Склонение имён существительных. Три склонения имен существительных
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс)
Склонение имён существительных. Три склонения имен существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Склонение имён существительных. Три склонения имен существительных | 102.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технология построения занятия: проблемно-диалогическая.
Тема: Склонение имён существительных. Три склонения имен существительных
Тип урока: урок изучения нового материала.
Класс: 4
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных; совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты: Познакомятся с тремя типами склонения имен существительных; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 1-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного
Метапредметные УУД: Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, понимать его значение в процессе получения школьного образования, осознавать себя носителем этого языка; проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости
Образовательные ресурсы: учебник русского языка 4 класс 1 часть В.П.Канакина, УМК «Школа России», издательство «Просвещение» 2016 года.
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент | - Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Худа та мышь, которая только одну лазейку знает. Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей). - У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем. Плох тот, кто знает только один способ решения проблемы! А мы сегодня попытаемся с вами найти несколько способов решения проблемы. | - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при формулировании ответов на вопросы, - участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при обсуждении понимания данного высказывания (фронтальная работа) | Личностные УУД: проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при определении и формулировании ответов на вопрос. Регулятивные УУД: оценивание успешности выполнения заданий при обсуждении высказывания; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при определении и формулировании ответов на вопросы и обсуждении высказывания. Коммуникативные УУД: построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при обсуждении смысла поговорки. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник). | Упражнение:125. Почему вы улыбнулись? Что интересного и необычного в этом стихотворении? – Прочитайте предложение, где имя существительное «пальто» употреблено в правильной форме. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают словосочетания, указывают падеж. | Личностные УУД: проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при побуждении учащихся к сопоставлению морфологических признаков существительных и прилагательных. Регулятивные УУД: оценивание успешности выполнения заданий по критериям, определённым совместно с одноклассниками при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при выдвижении гипотез. Логические УУД: выстраивание логической цепи рассуждений при распределении морфологических признаков существительных и прилагательных Коммуникативные УУД: построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при выдвижении гипотез. Предметные: Знать: части речи и их. Морфологические признаки. Уметь: соотносить морфологические признаки с частями речи. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания. - Записать, вставить пропущенные буквы. назвать орфограммы. | Выполняют чистописание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа над словами с непроверяемым написанием Актуализация знаний. | – Отгадайте ребус на экране: Беседа — беседы, ж. 1. Разговор, преимущ. продолжительный и дружеский или деловой. затянулась далеко за полночь. 2. Лекция с участием слушателей в обмене мнений. Однокоренные слова: беседка, беседовать, собеседование, побеседуем. Синонимы: разговор, болтовня, толкование, совещание, переговоры Пословицы и поговорки: Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать. Красно поле пшеном, а беседа умом.
На экране и на столе у каждого ребенка карточка, где нужно соотнести части речи и их морфологические признаки.
Задание: -(Работа в парах) Распределите в группах морфологические признаки по частям речи при помощи стрелок. -Где вы испытали затруднение? - Что такое склонение? | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Соотносят морфологические признаки с частями речи. (ответы детей) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. - Как определить падеж имени существительного? Орфографическая задача.( на доске запись): - Прочитайте предложение. Машина проехала по улиц… Гагарина и по площад… Молодёжной. - Какой частью речи выражены выделенные слова? - Определите род, число и падеж выделенных слов. - Каким членом предложения они являются? - Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? Они одинаковые или разные? (Учитель дописывает окончания) - Что вы заметили? - Почему у существительных одного рода и одного числа, в одном падеже разные окончания? - К решению этой задачи мы вернёмся в конце урока после рассмотрения нового материала. - Откройте учебник на с. 89 и прочитайте название темы. - Объясните значение слова склонение. - Подберите к нему однокоренные слова. - Что значит просклонять имя существительное? - Почему же склонений три? Сформулируйте цели урока | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока (Чтобы определить падеж имени существительного надо, найти слово, от которого зависит имя существительное и задать вопрос) (Это имена существительные) (Женский род, единственное число, дательный падеж) (Второстепенным членом предложения) (ответы детей) ( Окончания разные) (Ответы детей) (Склониться, поклон, склонённый) (Это значит изменить существительное по падежам) ( Ответы детей) ( Что такое склонение имён существительных, какие бывают группы склонения, как их отличить, научиться определять склонение имен существительных, выяснить, почему у существительных разных склонений разные окончания в форме одного и того же падежа.) | Личностные УУД: проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при формулировке темы и цели урока. Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при определении темы и цели урока Познавательные УУД: Общеучебные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при формулировании темы урока Логические УУД: выстраивание логической цепи рассуждений при подведении учащихся к формулировке темы и цели урока Коммуникативные УУД: построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками (принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при формулировке темы и цели урока Предметные: Знать: морфологические признаки имен существительных и имен прилагательных. Уметь: определять морфологические признаки существительного и прилагательного | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Первичное усвоение новых знаний Наблюдение над языковым материалом Работа по учебнику (упражне- ние 153) | – Склонение – изменение существительных по падежам и числам. Тип склонения имени существительного определяется по начальной форме – именительный падеж, единственное число. Существительные распределяются по трем типам склонения. К 1-му склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я: зима, линия, тетя, малина. Существительные 1-го склонения, оканчивающиеся на -ия (армия, симфония), в дательном и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, как существительные 3-го склонения: к армии, об арии. Следует помнить: это правило не распространяется на существительные оканчивающиеся на -ья (Марья, лгунья – к Марье, о Марье, к лгунье, о лгунье). Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (сом, ком, мяч, дом, планетарий), все существительные с окончаниями -о, -е. (Подмастерье, волчище – мужской род; поле, зерно, окно – средний род.) Имена существительные 2-го склонения, оканчивающиеся на -ий, -ие (радий, планетарий, решение, сознание), в предложном падеже единственного числа имеют окончание -и, как существительные 3-го склонения (о планетарии, о решении, о здании). Следует помнить, это правило не распространяет- ся на существительные оканчивающиеся на -ей, -ай, -ьё. (Воробей, рай, житьё – о воробье, о рае, о житье.) К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием (мать, дочь, ночь, рожь). В случае когда существительное не имеет формы единственного числа, оно не относится ни к одному из типов склонения. Не имеют склонения неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ). Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу. (Она пришла (в чём?) в пальто – ед. ч., П. п.) | Читают и объясняют правило в стихах. Существительным зовусь, На три склонения делюсь: 1-е склонение – с окончаньем -а и -я – Рода женского и мужского, друзья. 2-е склонение – род мужской без окончанья, А средний род – -о, -е – плавное звучанье. 3-е склонение – род женский с ь на конце всех слов. Запомни – это правило для всех учеников! Склоняют данные существительные. | Личностные УУД: проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при определении склонения существительных. Регулятивные УУД: осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при распределении данных слов по склонениям. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание при распределении данных слов по склонениям. Логические УУД: выстраивание логической цепи рассуждений при классификации имен существительных по окончаниям в начальной форме. Коммуникативные УУД: построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при распределении данных слов по склонениям. Предметные: Знать: род, падеж имен существительных, слова с непроверяемой безударной гласной. Уметь: анализировать, синтезировать, сравнивать окончания имен существительных в начальной форме и писать слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные УУД: осознание успеха от проделанной работы, самооценка своей работы при определении склонения имен существительных. Регулятивные УУД: определение цели учебной деятельности самостоятельно при определении склонения имен существительных и выделении окончаний; осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определении склонения имен существительных и выделении окончаний. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: умение структурировать знания при определении склонения имен существительных и выделении окончаний. Логические УУД: анализ, синтез, сравнение, классификация при определении склонения имен существительных и выделения окончаний; Коммуникативные УУД: построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при определении склонения имен существительных и выделения окончаний; Предметные: Знать: род имен существительных, склонение. Уметь: самостоятельно работать, по образцу, определять склонение, выделять окончание. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 154). | – Прочитайте. Спишите, добавляя окончания имен существительных в начальной форме. – В чем сходство и различие данных имен существительных? – Укажите род имен существительных, выделите их окончания. – Обратите внимание, что вы записали имена существительные 1-го склонения. | – Данные существительные в начальной форме имеют окончания -а, -я. Относятся к мужскому или женскому роду. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражне- ние 157). Работа в парах. | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте загадки. Спишите их и запишите отгадки. – Найдите в загадках имена существительные. Обсудите, как узнать, какие из них относятся к 1-му склонению. (Необходимо поставить имя существительное в начальную форму, определить род и выделить окончание.) Что нужно знать при определении склонения? - Проверим свои выводы. ( Алгоритм на экране) 1.Н.ф. сущ. 2. Род 3. Окончание 4.Склонение | Я как песчинка (1-е скл.) мал, а землю (1-е скл.) покрываю, я из воды (1-е скл.), а с воздуха летаю. (Снег.) С неба – звездой (1-е скл.), в ладошку (1-е скл.) – водой (1-е скл.). (Снежинка.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Найди «лишнее» слово». | Проводит игру «Найдите “лишнее” слово». – Определите, по какому принципу собраны слова
– Почему у остальных существительных сложнее определить склонение? (Они стоят в косвенных падежах.) – Как поступить, чтобы определить склонение существительных в косвенных падежах? (Нужно пос- тавить существительное в именительный падеж: в лесу – лес – 2-е скл.; на столе – стол – 2-е скл.; в доме – дом – 2-е скл.) | Работают в группах. Находят «лишнее» слово. Рассуждают. 1-я группа. «Лишнее» слово – «болезнь», так как это имя существительное 3-го склонения, остальные – существительные 1-го склонения. 2-я группа. «Лишнее» слово – «радость», так как это имя существительное 3-го склонения, остальные – 2-го склонения. 3-я группа. «Лишнее» слово – «парта», так как это имя существительное 1-го склонения, остальные – 3-го склонения. 4-я группа. «Лишнее» слово – «картина», так как это имя существительное стоит в именительном падеже. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа. | Организует самостоятельную работу по карточкам. – Прочитайте слова каждой группы. Чем они похожи? (В каждой группе записаны однокоренные слова.) – Разделите данные однокоренные слова на группы по склонениям. | Выполняют самостоятельную работу. Делят имена существительные на группы по типу склонения.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игра «Крестики-нолики» | – Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы. Крестиком отметьте, к какому типу склонения относится каждое имя существительное | Заполняют перфокарты по вариантам. Вариант I.
Вариант II.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | – Выполнить упражнение 156 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Сколько склонений существительных в русском языке? – Какие существительные относятся к 1-му склонению? – Какие существительные относятся ко 2-му склонению? – Какие существительные относятся к 3-му склонению? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке. | Личностные УУД: проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при изучении темы: « Три склонения имен существительных» Регулятивные УУД: оценивание успешности решения учебной задачи по критериям определенным совместно с одноклассниками и учителем при усвоении новой темы. Коммуникативные УУД: построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками принятие различных точек зрения, умение формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера) при самооценке собственной деятельности на уроке. Предметные: Знать: алгоритм определения склонения имен существительных. Уметь: применять алгоритм определения склонения существительных |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление по теме "Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных"
Обобщение знаний о грамматических признаках имён существительных....
Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.
На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя...
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"
Презентация по русскому языку "Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных"предназначена для учащихся 4 класса на этапе знакомства с данной темой....
Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных»
Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...
Презентация Урок русского языка в 4 «К» классе по теме «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён с
Тип урока: урок изучения нового материала Цели: дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе...
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...
Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс
КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя: познакомит...
- Мне нравится (1)