Конспект по русскому языку "Предложный падеж имён существительных" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Предложный падеж имён существительных
Дата: 11.02.2021
Тип урока: открытие новых знаний
Учебный предмет: русский язык
ОС: Школа России
Учитель: Геращенкова Е. Н.
Студент практикант: Сащенко М. А.
Класс: 3
Цели:
Содержательная: сформировать представление об особенностях предложного падежа имени существительного;
Деятельностная: развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи:
Образовательные:
1. научить способам определения предложного падежа имен существительных;
2. организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в предложном падеже;
3. развивать орфографическую зоркость.
Развивающие:
1. развивать умения определять и формулировать задачи на уроке с помощью учителя;
2. формировать умение строить высказывания, логические рассуждения и доказательства.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение определять падежи им. существительных;
- Умение находить им. существительные в П.п. по его признакам;
- Умение ставить вопрос от главного слова к зависимому;
- Умение грамотно писать.
Личностные:
- Развивать интерес к познанию русского языка, языковой деятельности;
- Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентации на понимании причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- Развивать становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.
Метапредметные:
Познавательные:
- Умение анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- Умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
- Умение строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Регулятивные:
- Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- Умение овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
- Умение учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- Умение выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации.
Коммуникативные:
- Умение выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- Умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- Умение участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- Умение учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки с заданиями).
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык 3 класс 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий., Школа России Просвещение, 2018. стр. 54. – 56.
План урока:
1. Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Эмоциональный настрой
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Словарный диктант
2.2. Повторение сведений об имени существительном
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1. Повторение знаний о падежах имён существительных
3.2. Работа по карточке №1
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Работа с упр.97 у доски и в тетрадях
5.2. Работа с правилом
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1. Работа с упр.99 на стр. 55.
6.2. Работа с упр. 100. стр . 55.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Работа с карточкой № 2.
8. Этап включения в систему знаний и повторение
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята - Меня зовут Мария Александровна, и сегодняшний урок русского языка у вас проведу я. 1.2. Проверка готовности к уроку - Проверьте, пожалуйста, на партах у вас должны лежать: учебник по русскому языку, рабочая тетрадь, дневник и пенал. - Всё на месте? Хорошо, присаживайтесь. 1.3. Эмоциональный настрой - Наш урок, я бы хотела начать со слов М. В. Ломоносова. Учите, дети, русский к ряду. Учите с душой, с усердием, трудом. Вас ждёт великая награда И та награда в нём самом… (М. В. Ломоносов) - С какой просьбой обращается Ломоносов к детям? - О какой награде говорит Ломоносов? - Награда – новые открытия, знания о языке. - Я желаю вам, чтобы сегодня мы открыли ещё одну тайну русского языка и вашей наградой было его знание. | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку С просьбой учить русский язык. Знать русский язык – великая награда. С помощью него мы общаемся и можем многое выразить с помощью слов. | Фронтальный опрос Фронтальный опрос | Л1 Л3 К1 К4 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Словарный диктант - Ребята, откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Сейчас мы запишем небольшой диктант. Кровать, трамвай, солома, рябина, комната, самолёт. - Скажите, что это за слова? - Верно, правописание этих слов нужно запомнить. - Давайте проверим, как вы их записали. - Читай первое слово. - Какую орфограмму мы проверяем в этом слове? Где могут возникнуть затруднения? - Следующее слово - Следующее слово - Следующее слово - Комната - Следующее слово. - Итак, ещё раз повторим. - Какие мы записали слова? - И их написание, что? - Скажите, а какой части речи все эти слова? - Хорошо, молодцы! 2.2. Повторение сведений об имени существительном - А как изменяются имена существительные? - Умницы! | Записывают число и классная работа. Словарные слова Кровать Орфограмма буква «о», безударная гласная в корне. Проверочное слово подобрать невозможно, поэтому оно считается словарным. Его написание нужно запомнить. Трамвай Безударная гласная «а» в корне. Подобрать проверочное слово невозможно, поэтому оно словарное и его нужно запомнить. Солома Орфограмма буква «о», безударная гласная в корне. Проверочное слово подобрать невозможно, поэтому оно считается словарным. Его написание нужно запомнить. Рябина Орфограмма буква «я», безударная гласная в корне. Проверочное слово подобрать невозможно, поэтому оно считается словарным. Его написание нужно запомнить. Комната Безударная гласная «а» в корне. Подобрать проверочное слово невозможно, поэтому оно словарное и его нужно запомнить. Самолёт Соединительная гласная «о», непроверяемая, которую нужно запомнить. Словарные Нужно запомнить Все эти слова являются именами существительными. По числам, падежам. | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Индивидуальная работа Фронтальный опрос | Пр4 П2,3 К3 П1,2,3 Р2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
- А теперь подумайте, о чём идёт речь. - В русском языке их 6, и все они имеют свои вопросы. - Что это? - Молодцы! - А что нам помогает определить падеж имени существительного? - Хорошо! - Посмотрите на доску, я вам предлагаю вспомнить вопросы и вспомогательные слова падежей. - Какое вспомогательное слово используем для определения И. п. имён существительных? - Назовите падежные вопросы для определения имён существительных в И. п? - Какое вспомогательное слово используем для определения Р. п. имён существительных? - Назовите падежные вопросы для определения имён существительных в Р.п? - Какое вспомогательное слово используем для определения Д. п. имён существительных? - Назовите падежные вопросы для определения имён существительных в Д.п? - Какое вспомогательное слово используем для определения Т. п. имён существительных? - Назовите падежные вопросы для определения имён существительных в Т.п? - Что вы заметили? - Молодцы! - А какое вспомогательное слово нам помогает определить предложный падеж у имени существительного? - Хорошо, а какой вопрос зададим к существительному, которое стоит в предложном падеже?
- Прочитайте словосочетания, которые, даны на карточках. - Что вы можете сказать об именах существительных в этих словосочетаниях? - Докажите, мне они что они стоят в предложном падеже. - Молодцы! | Падежи. Вспомогательное слово, постановка вопроса и предлоги, которые употребляются с этими существительными. Есть Кто? Что? Нет Кого? Чего? Дать, подойти к. Кому? Чему? Доволен. Кем? Чем? Нет ещё одного падежа – предложного. Говорить или думать. О ком? О чём? Все они стоят в предложном падеже. Написали в газете (думать) О чём? – о газете) Растут в воде. (думать) о воде) О чём? Лежит на столе. (думать) О чём? (о столе) | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Фронтальный опрос Индивидуальная работа | П1,2,3 Р2 К3,4. П1,2,3 Р2 П1,2,3 К3,4 Пр1,2,3 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Ребята, кто догадался? - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (Предложный падеж имён существительных) - Какова будет цель нашего урока? (Расширить знания Предложном падеже имён существительных) - Хорошо - А какие задачи поставим перед собой? 1. Развивать умение определять падеж по вопросу и предлогу 2. Запомнить вопросы предложного падежа 3. Запомнить с какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже - Что мы сейчас с вами делали? - Молодцы! - И я не просто так начала урок со слов М. В. Ломоносова. Он внес неоценимый вклад в развитие русского языка и литературы. - Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. - Раньше этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться, думать о ком-то, предлагать помощь. - Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным? Предложный падеж так называют, потому что он употребляется только с предлогами. - Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других? | - Предложный падеж имён сущ-х - Расширить знания о предложном падеже имён сущ-х Планировали свою учебную деятельность Употребляется с предлогом. Думать | Фронтальный опрос Фронтальный опрос | Р1,3 К3,4 К3,4 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | - Какую работу нам следует выполнить, чтобы достигнуть поставленной нами цели? 5.1. Работа с упр.97 у доски и в тетрадях - Откройте упражнение 97. на стр. 54.
- Прочитай пожалуйста первое предложение. - Теперь давайте поставим вопросы к выделенным именам существительным от слов, связанных по смыслу. - В каком же падеже стоит это имя существительное? - Молодцы! - Прочитайте следующее предложение. - Поставим вопросы к выделенным именам существительным от слов, связанных по смыслу. - В каком же падеже стоит это имя существительное? - Молодцы! - Следующее предложение. - Поставим вопросы к выделенным именам существительным от слов, связанных по смыслу. - В каком же падеже стоит это имя существительное? - Молодцы! - Читаем следующее предложение. - Поставим вопросы к выделенным именам существительным от слов, связанных по смыслу. - В каком же падеже стоит это имя существительное? - Молодцы! - Скажите, чем являются эти предложения? - Верно. - А вы заметили с какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже? - Хорошо. - Давайте запишем в тетради эти пословицы, выделим окончания у имён существительных в предложном падеже и подчеркнём предлоги. - Подписывайте упражнение 97. (Некоторые учащиеся выполняют упражнение на доске) При солнц/е тепло, при матер/и добро. - Скажите, чему мы учились, выполняя это упражнение? - Что мы выяснили? 5.2. Работа с правилом - Прочитайте ниже сведения о языке. - Назовите вопросы предложного падежа. - С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже? Физкультминутка «Падежи»: Именительный закинул удочку, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны. | - Потренироваться в определении падежей. При солнце тепло, при матери добро. Тепло (при чём?) при солнце. Добро (при ком?). В предложном падеже. В словах ретив, а в делах ленив. Ретив (в чём?) в словах. Ленив (в чём?) в делах. На языке медок, а на сердце ледок. Медок (на чём?) на языке. Ледок (на чём?) на сердце. В предложном. Об отце и о матери говори с почтением. Говори (о ком?) об отце. Говори (о ком?) о матери. В предложном. Пословицами. Употребляются с предлогами: при, в, на, об, о. Ставить вопрос к имени существительному от слова по смыслу. Определяли падеж. Имена существительные в предложном падеже употребляются с предлогами. Отвечают на вопросы (о ком? О чём?). Вспомогательное слово (говорить о, думать о) О ком? О чём? При, о, об, на, в, во. | Фронтальный опрос Индивидуальная работа Фронтальный опрос Индивидуальная работа Фронтальный опрос Фронтальный опрос | Пр1,2,3 П1,2,3 Р2 Пр4 К3,4 К3,4 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Работа с упр.99 на стр. 55. - Выполним упражнение 99 на стр. 55. - Прочитайте. - Назовите из какого произведения этот отрывок? - Автор? - Давайте найдём устаревшие слова. - Злато, что же это такое? - Найдите значение этого устаревшего слова ниже. - Следующее слово. - Найдите значение устаревшего слова. - Следующее. - Какие ещё устаревшие слова вы нашли? - Молодцы! - Теперь, давайте определим падеж выделенных имён существительных. - Какой падеж отвечает на этот вопрос? - В палате. - Какой падеж? - Следующее слово. П.п. П.п. И,п. А. Пушкин - Запишем первый отрывок у себя в тетрадях. - Над именами существительными укажем падеж. - Не забываем, что текст у нас в какой форме? - Верно, поэтому каждую новую стоку начинаем писать с заглавной буквы. - И, разберём слово по составу. (Один ребёнок у доски, остальные в тетрадях). - Чему мы учились, выполняя это упражнение? 6.2. Работа с упр. 100. стр . 55. - Откройте пожалуйста, упражнение 100. на . стр. 55 - Прочитайте, что нужно сделать?
- Скажите, глагол «живёт» мы употребляли по отношению к каким предметам? - А глагол «находится»? - Молодцы! - Запишем три составленных предложения и выделим окончания имён существительных в предложном падеже. - Теперь, придумайте своё предложение на тему, кто, где живёт. - Запишите одно предложение, которое вы составили. | «Сказка о царе Салтане». А. С. Пушкин. Злате. Злато – изделия из золота. Палата - большая комната. На престоле - царский трон. Кичка - головной убор. Маковка - макушка (головы). Венец - царская корона. Душегрейка - тёплая женская кофта без рукавов. Сияя (в чём?) в злате. Предложный. Сидит (в чём?) в палате. Предложный. Сидит (на чём?) на престоле. Сидит (в чём?) в венце. С думой (на чём?) на лице. Стоит (на чём?) на крыльце. Стоит (в чём?) в душегрейке. Кичка (на чём?) на маковке. В стихотворной. Сначала выделяем окончание, для этого изменим слово по вопросам. (Парчовая, парчовую, парчовой). Изменяется, значит, ая – это окончание. Теперь выделим основу слова – парчов. Теперь выделим корень, для этого подберём однокоренные слова – парча, парчой.Корень – парч. И суффикс – ов. Определять падеж имён существительных, разобрали слово по составу, узнали значение устаревших слов. Прочитайте. Составьте из данных слов предложения о том, кто (что) где живёт (находится). Люди живут в дом/ах. Белка живёт в дупл/е. Черепахи живут в песк/е. Чиж живёт в гнезд/е. Листь/я находятся на дерев/е. Рыба живёт в вод/е. Чучело находится в огород/е. Собака живёт в конур/е. Чайник находится на кухн/е. Лиса живёт в нор/е. Шишка находится на ёлк/е. Ласточка живёт в гнезд/е. Мыши живут в нор/е. Одушевлённым. Неодушевлённым. Люди живут (в чём?) в домах. – П.п. Белка живёт (в чём?) в дупле. – П. п. Черепахи живут (в чём?) в песке. – П. п. Мышка живёт в норке. Медведь живёт в берлоге. Книги находятся в библиотеке. | Фронтальный опрос Фронтальный опрос Индивидуальная работа Индивидуальная работа Фронтальный опрос Индивидуальная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа | Л1 К3,4 К2 Пр1,2,3 Пр4 К3,4 К3,4 К1,3,4 Пр4 Пр1,2,3 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Работа с карточкой № 2. - Сейчас, я вам предлагаю поработать в парах. - На карточках, у вас написано стихотворение. - Прочитай, пожалуйста. Едут девочки в санях, Руки в муфты прячут. А мальчишки на конях За санями скачут. - Ваша задача найти имена существительные, которые стоят в форме предложного падежа. - А также, нужно определить падеж остальных имён имён существительных. - Падеж можно помечать в карточке карандашом. - Давайте проверим, что у вас получилось. | Едут (кто?) девочки – И. п. Едут (в чём?) в санях. – П. п. Прячут (что?) руки – И. п. Прячут (во что?) в муфты – Скачут (кто?) мальчишки – И. п. Скачут (на чём?) – на конях – П.п. Скачут (за чем?) за санями – Т. п. | Фронтальный опрос Парная работа Фронтальная работа Индивидуальная работа | К2,3 Пр1,2,3 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | - Назовите вопросы предложного падежа? -С какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже? - Какие окончания имеют имена существительные в форме предложного падежа? - Достигли мы цели, которую ставили перед собой в начале урока? - Реализовали ли поставленные задачи? - Что для этого делали? | О ком? О чём? При, о, об, на, в, во. Форма предложного падежа единственного числа 1 и 2 склонения имеет типичное окончание -е, множественного числа -ах/-ях, кроме некоторых существительных с конечными буквосочетаниями -ия, -ие, -ий. Неодушевлённые существительные мужского рода второго склонения характеризуются вариативными окончаниями -у/-ю или -е. Определяли падеж имён существительных, расширили знания о предложном падеже имён существительных. | Фронтальный опрос | Р1,3 К2,3 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Продолжите предложения: Мне было интересно… Мне было трудно… Я выполнял задания… Я научился… У меня получилось… - Запишите домашнее задание упр. 98-ое (на с. 54-ой) - Мне было приятно с вами работать. Спасибо за работу на уроке, до свидания. | Фронтальный опрос | К2,3 Р1,2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
План-конспект урока русского языка "Падежи имён существительных", 3 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...
Самостоятельная работа по русскому языку "Падеж имён существительных" 4 класс
Карточки для проверки умения определять падеж имени существительного ....
Конспект урока по русскому языку «Падежи имён существительных. Винительный падеж» 3 класс (УМК «ПНШ»)
Тема: «Падежи имён существительных. Винительный падеж»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о падежах имён существительных, формирование представлений о винительном падеже....
Конспект урока по русскому языку. "Падеж имён существительных. Винительный падеж". УМК "Школа России", 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о винительном падеже, формирование умений отличать его от существительных в именительном и родительном падежах.Планируемые результаты:Предметн...
Презентация к уроку русского языка "Падеж имён существительных" 3 класс
Данная презентация разработана для 1 урока по теме "Падеж имён существительных" в 3 классе (учебник Иванова)....