Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка.
Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.
Цель: умение видеть границу своих знаний-незнаний и поставить учебную задачу на уроке.
Задачи:
- Учить определять тип орфограмм;
- Учить правописанию, развивать орфографическую зоркость;
- Развивать умение подбирать способ проверки орфограмм;
- Развивать умение работать в группах;
- Развивать устную и письменную речь, память;
- Воспитывать культуру поведения на уроке.
Оборудование: учебник В.В.Репкина, рабочая тетрадь «Русская орфография» В.В.Репкина, сборник упражнений Симушиной И.Л., карточки со словами и предложениями, карточки с типами орфограмм, модели слов, фломастеры, изображение цветов для рефлексии.
этапы урока | содержание урока | примечание |
момент
Грамм
(приложение2)
Рефлексия 10.Домашнее задание (приложение3) | - Какую тему мы сейчас изучаем? Для чего мы ее изучаем? -Это наш обобщающий урок перед контрольной работой. А как вы уже к ней готовы мы сегодня и проверим. - В ходе урока вы будете оценивать выполнение своей работы с помощью цвета на этих цветочках. Красный цвет будет означать, что вы умеете выполнять это задание хорошо, зеленый цвет – нужно еще потренироваться, а синий цвет – такие задания вы выполняете слабо. - Вспомним, что такое орфограмма? (Орфограмма- это часть буквенной записи слова (предложения), которую нельзя точно определить по произношению и правилам графики.) - Какие орфограммы бывают? На какие группы мы делим все орфограммы? (тип А и Б). - Какие орфограммы мы обозначили буквой А? (фонемные). Что такое фонема? (ряд позиционно чередующихся звуков). - Какие орфограммы мы обозначили буквой Б? (нефонемные). - На какие подгруппы делятся орфограммы группы А? (тип А в слабой позиции и орфограммы типа А в сильной позиции. Орфограммы в слабой позиции подчеркиваем одной чертой, а орфограммы в сильной позиции двумя чертами.) - Как мы можем проверить орфограммы в слабой позиции? (по закону русского письма (А1) и вопреки закону (А2). - В чем заключается закон русского письма? - Какие нефонемные орфограммы входят в группу Б? Б1- заглавная буква; Б2- пробел между словами; Б3- знак переноса слова; Б4- знаки препинания.) - Хорошо, молодцы! Теперь я хочу проверить, как вы ориентируетесь в определении типов орфограмм. - Приготовьте карточки с типами орфограмм. -скворец, ворона, машина, мышь, чашка, щука, масса, столы, кормушка, стеклянный. - Какой тип орфограмм встретился в этих словах? Какого типа орфограмм не было? (Б). Почему? (Нефонемные), - Оцените свои умения и навыки с помощью цвета на цветке. - А где встречаются нефонемные орфограммы? (в предложениях). - Теперь поработаем с предложением. Каждая группа получает предложение. Первая группа определяет только орфограммы группы Б, вторая группа орфограммы типа А в сильной позиции, третья и четвертая группы – орфограммы типа А в слабой позиции. Задание: в каждом слове предложения определить тип орфограмм. -Вспомним порядок действий при проверке орфограмм в предложении. Маша и Марина в чаще соби- рали ландыши, тюльпаны. - Проверим , что у вас получилось. На столе лежат карточки с типами орфограмм, которыми вы можете сейчас воспользоваться. - Оцените свою работу на цветке. Отдых наш – физкультминутка! Занимай свои места! Раз присели, два- привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали Ванькой - встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Словно мой упругий мяч. - Молодцы! Ребята, а что еще нужно знать, чтоб правильно проверить орфограмму? (состав слова). - Подберите слова к моделям: - На каждую модель по одному слову от группы. - Вспомните правило морфемного разбора, с чего нужно начать? - Проверим, что у вас получилось. -Для чего надо знать морфемный состав слова? (Для каждой части слова есть свои проверочные способы). - Оцените свою работу на цветке. - Проверим. - Оцените свою работу с помощью цвета на цветках. - Молодцы! Со словами и предложениями мы поработали, с чем еще можно поработать? (с текстом). - Откройте упражнение 253 в сборниках упражнений. - Прочитайте задание. Кто справится самостоятельно? -Что нужно сделать? -Как разделить текст на предложения? - Запишите первое предложение. -Определите типы орфограмм, которые встретились в этом предложении. - Остальную часть текста допишите дома. - Для чего нужно знать типы орфограмм? -Чтоб правильно подобрать способ проверки орфограмм, что нужно знать еще? (морфемный состав слова). - Оцените в общем свою работу на уроке. Давайте все ваши цветочки вывесим до доску. Посмотрите, какая яркая поляна у нас получилась. Давайте посмотрим, готовы ли вы к контрольной работе? -Теперь посмотрите на свой цветок. С какими заданиями вы еще не справляетесь на высокую оценку? Что еще вам нужно доработать? - Для вас я приготовила четыре конверта с заданиями. На дом возьмите по желанию дополнительно те задания, которые вам нужно еще доработать, чтоб подготовиться к контрольной работе. | Учитель проверяет готовность детей к уроку У каждого ученика на парте лежит цветок для рефлексии (приложение 1) Дети отвечают Схему орфограмм выкладываем на доску Дети отвечают Учитель показывает на карточках слова с выделенными орфограммами, дети определяют типы орфограмм Обращаемся в памятке на стенде. Ребята выходят к доске и вывешивают карточки с типами орфограмм над словами. Ребята выполняют физкульт- минутку. Ребята придумывают слова к моделям. Ребята вывешивают слова на доску под модели слов Ребята делят текст на предложения и определяют тип орфограмм. Ребята вывешивают свои цветочки на доску. Ребята берут из конвертов задания на дом для доработки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Постановка задачи «Как проверить орфограммы в высказывании?» Орфограммы связанные и не связанные с обозначением фонем.
Урок русского языка в 3-м классе по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, программа Г.Н.Кудиной, З.Н.Новлянской – ставит целью учить определять тип орфограмм, р...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Учимся находить и проверять орфограммы в слове"
Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век" поможет учителю в интересной форме провести путешествие по стране"Орфография", закрепить изученные орфограммы, используя дифференц...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Учимся находить и проверять орфограммы в слове". ( Начальная школа XXI века, ФГОС).
Осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению, создать условия для формирования УУД....
Учимся находить и проверять орфограммы в слове.
презентация к уроку...
Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: Знакомство с орфограммой ’’Звонкие и глухие согласные на конце слова". Графическое обозначение орфограммы.
В ходе урока дети научатся распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять ее путем подбора однокоренного проверочного слова....
"Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?"
Конспект урока по теме: "Как проверить орфограмму слабой позиции без помощи словаря?" (2 класс; по курсу "Русский язык" авторы: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова)....
Технологическая карта урока по русскому языку "Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем" (программа Эльконина - Давыдова)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения различать типы орфограмм в высказывании и производить их проверкуЗадачи урокаДидактические...