«Распознавание падежей имён существительных» 4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Название учебной дисциплины: русский язык
Дата проведения: 22.10.2020
Класс: 4 «Б»
Школа: МКОУ «СОШ № 4»
Студент: Шушкова А.М.
Учитель-наставник: Гришина Е.В. _________
Методист: Шушкова С.А. _________
Тема: «Распознавание падежей имён существительных»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование знаний и умений по распознаванию первоначальных представлений о склонении имен существительных; развитие умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы.
Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного и падежах;
2. Развивать умения определять падежи существительных, изменять существительные по падежам, ставить вопросы, анализировать, обобщать полученные знания и делать выводы;
3. Воспитывать активность, любознательность и аккуратность у учащихся.
Планируемые результаты урока:
Предметные: знать и уметь различать падежи и падежные вопросы, правильно употреблять их в речи;
правильно выделять окончания имен существительных
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к самооценке.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир
Основные понятия: имя существительное, падежи, косвенные падежи, падежные окончания, склонение
Ресурсы урока: УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 4 класс 1 часть, учебная презентация, карточка с заданием, жетоны за активность на уроке
г. Черепаново 2020
Ход урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы, приёмы и формы работы | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Реализация УУД | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
1. Организационный момент. Мотивация. | Подготовить учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | Словесный, фронтальная, индивидуальная | - Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Михайловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Разминка для глаз и рук. | Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок. Готовят свои принадлежности к уроку.
Читают число орфографически. Читают буквосочетания. - ра ря Записывают буквосочетания в тетрадь, подчеркивают красивое буквосочетание. | Тетрадь, доска | - | Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия | развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
2. Актуализация знаний и постановка целей урока | Актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока, выявить цели и задачи урока. | Словесный, наглядный, фронтальная | - Ребята, прочитайте стихотворение: Прилетела бабочку, села на цветок. Крылышки у бабочка, как нежный лепесток. К бабочкой поближе подойду тихонько. Не спугнуть чтоб бабочка, постою в сторонке. Бабочку любуюсь я. Как она мне нравится! Расскажу подружкам о бабочка- красавице. Крылышки у бабочки, как нежный лепесток. К бабочке поближе подойду тихонько. Не спугнуть чтоб бабочку, постою в сторонке. Бабочкой любуюсь я. Как она мне нравится! Расскажу подружкам о бабочке- красавице. Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какие цели поставим? -Давайте ещё раз повторим хором падежи по слайду. | Читают стихотворение.
Повторяют падежи. | Презентация | знать и уметь различать падежи и падежные вопросы, правильно употреблять их в речи; правильно выделять окончания имен существительных | Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия | формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
3. Открытие новых знаний и умений | Открыть новое через учебное действие. | Словесный, наглядный, фронтальная, индивидуальная | - Ребята, откройте учебник на странице 80, упр. 135. Прочитайте стихотворение про себя. Теперь нужно прочитать вслух выразительно. -Кто автор этого стихотворения? -О каком времени года идет речь в стихотворении? - Что обозначает выражение склоняется «весна»? Какая часть в слове «весна» при склонении изменяется? А для чего нам нужно окончание? Ставим слово в И.п. Используем вспомогательное слово и вопрос. Есть (что?) весна. Возьмите в руки карандаш и в тетрадях подпишите падеж над словами, в слове «весна» выделим окончание. Р.п. нет (чего?) весны. Д.п. рад (чему?) весне. | Открывают учебник, читают стихотворение, высказывают предположения. | Учебник, тетрадь, презентация, доска | знать и уметь различать падежи и падежные вопросы, правильно употреблять их в речи; правильно выделять окончания имен существительных | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия | формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
4. Закрепление знаний | Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. | Словесный, игровой, наглядный, фронтальная, индивидуальная, работа в группе | - Ребята, а теперь давайте поиграем в игру. Я буду вам показывать существительное в И.п. и говорить в какую форму его поставить, а вы должны будете изменить форму этого слова, соответствуя заданию. Давайте потренируемся все вместе: Поставить слово в форме родительного падежа множественного числа – Помидор (Помидоров) Физминутка. - Выполним упражнение 137, стр. 81. Прочитайте задание. Давайте выполним это задание у доски и в тетради. Устно задаём вопросы и вспомогательные слова к существительным, а записываем склонение этих существительных без вспомогательных слов. Выделяем окончания имён существительных. - Ребята, откройте страницу 82. Прочитайте название таблицы. Посмотрите, оказывается, у каждого падежа есть не только вспомогательные слова и вопросы, но и предлоги. Обратите внимание на колонку «Роль в предложении», чем отличается И.п. от других падежей? Обратите внимание на выделенные предлоги – они употребляются только с одним падежом. - Ребята, у вас на столе лежит карточка, на которой написано несколько слов через запятую. Давайте попробуем выбрать с карточки два слова и составить с ними предложение, используя предлоги из таблицы. Записываем предложение на карточке, устно задаём вопросы к существительным. подписываем падеж существительных, обводим предлог, подчеркиваем члены предложения. | Изменяют форму существительного. Отвечают на вопрос. Выполняют физминутку. Читают задание, устно задают к словам вопросы и записывают склонение существительных на доске и в тетради без вспомогательных слов, выделяют окончания. Отвечают на вопрос. Рассматривают таблицу, отвечают на вопросы.
| Учебник, тетрадь, презентация, доска, карточки с заданием | знать и уметь различать падежи и падежные вопросы, правильно употреблять их в речи; правильно выделять окончания имен существительных | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия | формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
5. Итог урока и рефлексия | Дать качественную оценку | Словесный, фронтальный | - Наш урок подходит к завершению. Чему учились сегодня на уроке? Что нового узнали? Важно ли нам уметь распознавать имена имён существительных? Достигли цели урока? - Ребята, я предлагаю оценить вам свою работу на уроке. -Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: с.81 упр.136 – выучить таблицу - Вы все очень хорошо поработали сегодня на уроке! Мне понравилось с вами работать. Спасибо! Урок закончен. | Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников. Записывают домашнее задание в дневник. | Презентация, жетоны за активность на уроке | - | Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; использовать речь для регуляции своего действия | формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к самооценке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Распознавание падежей имён существительных"
Данная презентация поможет учителю в подготовке к уроку по теме: "Изменение имён существительных по падежам"...
Технологическая карта урока по русскому языку « Упражнения в распознавании изученных падежей имён существительных»
Систиматизация и обобщение знаний, умений по изученным падежам( Д.п., Р.п,В.п.)...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных."
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных"...
Распознавание падежей имён существительных
Презентация с упражнениями и заданиями по определению падежей имён существительных....
Распознавание падежей имён существительных/ 4 класс. Школа России
Цель: сформировать навык по распознаванию падежей имени существительного.Знать: Определение имени существительного, вопросы падежей,Понимать: необходимость задавать падежные вопросы и и...
Распознавание падежей имён существительных/ 4 класс. Школа России
Цель: сформировать навык по распознаванию падежей имени существительного.Знать: Определение имени существительного, вопросы падежей,Понимать: необходимость задавать падежные вопросы и и...
Презентация "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах имён существительных"
Презентация "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах имён существительных" для 4 класса по программе"Школа России"...