Тема "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Конспект по русскому языку. 2 класс.Тема "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 2
Дисциплина: Русский язык
Учитель: Николаева А.А.
Практикант: Никитченко О.В.
Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели:
Содержательная: формирование понятий «одушевленности /неодушевленности» имен существительных.
Деятельностная: формирование умения отличать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать умение задавать вопросы к именам существительным КТО? или ЧТО?;
2. Развивать умение писать правильно слова на изученные орфограммы, словарные слова;
3. Развивать умение объяснять смысл пословиц;
4. Развивать умение иллюстрировать правило примерами;
Развивающие:
1. Развивать умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или
самостоятельно);
2. Развивать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
3. Развивать умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;
4. Развивать умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
5. Развивать умение слушать собеседника и понимать речь других.
Воспитательные:
1. Воспитывать заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Умение задавать вопросы к именам существительным КТО? или ЧТО?;
2. Умение писать правильно слова на изученные орфограммы, словарные слова;
3. Умение объяснять смысл пословиц;
4. Умение иллюстрировать правило своими примерами;
Личностные:
1. Заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Умение осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
2. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
Регулятивные:
1. Умение принимать и сохранять цель и учебную задачу;
2. Умение планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
3. Проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
Коммуникативные:
- Умение слушать собеседника и понимать речь других.
- Работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
Оборудование: слайды презентации, учебник
Образовательный ресурс: Учебник: Русский язык. 2 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Кананкина, В. Г.
Горецкий. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – 144 с. : ил. – (Школа России). Стр. 48-50
План урока:
1.Этап мотивации
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности к уроку
1.3. Работа с пословицей
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку!»
2.2. Игра «Кто? или ЧТО?»
2.3. Словарный диктант
3. Этап выявления места и причины затруднения
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Наблюдение над языковым материалом (упр. 80, стр.48)
5.2. Работа с правилом (стр.48-50)
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
6.1. Подбор одушевленных имен существительных (упр. 81)
6.2. Работа у доски
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
7.1. Работа со стихотворением
7.2. Выборочное списывание
8. Этап включения в систему знаний и повторения
8.1. Анализ слов
8.2. Игра «Помоги Незнайке»
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1 Этап мотивации Задача: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята меня зовут Ольга Вадимовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности к уроку 1.3. Работа с пословицей - Ребята, я хотела начать наш урок с пословицы, но она рассыпалась. Помогите ее собрать. УХО ОСТРО ДЕРЖИ - Правильно! А как вы ее понимаете? - Каким надо быть на уроке? - Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Знайка сказал ему интересную пословицу, но Незнайка не может понять ее. -Что она означает? Повторение – мать учения. (слайд 1) - Давайте поможем Незнайке понять смысл данной пословицы. - Ребята, как вы её понимаете? Повторение тренирует память, помогает запомнить информацию лучше, облегчает учебный процесс. - Для чего нужно повторение? повторения не будет учения. - Молодцы! | Дети настраиваются на работу, собирают пословицу, объясняют смысл пословицы Держи ухо остро. - Это значит надо быть внимательным, осторожным | Фронтальная | Л1 Пр3 |
2. Этап актуализации пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений индивидуальной деятельности каждого учащегося | 2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку!» - Вот мы сейчас и проверим, умеете ли вы быть внимательными - Ребята, я буду говорить фразы. Если это утверждение верно, вы молчите и руки не поднимаете, а если вы не согласны с тем, что я сказала, поднимаете руки, исправляете меня. Важно поймать все ошибки. - Имя существительное называется так потому, что называет (именует) всякий предмет, СУЩЕСТВУЮЩИЙ в мире (да) - Имена существительные могут отвечать на вопросы КТО? и ЧТО? (да) - Имена существительные воробей, ворона, синица – обозначают вещи (нет) - Имена существительные внимательность, скромность, вежливость отвечают на вопрос КТО? (нет) Почему? (они обозначают качества человека) - Слова гроза, снег, метель обозначают явления природы и отвечают на вопрос ЧТО? (да) - Молодцы! Вы действительно были внимательными! 2.2. Игра «Кто? или ЧТО?» - А сейчас я буду вам называть слово, а вы хором – вопрос, на который оно отвечает, живой это предмет или неживой. Вьюга – ЧТО? Почему? Это неживой предмет. Ночь –Что? Почему? Ученик – Кто? Почему? Белочка – Кто? Почему? Дупло – Что? Почему? Шишка – Что? Почем? Дятел – Кто? Почему? Радость – Что? Почему? - Молодцы! Вы все знаете. 2.3. Словарный диктант. - Проверим, сможете ли вы быть внимательными и правильно записать слова-отгадки. Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице( Морковь) Сидит дед, Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи, Меня ищи.(Капуста) Неказиста, шишковата, А придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»(Картошка) Не барашек и не кот, Он всю зиму в шубе спал, Лапу левую сосал, а проснулся, стал реветь... Этот зверь- лесной ( Медведь) Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая( Сорока) - Поменяйтесь тетрадками, проверьте написанное товарищем, сверяйте со слайдом.(Слайд 2) | Дети внимательно слушают и отвечают на поставленные вопросы учителя Дети отвечают на вопросы хором Существительное отвечает на вопросы Кто? Что? Отгадывают загадки Морковь Капуста Картошка Заяц Медведь Сорока | Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Л1 Пр2 П2 Пр1 К2 Пр2 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Ребята, на сколько групп можно разделить эти слова? Почему? - А как называются такие имена существительные? (Не знаем) - Откройте учебник на странице 48. Прочитайте название темы | На две группы, одни отвечают на вопрос КТО? – это живые предметы, а другие на вопрос ЧТО? – это неживые предметы. «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» | Фронтальная | |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Работа над темой урока - Сформулируйте тему нашего урока 4.2. Формулирование цели и задач урока - Какую цель мы перед собой поставим? -Что мы должны сделать, чтобы усвоить нашу тему? | Формулируют тему урока Формулируют цели и задачи урока | Фронтальная Фронтальная | Р2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Наблюдение за языковым материалом (упр. 80) - Ребята, кто изображен на картинке к упражнению 80-ому? - Давайте прочитаем о людях этой профессии. - Прочитайте стихотворение Владимира Маяковского про себя. - Найдите имена существительные. Кого так называют? На какой вопрос они отвечают? (КТО?) - Как вы думаете, эти существительные будут называться одушевленными или неодушевленными? Почему? 5.2. Работа с правилом - Давайте проверим свои предположения, прочитаем правило тетушки Совы. - Итак, кто был самым внимательным и скажет: какие имена существительные называются одушевленными? - Скажите, может вы уже догадались, какие имена существительные называются НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ? - Проверим, прочитаем правило тетушки Совы на странице 50-ой. - Итак, как же отличить имена существительные ОДУШЕВЛЕННЫЕ от имен существительных НЕОДУШЕВЛЕННЫХ? (по вопросу…) - Молодцы! | Работают над упражнением На картине изображен столяр Работают с правилом Отвечают на вопрос учителя что такое неодушевленное имя существительное | Фронтальная Индивидуальная | Пр4 П3 Пр4 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Подбор одушевленных имен существительных (упр. 81) - Проверим, как вы усвоили новые правила. Посмотрите на упражнение 81 –ое. Почему здесь в скобках стоят вопросы? (все эти существительные одушевленные) - А почему стоят точки? (Мы должны придумать сами по два слова) - Какие слова вы допишите в первую группу? Во вторую? Третью? Четвертую? Пятую? 6.2. Работа у доски - Запишите четыре группы слов по образцу. А пятую группу у доски запишет … - Проверим. Читаем по цепочке… | Работа с упражнением 81 Отвечают на вопрос учителя Работают у доски записывают четыре группы Люди(Кто?) художник , режиссер, музыкант Птицы:(кто?)снегирь , воробей, зимородок Насекомые:(кто?) шмель ,кузнечик, оса Домашние животные(кто?) лошадь, корова, собака Дикие животные(кто?) медведь, волк, тигр | Самоанализ ученика, который работал у доски Индивидуальная | П3 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Работа со стихотворением - Я надеюсь, вы все любите рисовать. Посмотрите какую картину нарисовал художник к стихотворению А Кушнера (упр. 84) - Прочитайте выразительно. - Так что же такое пейзаж? - Давайте проверим по толковому словарю (стр. 136-138) 7.2. Выборочное списывание - Выпишите выделенные существительные. На какие вопросы они отвечают? Это одушевленные или неодушевленные имена существительные? | Работа со стихотворением Пейзаж-это жанр изображение Выписывают имена существительные Река –Что? Иней- Что? Облака- Что? Равнина- Что? Шалаш- Что? Картина – Что? Пейзаж- Что? | Индивидуальная Индивидуальная | К1 Р2 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1. Анализ слов - Ребята, прочитайте записанные на слайде слова. Комар, одежда, снег, картина, художник, пилот, друг, скромность, хитрец, девочка - Что вы заметили (это имена существительные, здесь есть и одушевленные и неодушевленные имена существительные) - Правильно 8.2. Игра «Помоги Незнайке» - Ребята, Незнайка был не очень внимательным и не сумел эти слова распределить правильно. Помогите ему, исправьте. ОДУШ. НЕОДУШ. Комар одежда Художник снег Картина пилот Друг девочка Хитрец скромность - Дайте совет Незнайке. | Отвечают на вопрос какие слова на слайде Это имена существительные Помогают Незнайке со словами Распределяют правильно по столбцам | Фронтальная Фронтальная | К1 Пр4 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Какую цель мы ставили перед собой? -Мы научились различать одушевленные и неодушевленные имена существительные? Как надо это делать? - Кто считает, что нужно еще потренироваться? - Оцените свою работу: кто работал на пять? На четыре? Молодцы! Мне было очень приятно с вами сегодня работать. | Закрепление изученного Вспоминают какую поставили цель Научились различать одушевленное и неодушевленное имя существительное | Фронтальная | Р1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Цели урока:продолжить формировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значе...
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-139963-1352381279.jpg)
Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
В материалах вы можете познакомиться с разработкой урока с использованием развивающих методов и приемов.А также прилагается слайд-презентация, соответствующая плану урока....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-204596-1361456931.jpg)
Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об имени существительном как о части речи.Урок разработан по системе развивающего об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-223455-1363630774.jpg)
Интерактивное задание «Одушевленные, неодушевленные имена существительные»
Интерактивное задание «Одушевленные, неодушевленные имена существительные», предназначено для интерактивной доски SMART Board...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Конспект урока разработан по программе РО Л.В. Занкова (учебник А.В. Поляковой). Тип урока: урок открытия новых знаний....
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....