«Распознавание падежей имён существительных» 4 класс
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Шушкова Анастасия Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspoznavanie_padezhey_imyon_sushchestvitelnyh_4_klass.docx33.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Название учебной дисциплины: русский язык

Дата проведения: 22.10.2020

Класс: 4 «Б»

Школа: МКОУ «СОШ № 4»

Студент: Шушкова А.М.

Учитель-наставник: Гришина Е.В. _________

Методист: Шушкова С.А. _________

Тема: «Распознавание падежей имён существительных»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование знаний и умений по распознаванию первоначальных представлений о склонении имен существительных; развитие   умений   распознавать   имена   существительные   в   разных   падежных формах,  сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках имени существительного и падежах;

2. Развивать умения определять падежи существительных, изменять существительные по падежам, ставить вопросы, анализировать, обобщать полученные знания и делать выводы;

3. Воспитывать активность, любознательность и аккуратность у учащихся.

Планируемые результаты урока:

Предметные: знать и уметь различать падежи и падежные вопросы, правильно употреблять их в речи;

правильно выделять окончания имен существительных

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к самооценке.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Основные понятия: имя существительное,  падежи, косвенные падежи,  падежные окончания, склонение
Ресурсы урока: УМК «Школа России», Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 4 класс 1 часть, учебная презентация, карточка с заданием, жетоны за активность на уроке


г. Черепаново 2020

Ход урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы, приёмы и формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Реализация УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организационный момент. Мотивация.

Подготовить учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Словесный, фронтальная, индивидуальная

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Анастасия Михайловна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Вы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться. 
Работайте старательно, 
Слушайте внимательно.
- Положите, пожалуйста, все принадлежности для урока на край парты, они нам сегодня пригодятся. Все готовы к уроку? Настроение у всех хорошее? Тогда начинаем!

Разминка для глаз и рук.
- Откройте тетради, положите их правильно, с наклоном, запишите число. Сначала прочитаем орфографически число. Сегодня у нас 22 октября. На следующей строчке с заглавной буквы напишем «Классная работа». Не забывайте принимать правильное положение во время письма, держите ручку в правой руке, если вы правша и в левой, если левша.
- Как всегда, несколько минут в начале урока уделим чистописанию. Какие сочетания букв мы будем писать?
Какое соединение у букв? Пишем буквосочетания, чередуя до конца строки.
Подчеркните самое красивое буквосочетание.

Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Готовят свои принадлежности к уроку.


Пишут в тетради число, классную работу.

Читают число орфографически.

Читают буквосочетания.

- ра ря


Записывают буквосочетания в тетрадь, подчеркивают красивое буквосочетание.

Тетрадь, доска

-

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

2. Актуализация знаний и постановка целей урока

Актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока, выявить цели и задачи урока.

Словесный, наглядный, фронтальная

- Ребята, прочитайте стихотворение:

Прилетела бабочку, села на цветок.

Крылышки у бабочка, как нежный лепесток.

К бабочкой поближе подойду тихонько.

Не спугнуть чтоб бабочка, постою в сторонке.

Бабочку любуюсь я. Как она мне нравится!

Расскажу подружкам о бабочка- красавице.
- Вам понравился текст? Я тоже ничего не поняла. А почему? Что нужно изменить в тексте, чтобы понять смысл стихотворения? Какой частью речи является слово «бабочка»? Почему? Что вы знаете об имени существительном? Как изменяются имена существительные? Как нужно изменить существительное «бабочка»?
Верно, нам нужно изменить существительное бабочка по падежам. А кто помнит, что такое падежи? Какие падежи вы знаете? А как называется изменение имен существительных по падежам? Повторение правила.
- Посмотрите, вот какое стихотворение получится, если поставить существительное в верном падеже:
Прилетела 
бабочка, села на цветок.

Крылышки у бабочки, как нежный лепесток.

К бабочке поближе подойду тихонько.

Не спугнуть чтоб бабочку, постою в сторонке.

Бабочкой любуюсь я. Как она мне нравится!

Расскажу подружкам о бабочке- красавице.
-Такое стихотворение вам больше нравится?

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Какие цели поставим?
Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена существительные по падежам, определять личные окончания имён существительных.

-Давайте ещё раз повторим хором падежи по слайду.

Читают стихотворение.
















Отвечают на вопросы, беседуют.


Повторяют хором правило «Изменение имён существительных по падежам называется склонением»

Слушают построенное верно стихотворение.


















Отвечают на вопросы.

Самостоятельно формулируют тему и цели урока.

Повторяют падежи.

Презентация

знать и уметь различать падежи и падежные вопросы, правильно употреблять их в речи;

правильно выделять окончания имен существительных

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

3. Открытие новых знаний и умений

Открыть новое через учебное действие.

Словесный, наглядный, фронтальная, индивидуальная

- Ребята, откройте учебник на странице 80, упр. 135. Прочитайте стихотворение про себя. Теперь нужно прочитать вслух выразительно.

-Кто автор этого стихотворения? 
Яков Лазаревич Аким – детский поэт и писатель. Свои первые стихотворения он начал сочинять после войны, когда родилась дочка. Позже он начал публиковаться как детский поэт в журналах «Пионер» и «Мурзилка».

-О каком времени года идет речь в стихотворении?

- Что обозначает выражение склоняется «весна»? Какая часть в слове «весна» при склонении изменяется? А для чего нам нужно окончание?
- Давайте просклоняем слово весна вместе. Для этого нам поможет таблица на странице 81 упр. 136. Рассмотрите таблицу. Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Посмотрите, существуют вспомогательные слова, которые могут помочь при определении падежа.
Для того, чтобы изменить имя существительное по падежам нужно изменить его по вопросам.
- Ребята, будем изменять слово «весна» у доски и в тетради.

 Ставим слово в И.п. Используем вспомогательное слово и вопрос. Есть (что?)  весна. Возьмите в руки карандаш и в тетрадях подпишите падеж над словами, в слове «весна» выделим окончание.
Записываем в столбик.
И.п. есть (что?)  весн
а.

Р.п. нет (чего?) весны.

Д.п. рад (чему?) весне.
В.п. вижу (что?) весн
у.
Т.п. доволен (чем?) весн
ой.
П.п. говорю (о чём?) о весн
е.
- Вот мы и изменили имя существительное по падежам. Что помогло нам справиться с этим заданием? С помощью чего образуются падежные формы имён существительных? Повторение правила.
- Ребята, начальная форма имени существительного – это форма именительного падежа единственного числа. Повторение правила. Где среди написанных нами слов начальная форма имени существительного?
- Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами. Повторение правила.
- Имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе. Повторение правила.

Открывают учебник, читают стихотворение, высказывают предположения.



- Окончание.


- Для связи слов в словосочетании и предложении.






Рассматривают таблицу, отвечают на вопросы.














Изменяют слово «весна» по падежам у доски и в тетради, подписывают падеж, выделяют окончание.






















Отвечают на вопросы.
Повторяют правило «Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний»
Повторяют правило «Начальная форма форма имени существительного – это форма именительного падежа единственного числа»
Отвечают на вопрос.


Повторяют правила «Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.», «Имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе»

Учебник, тетрадь, презентация, доска

знать и уметь различать падежи и падежные вопросы, правильно употреблять их в речи;

правильно выделять окончания имен существительных

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

4. Закрепление знаний

Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины понимания.

Словесный, игровой, наглядный, фронтальная, индивидуальная, работа в группе

- Ребята, а теперь давайте поиграем в игру. Я буду вам показывать существительное в И.п. и говорить в какую форму его поставить, а вы должны будете изменить форму этого слова, соответствуя заданию. Давайте потренируемся все вместе: Поставить слово в форме родительного падежа множественного  числа

 – Помидор (Помидоров)
Для каждого ряда я буду говорить разные слова, если ряд не сможет изменить форму слова, то другой ряд поможет ему с этим.
Как вы думаете, зачем мы выполняли это задание?

Физминутка.
Начинается разминка. 
Встали, выровняли спинки. 
Вправо-влево наклонились 
И еще раз повторили. 
Приседаем мы по счету, 
Раз-два-три-четыре-пять. 
Это нужная работа-
Мышцы ног тренировать. 
А теперь рывки руками 
Выполняем вместе с вами. 
Раз - рывок и два рывок. 
Продолжаем наш урок.

- Выполним упражнение 137, стр. 81. Прочитайте задание. Давайте выполним это задание у доски и в тетради. Устно задаём вопросы и вспомогательные слова к существительным, а записываем склонение этих существительных без вспомогательных слов. Выделяем окончания имён существительных.
Чему учились, выполняя  это задание?

- Ребята, откройте страницу 82. Прочитайте название таблицы. Посмотрите, оказывается, у каждого падежа есть не только вспомогательные слова и вопросы, но и предлоги. Обратите внимание на колонку «Роль в предложении», чем отличается И.п. от других падежей? Обратите внимание на выделенные предлоги – они употребляются только с одним падежом.

- Ребята, у вас на столе лежит карточка, на которой написано несколько слов через запятую. Давайте попробуем выбрать с карточки два слова и составить с ними предложение, используя предлоги из таблицы. Записываем предложение на карточке, устно задаём вопросы к существительным. подписываем падеж существительных, обводим предлог, подчеркиваем члены предложения.
Чему учились, выполняя  это задание?

Изменяют форму существительного.

Отвечают на вопрос.

Выполняют физминутку.



Читают задание, устно задают к словам вопросы и записывают склонение существительных на доске и в тетради без вспомогательных слов, выделяют окончания.


Отвечают на вопрос.

Рассматривают таблицу, отвечают на вопросы.




















Выполняют задание на карточке, отвечают на вопросы.

Учебник, тетрадь, презентация, доска, карточки с заданием

знать и уметь различать падежи и падежные вопросы, правильно употреблять их в речи;

правильно выделять окончания имен существительных

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

5. Итог урока и рефлексия

Дать качественную оценку 
работы класса и отдельных 
учащихся, инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Словесный, фронтальный

- Наш урок подходит к завершению. Чему учились  сегодня на уроке? Что нового узнали? Важно ли нам уметь распознавать имена имён существительных? Достигли цели урока?

- Ребята, я предлагаю оценить вам свою работу на уроке.
Посмотрите на слайд и закончите любую фразу: 
Сегодня я узнал.. 
Было интересно.. 
Было трудно.. 
Я научился.. 
Мне понравилось.. 
Моё настроение.. 
-
Кого из ребят вы хотели бы похвалить за работу на уроке? Вручение активным ребятам жетонов.

-Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание: с.81 упр.136 – выучить таблицу

- Вы все очень хорошо поработали сегодня на уроке! Мне понравилось с вами работать. Спасибо! Урок закончен.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников.











Записывают домашнее задание в дневник.

Презентация, жетоны за активность на уроке

-

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; использовать речь для регуляции своего действия

формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; способность к самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Распознавание падежей имён существительных"

Данная презентация поможет учителю в подготовке к уроку по теме: "Изменение имён существительных по падежам"...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных."

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме "Упражнения в распознавании падежей имён существительных"...

Распознавание падежей имён существительных

Презентация с упражнениями и заданиями по определению падежей имён существительных....

Распознавание падежей имён существительных/ 4 класс. Школа России

Цель: сформировать навык по распознаванию падежей имени существительного.Знать: Определение имени существительного, вопросы падежей,Понимать: необходимость задавать падежные вопросы и и...

Распознавание падежей имён существительных/ 4 класс. Школа России

Цель: сформировать навык по распознаванию падежей имени существительного.Знать: Определение имени существительного, вопросы падежей,Понимать: необходимость задавать падежные вопросы и и...

Презентация "Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах имён существительных"

Презентация "Правописание  безударных  окончаний имён  существительных во  всех падежах имён существительных" для 4 класса по программе"Школа России"...