Конспект урока русского языка "Изменение глаголов по временам" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Конспект открытого урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     

Тема урока «Изменение глаголов по временам»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: учить образовывать разные временные формы глаголов.

Задачи:

- повторить временные формы глагола;

- научиться определять время глаголов

(способствовать развитию умения различать временные формы глагола);

- правильно употреблять временные формы глаголов;

- воспитывать  у  учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Формируемые УУД:  

регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника, умение ориентироваться в учебнике, умение извлекать информацию из таблицы;

коммуникативные: умение работать в группе,  высказывать свои суждения, слушать и понимать других;

личностные: умение высказывать свое мнение, выражать свои эмоции. формирование мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.  

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Пусть сегодня для нас всех на урок придёт успех!

Поприветствуем гостей…

С ними нам вдвойне теплей.

Пожелаем всем удачи, а ещё успех в придачу!

- Отгадайте загадку:

Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

                                            (Часы)

-Часы бывают разные. Какие? (Учитель достаёт, а дети называют: настенные, наручные, песочные, будильник) (Слайд 1)

Минутка чистописания.

- Для минутки чистописания возьмём первые буквы каждого названия часов и соединим их: нпб и Н П Б. Подчеркните сочетания букв, кот. написаны каллиграфически правильно и аккуратно. 

- Оцените себя (лист самооценки).

-Зачем нужны часы? (Смотреть время)

- На уроке мы тоже следим за временем и ценим каждую минуту.

-Что такое время? (Варианты детей)

Ученик зачитывает значение слова из словаря В.И. Даля.

- Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками». (Слайд 2)

- Где мы встречаемся с понятием время? (В быту, в математике)

- Может ли это понятие относится к русскому языку?

- Каким образом? (Время глагола).

2.Определение темы, цели, задач урока.

- Назовите тему урока.

Т: Изменение глаголов по временам (Слайд 3)

- Чему мы должны научиться?

Цель: Научиться …изменять глаголы по временам

- Что надо сделать, чтобы достичь цели?

Задачи: - Повторить… знания о глаголе, времена глагола

- Выяснить, какие глаголы не имеют форму настоящего времени.

3. Актуализация знаний.

 Игра «Да/нет» (У детей сигнальные карточки.)

- Я читаю утверждение. Если вы согласны с ним, зелёная карточка, если нет - красная.

1.Глагол – это часть речи. (да )

2.Глагол обозначает признак предмета. (нет )

3.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? ( да)

4.В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. (нет )

5.Глаголы изменяются по числам. (в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов) (да )

6.Выделяют два времени глагола, которые отличаются вопросами.  (нет)

7.Не все глаголы могут иметь форму настоящего времени.(да )

- Что нам необходимо выяснить? (Какие глаголы не имеют форму настоящего времени).

- Оцените себя (лист самооценки).

4. Первичное усвоение новых знаний.  

Работа с учебником. Откройте учебники на с.76, рассмотрите таблицу: «Изменение глаголов по временам»

 

Работа с таблицей.

- От каких глаголов неопределенной формы можно образовать все три формы времени глагола? (От тех, которые отвечают на вопрос: что делать?).

- А от каких только  две: прошедшее и будущее?(От тех, которые отвечают на вопрос что сделать? )

- Приведите примеры.

 Вывод: у глаголов, которые  в начальной форме отвечают на вопрос «что сделать?» нет настоящего времени.  

 

Работа в парах

- Возьмите жёлтую карточку. Прочитайте задание, поясните, что надо сделать.

Определите время глаголов:

1) Шумит, прочитает, звонить, летала, позвонить.

2) Шумит, прочитает, дуть, летала, подуть.

3) Шумит, прочитает, петь, летала, спеть.

4) Шумит, прочитает, делать, летала, сделать.

- У всех глаголов вы смогли определить время? (Нет, есть глаголы в неопр. форме)

- Какие глаголы остались без времени?

- Давайте, проверим, что у вас получилось

(Во время проверки появляются глаголы н.ф. на Слайде 4

1)Звонить      2) дуть       3) петь       4) делать

   позвонить       подуть       спеть         сделать

- Что общего у этих глаголов? (неопр.ф)

- По какому признаку можно разделить эти глаголы на 2 группы?

(По вопросу: Что делать? Что сделать? и по виду: совершенный, несовершенный)

- Оцените себя (лист самооценки).

Физминутка.

Если встретится  глагол в прошедшем времени, вы присядьте.

 Если в настоящем - встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.

 (Читаю-наст.вр, писал-прош.вр, кричу-наст.вр, позвоню-буд.вр, приходил-прош.вр, пролетят -буд.вр, мастерят-наст.вр, поиграл-прош.вр.)

 

Работа в группах

Познакомьтесь с планом работы.

План:

1.Измените глаголы по временам с помощью вопросов.

2.Заполните таблицу.

3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?

1)Звонить    2) дуть    3) петь    4) делать

позвонить     подуть     спеть     сделать

- Проверим работу. Как поработала группа? Какой вывод сделали? (Глагол, который отвечает на вопрос «что сделать?» не имеет форму настоящего времени).

- Оцените себя (лист самооценки).

5. Первичная проверка понимания.

Работа по учебнику.

С.76 Упр. 158 (1  слово разобрать устно, 2 слово у доски, 3 и 4 группа А самостоятельно).

6. Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

- Пришло время применить новую информацию. Попробуйте свои силы самостоятельно.

- Выполните задание карточки. Запишите в тетрадь. Пользуйтесь таблицей.

Кричать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, оцените.

- Сверьте с образцом на экране.(Слайд 5)

-  Какие глаголы не имеют форму наст. времени?( Глаголы сов. вида, которые отвечают на вопрос Что сделать?)

- Оцените себя (лист самооценки).

- Поставьте итоговую оценку.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (Слайд 6)

с.76, таблица, с.77, упр.159 или160(по вариантам)

8. Итог урока. Рефлексия

-А сейчас мы с вами поиграем. И заодно проверим, как вы усвоили тему урока.  

Игра называется «Аккуратный почтальон».

3 ряда – это 3 команды. Для игры необходимы:

1.  Доска, разделенная на три части: «Настоящее время», «Прошедшее время», «Будущее время».

2.  Магниты.

3.  Три набора карточек из плотной бумаги с написанными на них глаголами в настоящем, прошедшем и будущем времени (в каждом наборе – по 9 карточек одного цвета):

     

Игроки – почтальоны должны правильно разнести письма-глаголы по адресам с  соответствующим временем. Карточки с глаголами лежат на первой парте каждого ряда обратной стороной вверх.

Игроки каждой команды по очереди подбегают к 1-й парте, берут карточку и несут ее по адресу, т.е. прикрепляют к магнитной доске. Побеждает  команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее других выполнит работу.

Вывод: - Чему научились? (научились правильно изменять глаголы по временам).

- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что  сделать, форму настоящего времени не имеют)

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/27/s_58d93d4fed585/s597898_0_1.png

Оценивание.

- Урок окончен. Всем спасибо за активную работу.

 


План работы.

1.Измените глаголы звонить, позвонить  по временам с помощью вопросов.

2.Заполните таблицу.

3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?

План работы.

1.Измените глаголы дуть, подуть по временам с помощью вопросов.

2.Заполните таблицу.

3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?

План работы.

1.Измените глаголы петь, спеть по временам с помощью вопросов.

2.Заполните таблицу.

3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?

Просмотр содержимого документа
«Работа в группах»

План работы.

1.Измените глаголы петь, спеть  по временам с помощью вопросов.

2.Заполните таблицу.

3.Сделайте вывод, какой глагол не имеет форму настоящего времени?

Н.ф.

Наст. вр.

Прош. вр.

Буд. вр.

Что делать?

Что делает?

Что делал?

Что будет делать?

Что сделать?

Что сделал?

Что сделает?


Определите время глаголов:

1) Шумит-               , прочитает-                , звонить-                    , летала-                    , позвонить-                 .

Определите время глаголов:

2) Шумит-                , прочитает-                 , дуть-                       , летала-                      , подуть-                      .

Определите время глаголов:

3) Шумит-               , прочитает-                  , петь-                       , летала-                       , спеть-                        .

Определите время глаголов:

4) Шумит-              , прочитает-                   , делать-                    , летала-                     , сделать-                      .

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа»

Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________

Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________







Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________

Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________

Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________

Задание. Измените глаголы по временам, запишите их.

Подчеркните глаголы Н.Ф., которые не имеют форму настоящего времени.

наст.вр. пр.вр буд.вр.

Кричать (__________?) - ______________, _________________, __________________

Прочитать (_____________?) - ___________________, _________________, _________________

Покрасить (_____________?) -___________________, _________________, __________________

Лист самооценки

Чинчикова Мария

оценка

Лист самооценки

Чернышов Артём

оценка

  1. Чистописание

1.Чистописание

  1. Игра «Да / нет»

2.Игра «Да / нет»

  1. Работа в паре

3.Работа в паре

  1. Работа в группе

4.Работа в группе

  1. Самостоят. работа

5.Самостоят. работа

Итоговая оценка

Итоговая оценка

Лист самооценки

Шость Полина

оценка

  1. Чистописание

  1. Игра «Да / нет»

  1. Работа в паре

  1. Работа в группе

  1. Самостоят. работа

Итоговая оценка

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Прочитать – ( ______?) – наст.вр. – пр.вр. – буд.вр.

Н. ф.

Что делать?

Что сделать?

настоящее время

прошедшее время

будущее время

прошедшее время

будущее время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"

Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и ав...

Конспект урока русского языка во 2,4 классах на темы: "Начальная форма слова" и "Продолжаем определять спряжение глаголов по начальной форме"

Целью данного урока является формирование и развитие ценностного отношения обучающихся по самоопределению через организацию учебного сотрудничества для подведения под понятия "начальная форма" и прави...

Конспект урока русского языка "Глагол как часть речи (повторение)" (4 класс)

Тип урокаУрок повторения изученного материала.ЦельАктуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.Предметные результатыСамосто...

конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола"

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка «Глаголы будущего времени», 3 класс, УМК "Перспектива"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы будущего времени»Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о будущем сложном времени глагола; умений изменять глаголы по временам....

Конспект урока русского языка "Глагол" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Глагол»  Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, формирование умения распознавать глаголы среди других частей реч...