конспект урока по русскому языку. Приставка. (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Файзулдинова Валентина Николаевна

                                                                                                      Русский язык 3 класс

Тема урока. Приставка - значимая часть слова.  

Педагогические цели

Способствовать формированию представления учащихся о приставке как значимой части слова, развитию умений находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками; создать условия для ознакомления с некоторыми приставками, их написанием

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые результаты

Знают определение приставки, ее роль; умеют отличать приставку от других частей слова, знают приставки с единообразным написанием, умеют образовывать слова с заданными приставками, знают порядок действий для нахождения приставки в слове

Личностные результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности

Универсальные учебные действия метапредметные)

Познавательные: понимают информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводят ее в словесную форму; осознают познавательную задачу, решают ее; осуществляют синтез как составление частей из целого, строят несложные рассуждения, делают выводы.

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Состав слова, разбор слова по составу, приставка как значимая часть слова, алгоритм нахождения приставки в слове; приставки с единообразным написанием

Образовательные
ресурсы

 

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,   Русский язык: Учебник для 3 класса. Ч. 1.  - М.: Просвещение, 2013 – (УМК Школа России), компьютер, мультимедийный проектор презентация, наглядные пособия, дидактические материалы, рабочая тетрадь.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       

                                                                                                                      Сценарий урока

Этапы урока

 

Формы,
методы
методические
приемы

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

1

2

3

4

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

 

Приветствует учащихся.

   - Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

 - Желаю вам и вашим близким здоровья и удачного рабочего дня.

. Слайд

 - Девиз урока. Орешек знанья тверд.

Но все же мы не привыкли отступать!

 Нам расколоть его поможет

 Девиз : «Хочу все знать»

 

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

 

II. Актуализация знаний.

 

 

Фронтальная, индивидуальная. Практический.

 

 Разминка Блиц – опрос

  1.  Слово состоит из предложений? – Нет· 
  2. Корень – это главная часть слова? - Да·
  3.  Может ли слово быть без корня? – Нет·
  4.  У родственных слов одинаковый корень? – Да· 
  5. Окончание – это изменяемая часть слова? – Да·
  6.  Окончание служит для образования новых слов? – Нет· 
  7. Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да· 
  8. Назовите, все изученные части слова.·

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корень и окончание.

III.  Чистописание

 

Парная.

Словесный. Чтение. Письмо

 

Определите букву, которую мы будем писать. В алфавите она пятая. - Какая это буква? (Д)  (Она обозначает парный звонкий твердый согласный звук. )Прописываем всю строчку.

Выполняют письмо по образцу

 Дд

IV.  Словарно – орфографическая работа.

 

 

 - Отгадайте загадку: Неживая – а идёт,

  неподвижна – а ведёт.  (Дорога)                         

- Ребята, что такое дорога? (Дорога – это полоска земли со специальным покрытием. Например асфальтом, или без него)

У слова дорога есть ещё значения. Может кто то знает? Дорога

     Путь, стезя; направленье или расстоянье от места до места; путешествие. Дорога также средство, способ для достижения чего – либо.

- Для чего предназначена дорога? (Дорога предназначена для движения различных видов транспорта)   

- Составьте  пословицу о дороге из данных слов.

К, смелые,  победе, ведут, дороги.

прил.      сущ.           гл.         пр.      сущ.

Смелые дороги ведут к победе.

- Запишите предложение, разберите его по членам предложения и укажите части речи.                 - Как понимаете эту пословицу?

-Запишите слово дорога ещё раз.

- Как  можно назвать маленькую дорогу?

(Маленькую дорогу можно назвать дорожка)

- Как называется растение, которое растёт у дороги?

(Растение, которое растет у дороги, называется подорожник)

- Что мы записали однокоренные слова или форму одного и того  же слова?

(Мы записали однокоренные слова)

- В записанных слова дорога, дорожка и подорожник выделите  известные вам составные части по таблице:

1.окончание

2.корень

- Посмотрите на корень в этих словах. Вы что - нибудь заметили?

(Мы заметили чередования г – ж)

-В слове подорожник осталась часть слова перед корнем, мы её не выделили.

- Кто - нибудь из вас знает, как  называется эта часть слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись пословицы. Разбор по членам предложения, указывая части речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорога, дорожка, подорожник

 

 

 

 

 

 

 

Выделение изученных частей слова.

 

 

 

 

 

Сочетание Г-Ж

 

 

Разбирают слова по составу.

V. Постановка учебной задачи

 

Фронтальная. Словесный.

Беседа

 

 

– С какой частью слова нам
предстоит познакомиться?

 

Высказывают предположение о теме и целях урока

 

 

 

 

 

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Знакомство
с определением приставки

 

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

 

  - Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове, значение)

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас  Начнём наш разговор.

Как пишется приставка со словом слитно или раздельно? (слитно – это же часть слова).  

- При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов?

- Что меняет приставка в слове?

- Какую новую информацию о приставке получили? (Приставка служит для образования новых слов).

- Где мы можем получить ещё новую информацию? (В учебнике)

– Прочитайте определение приставки (с. 84) 

На письме приставка обозначается вот таким значком: Выделите приставку в слове подорожник.

 

Формулируют опре-деление, руководствуясь предложенными вопросами и собственными наблюдениями. Читают определение в учебнике. Объясняют, что приставка – значимая часть, так как образует новые слова и вносит в слово новое лексическое значение

 

2. Знакомство
с некоторыми приставками
с единообразным написа-
нием

 

Коллективная. Индивидуальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, письмо

 

– Познакомьтесь с приставками русского языка, которые пишутся одинаково (упр. 154).

– Образуйте от данных слов
новые слова с помощью приставок.
(Первое одно слово – комментированное письмо, остальные –
самостоятельная работа.)

 

Знакомятся с таблицей приставок с единообразным написанием. Выполняют письменную работу
(упр. 154 учебника)

 

Физкультминутка

 

 

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

 за – зарядку завершит

 

 

Выполняют движения

3. Как найти
в слове приставку? (Знакомство с последовательностью действий.) Выполнение упр. 156 учебника

 

Парная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, комментированное письмо

 

– Какие же действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку? Найдите в учебнике
(с. 86) ответ на этот вопрос.

– Пользуясь полученным знанием, найдите в упр. 155 учебника глаголы с приставками, выпишите их и обозначьте приставки

 

Знакомятся с теоретическим материалом. Выписывают глаголы с приставками
из упр. 156учебника, находят и обозначают приставки

 

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

 

 

1.Игра с приставками

 

- Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом.

 

Я вам говорю: в-! Что вы делаете? в- (входим в дом.)

 

— А если я скажу: у- (уходим от дома), об- (обходим дом), от-(отходим от дома)?

 

- Какой же вывод можно сделать из игры?

(У каждой приставки своё значение.)

- В русском языке очень много приставок, каждая имеет своё значение, а вот какое – мы будем узнавать на следующих уроках.

 

 

 

 

 

 

Записывают выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

 

- Наше путешествие в страну «Части слова» заканчивается. Пришла пора прощаться.   - Какую цель пред собой поставили?( познакомиться с приставкой) - Достигли?

- Итак, расскажем  , что же мы сегодня узнали?     

 Обобщение наблюдения (работа в парах). Ответь на вопросы. Поработаем в парах. Расскажи о приставке.

 Карточка Что такое приставка? Приставка - это… .

Где стоит в слове? Стоит … .

Как пишется со словом? Пишется с словом … .

Для чего служит? Служит для … .

Запомни - Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

Закончите предложения:

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

 

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

 

 

Работа  в паре.

Домашнее
задание
  
 

 

 

Фронтальная. Словесный. Чтение

правила – стр85-86, Р.т. – стр46 упр 111

-…..

 

Слушают учителя,
делают записи

 

Дополнительно

 

Игра: «Найди свою часть слова»

Обходит -    ……                 Порисую - …….            Напишу -…

Работаем по элетронному учебнику

В группе

 

Остальные

 

 

МБОУ  «Увельская СОШ №2»

 

 

 

Урок русского языка

в 3 «А» классе

на тему

«Приставка»

(открытый урок)

 

Учитель:  Файзулдинова В.Н.

 

2018г.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                      Русский язык 3 класс

Тема урока. Приставка - значимая часть слова.  

Педагогические цели

Способствовать формированию представления учащихся о приставке как значимой части слова, развитию умений находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками; создать условия для ознакомления с некоторыми приставками, их написанием

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые результаты

Знают определение приставки, ее роль; умеют отличать приставку от других частей слова, знают приставки с единообразным написанием, умеют образовывать слова с заданными приставками, знают порядок действий для нахождения приставки в слове

Личностные результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности

Универсальные учебные действия метапредметные)

Познавательные: понимают информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводят ее в словесную форму; осознают познавательную задачу, решают ее; осуществляют синтез как составление частей из целого, строят несложные рассуждения, делают выводы.

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения. Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Состав слова, разбор слова по составу, приставка как значимая часть слова, алгоритм нахождения приставки в слове; приставки с единообразным написанием

Образовательные
ресурсы

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,   Русский язык: Учебник для 3 класса. Ч. 1.  - М.: Просвещение, 2013 – (УМК Школа России), компьютер, мультимедийный проектор презентация, наглядные пособия, дидактические материалы, рабочая тетрадь.

                                                                                                                       

                                                                                                                      Сценарий урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

   - Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

 - Желаю вам и вашим близким здоровья и удачного рабочего дня.

. Слайд  

 - Девиз урока. Орешек знанья тверд.

Но все же мы не привыкли отступать!

 Нам расколоть его поможет

 Девиз : «Хочу все знать»

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

II. Актуализация знаний.

Фронтальная, индивидуальная. Практический.

 Разминка Блиц – опрос

  1.  Слово состоит из предложений? – Нет 
  2. Корень – это главная часть слова? - Да 
  3.  Может ли слово быть без корня? – Нет 
  4.  У родственных слов одинаковый корень? – Да 
  5. Окончание – это изменяемая часть слова? – Да 
  6.  Окончание служит для образования новых слов? – Нет 
  7. Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да 
  8. Назовите, все изученные части слова. 

Корень и окончание.

III.  Чистописание

Парная.

Словесный. Чтение. Письмо

Определите букву, которую мы будем писать. В алфавите она пятая. - Какая это буква? (Д)  (Она обозначает парный звонкий твердый согласный звук. )Прописываем всю строчку.

Выполняют письмо по образцу

 Дд

IV.  Словарно – орфографическая работа.

 - Отгадайте загадку: Неживая – а идёт,

  неподвижна – а ведёт.  (Дорога)                          

- Ребята, что такое дорога? (Дорога – это полоска земли со специальным покрытием. Например асфальтом, или без него)

У слова дорога есть ещё значения. Может кто то знает? Дорога

     Путь, стезя; направленье или расстоянье от места до места; путешествие. Дорога также средство, способ для достижения чего – либо.

- Для чего предназначена дорога? (Дорога предназначена для движения различных видов транспорта)  

- Составьте  пословицу о дороге из данных слов.

К, смелые,  победе, ведут, дороги.

прил.      сущ.           гл.         пр.      сущ.

Смелые дороги ведут к победе.

- Запишите предложение, разберите его по членам предложения и укажите части речи.                 - Как понимаете эту пословицу?

-Запишите слово дорога ещё раз.

- Как  можно назвать маленькую дорогу?

(Маленькую дорогу можно назвать дорожка)

- Как называется растение, которое растёт у дороги?

(Растение, которое растет у дороги, называется подорожник)

- Что мы записали однокоренные слова или форму одного и того  же слова?

(Мы записали однокоренные слова)

- В записанных слова дорога, дорожка и подорожник выделите  известные вам составные части по таблице:

1.окончание

2.корень

- Посмотрите на корень в этих словах. Вы что - нибудь заметили?

(Мы заметили чередования г – ж)

-В слове подорожник осталась часть слова перед корнем, мы её не выделили.

- Кто - нибудь из вас знает, как  называется эта часть слова?

 

Запись пословицы. Разбор по членам предложения, указывая части речи.

Дорога, дорожка, подорожник

Выделение изученных частей слова.

Сочетание Г-Ж

Разбирают слова по составу.

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– С какой частью слова нам
предстоит познакомиться?

Высказывают предположение о теме и целях урока

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Знакомство
с определением приставки

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо

  - Каких целей должны достичь? (понять, что такое приставка, научиться находить её в слове, значение)

Приставки в языке у нас

Живут с древнейших пор.

И мы о них, дружок, сейчас  Начнём наш разговор.

Как пишется приставка со словом слитно или раздельно? (слитно – это же часть слова).  

- При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов?

- Что меняет приставка в слове?

- Какую новую информацию о приставке получили? (Приставка служит для образования новых слов).

- Где мы можем получить ещё новую информацию? (В учебнике)

– Прочитайте определение приставки (с. 84)  

На письме приставка обозначается вот таким значком: Выделите приставку в слове подорожник.

Формулируют опре-деление, руководствуясь предложенными вопросами и собственными наблюдениями. Читают определение в учебнике. Объясняют, что приставка – значимая часть, так как образует новые слова и вносит в слово новое лексическое значение

2. Знакомство
с некоторыми приставками
с единообразным написа-
нием

Коллективная. Индивидуальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа, письмо

– Познакомьтесь с приставками русского языка, которые пишутся одинаково (упр. 154).

– Образуйте от данных слов
новые слова с помощью приставок.
(Первое одно слово – комментированное письмо, остальные –
самостоятельная работа.)

Знакомятся с таблицей приставок с единообразным написанием. Выполняют письменную работу
(упр. 154 учебника)

Физкультминутка

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по –приставкой посмеяться,

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё настало время

 за – зарядку завершит

Выполняют движения

3. Как найти
в слове приставку? (Знакомство с последовательностью действий.) Выполнение упр. 156 учебника

Парная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Чтение, беседа, комментированное письмо

– Какие же действия мы должны выполнить, чтобы найти в слове приставку? Найдите в учебнике
(с. 86) ответ на этот вопрос.

– Пользуясь полученным знанием, найдите в упр. 155 учебника глаголы с приставками, выпишите их и обозначьте приставки

Знакомятся с теоретическим материалом. Выписывают глаголы с приставками
из упр. 156учебника, находят и обозначают приставки

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1.Игра с приставками

- Я буду называть только приставки, а вы догадайтесь, что нужно сделать. Представьте, что вы стоите перед домом.

Я вам говорю: в-! Что вы делаете? в- (входим в дом.)

— А если я скажу: у- (уходим от дома), об- (обходим дом), от-(отходим от дома)?

- Какой же вывод можно сделать из игры?

(У каждой приставки своё значение.)

- В русском языке очень много приставок, каждая имеет своё значение, а вот какое – мы будем узнавать на следующих уроках.

Записывают выражения.

VIII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке (итог

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

- Наше путешествие в страну «Части слова» заканчивается. Пришла пора прощаться.   - Какую цель пред собой поставили?( познакомиться с приставкой) - Достигли?

- Итак, расскажем  , что же мы сегодня узнали?      

 Обобщение наблюдения (работа в парах). Ответь на вопросы. Поработаем в парах. Расскажи о приставке.

 Карточка Что такое приставка? Приставка - это… .

Где стоит в слове? Стоит … .

Как пишется со словом? Пишется с словом … .

Для чего служит? Служит для … .

Запомни - Перед корнем есть приставка

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

Закончите предложения:

•  Урок помог мне…

•  Для меня было сложным…

•  Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Работа  в паре.

Домашнее
задание
 

Фронтальная. Словесный. Чтение

правила – стр85-86, Р.т. – стр46 упр 111

-…..

Слушают учителя,
делают записи

Дополнительно

Игра: «Найди свою часть слова»

Обходит -    ……                 Порисую - …….            Напишу -…

Работаем по элетронному учебнику

В группе

Остальные

МБОУ  «Увельская СОШ №2»

Урок русского языка

в 3 «А» классе

на тему

«Приставка»

(открытый урок)

Учитель:  Файзулдинова В.Н.

2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-

Цели урока:     Знакомство с правилом написания приставки с-;     Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Урок  с презентацией нацелен на развитие умения у учащихся различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать....

Конспект урока по русскому языку "Приставки и их значение" 3 класс.

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме :"Приставки и их значение"....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Закрепление знаний о приставке"

Цель данного урока закрепить знания о роли приставки, формировать умение разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.Задачи: - ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;- формирование навыко...

Конспект урока по русскому языку (планирование) 3 класс приставка

Конкспект урока по русскому языку 3 класс, с элементами проблемного обучения.Цель: организация деятельности по изучению и дальнейшему закреплению тему приставка...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме" Приставки и предлоги".

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Приставки и предлоги"....