Конспект урока русского языка "Изменение глаголов по временам" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект открытого урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока «Изменение глаголов по временам»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: учить образовывать разные временные формы глаголов.
Задачи:
- повторить временные формы глагола;
- научиться определять время глаголов
(способствовать развитию умения различать временные формы глагола);
- правильно употреблять временные формы глаголов;
- воспитывать у учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Формируемые УУД:
регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника, умение ориентироваться в учебнике, умение извлекать информацию из таблицы;
коммуникативные: умение работать в группе, высказывать свои суждения, слушать и понимать других;
личностные: умение высказывать свое мнение, выражать свои эмоции. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока:
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!
Поприветствуем гостей…
С ними нам вдвойне теплей.
Пожелаем всем удачи, а ещё успех в придачу!
- Отгадайте загадку:
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)
-Часы бывают разные. Какие? (Учитель достаёт, а дети называют: настенные, наручные, песочные, будильник) (Слайд 1)
Минутка чистописания.
- Для минутки чистописания возьмём первые буквы каждого названия часов и соединим их: нпб и Н П Б. Подчеркните сочетания букв, кот. написаны каллиграфически правильно и аккуратно.
- Оцените себя (лист самооценки).
-Зачем нужны часы? (Смотреть время)
- На уроке мы тоже следим за временем и ценим каждую минуту.
-Что такое время? (Варианты детей)
Ученик зачитывает значение слова из словаря В.И. Даля.
- Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». (Слайд 2)
- Где мы встречаемся с понятием время? (В быту, в математике)
- Может ли это понятие относится к русскому языку?
- Каким образом? (Время глагола).
2.Определение темы, цели, задач урока.
- Назовите тему урока.
Т: Изменение глаголов по временам (Слайд 3)
- Чему мы должны научиться?
Цель: Научиться …изменять глаголы по временам
- Что надо сделать, чтобы достичь цели?
Задачи: - Повторить… знания о глаголе, времена глагола
- Выяснить, какие глаголы не имеют форму настоящего времени.
3. Актуализация знаний.
Игра «Да/нет» (У детей сигнальные карточки.)
- Я читаю утверждение. Если вы согласны с ним, зелёная карточка, если нет - красная.
1.Глагол – это часть речи. (да )
2.Глагол обозначает признак предмета. (нет )
3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( да)
4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. (нет )
5.Глаголы изменяются по числам. (в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов) (да )
6.Выделяют два времени глагола, которые отличаются вопросами. (нет)
7.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.(да )
- Что нам необходимо выяснить? (Какие глаголы не имеют форму настоящего времени).
- Оцените себя (лист самооценки).
4. Первичное усвоение новых знаний.
Работа с учебником. Откройте учебники на с.76, рассмотрите таблицу: «Изменение глаголов по временам»
Работа с таблицей.
- От каких глаголов неопределенной формы можно образовать все три формы времени глагола? (От тех, которые отвечают на вопрос: что делать?).
- А от каких только две: прошедшее и будущее?(От тех, которые отвечают на вопрос что сделать? )
- Приведите примеры.
Вывод: у глаголов, которые в начальной форме отвечают на вопрос «что сделать?» нет настоящего времени.
Работа в парах
- Возьмите жёлтую карточку. Прочитайте задание, поясните, что надо сделать.
Определите время глаголов:
1) Шумит, прочитает, звонить, летала, позвонить.
2) Шумит, прочитает, дуть, летала, подуть.
3) Шумит, прочитает, петь, летала, спеть.
4) Шумит, прочитает, делать, летала, сделать.
- У всех глаголов вы смогли определить время? (Нет, есть глаголы в неопр. форме)
- Какие глаголы остались без времени?
- Давайте, проверим, что у вас получилось
(Во время проверки появляются глаголы н.ф. на Слайде 4)
1)Звонить 2) дуть 3) петь 4) делать
позвонить подуть спеть сделать
- Что общего у этих глаголов? (неопр.ф)
- По какому признаку можно разделить эти глаголы на 2 группы?
(По вопросу: Что делать? Что сделать? и по виду: совершенный, несовершенный)
- Оцените себя (лист самооценки).
Физминутка.
Если встретится глагол в прошедшем времени, вы присядьте.
Если в настоящем - встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.
(Читаю-наст.вр, писал-прош.вр, кричу-наст.вр, позвоню-буд.вр, приходил-прош.вр, пролетят -буд.вр, мастерят-наст.вр, поиграл-прош.вр.)
Работа в группах
Познакомьтесь с планом работы.
План:
1.Измените глаголы по временам с помощью вопросов.
2.Заполните таблицу.
3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?
1)Звонить 2) дуть 3) петь 4) делать
позвонить подуть спеть сделать
- Проверим работу. Как поработала группа? Какой вывод сделали? (Глагол, который отвечает на вопрос «что сделать?» не имеет форму настоящего времени).
- Оцените себя (лист самооценки).
5. Первичная проверка понимания.
Работа по учебнику.
С.76 Упр. 158 (1 слово разобрать устно, 2 слово у доски, 3 и 4 группа А самостоятельно).
6. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
- Пришло время применить новую информацию. Попробуйте свои силы самостоятельно.
- Выполните задание карточки. Запишите в тетрадь. Пользуйтесь таблицей.
Кричать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените.
- Сверьте с образцом на экране.(Слайд 5)
- Какие глаголы не имеют форму наст. времени?( Глаголы сов. вида, которые отвечают на вопрос Что сделать?)
- Оцените себя (лист самооценки).
- Поставьте итоговую оценку.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Слайд 6)
с.76, таблица, с.77, упр.159 или160(по вариантам)
8. Итог урока. Рефлексия
-А сейчас мы с вами поиграем. И заодно проверим, как вы усвоили тему урока.
Игра называется «Аккуратный почтальон».
3 ряда – это 3 команды. Для игры необходимы:
1. Доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».
2. Магниты.
3. Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 9 карточек одного цвета):
Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх.
Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.
Вывод: - Чему научились? (научились правильно изменять глаголы по временам).
- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать, форму настоящего времени не имеют)
Оценивание.
- Урок окончен. Всем спасибо за активную работу.
План работы. 1.Измените глаголы звонить, позвонить по временам с помощью вопросов. 2.Заполните таблицу. 3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени? | План работы. 1.Измените глаголы дуть, подуть по временам с помощью вопросов. 2.Заполните таблицу. 3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени? |
План работы. 1.Измените глаголы петь, спеть по временам с помощью вопросов. 2.Заполните таблицу. 3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени? |
Просмотр содержимого документа
«Работа в группах»
План работы. 1.Измените глаголы петь, спеть по временам с помощью вопросов. 2.Заполните таблицу. 3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени? |
Н.ф. | Наст. вр. | Прош. вр. | Буд. вр. |
Что делать? | Что делает? | Что делал? | Что будет делать? |
Что сделать? | Что сделал? | Что сделает? |
Определите время глаголов: 1) Шумит- , прочитает- , звонить- , летала- , позвонить- . |
Определите время глаголов: 2) Шумит- , прочитает- , дуть- , летала- , подуть- . |
Определите время глаголов: 3) Шумит- , прочитает- , петь- , летала- , спеть- . |
Определите время глаголов: 4) Шумит- , прочитает- , делать- , летала- , сделать- . |
Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа»
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Задание. Измените глаголы по временам, запишите их. Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени. |
наст.вр. пр.вр буд.вр. Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________ Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________ Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________ |
Лист самооценки Чинчикова Мария | оценка | Лист самооценки Чернышов Артём | оценка | ||
| 1.Чистописание | ||||
| 2.Игра «Да / нет» | ||||
| 3.Работа в паре | ||||
| 4.Работа в группе | ||||
| 5.Самостоят. работа | ||||
Итоговая оценка | Итоговая оценка | ||||
Лист самооценки Шость Полина | оценка | ||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Итоговая оценка | |||||
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. | Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр. |
Н. ф. |
Что делать? |
Что сделать? |
настоящее время |
прошедшее время |
будущее время |
прошедшее время |
будущее время |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"
Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...
Конспект урока русского языка во 2,4 классах на темы: "Начальная форма слова" и "Продолжаем определять спряжение глаголов по начальной форме"
Целью данного урока является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества для подведения под понятия "начальная форма" и прави...
Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)
Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...
конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола"
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Конспект урока русского языка «Глаголы будущего времени», 3 класс, УМК "Перспектива"
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы будущего времени»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о будущем сложном времени глагола; умений изменять глаголы по временам....
Конспект урока русского языка "Глагол" (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Глагол» Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, формирование умения распознавать глаголы среди других частей реч...