Программа. Родной русский язык
рабочая программа по русскому языку (1 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЛУРЯДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО Протокол от «__»____ №01 ________/Т.В. Высоцкая_/ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________/С.С. Вансович/ «____»_____________ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Полурядинской СОШ __________/И.В. Макарова/ «__» _____2021 г. пр. №__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному русскому языку для 1 класса
(базовый уровень)
учителя Высоцкой Т.В.
2021г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса начальной школы разработана в соответствии с:
Документы Федерального уровня
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года, №273-ФЗ (Федеральный закон «Об образовании в РФ»);
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении государственного федерального образовательного стандарта начальное общего образования» Министерства Просвещения Российской Федерации;
- с Примерной основной образовательной программой начальное общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020));
- Рабочей программы по родному русскому языку на уровне начального общего образования, составленной на основе положений к результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС OOO)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- с приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в редакции Приказа №766 от 23 декабря 2020 года внесены изменения в федеральный перечень учебников);
- на основе авторской программы по родному русскому языку Александровой О.М., Вербицкой Л.А.
Документы уровня образовательной организации:
В соответствии с особенностями основной образовательной программы основного общего образования и образовательными потребностями и запросами обучающихся (см. основную образовательную программу основного общего образования МБОУ Полурядинской СОШ).
Цели программы:
Целевыми установками данного курса являются:
совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;
изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);
включение учащихся в практическую речевую деятельность.
Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа
Данная рабочая программа по родному русскому языку для базового уровня составлена на 16 часов в год в 1 классе из расчета 0,5 ч в неделю при 33-недельной продолжительности учебного года).
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – методическая литература
- Русский родной язык .1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/О.М. Александрова и др. М: Просвещение, 2018.
- Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы/ О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение 2017.
3. Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника
4. Научно- популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
5. Детская справочная литература (справочники, атласы- определители, энциклопедии) об
окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).
6. Методические пособия для учителя
Интернет-ресурсы
Азбучные истины. URL: http://gramota.ru/class/istiny
Древнерусские берестяные грамоты. URL: http://gramoty.ru
Какие бывают словари. URL: http://gramota.ru/slovari/types
Электронно-образовательные ресурсы
1. проведение видеоконференций посредством Zoom – сервиса.
2. использования информационных образовательных ресурсов:
https://foxford.ru/ (Онлайн-школа Фоксфорд);
https://resh.edu.ru/ (Российская электронная школа);
https://www.uchportal.ru/load/46 (Учительский портал)
2.Планируемые результаты предмета «Родной язык»
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
-ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, понимание культурно-языкового поля своего народа;
-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности представителя народа, гражданина России на основе первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания.
-позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;
Ученик получит возможность для формирования:
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности на основе первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
Метапредметные результаты
Ученик научится:
-ориентироваться в целях, задачах, средствах, условиях общения, осуществлять выбор адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач родной речи;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой родной речи;
-адекватно использовать речевые средства родного языка для планирования и регуляции своей деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей на основе понимания коммуникативных ресурсов родной речи.
Предметные результаты
Ученик научится:
Язык: прошлое и настоящее.
-распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);
-понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
-понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильно их употреблять в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
-понимать значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного);
Язык в действии
-соблюдать принципы этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;
-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
-соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного)
Секреты речи и текста
-использовать различные приемы слушания и виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
-уместно использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
-строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
Ученик получит возможность научиться:
-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении на родном языке (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
-осознанно и произвольно строить сообщения в соответствии с нормами устной и письменной родной речи.
3.Содержание программы
В рабочей программе выделяют следующие блоки:
Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
4.Тематическое планирование
Название темы | Количество часов отводимых на изучение темы |
Русский язык: прошлое и настоящее | 4 ч |
Язык в действии 6 ч | 6 ч |
Секреты речи и текста | 6 ч |
5.Календарно – тематическое планирование уроков родного русского языка
№ п/п | № в раде ле | Тема | Дата по плану | Дата по факту |
Русский язык: прошлое и настоящее 4 ч | ||||
1-2 | 1-2 | Как писали в старину | ||
3 | 3 | Дом в старину: что как называлось | ||
4 | 4 | Во что одевались в старину | ||
Язык в действии 6 ч | ||||
5 | 1 | Выделяем голосом важные слова | ||
6 | 2 | Как можно играть звуками | ||
7-8 | 3-4 | Где поставить ударение | ||
9-10 | 5-6 | Как сочетаются слова | ||
Секреты речи и текста 6 ч | ||||
11 | 1 | Что такое текст? Что такое предложение | ||
12 | 2 | Как люди общаются друг с другом | ||
13 | 3 | Вежливые слова | ||
14 | 4 | Как люди приветствуют друг друга? | ||
15 | 5 | Зачем людям имена? | ||
16 | 6 | Спрашиваем и отвечаем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Родной ( русский язык) УМК ПНШ , 4 класс
Рабочая программа по родному( русскому языку) УМК ПНШ , 4 класс в количестве 17 часов. (пояснительная записка, КТП)...
Программа "Родной русский язык"
Программа Родной русский язык разработана на основе примерной программы. Содержит все необходимые разделы....
Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива
Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива, рассчитан на 0,5 часа (17 часов в год)...
Рабочая программа родной русский язык
родной русский язык 2 класс...
Рабочая программа «Родной (русский) язык» 1-4 класс
Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»....
Рабочая программа "Родной (русский) язык" 1-4 класс
Рабочая программа "Родной (русский) язык"...