РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ 3А КЛАССА (базовый уровень) (4 часа в неделю, всего – 136 часов)
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 3 класса на 2021-2022 учебный год  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемыз результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования для общеобразовательных учереждений с русским языком обучения; Рабочие программы 1-4 класса/ пособие для учителей начальных классов Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Деменьтьева, Н.А Стифаненко, М.В. Бойкина- М: Просвещение,2011; учебник "Русский язык", астор  В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, М "Просвещение",2017г.. рекомендованного к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учереждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx121.68 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

уровня начального общего образования

(ФГОС НОО)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 имени Ивана Ивановича Рынкового»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

начальных классов

Руководитель ШМО

_______Л.Е. Сухогузова

Протокол № 5

от 29.05.2021

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета МАОУ «СОШ №3

им. И.И. Рынкового»

Протокол № 1

от 26.08.2021

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ №3

им. И.И. Рынкового»

_________ С.В. Дектерёва

Приказ № 690-О

от 26.08.2021

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

РУССКИЙ ЯЗЫК
ДЛЯ 3А КЛАССА

 (базовый уровень)

(4 часа в неделю, всего – 136 часов)

Составитель: Ильиных С.А.,

учитель начальных классов

г.Мегион, 2021г.

Аннотация

к программе по учебному предмету «Русский язык»

Данная программа по учебному предмету русский язык предназначена для описания организации учебного процесса по предмету начального общего образования

(3 класс). Согласно федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений; учебному плану образовательной организации на изучениерусского языка в 3 классе отводится 4часа в неделю, 136часов в год.

Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка;планируемые результаты изучения учебного предмета;содержание учебного предметас определением основных видов учебной деятельности;тематическоепланирование;календарно-тематическое планирование.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса на 2021 – 2022 учебный год составлена на основе стандарта  начального  общего образования; примерной программы  начального общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;Рабочие программы 1-4 классы /пособие для учителей начальных классовРусский язык.-В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкина – М. :Просвещение, 2011.; учебника «Русский язык»,авторов  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,М «Просвещение», 2017г., рекомендованного к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целиизучения предмета «Русский язык»:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Русский язык»:

— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

— развитие коммуникативных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

По мере развития навыка устной речи вводятся письменные творческие работы – сочинения. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок: допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включаются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочинениях.

При реализации программы используются современные образовательные технологии (технология деятельностного подхода, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения), а также  электронное обучение посредством комплексной автоматизированной информационной системы, информационно-образовательных проектов «ЯКласс», «Российская электронная школа», дистанционные образовательные технологии.

Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон.

Предпочтение отдаётся текущему контролю в виде устного опроса, самостоятельных и практических работ, тематическому контролю. В конце года проводиться итоговая комплексная проверочная работа.

Согласно базисному учебному плану ОУ РФ на изучение предмета в 3 классе отводится – 136 часов(4 часа в неделю, 34 учебные недели).

  • Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02.06.2020 №2/20;
  • Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» (п.18.2.2. ФГОС ООО).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результатыосвоения образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю

России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир всего

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе

в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к

творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы

начального общегообразования должны отражать:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации.
  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и

познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора,

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и

явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результатыосвоения программыдолжны отражать:  

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового

и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной

культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  • Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи

как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка

(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  • Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях

общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

  • Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня

культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения

использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского

языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,

грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации

речевого общения.

К концу обучения в 3 классе ученик достигнет следующих результатов:

Раздел «Развитие речи»

Ученик научится:

•участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

•анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

•строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо; •понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи; •понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

•восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

•распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

•замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; •знакомиться с жанрами объявления, письма;

•строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Ученик получит возможность научиться:

•определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам; •пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

•использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

•находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Раздел«Система языка». (Фонетика, орфоэпия, графика)

Ученик научится:

•характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

•определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

•устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

•осуществлять звукобуквенный анализ доступных по составу слов;

•произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

•использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

•применять знания фонетического материала при использовании правил правописания; •пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Ученик получит возможность научиться:

•осуществлять звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

•оценивать правильность проведения звукобуквенного анализа слова;

•соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Раздел«Лексика»

Ученик научится:

•находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

•наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

•иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

•иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

•наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

•распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); •иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи; •пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Ученик получит возможность научиться:

•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

•оценивать уместность использования слов в тексте;

•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; •размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

•приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Раздел «Состав слова» (морфемика)

Ученик научится:

•владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

•различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

•различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

•находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

•выделять нулевое окончание;

•подбирать слова с заданной морфемой;

•образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Ученик получит возможность научиться:

•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

 •различать изменяемые и неизменяемые слова;

•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.); выделять в них корни, находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

•сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

•осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); •наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса); •разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Раздел«Морфология»

Ученик научится:

•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы); •распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

•распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

•распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

•распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

•узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

•устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;

•узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

•подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Ученик получит возможность научиться:

•производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

•наблюдать за словообразованием частей речи;

•замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Раздел«Синтаксис»

Ученик научится:

•различать предложение, словосочетание и слово;

•выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; •определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

•различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

•устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; •различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

•отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

•разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Ученик получит возможность научиться:

•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•выделять в предложении основу и словосочетания;

•находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

•опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения; •выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Раздел«Орфография и пунктуация»

Ученик научится:

а) применять ранее изученные правила правописания, а также:

•непроизносимые согласные;

•разделительный твёрдый знак (ъ);

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень в словаре учебника);

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); •безударные родовые окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

•раздельное написание частицы не с глаголами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

е) безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

ж) писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Ученик получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка); •запятая при обращении;

•запятая между частями в сложном предложении;

•безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

 б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач.

Проект «Рассказ о слове», «Семья слов, «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересным детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи.

Синтаксис

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже. Сказуемое, выраженное глаголом. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение. Однородные члены предложения, запятые при однородных членах предложения.

Орфография и пунктуация

Правописание отдельных суффиксов (-ик, -ек). Правописание парных согласных в конце и в середине слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание слов с двойными согласными. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. Правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Правописание ь после шипящих на конце существительных 3-го склонения в именительном и винительном падежах.

 Состав слова

Основа и окончание. Сложные слова. Корень. Приставка. Суффикс. Однокоренные глаголы с приставками.

Морфология

Части речи. Понятие о склонении имён существительных. Падежи. Обзор трёх типов склонения существительных в единственном числе. Первое склонение существительных (единственное число). Правописание безударных падежных окончаний. Второе склонение существительных (единственное число). Склонение существительных мужского рода с нулевым окончанием. Склонение существительных среднего рода с окончанием –о, -е. Правописание безударных падежных окончаний, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Третье склонение имён существительных (единственное число); одинаковые окончания в родительном, дательном, предложном падежах, мягкий знак после шипящих на конце существительных 3-го склонения в именительном и винительном падежах. Склонение существительных во множественном числе. Имя числительное. Понятие об имени числительном.

Развитие речи

Текст. Логико-смысловые связи в тексте. Связь между предложениями. Структура построения текста: начало, развитие темы, завершение. Составление плана текста повествовательного характера. Формулировка вопросов, ответов на вопросы. Собственные сочинения (репродуктивные и творческие). Выбор жанра письменной речи: рассказ, сказка, описание. Редактирование сочинений. Использование толкового и орфографического словаря.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Раздел

Тема

Часы

Воспитательные задачи в рамках модуля «Школьный урок»

Язык и речь(2 ч.)

Наша речь. Виды речи.

1

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности

Наш язык.

1

Текст. Предложение.

Текст. Типы текстов

1

- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации

Словосочетание.(12 ч.)

Административная входная контрольная работа.

1

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

-        использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе

Работа над ошибками. Текст. Типы текстов.

1

Предложение.

1

Виды предложений по цели высказывания.

1

Виды предложений по интонации.

1

Предложение с обращением.

1

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Простое и сложное предложения.

1

Простое и сложное предложения.

1

Словосочетание.

1

Контрольный диктант по теме "Предложение".

1

Слово в языке и речи

(17 ч.)

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.

1

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми

Синонимы и антонимы.

1

Омонимы. Словарный диктант.

1

Слово и словосочетание.

1

Фразеологизмы.

1

Части речи.

1

Имя существительное.

1

Имя прилагательное.

1

Глагол.

1

Что такое имя числительное?

1

Однокоренные слова.

1

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

Разделительный мягкий знак.

1

Обобщение и закрепление изученного. Проект «Рассказ о слове».

1

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

1

Состав слова (12 ч.)

Что такое корень слова? Работа над ошибками.

1

-привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока

_____________________________

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

-    побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и

самоорганизации

Как найти в слове корень?

1

Сложные слова.

1

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1

Значения приставок.

1

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1

Значения суффиксов.

1

Что такое основа слова?

1

Обобщение изученного о составе слова.

1

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

1

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. Проект "Семья слов".

1

Правописание частей слова (25 ч.)

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Правописание слов с безударными гласными в корне.

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Правописание слов с удвоенными согласными.

1

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

1

Правописание суффиксов и приставок.

1

Правописание суффиксов и приставок.

1

Правописание суффиксов и приставок.

1

Правописание суффиксов и приставок.

1

Правописание приставок и предлогов.

1

Правописание приставок и предлогов.

1

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.

1

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

1

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1

Проект «Составляем орфографический словарь».

1

Части речи

Части речи.

1

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения

Имя существительное

(23 ч.)

Имя существительное и его роль в речи.

1

-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

-  применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми

Имя существительное и его роль в речи.

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени».

1

Число имён существительных.

1

Род имён существительных.

1

Род имён существительных.

1

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

1

Контрольный диктант по теме «Имя существительное".

1

Склонение имен существительных.

1

Падеж имён существительных.

1

Именительный падеж.

1

Родительный падеж.

1

Дательный падеж.

1

Винительный падеж.

1

Творительный падеж.

1

Предложный падеж.

1

Падежи имён существительных.

1

Обобщение изученного. Проверочная работа.

1

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных».

1

Проект «Зимняя страничка».

1

Имя прилагательное

(12 ч.)

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

1

Роль прилагательных в тексте.

1

Текст-описание.

1

Род имён прилагательных.

1

Изменение имён прилагательных по родам.

1

Число имён прилагательных.

1

Изменение имён прилагательных по падежам.

1

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Проект «Имена прилагательные в загадках».

1

Местоимение (5 ч.)

Личные местоимения.

1

-побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения

Изменение личных местоимений по родам.

1

Местоимение.

1

Местоимение.

1

Обобщение знаний по теме "Местоимение". Составление письма.

1

Глагол (17 ч.)

Значение и употребление глаголов в речи.

1

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

-  применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми

Значение и употребление глаголов в речи.

1

Неопределённая форма глагола.

1

Неопределённая форма глагола.

1

Число глаголов.

1

Число глаголов.

1

Времена глаголов.

1

Времена глаголов.2 - е лицо глаголов.

1

Изменение глаголов по временам.

1

Изменение глаголов по временам.

1

Род глаголов в прошедшем времени.

1

Род глаголов в прошедшем времени.

1

Правописание частицы не с глаголами.

1

Правописание частицы не с глаголами.

1

Обобщение знаний по теме "Глагол"

1

Обобщение знаний по теме "Глагол"

1

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Повторение (10ч.)

Части речи.

1

- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми

Обобщение изученного о словах, предложениях.

1

Правописание окончаний имён прилагательных.

1

Правописание приставок и предлогов.

1

Правописание безударных гласных.

1

Правописание значимых частей слов.

1

Итоговая контрольная работа.

1

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова.

1

Текст.

1

КВН "Знатоки русского языка".

1

Итого:

136

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

(неделя)

Тема

Кол-вочасов

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты

УУД

Личностныерезультаты

Язык и речь

1.

1 нед.

Наша речь. Виды речи.

1 час

Различать язык и речь. Знать, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь, о сферах употребления в России русского языка и национальных языков.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Ориентироваться в учебниках

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

2.

Наш язык.

1 час

Текст. Предложение. Словосочетание

 3

4.

Текст. Типы текстов.

Предложение.

1 час

     1 час

Уметь различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту.

Определять цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

5.

2 нед

Виды предложений по цели высказывания

1 час

Уметь разъяснять постановку знаков препинания

Научатся разъяснять постановку знаков препинания, называть виды предложений по цели высказывания

Анализировать объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков

Контролировать свою деятельность.

Уметь формулировать правило.

Взаимодействие с партнером.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

 6

Виды предложений по интонации.

1 час

7

Административная входная контрольная работа.  

1 час

Уметь различать предложения по интонации, разъяснять постановку знаков препинания

Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

8

Работа над ошибками. Виды предложений.

1 час

9

3 нед.

Предложения с обращением.

1 час

Уметь находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

Объяснять, что такое обращение, находить обращения в предложении

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

10-

11

Главные и второстепенные члены предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.

1 час

1 час

Уметь устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения, различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении

Самостоятельно организовывать свое рабочее место

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение». Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

12-

13

4 нед.

Простое и сложное предложения.

2 часа

Уметь различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное

Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

14

Словосочетание.

Проверочная работа по теме "Виды предложений".

1 час

Уметь различать словосочетание и предложение, выделять в предложении словосочетания.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.

15

Контрольный диктант по теме «Предложение».

1 час

Обосновывать знаки препинания в конце предложений

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Слово в языке и речи

 16.

Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и

многозначные слова

1 час

Уметь распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.

Научиться

контролировать свою деятельность. Поиск и выделение необходимой информации. Взаимодействие с партнером.

Развитие познавательных интересов, учебных

мотивов.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

17.

5 нед.

Синонимы и антонимы

1 час

Уметь находит синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирает к слову синонимы и антонимы

Уметь распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Соблюдение в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

18.

Омонимы. Словарный диктант.

1 час

19.

Слово и словосочетание.

1 час

Уметь различать словосочетание и слово

Уметь находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объясняет их значение

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Соблюдение в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Формирование ценностно-смысловой ориентации,

опыта нравственных и эстетических переживаний

Сохранять мотивацию к учебе,

ориентироваться на понимание

причин успеха в учебе,

проявлять интерес к новомуучебному материалу, развивать

20.

Фразеологизмы.

1 час

21.

6 нед.

Части речи.

1 час

Уметь узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи.

Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Продолжать учиться работать в группе.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место

22.

Имя существительное.

1 час

Уметь узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи.

Продолжать учиться работать в группе.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место

Определять план выполнения заданий на уроках

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Соблюдение в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Формирование ценностно-смысловой ориентации,

опыта нравственных и эстетических переживаний

Сохранять мотивацию к учебе,

ориентироваться на понимание

причин успеха в учебе,

проявлять интерес к новому

учебному материалу, развивать

23.

Имя прилагательное.

1 час

24.

Глагол

1 час

25.

7 нед.

Что такое имя числительное?

1 час

26.

Однокоренные слова.

1 час

Уметь распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм.

Соблюдение в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

27.

Звуки и буквы. Гласные звуки.

1 час

28.

Звуки и буквы. Согласные звуки.

1 час

Уметь распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать слово и слог, звук и букву. Проводить звуковой и звукобуквенный разбор определенного слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм.

Определять план выполнения заданий на уроках

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

29

30

8 нед.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Разделительный мягкий знак.

1 час

1 час

31.

Обобщение и закрепление изученного материала по теме «Слово в языке и речи».Проект «Рассказ о слове».

1 час

Уметь находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Уметь группировать слова по типу орфограммы.

Объяснять значение выбранного слова, понимать, как пишется словарная статья

Находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами

Оформлять свои мысли в

и письменной речи; учиться подтверждать аргументы фактами.

Прогнозировать последствия коллективных решений;

организовывать учебное взаимодействие в группе.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

32.

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи».

1 час

Состав слова

33.

9 нед.

Что такое корень слова? Работа над ошибками.

1 час

Уметь различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.

Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.

Соблюдать в повседневной жизни нормы

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

34.

Как найти в слове корень?

1 час

Уметь различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Уметь работать со словарём однокоренных слов

Выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного; участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;

проявлять интерес к различным точкам зрения

Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.

35.

Сложные слова.

1 час

Уметь различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и формы одного и того же слова  

Выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного; участвовать в учебном диалоге,

аргументировать свою точку зрения; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре;

проявлять интерес к различным точкам зрения

Развитие познавательных интересов, учебных

мотивов.

Формировать  внутреннюю  позицию  школьника,  положительное  отношение  к  школе.

36.

Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

1 час

Формулирует определение окончания, выделяет окончание в слове, доказывает значимость окончания в слове.

37.

10 нед.

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

1 час

Знать формулировку определения приставки. Уметь объяснять значение приставок в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки

38.

Значения приставок.

1 час

39.

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

1 час

Знать формулировку определения суффикса. Уметь объяснять значение суффиксов слове. Выделять в словах суффиксы.  Образовывать слова с помощью приставки и суффикса

Понимать  учебную  задачу  урока,  стремиться  ее  выполнить; оценивать  достижения  на  уроке;  принимать  план  действий  для  решения  учебных  

Формировать  внутреннюю  позицию  школьника,  положительное  отношение  к  школе.

40

Значения суффиксов.

1 час

Уметь подробно излагать текст. Определять наличие в слове изученных орфограмм.

41.

11 нед.

Что такое основа слова?

1 час

Уметь выделять в словах основу слова, разбирать слова по составу

Находить  ответы  на  вопросы  в  тексте  учебника;  понимать  учебную  задачу  урока,  стремиться  ее  выполнить  и  оценить  свои  достижения  на  уроке

Формировать внутреннюю позицию школьника, положительное отношение к школе, демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

42.

Обобщение изученного материала о составе слова. Проверочная работа теме «Состав слова».

1 час

Знать алгоритм разбора слов по составу.

Уметь выделять в словах основу слова, разбирать слова по составу

43

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Состав слова».

1 час

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом

Умение контролировать свои действия по результату.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Планирование учебного

сотрудничества

Работать в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности

Проявлять  доброжелательное  отношение  к  сверстникам,  стремиться  прислушиваться  к  мнению  одноклассников;  проявлять  мотивацию  учебно-познавательной  деятельности  и  личностного  смысла  учения;  понимать   смысл  выполнения  самоконтроля  и  самооценки результатов  учебной  деятельности;  анализировать  свои  действия

44

Работа над ошибками.  Проект «Семья слов».

1 час

Правописание частей слова

45

12 нед.

В каких значимых частях слова есть орфограммы?

1 час

Уметь определять наличие в слове изученных орфограмм, подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой

Умение контролировать свои действия по результату.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Планирование учебного

сотрудничества

Сохранять мотивацию к учебе,

ориентироваться на понимание

причин успеха в учебе,

проявлять интерес к новому

учебному материалу

46

47

48

Правописание слов с безударными гласными в корне.

3 часа

Уметь подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове

Принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему; получать информацию из текста учебника, обсуждать ее, формулировать выводы

Проявлять учебно-познавательныйинтереск новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач.

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

49

50

51

52

13 нед.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

4 часа

Знать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности

Уметь подбирать несколько проверочных слов

53

14 нед.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

1 час

Знать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности

Уметь подбирать несколько проверочных слов

54

55

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

2 часа

56

57

15нед.

Правописание слов с удвоенными согласными

2 часа

Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в слове орфограммы.

58

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»

1 час

Умение составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя)

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

59

Правописание суффиксов и приставок

1 час

Знать определения приставки и суффикса. Уметь выделять в словах приставки и суффиксы, образовывать слова с помощью приставки или суффикса

Выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного

60

61

62

16нед.

Правописание суффиксов и приставок

3 часа

Находить ответы на вопросы в тексте учебника; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценить свои достижения на уроке.

Проявлять учебно-познавательный интерес   к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач

63

64

Правописание приставок и предлогов

2 часа

Уметь группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове, различать приставки и предлоги и правильно их писать

Умение контролировать свои действия по результату.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Планирование учебного

сотрудничества

Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способностьк

самооценке

65

17 нед.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком

1 час

66

67

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

2 часа

Умение находить и отмечать в словах орфограммы, использовать алгоритм действий для решения орфографических задач в практической деятельности

Принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной работы

Проявлять учебно-познавательный интерес   к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач

68

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»

1 час

Уметь находить и отмечать в словах орфограммы, использовать алгоритм действий для решения орфографических задач в практической деятельности.

Умение контролировать свои действия по результату.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к

самооценке

69

18 нед.

Работа над ошибками. Проект «Составляем орфографический словарь».

1 час

Части речи

70

Части речи.

1 час

Уметь распознавать по изученным признакам слова различных частей речи, подбирать примеры.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Имя существительное

71

Имя существительное и его роль в речи.

1 час

Уметь распознавать имена существительные среди слов других частей речи

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

72

Имя существительное и его роль в речи.

1 час

Уметь определять лексическое значение имен существительных.

Различать среди однокоренных слов имена существительные

Принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему.

Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной работы

Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к

самооценке

73

19 нед.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1 часа

Уметь выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные (по вопросу и по значению).

Работать в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения

Проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников,

проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла

74

Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени».

1 час

Умение распознавать собственные и нарицательные имена существительные. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных

Включаться в диалог с  учителем  и  сверстниками,  в  коллективное  обсуждение  проблем,  проявлять  инициативу  и  активность  в  стремлении  высказаться

75

Число имён существительных

1 часа

Уметь определять число имен существительных. Изменить форму числа имен существительных

76

77

20 нед.

Род имён существительных

2 часа

Уметь определять род имен существительных

78

79

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

2 часа

Уметь правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи

Высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку с помощью учебника; соотносить учебные задачи, поставленные в начале    с полученными результатами; излагать и аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника и вести диалог

Демонстрировать личностный смысл обучения, заинтересованность в приобретении   и расширении знаний и способов действий; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности

80

81

21 нед.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Склонение имён существительных.

1 час

1 час

Уметь изменять имена существительные по падежам. Знать названия падежей. Уметь определять падеж имен существительных

82

Падеж имён существительных.

1 часа

Запоминать названия падежей. Уметь определять падеж имен существительных

Умение контролировать свои действия по результату.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Планирование учебного

сотрудничества

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

83

Именительный падеж.

1 час

Уметь распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу

84

Родительный падеж.

1 час

Уметь распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание)

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»

85

21 нед.

Дательный падеж.

1 час

Уметь распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание)

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Демонстрировать личностный смысл обучения, заинтересованность в приобретении   и расширении знаний и способов действий; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности

86

Винительный падеж.

1 часа

87

Творительный падеж.

1 час

88

Предложный падеж.

1 час

89

22 нед.

Падежи имён существительных.

1 час

Уметь сопоставлять и различать внешние сходные падежные формы,

составлять сообщение об изученных падежах имен существительных

Умение контролировать свои действия по результату.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; иметь положительное отношение к творческому труду, к работе на результат

90

Обобщение знаний об имени существительном. Проверочная работа.

1 час

91

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных».

1 час

Уметь контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Умение контролировать свои действия по результату.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков

Проявлять учебно-познавательный интереск новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; иметь положительное отношение к творческому труду, к работе на результат

92

Проект «Зимняя страничка».

1 час

Уметь подбирать имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов

Имя прилагательное

93-

94

23 нед.

Значение и употребление имён прилагательных в речи.

2 часа

Уметь распознавать имена прилагательные среди других частей речи, определять лексическое значение имен прилагательных

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»

95

Роль прилагательных в тексте.

1 час

96

Текст-описание.

1 час

Уметь осознанно и произвольно построить речевое высказывание

Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Принимать план действий для решения учебных задач и следовать ему.

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».

97

24 нед.

Род имён прилагательных.

1 час

Уметь определять род имен прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду

98

Изменение имён прилагательных по родам.

1 час

Уметь изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно родовые окончания прилагательных

Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

99

Число имён прилагательных.

1 часа

Уметь определять форму числа имен прилагательных, изменять имена прилагательные по числам

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Проявлять учебно-познавательный интереск новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; иметь положительное отношение к творческому труду, к работе на результат.

100

101

25 нед.

Изменение имён прилагательных по падежам.

2 час

Уметь определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных

102

Обобщение знаний об имени прилагательном.

1 час

103

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное.

1 час

Уметь определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения

104

Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках

1 час

Местоимение

105

26 нед.

Личные местоимения.

1 час

Уметь распознавать личные местоимения среди других частей речи

Находить ответы на вопросы, понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценить свои достижения на уроке, излагать и аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника и вести диалог

Проявлять  учебно-познавательный  интерес   к  новому  учебному  материалу  и  способам  решения  учебных  и  практических  задач;  иметь  положительное  отношение  к  творческому  труду,  к  работе  на  результат

106

Изменение личных местоимений по родам.

1 час

Уметь определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.

107

108

Местоимение.

2 часа

109

27 нед.

Обобщение знаний по теме "Местоимение". Составление письма.

1 час

Уметь составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану

Глагол

110

111

Значение и употребление глаголов в речи.

2 часа

Уметь распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов.

Высказывать и обсуждать предположения, осуществлять самопроверку с помощью учебника; соотносить учебные задачи

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

112

113

28 нед.

Неопределённая форма глагола.

2 часа

Уметь узнавать неопределенную форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределенной форме однокоренные глаголы.

Определять цель учебной деятельности, соотносить свои действия с поставленной целью

Проявлять учебно-познавательный интереск новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; иметь положительное отношение к творческому труду, к работе на результат

114

115

Число глаголов.

2 часа

Уметь распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам

116

117

29 нед.

Времена глаголов.

Времена глаголов. 2-е лицо глагола

1 час

1 час

Уметь распознавать время глагола, изменять глаголы по временам. Уметь образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов

Находить ответы на вопросы, понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценить свои достижения на уроке

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

118

119

Изменение глаголов по временам.

2 часа

120

121

30 нед.

Род глаголов в прошедшем времени.

2 часа

Уметь определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени

122

123

Правописание частицы не с глаголами.

2 час

Знать, как писать частицу НЕ с глаголами, правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей НЕ.

Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

124

Обобщение знаний по теме «Глагол».

1 час

Находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний;

пробовать самостоятельно перестраивать известный способ действия.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать

Проявлять учебно-познавательный интереск новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; иметь положительное отношение к творческому труду, к работе на результат

125

31 нед.

Обобщение знаний по теме «Глагол».

1 час

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

126

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1 час

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Находить ответы на вопросы, понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценить свои достижения на уроке, излагать и аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника и вести диалог

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

Повторение

127

Части речи. Обобщение и систематизация изученного о частях речи. Проверочная работа по теме «Глагол».

1 час

Уметь распознавать части речи, определять их лексическое значение

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения

Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к учебному материалу, развивать способность к самооценке

128

Обобщение изученного о словах, предложениях

1 час

Уметь находить и отмечать в словах орфограммы, объяснять правильность написания слова с изученными орфограммами

129

32 нед.

Правописание окончаний имён прилагательных

1 час

130

Правописание приставок и предлогов.

1 час

131

Правописание безударных гласных.

1 час

Уметь группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове, различать приставки и предлоги и правильно их писать

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения

132

Правописание значимых частей слов.

1 час

Уметь различать текст и предложение, текст и набор предложений, определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста.

133

34 нед.

Административная  контрольная работа.

1 час

Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к учебному материалу, развивать способность к самооценке

134

Однокоренные слова.

1 час

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Выделять учебную задачу на основе соотнесения
известного

Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к учебному материалу, развивать способность к самооценке

135

Текст.

1 час

Уметь различать текст и предложение, текст и набор предложений, определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов

Находить в справочниках, ответы на интересующие вопросы; делать выводы на основе обобщения знаний.

Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения

Проявлять учебно-познавательный интерес   к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; иметь положительное отношение к творческому труду, к работе на результат.

136

КВН. Обобщение и систематизация изученного за год.

1 час

Уметь самостоятельно подготовить материал для доклада по теме «Части речи в русском языке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс. Базовый уровень

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи»  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:         1. Программы д...

Рабочая программа по предмету «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 2 - 4 КЛАСС базовый уровень

Рабочая программа по предмету   «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 2 - 4 КЛАСС базовый уровень...

Рабочая программа по предмету «Технология» для 1- 4 классов (базовый уровень)

Рабочая программа по предмету «Технология»  для 1- 4 классов (базовый уровень)...

Рабочая программа по предмету «Математика» для 1- 4 классов (базовый уровень)

Рабочая программа по предмету  «Математика»  для 1- 4 классов (базовый уровень)...

Рабочая программа по физической культуре 2 класс в соответствии с требованиями ФГОС (В.И. Лях, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре 2 класс составлена  в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы В.И. Ляха и рассчитана на  3 часа в неделю....

Рабочая программа по физической культуре 2 класс в соотвествии с требованиями ФГОС(В.И.Лях, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре 2 класс в соотвествии с требованиями ФГОС(В.И.Лях, 3 часа в неделю)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ 3а КЛАССА (базовый уровень) (1 час в неделю, всего – 34часа)

Рабочая программа по учебному предмету технология для 3 класса на 2021-2022 учебный год  разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования...