктант№4 по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки" | 17.12 | ||
72 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 | 18.12 | |
73 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 19.12 | ||
74 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 1 | 20.12 | |
75 | Проверочная работа по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки" | 1 | 23.12 | |
76 | Наши проекты. Пишем письмо | 1 | 24.12 | |
77 | Обобщающий урок. | 1 | 25.12 | |
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | 1 | 26.12 | |
79 | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | 1 | 27.12 | |
80 | Р/Р. Обучающее изложение «Ласточки» | 1 | 09.01 | |
81 | Контрольный диктант№5 | 1 | 10.01 | |
82 | Закрепление знаний. Работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 | 11.01 | |
83 | Наши проекты. Рифма | 1 | 14.01 | |
84 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | 15.01 | |
85 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ША, ЧУ-ЩУ | 1 | 16.01 | |
86 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя | 1 | 17.01 | |
87 | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | 18.01 | |
88 | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 1 | 21.01 | |
89 | Проверка парных согласных в корне слова | 1 | 22.01 | |
90 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | 1 | 23.01 | |
91 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста «Каток» | 1 | 24.01 | |
92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на кoнце слова. Словарный диктант. | 1 | 25.01 | |
93 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 28.01 | |
94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | 29.01 | |
95 | Изложение повествовательного текста по вопросам плана. | 1 | 30.01 | |
96 | Проверка знаний « Проверь себя» | 1 | 31.01 | |
97 | Диктант№6 по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова» | 1 | 01.02 | |
98 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала | 1 | 04.02 | |
99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | .05.02 | |
100 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | 06.02 | |
101 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | 07.02 | |
102 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. | 1 | 08.02 | |
103 | Контрольное списывание. | 1 | 11.02 | |
104 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | 12.02 | |
105 | Проверка знаний. Словарный диктант. | 1 | 13.02 | |
106 | Обобщение изученного материала | 1 | 14.02 | |
ЧАСТИ РЕЧИ (47 ч) | ||||
107 | Что такое части речи? | 1 | 15.02 | |
108 | Что такое части речи? | 1 | 18.02 | |
109 | Что такое имя существительное? | 1 | 19.02 | |
110 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 | 20.02 | |
111 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных | 1 | 21.02 | |
112 | Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 1 | 25.02 | |
113 | Заглавная буква в именах сказочных героев ,в названиях книг, журналов и газет. | 1 | 26.02 | |
114 | Заглавная буква в написании кличек животных. Р/Р | 1 | 27.02 | |
115 | Заглавная буква в географических названиях. Словарный диктант. | 1 | 28.02 | |
116 | Обучающее изложение « Люлька» | 1 | 02.03 | |
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | 1 | 03.03 | |
1 I8 | Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко) | 1 | 04.03 | |
1 19 | Разбор имени существительного как части речи. | 1 | 05.03 | |
120 | Единственное и множественное число имен существительных | 1 | 06.03 | |
121 | Единственное и множественное число имен существительных | 1 | 10.03 | |
122 | Единственное и множественное число имен существительных | 1 | 11.03 | |
123 | Обучающее изложение. Упр 115 с 66. | 1 | 12.03 | |
124 | Проверка знаний. Словарный диктант. | 1 | 13.03 | |
125 | Диктант№ 7 по теме « Имя существительное» | 1 | 16.03 | |
126 | Работа над ошибками | 1 | 17.03 | |
127 | Что такое глагол? | 1 | 18.03 | |
128 | Что такое глагол? | 1 | 19.03 | |
129 | Что такое глагол? | 1 | 20.03 | |
1 30 | Единственное и множественное число глаголов | 1 | 01.04 | |
1 31 | Единственное и множественное число глаголов | 1 | 02.04 | |
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | 03.04 | |
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | 06.04 | |
1 34 | Что такое текст-повествование? | 1 | 07.04 | |
135 | Проверка знаний по теме « Глагол» | 1 | 08.04 | |
136 | Что такое имя прилагательное? Словарный диктант. | 1 | 09.04 | |
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | 10.04 | |
138 | Прилагательные близкие и противоположные по значению. | 1 | 13.04 | |
139 | Единственное и множественное число имен прилагательных | 1 | 14.04 | |
140 | Что такое текст-описание? | 1 | 15.04 | |
141 | Проверка знаний по теме «Имя прилагательное» | 1 | 16.04 | |
142 | Общее понятие о предлоге | 1 | 17.04 | |
143 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | 20.04 | |
144 | Восстановление предложений Р/р | 1 | 21.04 | |
145 | Проверка знаний по теме «Предлоги» | 1 | 22.04 | |
146 | Диктант№8 по темам «Глагол .Предлоги» | 1 | 23.04 | |
147 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 | 24.04 | |
148 | Что такое местоимение? | 1 | 27.04 | |
149 | Что такое местоимение? | 1 | 28.04 | |
150 | Что такое текст-рассуждение? | 1 | 29.04 | |
151 | Проверка знаний по теме « Местоимение» | 1 | 30.04 | |
152 | Контрольный диктант№9 по теме « Части речи». | 1 | 06.05 | |
153 | Работа над ошибками | 1 | 07.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ (14 ч) | ||||
154 | Повторение по теме «Текст» | 1 | 08.05 | |
155 | Сочинение по картине Шишкина | 1 | 13.05 | |
156 | Повторение по теме «Предложение» | 1 | 14.05 | |
Повторение по теме «Предложение» | ||||
157 | Повторение по теме «Слово и его значение». Словарный диктант. | 1 | 15.05 | |
158 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | 18.05 | |
159 | Повторение по теме «Части речи». Имя существительное | 1 | 19.05 | |
Повторение по теме «Части речи». Имя существительное | ||||
160 | Повторение по теме «Части речи». Глагол | 1 | 20.05 | |
161 | Контрольное списывание . | 1 | 21.05 | |
162 | Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием. | 1 | 22.05 | |
163 | Повторение по теме «Части речи». Имя прилагательное | 1 | 25.05 | |
Повторение по теме «Части речи». Имя прилагательное | ||||
164 | Повторение по теме «Части речи». Местоимение. Глагол. | 1 | .26.05 | |
165 | Повторение по теме «Звуки и буквы». | 1 | 27.05 | |
166 | Повторение по теме «Правила правописания» | 1 | 28.05 | |
167 | Обобщение знаний об изученных правилах письма | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России")
Рабочая программа по русскому языку, 2 - 4 класс (УМК " школа России")...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России"
УМК "Школа России"...
Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...