Программа. Родной русский язык
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Работая программа. Родной русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_yazyk.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЛУРЯДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

Протокол от «__»____  №01

________/Т.В. Высоцкая_/

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/С.С. Вансович/

«____»_____________

УТВЕРЖДАЮ:  

                                                               Директор   МБОУ Полурядинской  СОШ      

                                                        __________/И.В. Макарова/    

 «__»  _____2021 г. пр.  №__

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по   родному русскому языку   для 1  класса

(базовый уровень)

учителя Высоцкой Т.В.

 

2021г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по  родному русскому языку  для 1 класса  начальной школы разработана в соответствии с:

Документы Федерального уровня

  1. Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года, №273-ФЗ (Федеральный закон  «Об образовании в РФ»);
  2. с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального  общего   образования, утвержденного Приказом от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении государственного федерального образовательного стандарта начальное общего образования» Министерства Просвещения Российской Федерации;
  3. с Примерной основной образовательной программой начальное общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/15, в редакции протокола  № 3/15 от 28.10.2015г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020));
  4. Рабочей  программы  по  родному  русскому языку  на  уровне начального  общего  образования,  составленной  на основе  положений к  результатам освоения  основной образовательной  программы, представленной в Федеральном  государственном образовательном  стандарте основного общего образования  (ФГОС OOO)
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
  6. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
  7. с приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в редакции Приказа  №766 от 23 декабря 2020 года внесены изменения в федеральный перечень учебников);
  8. на основе  авторской  программы  по родному русскому языку Александровой О.М., Вербицкой  Л.А.

Документы уровня образовательной организации:

В соответствии с особенностями основной образовательной программы основного общего образования и образовательными потребностями и запросами обучающихся (см. основную образовательную программу основного общего образования МБОУ Полурядинской СОШ).

Цели программы:

Целевыми установками данного курса являются:

 совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;

 изучение исторических фактов развития языка;

 расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);

 включение учащихся в практическую речевую деятельность.

Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа

Данная рабочая программа по родному русскому языку для базового уровня составлена на 16 часов в год в 1 классе  из расчета 0,5 ч  в неделю при 33-недельной продолжительности учебного года).

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно – методическая литература

  1. Русский родной язык .1 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций/О.М. Александрова и др. М: Просвещение, 2018.
  2. Русский родной язык. 1–4 классы. Рабочие программы/ О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, Л. В. Петленко и др. М.: Просвещение 2017.

 3.  Чутко Н. Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника

 4.  Научно- популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным   содержанием  обучения).

5.  Детская справочная литература (справочники, атласы- определители, энциклопедии) об

    окружающем  мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

 6. Методические пособия для учителя

Интернет-ресурсы

Азбучные истины. URL:  http://gramota.ru/class/istiny  

Древнерусские берестяные грамоты. URL:  http://gramoty.ru 

Какие бывают словари. URL:  http://gramota.ru/slovari/types

Электронно-образовательные ресурсы

1. проведение видеоконференций посредством Zoom – сервиса.

2. использования информационных образовательных ресурсов:

https://foxford.ru/ (Онлайн-школа Фоксфорд);

https://resh.edu.ru/  (Российская электронная школа);

https://www.uchportal.ru/load/46 (Учительский портал)

2.Планируемые результаты предмета «Родной язык»

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

-ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, понимание культурно-языкового поля своего народа;

-основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности представителя народа, гражданина России  на основе первоначальных представлений о языке как основе национального самосознания.

-позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;

Ученик  получит возможность для формирования:

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности на основе первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.

Метапредметные результаты

Ученик научится:

-ориентироваться в целях, задачах, средствах, условиях общения, осуществлять выбор адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач родной речи;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой родной речи;

-адекватно использовать речевые средства родного языка для планирования и регуляции своей деятельности.

Ученик  получит возможность научиться:

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей  на основе понимания коммуникативных ресурсов родной речи.

Предметные результаты

Ученик  научится:

Язык: прошлое и настоящее.

-распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

-понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

-понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильно их употреблять в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

-понимать значение устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного);

Язык в действии

-соблюдать принципы этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

-соблюдать на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного)

Секреты речи и текста

-использовать различные приемы слушания и  виды чтения (изучающее и поисковое) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

-уместно использовать коммуникативные приемы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

-строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

Ученик получит возможность научиться:

-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении на родном языке (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

-выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;

-осознанно и произвольно строить сообщения в  соответствии с нормами устной и письменной родной речи.

3.Содержание программы

В рабочей  программе выделяют следующие блоки:

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Раздел 2. Язык в действии (10 часов)

Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (6 часов)

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

4.Тематическое планирование

Название темы

Количество часов отводимых на изучение темы

Русский язык: прошлое и настоящее  

4 ч

Язык в действии 6 ч

6 ч

Секреты речи и текста

                6 ч

5.Календарно – тематическое планирование уроков родного русского языка

№ п/п

№ в раде

ле

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Русский язык: прошлое и настоящее  4 ч

1-2

1-2

Как писали в старину

3

3

Дом в старину: что как называлось

4

4

Во что одевались в старину

Язык в действии 6 ч

5

1

Выделяем голосом важные слова

6

2

Как можно играть звуками

7-8

3-4

Где поставить ударение

9-10

5-6

Как сочетаются слова

Секреты речи и текста 6 ч

11

1

Что такое текст?

Что такое предложение

12

2

Как люди общаются друг с другом

13

3

Вежливые слова

14

4

Как люди приветствуют друг друга?

15

5

Зачем людям имена?

16

6

Спрашиваем и отвечаем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Родной ( русский язык) УМК ПНШ , 4 класс

Рабочая программа по родному( русскому языку) УМК ПНШ , 4 класс в количестве 17 часов. (пояснительная записка, КТП)...

Программа "Родной русский язык"

Программа Родной русский язык разработана на основе примерной программы. Содержит все необходимые разделы....

Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива

Рабочая программа "Родной русский язык 3 класс" УМК Перспектива, рассчитан на 0,5 часа (17 часов в год)...

Рабочая программа родной русский язык

родной русский язык 2 класс...

Рабочая программа «Родной (русский) язык» 1-4 класс

Программа «Родной (русский) язык» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»....

Рабочая программа "Родной (русский) язык" 1-4 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык"...